Пролив Лемар
Следующий день выдался для Антарктиды необычно солнечный и безветренный. С утра мы взяли на борт 9 полярников с американской антарктической станции Палмер. Они сделали презентацию о своей базе, рассказали о жизни полярников и прокатились с нами по одному из красивейших мест Антарктиды - узенькому проливу Лемар. Вечером мы вернули их на базу, а сами направились к мысу Горн.
Прибыли они на двух небольших надувных лодках, сгрузили к нам людей, а обратно с собой забрали несколько ящиков со свежими фруктами и овощами. На станции Палмер в данный момент находится 48 человек. Это одна из самых маленьких американских станций. Основная станция называется Мак-Мёрдо. Летом там живут и трудятся до 1300 человек, из них 500 ученых и 800 человек обслуживающего персонала.
Жизнь на Палмере очень комфортна. У них есть даже тренажерный зал. На станции имеется постоянный доступ в интернет, так что полярники общаются со своими семьями каждый день через Skype. У них есть бар, кинозал с огромной коллекцией DVD и все, что нужно для комфортной жизни в "загородном коттедже".
Во время лекции наше судно приближалось к проливу Лемар, по которому нам предстояло пройти вниз и обратно. Но сначала, я хочу показать вам, как выглядит Антарктида издалека. Средняя высота Антарктиды гораздо больше, чем у других континентов, так как она преимущественно состоит из высоко торчащих скал и горных хребтов.
Наконец мы приблизились к проливу. Вход в него охраняют две скалы, называемые пиками Уны (в честь груди секретарши губернатора Фолклендских островов). Ее звали Уна, и она никак не хотела принимать его настойчивые ухаживания. Мы шли недалеко от берега и могли наслаждаться неземными видами.
В проливе расположилось несколько колоний пингвинов. Колонии видно издалека по красному снегу. Пингвины питаются красным крилем, который в изобилии живет в водах Антарктики, поэтому их экскременты тоже красного цвета. Кстати, по оценкам экспертов, общий вес антарктического криля составляет около 500 миллионов тонн, что в два раза больше общего веса всех людей, живущих на Земле. Пингвины стараются жить повыше, а вниз спускаются за рыбой. В воде они проводят до 15 часов в день, а затем забираются вверх по натоптанным дорожкам.
Кроме пингвинов в канале огромное количество китов. Они плыли вдоль судна, и некоторые из них откровенно играли с нами. Один кит высунул свою морду и внимательно на нас посмотрел, а когда падал обратно в воду, раскрыл свою могучую пасть. Мне удалось сделать красивый кадр с его хвостом.
Мы прошли и мимо загорающих тюленей.
В этой яхте семейная пара оказалась зажата во льдах и вынуждена была перезимовать в Антарктиде. Как представишь себе, что раньше люди пересекали пролив Дрейка на таких небольших яхтах, так мурашки бегут по коже. Мы встретили одну из таких яхт чуть позже. Она берет на борт 30 туристов для путешествия под парусом в Антарктиду, при этом туристы должны работать матросами и помогать управлять яхтой. Развлечение для любителей ходить под парусом.
Пройдя канал, мы увидели нашего "Академика Шокальского". Он спустил на воду моторки, и его пассажиры наблюдали за резвящимися китами с близкого расстояния. Мы не стали им мешать, развернулись и отправились в обратное плавание через канал. Высадив полярников, мы дали 3 протяжных гудка и покинули воды Антарктиды.
Напоследок еще раз подниму тему ураганного ветра в первый день. Сегодня была встреча с капитаном и пятью старшими офицерами судна в формате "вопрос-ответ". В очередной раз прозвучал вопрос о скорости ветра. Капитан еще раз озвучил четко для всех, что ветер был 80 узлов с порывами до 90. Этот ветер сильнее ураганного. Волны были небольшие, так как мы шли в узком проливе и они не успевали сформироваться. Капитан просил не забывать, что мы не в Европе, а в Антарктике.
Такой ветер называется катабатическим. Он формируется в центре материка, а потом скатывается по его пологому склону к морю, набирая при этом чудовищную скорость. По размеру Антарктида больше, чем Австралия или Европа, то есть ветру есть где разогнаться. Капитан сказал, что наше судно кренилось под его напором, несмотря на стабилизаторы (семиметровые крылья, торчащие по бокам судна под водой) и специальную систему балласта - она закачивают воду в резервуары со стороны, противоположной крену, чтобы выровнять судно.
02/03/2009