Нида
На литовской стороне косы находятся поселки Нида, Прейла, Пярвалка и Юодкранте (все вместе – муниципальное образование Неринга). Общее число жителей Неринги – чуть более трех тысяч человек. Вдоль всего полуострова идет автомобильная дорога. Еще в начале XX века здесь был запрещен автотранспорт. Затем разрешен, но только с широкими, не травмирующими почву колесами. Сейчас ездить на машинах можно. Дорога идет через лес, и если внимательно смотреть по сторонам, то можно увидеть косуль, пробегающих по его кромке. А кабаны, по рассказам местных жителей, порой даже заходят в поселки. Поселки расположены на берегу залива, а пляжи – на берегу моря. Поэтому на пляжах здесь нет ни кафе с громкой музыкой, ни прочей туристической инфраструктуры. Только море, песок и сосны.
Нида – это административный центр Неринги и самый близкий к границе поселок. Здесь проживает около полутора тысяч человек, есть несколько музеев, гостиниц и кафе, находится здание администрации.
До того как стать курортом, Нида была рыбацким поселением. Старые рыбацкие дома можно распознать очень просто: они выкрашены в кирпично-красный цвет, а по бокам фронтона идут две полосы – голубая и белая. Кирпичный цвет достигался с помощью определенного минерала, из которого делали краску. А синяя и белая полосы – имитация воды. Считалось, что мошкара принимает краску за настоящую воду и не влетает в такие дома.
Крыши многих домов здесь до сих пор покрывают соломой.
Бродя по Ниде, мы долго не могли понять, что это за флюгера на высоких шестах. Затем нам объяснили: когда-то такие ставились на лодках и заменяли рыбакам паспорт. Приплывала лодка, и по флюгеру сразу видно, кто в ней такой. Читалось все: сколько домов у хозяина, какой скот, сколько детей и какого они пола. Так, например, синие полосы означали мальчиков, а красные девочек.
Самая известная достопримечательность Ниды – домик Томаса Манна.
Здесь писатель отдыхал три лета – с 1930 по 1932 год. Не только отдыхал, но и писал роман "Иосиф и его братья". Экспозиция музея не очень большая, но несколько интересных вещей есть: скульптурный портрет Томаса Манна, его кресло, рукописи.
От музея открывается прекрасный вид на море.
А по дороге к дому Манна находится менее известная, но не менее интересная достопримечательность – старое кладбище. Сейчас здесь хоронят только самых известных людей, а когда-то – всех. Древние деревянные надгробия не сохранило время, но местный художник сделал копии, чтобы традиция не забывалась. Я не зря так подробно пишу о столь мрачном месте. Старые надгробия – это сочетание языческого и христианского в мировоззрении литовцев. Литва была последней в Европе христианизированной страной, и еще долго здесь звучали отголоски старой веры. Да и сейчас звучат. И надгробия – смесь идолов с крестами.
Из деревянной доски вырезалось некое подобие фигуры. Притом в очертаниях можно угадать не только пол, но и комплекцию, и даже характер умершего.
Жители Ниды смеются: здесь все были католиками, по воскресеньям ходили в костел. Но если начиналась буря, то для подстраховки молились и старым богам. До сих пор в Литве Иванов день – не только отмечаемый праздник, но и государственный выходной.
22/06/2009