Кота-Кинабалу, столица штата Сабах, сперва произвел довольно тоскливое впечатление. Какие-то нелепые торговые центры с дерьмовыми товарами. Убогие и дорогие рестораны. Плотное автомобильное движение. Отсутствие малейших достопримечательностей. Однако все стало намного веселее после обнаружения нами ночного базара.
Нигде в ЮВА я до сих пор не встречал восточного базара в классическом понимании этого термина. Не в виде упорядоченных лавок с брюквой, а именно как культурного центра города, где собственно и происходит основное общение граждан, где смешение лиц и товаров достигает той стадии упорядоченного хаоса, когда испытываешь наслаждение просто двигаясь в густой толпе. Балдеешь от сопричастности к шумному процессу жизнедеятельности этого базарного организма. Рынок в Кота-Кинабалу какими-то своими элементами напоминает именно о таком, настоящем, базаре.
Тут покупают продукты и чинят одежду, готовят и едят, гуляют и веселятся. Базар находится в самом живописном месте города, вдоль набережной. Закаты же на Борнео необычайно красивы, при всем моем презрении к данному сюжету. Просто стоишь открыв рот и глазеешь. Сильно спасает отсутствие жуликов и карманников. Продавец будет бежать за вами, чтобы отдать сдачу. Никто не надурит при обмене валюты. Похоже, на Борнео просто еще не изобрели жульничество, как способ заработка. Иначе с моим вечноглазением по сторонам карманы пришлось бы отрезать нафиг, дабы не смозолили. Возможно, это просто обычная человеческая норма поведения. Но мы слишком привыкли к соседнему Китаю. Поэтому такие простые вещи сильно удивляют.
Мой юный конкурент - фишмонгер. Рыбные ряды притягивают экзотичностью выложенных на прилавке существ. Многих из них мы посчитали бы ядовитыми или просто несъедобными.
Вся рыба, естественно, свежая. Ассортимент - от тунца до каких-то рыбьих мандавошек. Продавцы потрясают широкими секирами, зачем-то непрерывно чего-то отрубая от рыбных тушек.
Торговля идет достаточно бойко. Оно и неудивительно при отсутствии каких-либо холодильников и тридцатиградусной жаре. Иного выхода как быстро слопать рыбу - просто нет.
Еще на базаре принято кричать, зазывая покупателей, потрясать в воздухе своим бесценным товаром и бурно жестикулировать. Это удивительно для обычно равнодушных к своей работе малайцев.
В какой-то момент базар накрывает кратким и роскошным экваториальным закатом. Далее вся торговля идет практически в полной темноте, лишь редкие лампочки освещают отдельные прилавки со снедью.
Его не то что есть, как в руки-то взять не знаешь. Но даже такие плавдикобразы находят своего ценителя. Что самое забавное, в соседнем с базаром пафосном рыбном ресторане нет и десятой доли лежащего на этих прилавках. Банальный набор из крабов, лобстеров да гребешков.
Ряды со всякой кремированной гадостью. Кухня интернациональная. Есть в том числе и индусы. Поэтому лучше сперва попробовать, а потом покупать.
В рыбных рядах можно свободно дышать. Та же часть базара, где происходит приготовление и поглощение пищи, напоминает преисподнюю. Безветрие наполняет смрадом горящих куриц тесные промежутки между снующими человеческими телами. Дым стоит такой, что не видно редких электрических лампочек. Удушливый запах превращает базар то ли в храм, то ли в опиумную курильню.
Цены на еду сродни благотворительной раздаче. Хотя из блюд можно наскрести на обширное ресторанное меню.
Добыча съедается тут же, на стульчиках под навесом. Правда, совсем нет в продаже бухла. Для нас такое застолье несколько непривычно.
19/03/2007