Историческая дорога к океану
Мы поехали на море. По дороге, по которой гнали рабов на корабли. 4 км отчаяния отмечены скульптурами вудуистких божеств, среди которых мы выделили одну. Трехголового мужика прозвали "Трехголовым одночленом".
Дорога приводит к монументу, который называется "Ворота невозвращения". Здесь невольников сажали на корабли.
Сначала их разбивали на партии на невольничьем рынке рядом с домом крупного работорговца Франсиско де Сузы, водили вокруг "дерева забвения", затем – три раза вокруг "древа возвращения", посаженного добрым королем Дагомеи Агаджей для того, чтобы души проданных им людей возвратились после их смерти на родину. Потом гнали по дороге к морю.
Немного к западу от "Ворот невозвращения" стоит памятник черным бразильским миссионерам, которые вернулись со Словом Божьим в Бенин после отмены рабства.
Мы едем вдоль желтого песчаного берега, мимо убогих рыбацких лачуг в пальмовых рощах, сплетенных из пальмовых же листьев.
Километров через десять подъезжаем к местному "курорту" Casa de Papa ("Отчий дом"). Трогательное название. Место дорогое, но один раз шикануть можно. Мы распределяемся по просторным светлым бунгало.
Одни бунгало стоят на берегу моря, другие – рядом с лагуной. Место само по себе замечательное.
Широкий пляж, уходящие за горизонт ряды пальм вдоль берега, тающего вдали в жарком мареве. Мы здесь всего одну ночь – завтра после полудня уезжаем.
Я стою на берегу моря. Светит почти полная луна. Позади, из одинокой лодки с надписью "Порт-о-Пренс" (столица Гаити), стоящей на пляже, светятся огоньки и поднимается дымок марихуаны. Где-то там, в Виде, колдуны должно быть уже отбирают петухов для заклания во время церемонии. Послезавтра луна станет полной, и петухам отрежут голову, как трамвай некомпозитору Берлиозу.
Бенин провожал нас торжественно. На пограничном КПП у нас спрашивают визы Бенина. Увидев штампы, поставленные при въезде в страну, посмеялись. Сказали, что это вообще не виза. Спросили, сколько мы за них заплатили. Я сказал; они снова засмеялись. Думал, что попросят еще, но они не попросили ничего. Неожиданно все пограничники встали; откуда-то из кабинета появился толстый начальник "заставы". Нас пригласили на "плац" перед КПП, где развивался флаг Бенина. Попросили построиться в ряд. Присягать на верность не заставили, просто мы приехали к границе в закатный час, когда происходит церемония спуска национального флага. Его торжественно спустили, и сложенное полотнище толстый начальник отнес в свой кабинет. Оживленное движение на границе Бенина и Того возобновилось. Мы пешком отправились к тоголезским пограничникам и через полчаса стали счастливыми обладателями нехитрых тоголезских виз.
28/07/2008