- Вам багаж до куда оформлять? До этого... ну, куда вы летите?
- Да! До Антананариву.
- Вот вам посадочные. Этот - до Парижа, а этот - туда... как его? ... ну, куда вы летите!
- До Антананариву. Спасибо!
Радостно, лестно, тщеславно и честолюбиво отправляться в места, название которых не каждый выговорит. Например, в Бендар-Сери-Бегаван или в Антананариву. Малагасийские имена и названия вообще не так легко запомнить, хотя мне удалось заучить имена видных политических деятелей доколониального Мадагаскара - короля Андрианампуйнимерина и министра Райнилайривуни. Первого можно сравнить с Петром Великим, а второго - с князем Потемкиным, с той лишь разницей, что он был любовником трёх королев. Разумеется, последовательно.
Мы летим в Антананариву через Париж. Рейс из Москвы вечерний, и ждать утреннего рейса на Мадагаскар придется всю ночь. Только двое из нас оформили транзитные визы и выходят побродить по Парижу. Остальные коротают ночь в аэропорту кто как может. Я пристраиваюсь на сиденьях перед панорамным окном с видом на отель "Шератон". Нужно, чтобы всё в жизни было красиво.
Лёта из Парижа до Антананариву - десять с половиной часов. Прилетаем поздно вечером. Получение багажа занимает часа полтора. На выходе нас встречает Хари, который вместе с водителем Бари будет возить нас по острову почти две недели.
В 300 метрах от аэропорта находится отель Ivato, недорогой и очень чистый. В нем коротают время иностранцы, ожидающие рейса на родину. Если прилетать в Антананариву поздно вечером, то этот отель - хорошее место для того, чтобы провести первую ночь, а потом переехать в центр города, в гущу жизни.
На следующий день мы грузимся в микроавтобус и едем в Амбухимангу - бывшую королевскую резиденцию в 20 километрах от Антананариву. Амбухиманга - один из двенадцати Священных холмов Имерины - области, которая явилась ядром мадагаскарской государственности, откуда пошло объединение всех мадагаскарских земель Андрианампуйнимерина в конце XVIII века. Главная достопримечательность - Рува (дворец), в котором родился сам Андрианампуйнимерина.
Вокруг "дворца" - хижины из черного палиссандра со скудной обстановкой - возник комплекс из построек, которые использовались для приемов и заседаний государственного совета при последующих правителях Мадагаскара. Украшением гостиной служит зеркало венецианского стекла, подаренное королевой Викторией. Стены украшают портреты Радамы I и Ранавалуны II; во дворце можно посмотреть также спальню Ранавалуны III.
Вообще, золотой век мадагаскарской государственности продлился действительно не больше века. В 1895 году французы захватили Тананариве (Антананариву) и на следующий год провозгласили Мадагаскар своим протекторатом. Портретный ряд мадагаскарских королей недлинен: Андрианампуйнимерина (1787-1810), Радама I (1810-1828), Ранавалуна I (1828-1861), Радама II (1861-1862), Разохерина (1862-1868), Ранавалуна II (1868-1883) и несчастная Ранавалуна III, которую французы сослали на Реюньон, а затем вообще в Алжир. Вся история мадагаскарской монархии - это борьба между тремя тенденциями, суть которых можно обозначить кратко: "С кем быть и кем быть?". Англичане, французы и местные традиционалисты, стоявшие за сохранение устоев, культа предков и противившиеся всякой модернизации и европеизации - вот основные действующие лица в игре, исход которой был предрешен всем ходом мировой истории в XIX веке. В мадагаскарской "книге перемен" были свои Петр I, Екатерина II, Павел I и даже Петр III.
Золотой век Мадагаскара оставил дворцы на холмах Антананариву. Величественный дворец Рува, построенный для Ранавалуны II доминирует над городом. В 1995 году он сгорел; в народе говорят, что этому поспособствовал бывший диктатор и друг Советского Союза Дидье Рацирака. Конца реставрации не видно; крыши нет, угловые башни тоже перестраивают. Могилы монархов, часть которых перенесли из Амбухиманги, уцелели, разумеется, также как и орел над воротами. Если спуститься от дворца ниже к городу, то вас встретит другое замечательное здание - Андафиаваратра, дворец премьер-министра Райнилайривуни. В нем развернута экспозиция, повествующая об истории монархов Имерины. Портреты, кое-что из мебели; собственно, это всё.
