А ведь живуч человек. Мутная зеленая вода с крокодилами. Докторишки пугают, что она смертельна. В нее даже палец сунуть опасно. А оказывается - можно купаться. У меня чувство, что я этой мути нахлебался литр - другой. И ведь жив, и даже не заболел. Упрямый Фома был прав, что не верил всей этой своре учителей и лично пионервожатому.
Настроение после сплава поднялось. Как будто на 20 лет помолодели. У нас остались еще две ночи, и их мы решили провести в национальном парке Malolotj, в котором уже были вначале. На первую ночь встали в бунгало. Место отличное. В нашем домике целых 12 кроватей. Даже одна детская есть. Как всегда, достали из заначки бутылку вина, сварили вкусный ужин и очень приятно провели вечер, еще раз переживая впечатления от сплава.
В оставшиеся дни хотели сходить с ночевкой к какому-нибудь водопаду, но с вечера горы накрыл циклон. Жаркая африканская погода превратилась в мелкий моросящий дождик. В его пелене ничего не видно. Видимость - несколько десятков метров. Видимо, природа стала готовить нас к возвращению.
От похода пришлось отказаться. Ночевать мы еще сюда вернемся, а день, пожалуй, стоит провести, катаясь по стране на машине. Как выяснилось, дождь и в этом помешал. Оставленная на склоне, на траве, машина мертво села в свежеобразовавшейся грязи. Кроме нас, в кемпинге стоял народ из ЮАР, который сюда приезжает кататься на квадроциклах. В ЮАР нет мест, где разрешено ими пользоваться, и приходится ездить в Свазиленд. Весь вечер они возились со своими железными конями, но к утру исчезли куда-то бесследно, и помочь выехать было некому. Несколько часов ушло на таскание обнаруженных неподалеку кирпичей и подкладывание их под колеса, прежде чем наша маленькая синяя машинка смогла выбраться на дорогу.
Сначала заехали на рынок, торгующий местными промыслами. Он, собственно, здесь повсюду. У дорог много народу торгует вырезанными из камня безделушками - зверями там всякими. Стоит это очень дешево. Огромный 10 килограммовый слон стоит 15 рандов. Нам он понравился, вот только как мы его дотащим до дому. Долго думали, примеривались, и в результате купили слона, а вдобавок к нему носорога и бегемота. Там, на месте посмотрим, как их возьмут в багаж, сколько это будет стоить. Если дорого, то оставим в аэропорту. Кроме этого, взяли еще деревянного жирафа метровой высоты, кучу всякой мелочи, две огромные плетеные корзины.
Забив машину доверху, зашли на местный стекольный завод. Там ручным способом делают стеклянную посуду, которая тоже является национальным сувениром. Все красиво, только боюсь, если ее везти в одной сумке со слонами-бегемотами, то от нее мало что останется. Зато на заводе можно посмотреть, как все это делают. Над цехом установлены подвесные дорожки, и весь процесс изготовления можно увидеть своими глазами.
Стекло и резьба продаются на западе страны в горах. Лучший рынок в Motjane, по главной дороге в ЮАР. Это место хорошо еще тем, что здесь ловится южноафриканская сеть, и можно разослать SMSки.
На юге страны делают свечи. Часть из них имеет форму животных, другая просто раскрашена картинками. Все очень красиво, и мы взяли десяток. Лично для себя я взял свечку с солнцем. Теперь она стоит предо мной, в темные холодные вечера я зажигаю ее, и мне светит маленький кусочек жаркого африканского солнца.
К вечеру дождь утих, туман стал рассеиваться. Из пелены всплыли соседние горы, но идти в дальний поход было уже поздно. Вернувшись в парк, решили погулять несколько часов вокруг кемпинга. Вернулись уже в темноте.
Это наша последняя стоянка. Пора укладывать вещи. Эх, нелегкая это работа - запихнуть в рюкзак бегемота! Сегодня мы ночуем одни. Звери, почувствовав безопасность, вплотную подошли к домику. Антилопы паслись прямо перед окнами. Ночью гиены выпотрошили помойку.
С утра опять непроглядный туман. У меня даже возникли сомнения, полетит ли сегодня наш самолет, но на равнине погода оказалась солнечной. Оставшиеся три часа до самолета посвятили прогулке по Манзини. Шумный город, множество народу в небольшом центре. Делать тут нечего. Пора в аэропорт. Нам еще надо сдать машину. За 30 дней пройдено 11500 километров. Мало что в бедном, почти новом "Фольксвагене Поло" осталось целым. Все 4 амортизатора давно потекли, не работает охлаждение, биты оба бампера, колодки тормозные сносились, обезьяны краску поцарапали, проколоты и починены два колеса. Это, допустим, не сразу видно, но вот два потерянных колпака на диски не вернешь.
Вначале с нас просто взяли ключи, но потом нашли в зале отправления и составили акт повреждения. Я признал только утерю колпаков. Тут уж не отвертишься. Еще на меня хотели повесить амортизаторы, но тут я стоял мертво. Ездил аккуратно и точка. Запрета ездить по грунтовкам нет. Ничего не знаю. "Фольксваген" обязан гарантийную машину ремонтировать, пусть это и делает, и вообще, машину ломаную подсунули. Вот я без охлаждения в парке Крюгера чуть не был съеден жирафом. Это я могу вам иск встречный предъявить. На том и разошлись. Два колпака обошлись по $50.
Наш багаж оказался 64 кило весом, но это никого не удивило. Доплачивать никто не требовал, и весь груз отправили прямо до Питера.
На первом участке мы летим "Свазилендскими авиалиниями" (Royal Swazi Airways). У них всего два регулярных рейса, в Мапуту и Йоханнесбург. Более того, они совместные с "Южноафриканскими авиалиниями" и обслуживают самолеты в Йоханнесбурге, а в Манзини только грузят пассажиров. Самолетик маленький, на 20 человек. Как в него столько рюкзаков запихнули, непонятно.
Перед прилетом самолета в аэропорту собралась толпа народу, в основном девиц. Как выяснилось, встречали какую-то местную знаменитость. Как только он показался на трапе, толпа радостно закричала. При отлете таможня отсутствует как вид. Печать в паспорт ставят. Берут по 50 лилангени аэропортового сбора.
До Йоханнесбурга лететь меньше часа. Виза для транзита не нужна, однако есть небольшой нюанс. В зал отправления пускают только после регистрации, которая начинается перед полетом за 4 часа. Зал, где приходится ждать регистрации, маленький и там просто негде сесть. Проблему, однако, можно решить, а именно - если хорошо попросить, то в большой зал отправления пускают и без регистрации. Потом надо возвращаться.
В аэропорту Йоханнесбурга провели 6 часов. Назад летели в темноте, и только тропические ночные грозы над Экваториальной Гвинеей были видны из окошка. Про парижский аэропорт уже все сказано. В Питер прилетели в снегопад. Впервые за всю историю России на въезде пограничница улыбнулась и поздравила с возвращением.
04/09/2006