Митте
Я уже несколько раз упомянула Бранденбургские ворота, пора бы к ним и подойти. Подошли. Скорее, это портик из колонн, несколько похожий на античные образцы (например, Акрополь в Афинах), наверху – четверка лошадей (квадрига). Она не безобидная, как, скажем, наверху Большого театра, а вовсе даже воинственная. Недаром Наполеон первым делом повелел снять квадригу с ворот и увез в Париж (и стояла она, по слухам, на Елисейских полях), пока пруссаки не отбили ее обратно. В Берлине, кстати, практически некуда бросать монетки, чтобы обязательно вернуться сюда еще раз, поэтому верной приметой является проход через эти самые ворота: прошел – значит, вернешься.
Унтер-дер-Линден
Сразу за воротами начинается знаменитый Унтер-дер-Линден – "бульвар под липами", хорошо известный всем, кто в школе изучал немецкий язык, – примерно так же, как те, кто учил английский, знают, что London is the capital of Great Britain (напомню, что я учила в школе оба языка, а муж и сейчас продолжает самостоятельно изучать немецкий). Сейчас здесь, прямо посреди бульвара, развернута бесконечная стройка: то ли дорогу чинят, то ли Манежку свою копают. Тем не менее приятно было увидеть российское посольство с огромной елкой за высоченной решеткой.
Наш коллега, который слушал наши рассказы про Германию (сам он тоже бывал в тех краях) предположил, что чинили всё-таки дорогу – уж больно трепетно немцы относятся к своим дорогам и постоянно их чинят. А я тут же вспомнила, как в 30-е годы Гитлер, пришедший к власти во время жесточайшего экономического кризиса (помните, у Ремарка в "Черном обелиске" рассказано, какая была гиперинфляция и безработица?), первым делом решил проблему плохих дорог и безработицы – отправил всех желающих стоить отличные дороги (что подняло и промышленность в конечном итоге), по которым впоследствии и маршировали немецкие армии.
Вообще, на бульваре много магазинов, кафешек и достопримечательностей. Я вам даже больше скажу: основные культурные ценности расположены именно вдоль бульвара, а если пройти вбок чуть дальше (мы там прогулялись в последний день нашего пребывания там), то увидите только типовые "панельки". Причем, в отличие от нашей типовой застройки, балконы они отчего-то не стеклят, отчего дом выглядит даже несколько пресновато. То ли климат позволяет (хотя когда там были мы, мороз достигал градусов 10), то ли им запрещено это делать.
По правой стороне бульвара, на котором стоят весьма жалкие деревца (как известно, те самые, знаменитые, липы с бульвара в 30-е годы по приказу, сами понимаете кого, были выкопаны и высажены вокруг стадиона "Олимпия" в преддверии олимпиады 1936 года), мы доходим до Бебельплац, известной тем, что тут жгли запрещенные книги. Сразу за ней – Немецкая государственная опера в пышном классическом здании и Старая королевская библиотека (надпись на здании гласит, что здесь расположился юрфак Университета), перед ней залит небольшой каток, где полно детишек.
В глубине, за катком, – собор Святой Хедвиги (1747 г), который куполом и устройство стен скопирован с Пантеона, надеюсь, дырку в куполе они копировать не стали – мы внутрь не попали, там сложные часы работы.
Площадь Жендарменмаркт
Если пройти чуть дальше, ориентируясь на пару высоких куполов, то вы выйдете на площадь Жендарменмаркт, где стоят два здания типа церквей и между ними – классическое сооружение с памятником Шиллеру. Собственно, церквями эти два так похожих на церкви сооружения никогда не были, а сейчас в том, что к нам ближе, Французском соборе, расположен Музей истории французских гугенотов в Берлине. К нему почти вплотную примыкает небольшая действующая церковь 18 века, Фридрихштадткирхе. То здание, двойник Французского собора, называется Немецким собором, и там тоже музей - немецкой истории. Здание между соборами – Концертный зал работы знаменитого немецкого архитектора Шинкеля (значение его работ для Берлина сравнимо с работами Бернини в Риме). Чуть позже мы увидели еще одну церковь его работы – но о ней чуть позже.
Музейный остров
Вернувшись на площадь перед юридическим факультетом, мы прогуливаемся по противоположной стороне дороги – там расположен сам Университет им. Гумбольдта. Небольшое здание с колоннами за ним по бульвару – Новая Вахта (Караульня), в ней музей жертв мировых войн (не пошли туда, не люблю я такие музеи). Большое здание дальше – Немецкий исторический музей. На этом бульвар заканчивается и плавно переходит в Дворцовый мост, ведущий на Музейный остров (муж недавно раскопал, что весь Музейный остров включен в Список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО). Когда-то тут и, правда, стоял замок, который был снесен для постройки чего-то вроде нашего Дворца Советов в Кремле.
На Музейном острове, и правда, музеи: 5 галерей и Берлинский кафедральный собор. Если планируете их посетить, то помните, что практически по всей Европе (и в Германии в частности) подобные заведения закрыты в понедельник, так что если хотите просто полюбоваться архитектурой и пофантазировать, как здесь стоял средневековый замок (город-то начинался именно отсюда), приходите именно в понедельник – народу тут никого, а в остальные дни бродят толпы задумчивых туристов, короткими перебежками от музея к музею.
Как я уже сказала, музеев тут 5: Старый музей (сразу перед собором), за ним справа – Старая национальная галерея, с колоннадой и статуями у входа, Новый музей, стоящий слева от галереи (сейчас он не просто на ремонте, а я бы даже сказала - на полной реконструкции – судя по тому, что мы увидели из-за строительных заборов – там перестраивают фасад, статуи с него сняты и сгруппированы в кучку во дворе музея), Пергамский музей (буквально через стенку от Нового), с мощными стенами и напоминающий одновременно античные и ассирийские сооружения), и Музей Боде – на самой оконечности острова, и видимый своим большим куполом из разных частей города.
Берлинский кафедральный собор (закончен в 1905 году), вероятно, был задуман архитектором как вызов Сан-Пьетро в Ватикане. Не получилось – в соборе всего "слишком": слишком много резьбы, лепнины, золочения, что как-то странно для протестантского храма (www.berlinerdom.de). В крипте находятся захоронения прусских королей и принцев из династии Гогенцоллернов (пн-сб. 9.00-18.00, вс. 12.00-18.00) – зрелище, как и в Вене, где похоронены Габсбурги, мрачноватое. Вход без подъема на купол стоит 4,10 евро (с куполом – на 1 евро больше, но проползти еще 270 ступенек было лениво).
Следующий отрезок пути, который я буду описывать далее, можно и не делать, но нас снедало любопытство, и от этого наш маршрут "перевернулся": вместо того, чтобы идти осматривать телебашню, а затем Николайфиртель, восстановленный после войны кусочек Старого города, мы пошли смотреть сначала заинтересовавшую нас церковь, а потом уже Старый город и Телебашню.
17/10/2006