С холмов Верхнего города виден Нижний город с озером Аноси в форме сердца и стадионом. К вокзалу ведет широкая Авеню Независимости, и кому нужен шопинг, тому сюда. Антананариву красив и нескучен. Наверное, это одна из самых живописных столиц стран "третьего мира". Мадагаскар где-то в самом низу этого "третьего мира" по уровню благосостояния своих граждан, но здесь, в столице, это не очень чувствуется. Да и вообще Мадагаскар не производит впечатления "дыры". Дома в городах и даже деревнях добротные, на улицах довольно чисто. И самое главное, никто не пристает с настоятельной просьбой о подаянии, плавно переходящей в угрозу. Это не Африка, где просят все, всё и неизвестно за что, только из-за того, что ты - белый, а они - черные. Нет, конечно, на Мадагаскаре тоже, случается, просят, но не очень назойливо и не в таком количестве, как у соседей через Мозамбикский пролив. В Антананариву и в других городах много улочек и переулков, словно перенесенных из средневековых городков Европы. Прямоугольные, стройные малагасийские дома гармонично сочетаются с черепичными крышами, и не случайно порою складывается впечатление, что оказался на улице Старого Таллинна где-то в советское время, до реставрации домов и капитализма.
Кстати говоря, будучи в Антананариву и готовясь к серьезному путешествию по острову, загляните в книжный магазин Института географии Мадагаскара. Там продают отличные карты различных его регионов, очень подробные. Помню, как феврале 2006 года мы объездили пол-Аддис-Абебы в поисках карты Эфиопии, хоть какой-нибудь. На Мадагаскаре же с картами всё в полном порядке. Слава малагасийским географам!
У нас оставалось время до темноты, и мы решили отправиться в зоопарк "Цимбазаза", что в черте города. Конечно, для тех, кто не располагает временем для посещения основных национальных парков Мадагаскара, "Цимбазаза" может послужить введением в его природу. Только не надо посещать его после национальных парков, чтобы не было разочарования. Лемуры в клетках смотрятся не очень живописно, хотя в зоопарке можно увидеть те виды, для знакомства с которыми нужно исколесить пол-острова. В зоопарке - несколько озёр, на которых устроены домики для лемуров катта - самых "узнаваемых", с полосатыми хвостами. Сам парк - небольшой, его можно обойти за час. Есть клетки с птицами, небольшой террариум. Но самое главное - музей, в котором можно посмотреть окаменелости и скелеты ископаемых гигантских лемуров и птиц эпиорнисов, которые, как предполагают, послужили прообразом птицы Рух в рассказах о Синдбаде Мореходе. Арабы называли Мадагаскар Аль-Комором и хорошо знали остров, часто посещали его. Птица вымерла из-за охоты и сведения лесов. На Маврикии тоже был аналог эпиорниса - птица додо, которую постигла не менее печальная судьба.
Первоначально планировалось, что мы будем двигаться на юг острова, но в первый же день мы поняли, что программу по Антананариву и окрестностями мы можем выполнить и за один день. Высвобождалось время, и мы решили его использовать для поездки на восток острова, в заповедник Андасибе-Мантадиа (Перинет), в котором был отличный шанс посмотреть самого крупного лемура на Мадагаскаре - индри. Природа распорядилась так, что тридцать видов лемуров разбросаны по всему Мадагаскару "точечно". Индри - одни из самых редких, при этом самые крупные и самые свободолюбивые, потому их невозможно увидеть в зоопарках - не выживают.
Перинет лежит на полпути от Антананариву до Туамасины. Туамасина - важнейший порт Мадагаскара на восточном побережье. Шоссе из Туамасины в Антананариву имеет свое продолжение в виде национальной магистрали Антананариву - Тулеара. При выезде из Антананариву шоссе запружено грузовиками и фурами, но через пару десятков километров отравляющие эндемичный воздух Мадагаскара автомобильные заторы рассасываются. Извилистая дорога перерезает хребет, который тянется вдоль восточного берега. За ним - влажные тропические леса, частые дожди даже в общепризнанный сухой сезон и лемуры индри.
По дороге мы заезжаем в небольшой частный "зверинец" - Madagascar Exotic ("Экзотика Мадагаскара"). На спящих крокодилов можно внимания не обращать. Самое интересное - в вольерах. Громадные хамелеоны самых немыслимых расцветок и крохотные хамелеончики, гекконы и геккончики, помидорные жабы и мадагаскарские питоны, бабочки и пальмы равенала ("дерево путешественников"). Всё можно потрогать и подержать в руках, если есть желание. В общем, очень хорошее место для приобщения к эндемизму.
02/10/2006