Страницы: 1 2
Музей посвящен деятельности Национальной военной организации в земле Израильской (Иргун цваи леуми баарец Исраэль или просто Иргун). Эцель - другое ее название, для пущей конспирации созданное из аббревиатуры IZL. Музей находится на улице Кинг Джордж практически на пересечении с Бен Цион. На верхнем этаже того же здания - небольшой персональный музей Зеева Жаботинского, где тоже очень интересно.
Музей построили не просто так - за 17 лет своего существования (1931-1948) Иргун успел отметиться в разведдонесениях всех крупных политических игроков того времени, поубивать и потерять кучу народу, не говоря уже о том вкладе, который организация внесла в будущее страны и ее армии.
Чтобы хотя бы в общих чертах понять, о чем тут в принципе пойдет речь, нужно прочитать учебник истории, немного окунуться в тему и политические подробности. В начале XX века территория тогда еще Палестины принадлежала Османской империи. В период Первой мировой британская армия под командованием генерала Алленби капитально выкурила оттуда турок, и после войны Великобритания получила мандат на управление этой самой территорией, а вместе с мандатом такой гембель, какого и представить себе не могла.
Алия, начавшаяся в конце XIX века, набирала обороты, несмотря на усилия британцев по ограничению иммиграции. Коренные арабские жители тоже были не в восторге от происходящего, и все вместе приводило к конфликтам разных масштабов. Нестабильная ситуация в Европе, погромы и приход к власти национал-социалистов в Германии придали алии такое ускорение, что в 1939 году Великобритания опубликовала так называемую "Белую книгу", резко ограничивавшую количество потенциальных иммигрантов.
Проблема была в том, что уже состоявшиеся иммигранты таких решений не поддерживали. И далеко не все из них были тихими мирными поселенцами, согласными на статус гостя в чужой стране. Поэтому они взяли в руки оружие, и в стране образовалось сразу несколько подпольных движений и организаций (Эцель, Лехи, Хагана). В этой записи будут многократно упомянуты сложные отношения между Великобританией, подпольными движениями и Армией обороны. И если с первой все понятно, то конфликты между остальными могут вызывать удивление. Отчасти причина их в том, что даже к одной цели можно идти разными путями, использовать разные средства. Вот насчет этого далеко не все и не всегда были друг с другом согласны. Сейчас уже нельзя определить, кто прав, кто виноват, и кто где палку перегнул.
Рассказ об организации начинается с ее истоков. Нили - подпольщики периода Первой мировой, а Еврейский легион был в свое время частью британской армии. Позднее из всего этого и получился Иргун, который уже был совсем не на стороне бритишей, а вовсе даже против. Хотя члены Нили вроде как боролись за общее дело, они не во всем были согласны с лидерами сионистского движения. Споры о заслугах тянулись аж до 1967 года, когда Авшалом Файнберг, один из основателей Нили, был наконец-то перезахоронен на горе Герцля (Хар-ха-Зикарон).
Бейтар - молодежная сионистская организация, созданная Жаботинским (см. ниже) в 1923 году в Риге и активно поддерживавшая движение по всей Европе. Названа была в честь убитого тремя годами ранее Иосифа Трумпельдора (brit Yosef Trumpeldor, союз имени И.Т.). Последний вошел в историю не только благодаря своей активной деятельности в пользу тогда еще не существовавшего государства, но и последним словам: "Хорошо умереть за нашу страну". Впрочем, есть и другая версия, - что последние слова Трумпельдора были на родном русском и представляли собой нечто нецензурное.
В 1944 году начался самый жесткий и кровавый период истории Иргун. Они портили британцам жизнь как только могли, не жалея ни себя, ни товарищей. В период с 1944 по 1948 год было проведено множество успешных операций (см. ниже). Главой организации в то время был Менахем Бегин, позднее ставший премьер-министром Израиля.
В том же году, впервые за все время действия британского мандата в Палестине члены организации вынудили британскую полицию покинуть Стену Плача в Йом-Кипур и не мешать трубить в шофар. А на следующий день атаковали сразу четыре полицейских участка, чтобы разжиться так необходимым оружием.
Годом позже в Великобритании сменилась власть, и гайки насчет иммиграции закрутили еще туже. По этому поводу не особо дружные между собой Иргун, Хагана и Лехи объединились против общего врага и устроили британцам такие цорес, что предыдущие их акты показались цветочками. Они без устали взрывали все, до чего могли дотянуться: полицейские участки, мосты, ж/д полотно в Лидде (она же Лод, город неподалеку от аэропорта Бен-Гуриона), отель "Царь Давид", британское посольство в Риме.
14 мая 1948 года случилось то, чего все так ждали, и во что до конца не решались поверить, - было официально провозглашено государство Израиль. Процесс абсорбции независимых воинственных товарищей свежеиспеченной Армией обороны проходил небыстро и негладко, были даже вооруженные конфликты, жертвы и подбитые корабли (об этом в следующей записи). Трения продолжались до осени и закончились после жестокого и бессмысленного убийства членами Лехи посредника ООН в арабо-израильском конфликте Фольке Бернадота.
