"Водить машину в Лаосе рискованно, особенно в городах. Лаосские водители действуют на дороге по вдохновению и с помощью Будды. Правила движения существуют, но не соблюдаются, так что будьте осторожны, особенно с мотороллерами." (Бесплатный мини-путеводитель Лаосского министерства по туризму).
Транспорт движется медленно - 40 км/ч. по городу обычное дело. При творческом отношении лаосцев к вождению и правилам иначе нельзя. Самая опасная ошибка – полагаться на здравый смысл других водителей. Мысли типа "он же смотрит, куда едет", надо оставлять дома вместе с шубой и валенками – он не смотрит, он во власти рока и стихии и сам не знает, как поступит в следующий момент. Не исключено, что повернет у вас перед носом налево из самого правого ряда.
Монахи погрузились в тук-тук и едут на рынок, оранжевые накидки развеваются на ветру. Девчонки верхом на мотороллерах, куртки надеты задом наперед, молния на спине, - от ветра. Опять мотороллер – как же он, бедолага, везет целую семью: папу, маму, и двух ребятишек? На обочине целая стоянка тук-туков - пассажиров нет, водители отдыхают в кузовах, под навесами. Трое уселись возле радиоприемника, слушают музыку, а четвертый натянул между стойками кузова гамак и дремлет с комфортом…
"Считается, что долю человека в первую очередь определяет карма, поэтому лаосцы не слишком напрягаются насчет собственного будущего… Они считают, что "слишком много работать вредно для ума", и часто выражают сочувствие тем, кто "много думает"… Стремление избегать излишнего психологического напряжения свойственно местной культуре, а с точки зрения традиционного лаосца любое занятие, не содержащее в себе элемент "интереса", неизбежно вызывает напряжение" (Подержанный путеводитель Lonely Planet)
Лаосское слово "бопенян" означает "все равно", "не важно", "по барабану". Бопенян – основополагающий, жизненный принцип. Отсутствие комфорта в лаосских домах, вечный, непонятно с чем связанный потоп в местных туалетах – всем бопенян. Правила движения, даже наличие у человека за рулем водительских прав – бопенян однозначно. С одной стороны, такая жизненная философия позволяет легче переносить трудности, с другой – не дает с этими трудностями справится. Замкнутый круг, выхода из которого не видно. Впрочем, бопенян…
"В сельской местности люди могут быть непривычны к фотографированию, поэтому обязательно улыбнитесь и спросите разрешения, прежде чем сделать снимок. В некоторых племенах фотографирование людей – табу. В любой местности ведите съемку тактично, стараясь не задеть достоинство людей" (Подержанный путеводитель Lonely Planet)
Собираясь на рынок, прошу портье в гостинице написать мне, как по-лаосски будет "Можно мне вас сфотографировать?". Портье пишет фразу из шести слов – и ничего похожего на "фото". Видимо лаосцы придумали для фотографии собственный термин. По дорогое то и дело достаю бумажку из кармана и мысленно повторяю фразу, стараясь запомнить. Уже на подходе к рынку решаю в последний раз проверить себя – и не обнаруживаю бумажки. Видно, задумавшись, положила мимо кармана. Шесть замысловатых слов тут же предательски улетучиваются из памяти. В дальнейшем приходится объясняться жестами – делать движения фотоаппаратом в сторону объекта съемки, смотреть вопросительно, кивать головой и улыбаться. Впрочем, этого вполне хватает, - продавцы понимают, чего я от них хочу, и в большинстве случаев застенчиво улыбаются в ответ, будто им сделали комплимент, и утвердительно кивают. Те, кто не хочет фотографироваться, отрицательно качают головой и закрывают лицо руками – все понятно, иду дальше. Уже на обратном пути вдруг вспоминаю два последних слова из коварно ускользнувшей фразы – "дай бо". Смотрю разговорник – оказывается, они как раз и означают "можно".
"Тат Дам, Черная Ступа – еще одна достопримечательность Вьентьяна, окруженная легендами. Она считается святилищем могущественных нага – мифических драконов-покровителей города" (Карта Вьентьяна из гостиницы Лао Плаза).
Рядом с Черной Ступой - излюбленное место отдыха и главная тусовка оказавшихся во Вьентьяне иностранцев, ресторанчик под названием "Капчай-дё", что переводится примерно как "Спасибочки". В меню рядом с традиционным термоядерно-острым салатом из папайи – спагетти болоньезе и стейк. Отдельный раздел в меню назван "Утехи экспата". Утехи в основном представлены гамбургерами – видимо для тех, кого совсем скрутила ностальгия.
"А в Москве тук-туки есть?" - спрашивает меня водитель железного коня с кузовом и брезентовой крышей. Его тук-тук, - явно предмет гордости хозяина, - украшен по бокам ленточками и блестящими кусочками жести. "Нет, в Москве нету". "А почему?" - выясняет он подозрительно. "Потому что холодно". Собеседник понимающе качает головой, видимо представляя себе, каково было бы водить тук-тук в российских снегах. "Жалко, что нет тук-туков", - резюмирует он, наконец. "У вас людей много, хорошо можно зарабатывать…"
Вечер, закрываются лавочки. Продавец овощей катит домой свою тележку – мало распродал, видно неудачный день. Рядом, расстелив прямо на тротуаре коврик, двое мужчин играют в шашки. Доска сделана из ткани – свернул и унес. А фигуры из пивных пробок – белые донышком вверх, черные вниз. Вокруг игроков бегает загорелый дочерна пацаненок лет пяти с оранжевым пластмассовым вертолетом в руке. Выписывает рукой сложные виражи, старательно имитирует голосом звук вертолетного двигателя: “В-ж-ж-жу-у-у…Дыр-Дыр-Дыр-Дыр. Вж-ж-ж…” Стало быть, по-лаосски вертолет говорит так же, как и по-русски…
Хока 09/08/2004
Страницы:
1 2 3
|