В Берлин надо ехать прямо сейчас. Не потому, что он ориентирован на отдельную возрастную группу, - совсем нет. Просто именно сейчас рождается тот Берлин, который максимум лет через пять станет столицей Европы, заняв, наконец, святое место, освобожденное Парижем и пока трагически пустующее. Наблюдать за процессом рождения, даже и подходящим уже к концу, гораздо увлекательнее, чем облизывать готовенькое. Потом, выслушивая восторги своих знакомых по поводу Берлина, вы сможете сказать: "Я был там, когда это все только было в проекте!"
Первые впечатления от Берлина
Для начала мы прогулялись вокруг отеля – прямо в одном с нами здании деловой "Европа-центр", магазины там так себе, но вот турбюро - одно из лучших в городе. Найти это здание просто: на его крыше поворачивается вокруг оси огромный знак "Мерседеса". Основная достопримечательность площади – церковь памяти кайзера Вильгельма, этакий храм с разрушенной колокольней, выбитыми окнами, обвалившимися пролетами. Это на первый взгляд. На второй уже замечаешь, что купол вовсе не грозит тотчас же обвалиться, он накрепко забетонирован, и находиться внутри безопасно. После войны немцы решили не восстанавливать церковь, а оставить как есть, а рядом возвели странный высокий столбик из синего стекла, который при ближайшем рассмотрении оказался колокольней. Внутри – своеобразный музей церкви – старые фотографии ее такой, какой она была до войны, портреты "кайзерины" (жены кайзера), красивый мозаичный пол и стены. Как рассказывали нам люди, бывшие в Германии еще во времена СССР, эту церковь часто изображали на открытках, она была символом города, примерно как Медный всадник, шпиль Адмиралтейства и Петропавловская крепость – символы Питера.
На площади идут строительные работы, поэтому рождественский базар, который там проводится обычно, вероятно, был в этом году в другом месте. От площади во все стороны расходятся большие оживленные улицы в рождественском убранстве, с большим количеством магазинов. Подробно обо всех местах скопления оных расскажу в разделе "Полезное".
Буквально в 5 минутах ходьбы от отеля – прославленный универмаг KaDeWe, который для немцев важен, как "Хэрродс" в Лондоне для англичан или ГУМ и ЦУМ для россиян, – буквально, главный универмаг страны, входящий в пятерку крупнейших универмагов мира. Первые 5 этажей занимают косметика, ювелирка, всякие полезные вещи, одежда и обувь (на первом этаже можно взять проспект на русском, где расписано, что на каком этаже, вплоть до марок), а на 6 этаже – готовьтесь – пиСЧа!. Сказать, что там большой выбор сыров, вин и пива (то есть особо волнующих моего мужа вещей, на остальное уже сил не хватило) – ничего не сказать! Но лучше увидеть это самому.
Главная торговая улица города, Курфюрстендамм (берлинцы называют ее Ку-дамм), тянется от вышеописанной церкви до спальных районов (туда мы не ходили). В свое время незабвенный "железный канцлер" Бисмарк пытался превратить улицу в берлинские Елисейские поля, и у него почти получилось. Во всяком случае, обилие магазинов, которые расположены как в специально выстроенных для этих целей торговых центрах, так и в вычурных особнячках 19 века, впечатляет.
С другой стороны от отеля – Zoo, Берлинский зоопарк (www.zoo-berlin.de). До войны зоопарк считался передовым в техническом оснащении, после бомбежек от него остался огромный пустырь (как и от всей центральной части, пожалуй), сейчас же толпы вполне серьезных взрослых идут туда смотреть на всякое зверье, мы же ограничились, проходя мимо, созерцанием задумчивых жирных рыб в аквариуме, вделанном в стену.
Тиргартен
Пасмурным морозным берлинским утром выползаем мы из отеля – сытые и ленивые, но готовые к стремительному и точному марш-броску по столице Третьего Рейха. К стыду своему, я совершенно не представляла себе, чего ожидать от Берлина. 100% - Рейхстаг, а дальше? Судя по "17 мгновениям весны", следовало ожидать мрачных каменных зданий в стиле 30-х годов или, на худой конец, чего-то в стиле ар-деко (да знаю я, знаю, что кино снимали в Риге и на Мосфильме, и мы в свое время даже прошлись по тем местам, где снимали, но ведь логично предположить, что снимали там, где было похоже на Берлин, а не где-то в Тамбове). И сравнив, например, улочки Берлина и то, что снято в Риге, сделали вывод, что похоже, и даже очень.
