Между поездкой и очерком о ней обычно есть промежуточная стадия – стадия коллажа, когда на стол высыпаются из конверта один за другим все кусочки, обрывки и клочки закончившегося путешествия. Истрепавшаяся на сгибах карта, билеты на автобус и в музей, салфетка из кафе, буклет с выставки, и везде по краям и на полях – торопливые записи, наброски, чтобы не забыть чего-то, что увиделось, услышалось или просто пришло в голову.
Фрагменты надо бы упорядочить, подогнать друг к другу, как кусочки стекла для мозаики, чтобы получился рассказ, – но тогда исчезнет пестрая россыпь, которая точнее всего передает мои впечатления от этой причудливой страны...
"Древнее Королевство Миллиона Слонов, ставшее в 1975 Лаосской Народно-Демократической республикой, постепенно открывается для туристов" (Бесплатный мини-путеводитель Лаосского министерства по туризму).
В лавке вьентьянского букиниста беру с полки видавший виды подержанный (впятеро дешевле нового!) путеводитель по Лаосу – на английском. Рядом французский "Гарри Поттер" в покоробившейся от дождя обложке, и немецкие "Путешествия по Азии", явно побывавшие в чьем-то пыльном рюкзаке. Интересно, какой соотечественник завез сюда "Русский спецназ 3"?
Оказывается, Королевство Миллиона Слонов – это для краткости. Полное название, данное стране королем Фа Нгумом в 1353 году - "Лан Санг Хом Кхао", т.е. "королевство миллиона слонов и белого зонта". А более древнее название части вошедших в королевство земель - "Лан На", "миллион рисовых полей". Такая тут топонимика.
Коллега прочел в Интернете, что буддистские правила позволяют употреблять в пищу все, что бегает, плавает, ползает или летает спиной кверху. Прямоходящие человекообразные по этому правилу однозначно несъедобны, поскольку перемещаются спиной назад, но со всеми остальными дело обстоит сложнее. Остаток дня проходит в размышлениях над вопросами типа (1) где у червяка спина, и в какую сторону ею он ползает, или (2) есть ли несъедобные среди тех, кто летает…
“При входе в храм всем необходимо разуться. Если вы решите сесть, то не садитесь ступнями вперед. Если хватит гибкости, постарайтесь подогнуть ноги ступнями назад.” (Бесплатный мини-путеводитель Лаосского министерства по туризму).
Монастыри по-лаосски называются "Ват". В ват разрешается заходить всем, - и не только по религиозной надобности. Торговцы на трехколесных мотороллерах с кузовом приезжают предлагать свой товар. Маляры с кистями и банками краски идут подновить статую Будды – а то позолота после сезона дождей совсем облупилась. Приятели приходят поболтать с послушниками - учениками монастырской школы. Словом, монастырь похож на деревню, в которой идет обычная жизнь. Кто-то огородничает, кто-то метет двор, а кто-то развешивает на веревках для просушки выстиранную монастырскую одежду всех оттенков оранжевого, - от яркого, как кожура мандарина, до почти коричневого.
"Основанный в 1566 году, монастырь Ват Симуанг хранит основание, или столп, города [Вьентьяна]. По известной легенде, во время строительства храма беременная женщина Нанг Си принесла себя в жертву, бросившись в яму, куда устанавливали храмовый столб. Нанг Си считается защитницей города и очень почитаема жителями" (Карта Вьентьяна из гостиницы Лао Плаза)
Статуи Будды в монастырях часто образуют повторяющийся мотив – одна фигура за другой тянутся вдоль длинных крытых галерей. В Лаосе нам рассказали, что череда статуй повествует об одном из чудес Будды - якобы желая продемонстрировать сомневающимся свои сверхъестественные способности, Будда многократно повторил собственный образ, создав множество "двойников".
В галереях монастыря Ват Сисакет более шести тысяч статуй Будды – от крошечных, чуть больше спичечного коробка, до больших, почти в человеческий рост. Во время войны с Сиамом в начале XIX века многие окрестные храмы были разрушены, и уцелевшие в них статуи остались без дома. После войны статуи перевезли в Ват Сисакет, единственный сохранившийся монастырь в округе, и теперь они образуют удивительное собрание разных стилей и направлений. Есть статуи из керамики, дерева, камня, бронзы и даже серебра. Во время празднования Нового Года происходит священное омовение статуй – их поливают водой из специального желоба в форме нага – божества, имеющего вид водяного змея или дракона.
Хока 09/08/2004
Страницы:
1 2 3
|