Если вы оказались в Каире, нельзя упускать возможность посетить многочисленные некрополи, расположенные как в самом городе, так и в его предместьях. Здесь сосредоточены самые большие и древние кладбища в мире: захоронения древних египтян - Гиза, Саккара и многие другие, огромные исламские "поля мавзолеев" - знаменитый "город мертвых".
Кладбища Каира, или "город мертвых", - интереснейшее место в городе. Там сохранилось огромное количество памятников мамлюкского периода истории Египта. Но, несмотря на это, "город мертвых" редко посещают туристы. Существует множество страхов и фобий, связанных с этим местом, - тут и вездесущие попрошайки, и бомжи, живущие в могилах, и вообще страх перед любым некрополем. Каирские кладбища действительно заселены людьми, а это плохо укладывается в голове туриста из цивилизованного мира. Я решил развеять для себя эти мифы и "убил" на "город мертвых" целый день. Оказалось, что за это время можно только бегло осмотреть основные достопримечательности, многое так и осталось "за бортом".
"Город мертвых"
Кладбища огибают старый исламский квартал Каира с восточной стороны, прерываясь холмом цитадели, которая делит "город мертвых" на северную и южную части. Они так и называются - Северное кладбище и Южное. Попасть туда можно на такси, я же пришел на Северное кладбище пешком от площади Хусейна - расстояние там где-то полкилометра. Раньше мамлюкские мавзолеи стояли свободно за крепостной стеной, сейчас они зажаты со всех сторон жилыми массивами и оказались почти в центре города. На старых фото и картинах XIX века это хорошо видно.
Активно заселять кладбища стали в 60-е годы прошлого века, сюда селили беженцев из района Суэцкого канала. Поначалу здесь начались проблемы с инфраструктурой - людей было очень много, но, судя по всему, правительство с этим справилось. Сейчас, по моему субъективному мнению, кладбища заселены в лучшем случае наполовину, улицы днем абсолютно безлюдны, если взрослые еще могут уезжать на заработки, то дети должны бегать в огромных количествах - ничего этого не заметно. Вообще это очень тихий спокойный район, похожий на наши дачные участки, есть магазины, ходят автобусы, заборы и дома для Египта очень добротны - видно много подновлений, есть регулярная панельная застройка. На Южном кладбище дела обстоят несколько хуже, но все же мне кажется, что лучше жить здесь, чем в типовых многоэтажках на окраине, которые еще немного и обвалятся на головы жителей.
Безусловно, представление, что людей якобы засунули на кладбища жить в склепах, неверно изначально. Здесь были пустыри, которые впоследствии были освоены местным населением. Думается, что люди сначала сюда пришли году эдак в 1967-м, построили дома, а затем заполнили собой кладбища - смертность в Египте очень высокая. Иначе я не могу объяснить такую плотность захоронений, ведь на старых фото мавзолеи стоят абсолютно свободно.
Начать осмотр "города мертвых" можно откуда угодно, но в первую очередь стоит осмотреть местность с какой-нибудь возвышенности и проложить примерный маршрут - ориентироваться на земле очень тяжело, даже имея карту. Основная масса памятников Северного кладбища растянута с севера на юг по линии, проходящей примерно через центр. Мавзолеи Южного кладбища сгруппированы большей частью на севере, возле цитадели.
Северное кладбище
Наиболее значимые памятники Северного кладбища - мечеть, ханака и мавзолей султана Инала, мечеть и мавзолей Фараджа Баркука, комплекс Барсбея и комплекс султана Каитбея, а также другие многочисленные мавзолеи, разбросанные по всей площади "города мертвых".
Комплекс султана Инала, построенный в 1451-1456 годах, находится на самом севере кладбища. Он состоит из руин мечети, медресе, суфийской ханаки - по сути, это целый исламский монастырь. Султан Аль-Инал, будучи чистокровным черкесским мамлюком, до конца своих дней так и не освоил арабский язык, не умел ни читать, ни писать. Он пользовался только своим кавказским наречием, зато настроил множество религиозных сооружений, таким образом проявляя свое рвение в исламе.
К его комплексу примыкает погребальный комплекс эмира Куркумыса (1506 год), возглавлявшего мамлюкское воинство при султане Каитбее. Вместе два комплекса представляют собой огромную археологическую зону. При осмотре мне помогал, а скорее - мешал, молодой человек в рубашке и брюках, по-армейски энергичный и четкий. Он открывал двери во внутренние помещения, регламентируя мое пребывание на объекте - "сюда нельзя, а туда можно", и постоянно лез в объектив, сделать снимок без него было очень затруднительно. Таких молодых людей в одинаковых рубашках в "городе мертвых" очень много. Конечно, мне импонирует, что правительство Египта беспокоится о моей безопасности, но без них было бы намного удобнее. И если уж без провожатых вообще нельзя обойтись, то мне лично больше нравятся служители культа - они более расслабленные и медитативные и меньше интересуются ходом событий.
Большая мечеть и мавзолей Фараджа ибн Баркука (1400-1411 гг.) построена сыном основателя "корпорации" мамлюков Бурджи для своего отца. Известен он еще тем, что смог достаточно легко отделаться от войск великого Тамерлана, отдав ему Алеппо и Дамаск. Мамлюки применили тактику выжженной земли, и до Каира Железный Хромец не дошел.
Комплекс султана Барсбея (1433 год) состоит из нескольких мавзолеев и мечети. Аль-Ашраф Барсбей известен как покоритель Кипра, при нем Египет имел очень значительный средиземноморский военный флот.
Комплекс султана Каитбея (1472-1474 гг.) состоит из огромного количества сооружений - мавзолеев, больниц и мечетей. Правда, в главную мечеть меня не пустили по причине намаза, пришлось ограничиться фотографированием наружной двери, она того стоила.
Мавзолеи династии мамлюков Бахри - это более ранняя эпоха. Мавзолей Ум-Анук принцессы Тугхай (1348 год) был построен для любимой жены султана Ан-Насира Мухаммада, прославившегося обширным строительством в Каире, возведением мечети в цитадели и большого акведука.
Юнус Аль-Давадар (1382 год) - один из самых ранних "черкесских" мавзолеев, Аль-Давадар был управляющим у султана Баркука, погиб в сражении в Сирии и не был захоронен в своем мавзолее.
Южное кладбище
От цитадели и южнее возраст памятников увеличивается, что лишний раз доказывает, что исторический центр города смещен к югу в сторону Эль-Фустата и античного Вавилона, где сейчас находится коптский квартал. На Южном кладбище преобладают мавзолеи мамлюков Бахри, и даже встречаются постройки времен Фатимидов. Небольшой мавзолей Раджаб Аль-Ширази (1379 год), зажатый между домами, находится у подножия цитадели. Возможно, это мавзолей последнего представителя династии Бахри.
Мавзолей, минарет и ханака комплекса Аль-Султания (1350-1360 гг.) на Южном кладбище выполнены в персидском стиле и, возможно, принадлежат матери султана Хасана, выстроившего самую большую мечеть в городе.
Минарет и мавзолей Саяр Аль-Дин Кавсуна (1335-1336 гг.), также из династии Бахри.
Мавзолей Эмир Судун (1505 год, мамлюк Бурджи). Эмир Меджлис Судун был тысячником при султане Аль-Гури и погиб в Сирии в 1516 году вместе со своим господином в сражении с турками-османами.
17/05/2010