Берлин оказался неожиданным! Но по порядку. Мы движемся в сторону парка Тиргартен, дабы внедриться, как Штирлиц, в самое сердце города и разведать все его тайны. Парк большой, покрытый корочкой льда (перед нашим приездом неожиданно выпало много снега, а потом потеплело), но, несмотря на это, там не только гуляют с колясками, но и вовсе бегают в таких обтягивающих штанцах спортивного вида немцы. Как только не поскользнутся? Муж предположил, что кроссовки у них с бааальшими шипами.
По парку мы доходим по первого ориентира – площади Большой Звезды, в центре которой стоит Триумфальная колонна с девушкой, которая держит в одной руке флаг, в другой – венок (победителя): колонну отлили, как положено, из пушек поверженного врага (Данией, Францией, Германией). Раньше колонна была чуть ниже и стояла перед Рейхстагом, но перед Второй мировой была перенесена сюда, и правильно – на мой взгляд, тут она смотрится очень и очень органично. Если повернуть голову (не буду писать, в какую именно сторону – откуда я знаю, где вы стоите, в общем, поглядите по сторонам) – то видно, что прямая улица от обелиска ведет прямо к Бранденбургским воротам – входу в Митте, сердце города, но мы решаем побродить кругом. Достойны внимания памятники, поставленные вокруг колонны, особенно памятник Бисмарку.
От площади мы движемся вдоль небольшой реки, и уже через несколько минут видим неприступную ограду и суровые лица охранников – дворец Бельвю (18 век), который уже виднеется сквозь голые ветки деревьев, он является резиденцией президента Германии. Однако сфотографировать его можно, для этого нужно дойти до лужайки перед главным фасадом. Он сильно пострадал после войны и был восстановлен.
От дворца виднеется что-то, похожее на спортивный комплекс. Муж, сверившись с картой, утверждает, что стадиона там быть не должно. "Что-то" оказалось очень странным Домом культуры народов мира, перед которым к 750-летию Берлина местный Церетели Генри Мур соорудил нечто, обошедшееся прижимистым немцам в 3,5 млн. марок. Как они его не пристрелили там же, на открытии памятника, не понимаю. Муж, правда, утверждает, что называть его Церетели не совсем корректно, т.к. это всемирно известный скульптор и архитектор (как и почти все, принявшие участие в создании нового лица Берлина), но уж больно несуразная каракатица получилась.
Сразу за ДК – прямоугольная башня карильона, который начал мелодично звонить в 12 часов, когда мы уже осмотрели Рейхстаг и фотографировали памятник советским воинам-освободителям.
От ДК народов мира наш путь до Рейхстага был недолгим: около 5 минут, и вот мы уже на просторной площади, усыпанной проволочками от бутылок шампанского, блестками и остатками взорвавшихся фейерверков (я не большой специалист по "взрывалкам", поэтому не могу точно обозвать то, что после всех этих петард и прочей дряни остается). Видно, отмечали шумно и кучно, благо что жилых домов поблизости не наблюдается. В Рейхстаг, вожделенную точку, до которой мечтали добраться тысячи советских солдат, дабы написать своей рукой на стене что-нибудь "на память" фашистам (и эти надписи долгое время так и оставались на стенах Рейхстага), стоит огромная очередь, причем она не движется (вход свободный, и можно посмотреть все внутри, но желающих – толпы). Купол, разбомбленный во время взятия Берлина, восстановлен, и красного флага там не наблюдается, непорядок.
Буквально сразу за Рейхстагом виднеются те самые Бранденбургские ворота, что мы видели (покрутив головой) на площади Большой Звезды, но мы спешим сначала к памятнику советскому солдату, который стоит в сквере у Рейхстага. Это не единственный памятник такого рода в Берлине: имеется тут еще и грандиозный, в Трептов-парке (помните стихи про воина с девочкой спасенной на руках?), но в прошлом году немцы решили его отреставрировать, и он в разобранном виде, поэтому в Трептов-парк мы даже и не поехали. Так вот, этот памятник (к которому мы двинулись сейчас) стоит чрезвычайно грамотно с точки зрения градостроения: воин как будто подпирает купол Рейхстага, который виднеется чуть поодаль, и пристально наблюдает за центральной дорогой, ведущей от колонны к воротам. По бокам собственно памятника – два грозных танка и парочка зенитных установок, все надписи на памятнике – на русском, за исключением двух скромных боковых плит, где перевод на английском и немецком. Приятно, что до сих пор сюда приходит много туристов, которые с интересом что-то читают в своих путеводителях.
17/10/2006