"В Лаосе более 70 этничеких групп. Для простоты они делятся на 3 этноса по месту проживания: Лао Лум ("живущие на равнине"), Лао Тюнг ("живущие на холмах"), Лао Сунг ("живущие в горах") " (Бесплатный мини-путеводитель Лаосского министерства по туризму).
Проводим полевые маркетинговые исследования. Вместе с лаосскими коллегами едем в магазин сотовых телефонов, к одному из местных дилеров. "Вон он, телефонный магазин", - показывает нам водитель на другую сторону улицы, - "Ишь ты, хорошо у них сегодня торговля идет". "Откуда он знает?" - думаю я, и в следующую минуту понимаю откуда. На крыльце магазина выстроились в ряд пять пар обуви: женские босоножки, две пары бесполых резиновых шлепанцев, кеды и армейские ботинки. Вспоминаю, что у входа в лавку букиниста висела табличка "We are shoe-on!"
В магазинчике дилера и вправду людно - разговор удобнее вести в офисе. Следом за хозяином проходим в дверь с табличкой "Service only" …и оказываемся в квартире. Передняя половина дома это магазин, а в задней живут хозяин и его семья. В углу плита, что-то тихо булькает на огне в большой алюминиевой кастрюле. У плиты в коробке зеленые скорлупки от кокосовых орехов, по всей комнате - запах теплого коксового молока. В противоположной стене дверной проем, за ним спальня, слышно, как там работает телевизор. В открытую дверь видна железная спинка кровати, меду прутьями спинки просунулись детские пятки – дилер-младший смотрит кино. У двери за столом парень постарше возится с паяльником – ремонтирует чей-то телефон. Нас усаживают за накрытый клетчатой клеенкой стол, хозяйка наливает всем минеральной воды из литровой пластиковой бутылки – обязательный жест гостеприимства, совсем нелишний в жарком климате. Дилер делится опытом: на днях закупил партию футболок, хочет начать акцию – кто купит за месяц три карты экспресс-оплаты, тот получает футболку в подарок…
Пожилая женщина в огромной соломенной шляпе торгует вразнос вениками. Заходит в дома, приветливо улыбается – лицо морщинистое, загорелое. Целые связки соломенных веников висят на концах перекинутого через плечо коромысла. Каждый веник любовно переплетен цветными нитками и топорщится по сторонам, как опахало. Наш интерес к ее прозаичному товару очень забавляет женщину – вот ведь чудаки эти иностранцы, веников не видели!
"При "болезни туриста" не впадайте в панику – чего еще вы ждали в путешествии? Примите Интетрикс или Имодиум. Регулярно пейте воду, ешьте рис и спелые бананы, пейте Пепси и избегайте острой пищи (что здесь непросто!)" (Бесплатный мини-путеводитель Лаосского министерства по туризму).
Вдоль дороги женщины продают соленые огурцы, расфасованные в прозрачные пластиковые пакеты. "Почему у них огурцы желтые?" - спрашиваю водителя. "Это не огурцы"- смеется он, - "это маринованная папайя". Небось, удивляется, как можно такое придумать – огурцы посолить! Пусть удивляется, мне не до него – я только что увидела, как на решетке прямо посреди улицы жарят бананы.
Разговариваю с лаосцем, недавно вернувшимся из Москвы. Спрашиваю, понравилось ли. "Понравилось" - отвечает, - "машин много, людей много, дома большие. Только у вас там везде этот, как его, салат из картошки с майонезом…" Лицо собеседника меняется – в глазах возникают ужас и отвращение.
У дороги магазин автопокрышек. Перед входом - транснациональный мишленовский человек-гусеница, такой же, как где-нибудь в московском шиномонтаже или американском tire shop-е. Такой да не совсем – приглядываемся и видим, что изображение не вполне каноническое. Мишлен приветствует покупателей по-лаосски, сложив ладони перед грудью и наклонившись вперед.
"Лаосцы традиционно приветствуют друг друга, складывая ладони в молитвенном жесте, который называется "ноп". Если кто-то делает вам ноп, нужно сделать ноп в ответ, если только это не ребенок… Ноги – самая низкая часть тела, как в физическом, так и в духовном плане, поэтому не вытягивайте ног в сторону других людей…Голова считается высшей частью тела, поэтому старайтесь не дотрагиваться до головы лаосца." (Подержанный путеводитель Lonely Planet)
Непосредственность лаосцев непривычного иностранца может шокировать. За обедом разговариваем с лаосскими коллегами. Одна из девушек рассказывает, что месяц назад вышла замуж и спрашивает, замужем ли я. Отвечаю, что да. И давно? Два года. А сколько у меня детей? Отвечаю, что детей пока нет. Соседи по столу дружно оборачиваются в мою сторону и удивленно спрашивают "А почему?"
После работы ужинаем в ресторане. Живая музыка - играют на традиционном лаосском инструменте, с виду похожем на лодку, а по конструкции представляющем собой деревянный ксилофон. Поют мелодичные печальные песни. У одного певца выходит особенно душевно - спрашиваем наших лаосских коллег, о чем понравившаяся песня. Оказывается, о старике, который полюбил молодую девушку, дарил ей дорогие подарки, исполнял все желания. А девушка встретила молодого, полюбила, - и забыла старика, несмотря на все его старания. Вот он и грустит, сердце у него разбито… А говорят, только у русских застольные песни печальные!
“Очень краткий лаосский словарь:
здравствуйте – сабайдИ спасибо – капчАй пить – ким нам есть - кин хао рис – хао гостиница – хон хам туалет – хон нам врач – мао доллар - дола” (Бесплатный мини-путеводитель Лаосского министерства по туризму).
В середине дня жара становится тяжелой – словно весь зной лежит у тебя на плечах и давит к земле. Медленный желтый Меконг кажется совсем разомлевшим от солнца, водители тук-туков уже не кричат, зазывая пассажиров, а жалобно так, без особой надежды, тянут: "Тук- ту-ук?". Про еду думать не хочется, но через час у нас встреча, потом другая, и так до вечера. Надо забросить в топку хоть чего-нибудь. Вдоль реки одно за другим тянутся открытые кафе под навесами из парусины или тростника. Щурясь от солнца, читаем на ближайшем вывеску английскими буквами – "Katiusha". Ниже, в столбик – меню, где, тоже в английской транскрипции, присутствуют, почему-то в единственном числе, "Varenik" и "Golubets". Хозяева русские, но обслуживают лаосцы – молодые ребята в футболках с надписью "Москва". Видимо, желая нам угодить, заводят музыку, - и над великой, желтой рекой, над черепичными крышами монастырей, над задремавшим в будке постовым начинает звучать протяжная песнь про Владимирский централ, который этапом из Твери. Наверное, именно так случается солнечный удар…
Хока 09/08/2004
Страницы:
1 2 3
|