В музее выставлено много сохранившихся личных вещей. Фальшивые паспорта членов Иргун.
Флаг организации и оружие.
Макет подпольной мастерской по изготовлению оружия. Потребности значительно превышали ресурсы, так что оружие делали буквально из всего, что попадалось под руку.
Отличное оформление потолка. Вот эта лента с мелкими флажками, вообще популярный в Израиле элемент, вывешена на каждом третьем балконе.
Часть экспозиции посвящена Алия-Бет (см. ниже).
Особое место выделено под мемориальный уголок. На этих фотографиях - 12 мученически погибших членов организации (их там 12, честно-честно, мне в объектив не поместилось). На соседней стене - полный список всех солдат Иргун, которые не успели увидеть, как сбывается их общая мечта.
Второй этаж отдан под весьма наглядные описания боевых операций - с макетами, схемами и пошаговым разбором, кто, куда и как. На схемах есть даже цветные лампочки, которые зажигаются согласно последовательности событий.
В период объединения организации действовали наиболее эффективно. В одну и ту же ночь на 1 ноября 1945 года совместными усилиями они нанесли серьезный урон ж/д путям по всему центру страны. Бойцы Пальмаха (элитный отряд Хаганы) взорвали больше 100 зарядов, Иргун занялся вокзалом в Лидде, а Лехи - маслоперерабатывающим заводом в Хайфе. Погибло четыре человека, среди боевиков жертв не было.
Недостающее оружие Иргун обычно добывал в полицейских участках, и одной из самых амбициозных операций было нападение на участок в Рамат-Гане 23 апреля 1946 года. Трое боевиков погибло, один - Дов Грунер - был ранен и арестован. Его судил военный суд в Иерусалиме, приговор вынесли ожидаемый. После оглашения приговора Грунер произнес слова из стихотворения, написанного Яковом Коэном после погромов 1903 года в Кишиневе: "В крови и в огне пала Иудея - в крови и в огне она возродится". Через три месяца его казнили, планам Иргун по освобождению своего солдата не суждено было сбыться. Он один из 12 на той стене. В 1954 году площадь перед полицейским участком в Рамат-Гане была названа в его честь.
Лето 1946 года выдалось особо тяжелым для всех участников событий. 13 июня двое членов Иргун были приговорены к смертной казни. Через три дня Пальмах снова взялся за железную дорогу, в одну ночь было взорвано 11 мостов. А 18 июня бойцы Иргун похитили шестерых британских офицеров, угрожая их убить, если казнь не отменят. Британцы ответили быстро и жестко, проведя 29 июня операцию "Агата", она же "Черная суббота" (да-да, тот самый black sabbath). 17 тысяч солдат провели множество обысков и арестов в Иерусалиме, Хайфе, Тель-Авиве и других городах. Было конфисковано оружие и секретные документы, похищенных так и не нашли. Переговоры были долгими и тяжелыми, но в итоге британцев отпустили, а смертную казнь заменили пожизненным заключением. После черной субботы Хагана и Пальмах отказались участвовать в дальнейшей борьбе против британской администрации. Иргун и Лехи идею не поддержали, скорее наоборот.
Акция в иерусалимском отеле "Царь Давид" стала самой кровавой за всю историю Иргун. 22 июля 1946 года боевики пронесли в отель семь "молочных" бидонов, в каждом по 50 килограмм взрывчатки. Целью были располагавшиеся в отеле британская администрация и штаб-квартира армии; кроме того, планировалось уничтожить документы, захваченные британцами в ходе рейда 29 июня. Бомбы взорвались, погиб 91 человек. Двое членов организации были ранены, один из них смертельно. Иргун утверждает, что они звонили в отель, газету Palestine Post и соседнее французское консульство незадолго до операции, чтобы люди успели эвакуироваться. Это подтверждает как минимум один свидетель, сотрудник газеты, ну и собственно французы, которые все-таки провели эвакуацию. В британской же прессе поднялся такой скандал, что уже трудно было понять, кто виноват. После взрыва в Иерусалиме ввели жесткий комендантский час, а еврейское агентство официально открестилось от всех связей с инцидентом и осудило действия Иргун.
31 октября 1946 года солдаты Иргун взорвали британское посольство в Риме. Бомба была заложена ночью, так что погибли только два проходящих мимо итальянца, которые вообще не имели отношения ни к Великобритании, ни к Палестине. Тем не менее в самой Великобритании инцидент вызвал огромный резонанс, а в Италии среди прочих был арестован член Бейтар Исраэль Эпштейн. Через несколько месяцев он был убит при попытке к бегству.
01/11/2012
Страницы: 1 2