Гибралтар
И вот снова пересечение Гибралтарского пролива - на этот раз в обратном направлении. Верблюдообразный хребет Сеуты медленно исчезает вдали, постепенно сливаясь с горами африканского побережья. Полчаса - и видны лишь общие контуры того места, где я еще недавно постигал таинства старинных крепостей и особенности пересечения границ. Зато по правому борту появляется скала Гибралтара. Катамаран входит в залив Альхесирас, сбавляет ход, и это самое время сделать несколько шикарных снимков. Все очень близко. Вот причалы порта Альхесираса, а напротив, через залив, буквально в пяти километрах - британский форпост Гибралтар.
Из путеводителя я знал, что сам по себе Альхесирас малоинтересен с туристической точки зрения. Большой портовый город, ворота Испании в Африку. Но здесь мне предстояло провести этот день и ночь. Не отягощая себя мучительным выбором, я просто направился к ближайшему недорогому отелю, о котором упоминалось в LP. Это мотель Marrakesh, который держит доброжелательная марокканская семья. Одноместный номер с удобствами на этаже стоит здесь 20 евро, а двухместный - 30. Главное преимущество этого места состоит в том, что оно расположено в исключительной близости от порта, автовокзала и железнодорожной станции. До любого из вокзалов буквально несколько минут пешком. Тут я оставил вещи, принял душ и, не теряя драгоценного светового времени (на часах уже полдень), отправился на близлежащий автовокзал. Я еду в Гибралтар!
Прямого транспорта между Испанией и британским анклавом Гибралтар не существует. И это в большей степени политический вопрос, нежели технический. Согласитесь, весьма алогично ехать в прилегающий к Гибралтару испанский городок Ла-Линеа, затем топать с полкилометра до пограничного перехода, а затем, опять же пешком, еще с полтора километра до центра Гибралтара. И, тем не менее, все это именно так. Из Альхесираса раз в полчаса курсируют городские автобусы до Ла-Линеа (ехать 15 км), чья автостанция расположена через два дома и улицу от Гибралтара.
Сам британский анклав представляет собой громадную скалу высотой 426 метров, практически отвесно возвышающуюся над морем. Только северо-западная часть Гибралтара пригодна для застройки, все остальное - гора. Вспоминаю ощущение клаустрофобии, посетившее меня в Сеуте. Надо сказать, что Сеута втрое (!) больше Гибралтара по площади. Таким образом, собственно город сконцентрировался на небольшом пятачке, где цена на землю зашкаливает за всякие разумные пределы.
Местный аэропорт были вынуждены построить в море. Да, прямо так - путем засыпки части дна с целью дальнейшей укладки взлетной полосы. Гибралтар соединяется с сушей коротким песчаным перешейком, достигающим в самом широком месте полутора километров, наискосок через который пролегла взлетная полоса аэропорта длиной почти в 3 километра. Вот такое необычное творение местных инженеров.
Въезжая в Гибралтар, вы невольно пересекаете пешком (или на машине) летное поле. А когда там взлетает самолет, переезд просто закрывают шлагбаумами. Впрочем, тут всего лишь два рейса в день британской авиакомпании Monarch Airlines - из Лондона.
Пограничный контроль здесь тоже присутствует, но, как и многое другое - скорее из политических соображений. Особенных проверок нет, контроль исключительно выборочный. У меня никто бы не проверил документы, если бы я сам не подошел к британскому полицейскому, который в этот момент лениво глядел на мониторы, и не попросил поставить мне печать на память, для коллекции.
Гибралтар - ярко выраженный островок старой британской цивилизации, и это здорово ощущается, хотя испанская речь слышится едва ли не чаще, чем английская. Это логично - городку нужны свежие силы, рабочие руки. Половина всех работников сферы услуг, порта, электростанции и коммунальных служб - испанцы из соседней испанской Ла-Линеа. Для них это великолепный вариант трудоустройства, ведь зарплаты в Гибралтаре ровно вдвое выше, чем в среднем по южной Испании. А если вы прогуливаетесь по утрам на работу пешком через границу и тратите свою зарплату не в дорогостоящем осколке британской короны, а в относительно дешевой Ла-Линеа? Все выгоды налицо.
По пути в Гибралтар я разговорился с чехом, который вот уже полгода трудится в гибралтарском порту простым рабочим. По его словам, платят около 2 тысяч фунтов (3 тысячи евро) в месяц на руки. Надо сказать, что в Испании такие зарплаты имеют очень и очень немногие, и уж точно не простые работяги.
Сам город компактен, приятен для прогулки, имеет ряд небольших достопримечательностей, но в целом - ничего особенного.
Здесь нет масштабных памятников или шедевров мировой архитектуры. Кроме пары изящных "гуляльных" улиц с ровными домиками в викторианском стиле, парой симпатичных церквушек и явно завышенными ценами на все подряд - тут ничего выдающегося нет. Гораздо более интересно посвятить время собственно Гибралтарской скале, которая давно объявлена национальным парком.
13/10/2008