В западной части Негева, недалеко от города Арад, находится одноимённый национальный парк - Тель-Арад. Словом "тель", в Израиле принято называть городище, у которого как у хорошего торта, чем больше исторических слоёв, тем оно интересней.
В отличие от таких городищ как Тель-Мегидо и Тель-Бейт-Шеан, где более двадцати подобных слоёв, Тель-Арад имеет два слоя, но зато каких! Один из слоёв связан с историей данной местности до прихода в неё иудеев, а второй слой показывает непосредственно приход и присутствие в ней иудеев.
На территории парка можно увидеть найденный при раскопках город Арад хананейского периода, его укрепления, дома, дворец, храмы и городской колодец. Именно город, а не его часть, так как при раскопках обнаружено кольцо стен города и останки строений в нём.
На этом месте больше никто не строил, что позволило учёным, проводившим раскопки, всецело ознакомится с культурой строения городов хананейского периода. Число находок при раскопках хананейского города было невелико, что указывает на то, что город не был захвачен, а его просто оставили, собрав все вещи.
Археологические раскопки говорят о том, что хананейский город существовал с 3000 лет д.н.э и примерно до 2650 года д.н.э. Приход же иудеев в эти края из Египта, принято датировать 1250 годом д.н.э, получается, город стоял в запустении 1400 лет!
Как же тогда относится к сказанному в писании насчёт Арада? "И услышал кенаани, царь Арада, обитавший на юге, что идет Исразль дорогою соглядатаев, и воевал он с Исраэлем, и взял из них в плен. И дал Исраэль обет Господу, и сказал: Если Ты отдашь этот народ в руки мои, то обреченными сделаю их города. И услышал Господь глас Исраэля, и отдал (ему в руки) кенаани. И обреченными сделал он их и их города. И нарек имя месту тому Хорма (Обречение)"
Учёные в этом случае делятся на две основные группы: те, которые верят писанию и пытаются подогнать под описанное находки, и те, кто не принимают ветхий завет за надёжный исторический источник.
Жители хананейского Арада занимались земледелием, выращивали скот и, судя по находкам, вели торговлю с Египтом. Город также находился на важном торговом пути, соединявшим Египет и Месопотамию. О высоком уровне жизни в хананейском Араде свидетельствуют общественные здания, храмы, а также найденные при раскопках статуэтки и различная посуда.
В здании, которое по определению археологов является храмом, была найдена вертикально стоявшая каменная плита.
Подобные плиты были найдены и ранее в частных домах, но, во-первых, они лежали, а во-вторых, их предназначение учёные толковали как помост для деревянного столба, подпирающего крышу. В данном же случае ученые предположили, что каменная плита служила обелиском, олицетворявшим божество.
Подобный случай был описан в писании: "И поднялся Иаков рано утром, и взял он камень, который положил себе изголовьем, и поставил его постаментом, и возлил елей на его главу. И нарек имя месту тому Бет-Эль;" "Бет-Эль" в переводе с иврита, означает "дом Господень".
Существовало три формы восприятия божества:
Первая изображает божество в виде фигурки.
Вторая принятая больше среди кочевников и жителей пустынь, которая говорит, что божество не имеет формы.
Третья присущая людям, которые следуют закону запрещающему создавать статуэтки или изображения божеств и покланяться им. Именно эта третья группа с одной стороны не создающая скульптур, но нуждающаяся в физическом ощущении присутствия божества, ставила подобные обелиски.
Период заселения, и пребывания иудеев в данной местности, кроме мощной крепости (50х55 м) представлен ничем иным, как иудейским храмом. Храм, как он описан в писании, разделён на зоны с жертвенником и со святая святых.
Храм сохранился в прекрасном состоянии, так как не был разрушен, а был засыпан землёй во время религиозных реформ проводимых Хизкиягу. Возможно, у обитателей крепости просто не поднялась рука для того, чтобы разрушить храм, тем самым они дали нам возможность лицезреть это уникальное строение.
При раскопках храма, был найден жертвенник построенный, как полагается из неотесанных камней облицованных земляным раствором. На самом жертвеннике большая кремневая плита, на которую возлагали жертву, а так же сточная канавка для отвода крови. К жертвеннику ведут несколько ступеней, на которые восходил коэн.
У входа в святая святых, стоят два небольших столбика, на которых по предположениям учёных происходило воскурение фимиама и ладана. Внутри на небольшом помосте стоят два небольших обелиска, которые по одной из версий отображают скрижали завета, а по другой являются женским и мужским божеством.
При раскопках верхней части города там, где находится иудейская крепость, был найден архив коменданта крепости с большим количеством глиняных черепков (остракон – греч.) на которых запечатлена переписка коменданта. Надписи на черепках на иврите и арамейском языках. В надписи на одном из черепков упоминается "бейт Ехова", предположительно по отношению к храму в Иерусалиме. На втором упоминается Эдомейское царство, и правитель Иудеи. Возможно речь идёт о эдомейской угрозе данной крепости.
В заключение могу только добавить, что из крепости открывается великолепный вид на долину Арада, и на современный город Арад.
03/10/2007 11:21
Материалы по теме
- Страны: Израиль
- Новость от 07.09.2007: Израиль – лидер Средиземноморья по числу заповедников
- Статья: Иордан: от истоков до Мертвого моря, 21.07.2007
- Статья: Древние синагоги Галилеи и Голан, 20.07.2007
- Статья: Родниковый оазис Эн-Геди, 01.10.2005
- Статья: Национальный парк Массада, 23.01.2001
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.