Вид на the Square с дороги - площадь расположена на возвышении.
Теперь центральная площадь Адамстауна перекрыта лёгкой крышей, что повысило её функциональность, но убило 100% очарования: чувствуешь себя как в школьном спортзале. Вокруг площади расположены здание церкви адвентистов седьмого дня, почта, суд, Secretary's Office (Island Secretary - одна из должностей в местной законодательной власти) и Public Hall.
Выражение лица мужчины, выходящего с почты с пакетами, можно понять. Это - почта на острове Питкэрн в южной части Тихого океана. Она доставляет корреспонденцию всего четыре раза в год - потому что на этом острове нет аэропорта, а грузопассажирский корабль MV Claymore II (MV = Motor Vessel) приходит сюда из Новой Зеландии как раз четыре раза в год. Строго говоря, приехав раз в квартал на Питкэрн из Новой Зеландии, MV Claymore II делает ещё 2 рейса с пассажирами на французский остров Мангарева, но в этом случае почта не доставляется. О чём как бы говорит и необязательная приписка в адресе получателя при отправке почты с Питкэрна во внешний мир - via New Zealand.
Внутри почты - редкие марочки. Я купил эксклюзивных марок и послал домой элитарное почтовое отправление, которое приедет хорошо если через квартал.
Единственный на острове храм принадлежит церкви адвентистов седьмого дня. Адвентизм сюда принесли миссионеры в 1890-х вместе со всеми забавными внешними проявлениями, следующими из доктрины буквального понимания Ветхого завета: запретом алкоголя, свинины и почитанием субботы. В наши дни религиозных жителей почти нет, поэтому запрет на алкоголь ушёл в прошлое и свинина победила, потому что слишком вкусна и экономически выгодна. Сохранилась шестидневная рабочая неделя с одним выходным - субботой, но это не очень бросается в глаза: при деревенском быте, как на Питкэрне, каждый день приходится что-то делать по хозяйству, магазин открывают всего 3 раза в неделю, офисы и бизнесы открыты либо пару часов по определенным дням, либо "по запросу".
Это дом адвентистского священника: он тоже работает на острове сменно, и у него перед домом лучшая лужайка. Обратите внимание на тонкий ствол справа: это папайя. Листья опали, а плоды ещё висят.
Источники про жизнь на Питкэрне говорят, что на главной площади Адамстауна должен быть колокол, удары которого отмечают ключевые события на острове (ну, типа, один удар - киносеанс; шесть коротких ударов - появление судна на рейде; 12-15 ударов - чья-то смерть; 20 коротких ударов - рождение).
Мне кажется, в наши дни всё уже не так. Во-первых, колоколов я насчитал 3: два на главной площади и ещё один недалеко от полиции. Во-вторых, в наши дни гораздо надёжнее работает проводной телефон (есть в каждом доме), VHF радио (есть в каждом доме) или доска с объявлениями.
Это - Public Hall (клуб). Тут собираются жители ради общего ужина, кино или концерта. Перед ним - настоящий якорь и пушка.
Раньше тут был кинозал, но теперь белый экран в отставке, а на его месте - большой плазменный телевизор.
Public Hall - первое и последнее место на острове, где я встретил портреты британской королевской семьи. Жители современных британских микроколоний испытывают к метрополии смешанные чувства.
Редкое событие: в эту пятницу в Public Hall и на the Square - общий обед! Каждый готовит что-то дома и ставит на общий стол. После обеда желающие поют в церкви в честь прихода субботы.
Mike Warren - мэр острова.
Музей расположен ещё выше площади, надо подняться по лестнице. Рабочих часов нет. Чтобы попасть внутрь, надо найти юношу, работающего хранителем, и попросить открыть.
Интересно, что любой дом на острове (даже туалет в будке типа курятника!) оборудован системой для сбора дождевой воды с крыши и баками для её хранения - эту воду используют и для мытья, и для готовки. На острове есть 2 источника воды, но в засуху оба пересыхают. К моменту нашего приезда засуха стояла уже 4 месяца: источники высохли, но вода (запасенная в баках) была доступна ещё совершенно без ограничений.
Питкэрнская тюрьма в Bob's Valley появилась на острове после "сексуального скандала" 2004 года, когда за соответствующие преступления были осуждены сразу более десяти человек, а сейчас стоит пустой.
"Сексуальный скандал" впервые за 200 лет заставил британцев, наконец, заняться управлением своей колонии на Питкэрне, до этого жившей совершенно автономно и в правосудии полагавшейся не столько на законы метрополии, сколько на мнение общины и местные обычаи. Британцы опять обошлись "малой кровью", делегировав большую часть обязанностей братской Новой Зеландии: на Питкэрне появился сменный полицейский офицер, которого присылают в полугодовые командировки. Как я понимаю, идея в том, что полицейский и другие сменные служащие (доктор, пастор и т.д.) просто своей обычной жизнью и работой на острове снижают вероятность круговой поруки и приближают местный образ мысли к современному. Участок расположен прямо в доме полисмена и открыт, как и всё на Питкэрне, несколько часов 3 раза в неделю.
Придя в полицию, я, конечно, наткнулся на закрытую дверь, но, обойдя дом, обнаружил сидящего на веранде полицейского, который радостно предупредил меня, что у него сегодня выходной. Несмотря на то, что "внешний" полицейский - демонстрация недоверия мейнстримовской англосаксонской цивилизации питкэрнцам, сами командированные, кажется, не вызывают какого-то раздражения и вписываются в местное общество. Вот полицейский, как обычный островитянин, принимает у себя в доме туриста.
Работа в полиции нервная. Что успокаивает больше, чем наблюдение за рыбками в аквариуме? Только наблюдение за проращивающимся авокадо.
Единственная на острове машина принадлежит местному олигарху Стиву. Он же с женой держит единственный местный бар и неединственное кафе Christian's. В путеводителях пишут, что Christian's Cafe открыто раз в неделю - с 18.30 в пятницу (цена горячего - 12 долларов; если хотите там пообедать, нужно позвонить за день и сказать, что будешь - рыбу или мясо), но в реальности они неделю могут и пропустить - как в ту пятницу, когда были мы. Причина была уважительная - приход supply ship Claymore II, когда все островитяне были заняты его разгрузкой, а потом и распределением товара. Как говорит Стив, человек 20 из 50 жителей острова - постоянные посетители.
До 1991 года алкоголь на острове был запрещён (из-за влияния адвентистов седьмого дня), потом его легализовали довольно необычным для англосаксонских обществ образом: чтобы употреблять алкоголь, нужно было приобрести специальную лицензию - это касалось и гостей острова. В 2009 году лицензирование потребителей отменили, заменив его обычным лицензированием точек продажи (впрочем, из-за адвентизма многие семьи не пьют). Стив говорит, что бар работает круглосуточно. Это, конечно, в известном смысле литературное преувеличение. Напитки в баре продает Стив либо его жена Оливия (обычно накатывая вместе с посетителем!), но если их нет дома или они спят, известный им покупатель может взять что нужно из бара, а потом рассказать им про это и расплатиться. Несмотря на ломовые транспортные расходы, весь алкоголь тут дёшев: Питкэрн - офшор, и бутылка приличного столового новозеландского или чилийского вина стоит 10-15 долларов.
Ну и чтобы не нарушать антимонопольное законодательство, знакомьтесь: Tom и Betty Christian - держатели конкурирующего кафе.
23/05/2011