|
Ещё один самородок – наш гид Али бин Султан Аль-Хаджри (таково его полное имя). К нам его специально приставили как лучше всех знающего местные нравы и обычаи, поскольку во всей катарской туриндустрии он, похоже, единственный катарец. Сам он из бедуинского рода Аль-Хаджри; получив высшее образование, стал первым бухгалтером в истории Катара. Дружен с эмиром. Поэт, музыкант и певец. Играет на ребабе (однострунный инструмент с резонатором; играют смычком). Про него часто в журналах и газетах пишут как о виднейшем носителе традиционной бедуинской культуры. У нас по поводу этой культуры всё время разногласия. Он за нас откровенно беспокоится (хотя ещё более откровеннее беспокоится за себя), что однажды какой-нибудь ревнивый муж камеру нам разобъёт за то, что мы его жену снимаем. Или иная ревнительница "древняго благочестия" разорётся, завизжит, вызовет полицию и нас в неё "загребут". А потом поди нас оттуда вызволяй. Но мы особенно в споры не ударяемся, поскольку всё, что "снимать нельзя", снимаем сами тогда, когда остаёмся без его "опёки", то есть вечером, когда на улицах в свете витрин и неоновых вывесок появляются наконец люди...
Али повёз нас смотреть жизнь бедуинов, в их "лагерь", расположенный на западе страны, под городом Дукхан. По пути проезжали зоопарк, единственный в странах Залива. В вольере скучал одинокий слон; в зоопарке живут зебры, жирафы, львы и крокодилы. Естественно, есть и антилопы-ориксы, ставшие "национальным символом" Катара. Правда, ферма, где их разводят, сейчас закрыта из-за жары. В жаркое время года не проводятся верблюжьи бега; на соколиную охоту также не удастся посмотреть. Все эти национальные развлечения начинаются где-то с конца октября. Так что мы удовольствовались только теми верблюдами, которых разводят бедуины племени Али. И делают они это не от нечего делать, но потому что даёт это такой доход, о котором было трудно даже подумать. В самом деле: цена за чёрного верблюда может доходить до 1.000.000 долларов! Получается, что верблюдов разводить даже выгоднее, чем коней? Бывшие бедуины, переселившиеся в шикарные особняки, соревнуются друг с другом, у кого верблюд "круче" и дороже. У богатых свои причуды.
Али всё сокрушается, что бедуинская традиционная культура уходит, а та, что остаётся, становится развлечением для туристов. К примеру, что предлагается туристам в качестве "ужина в шатре у бедуина" во время "джип-сафари" по пустыне? Барбекю, виски, танец живота. Но ничего этого у бедуинов никогда не было. Вся еда – финики, верблюжье молоко и масло на его основе. И нас в этот раз угостили финиками с маслом, налили кофе с кардамоном (который, сделанный по бедуинскому рецепту, даже кофе не напоминает, а так – "ячменный напиток"). И беспокойство нашего друга волне понятно. Стоимость пятичасовой экскурсии к бедуинам довольно высока – порядка 80 долларов. И что? Приезжают экскурсанты – ловцы экзотики - к бедуинам, заходят в предвкушении обильной трапезы в шатёр, а там на ковре – две кастрюльки: одна с финиками, одна с маслом. Могут и не понять. Не знаю, как иностранные, но наши туристы за такое дело могут и побить. Или, как минимум, деньги за экскурсию назад потребовать. Ну, а потом всё равно побить. Али у нас советуется, как быть: поступиться принципами, превратив экскурсию в обычый аттракцион с ряжеными бедуинами, танцовщицами из стран СНГ, пивом и виски, или оставить всё как есть, сохранив "подлинность"? Вопрос этот трудный и деликатный, и мы ограничились лишь советом придумать какие-нибудь сувениры для туристов.
А ведь правда: с сувенирами в Катаре просто беда какая-то. Есть в Дохе крайне малочисленные сувенирные лавки, которые торгуют "артифактами" из Индии, Ирана, Китая и "общеарабскими" поделками вроде кожаных верблюдиков, которыми просто завалены лавки и магазины недалёкого Дубая. Покупать модель корабля-доу за 120 долларов только из-за того, что у него к мачте приклеен катарский флаг, как-то, знаете, не хочется. Так что, сувенирный вопрос – больной вопрос в Катаре.
Али очень дорожит своей репутацией. Мы поехали на дюны, что в 60 километрах к югу от Дохи, недалеко от Хор Аль Адайда – "Внутреннего моря". Собственно, Хор Аль Адайд – это лагуна, в самые засушливые годы пересыхающая, соединённая с Заливом узкой протокой. Её окружают величественные барханы, изъеженные вдоль и поперёк любителями острых ощущений. Недалеко от этого места находится неплохой курорт – "Силайн Бич Резорт". Правда, вокруг него – пустыня, так что вечерами гулять можно только по его территории. Али решил покатать нас вверх и вниз по дюнам. Сначала всё шло нормально, но потом... Международный скандал: "Съёмочная группа НТВ попала в аварию к Катаре. Во время джип-сафари по песчаным дюнам автомобиль по вине водителя влетел в яму. Из-за сильного удара голова сидевшего на переднем сиденье телеоператора снесла зеркало и разбила лобовое стекло. Остальные участники съемочной экспедиции отделались лёгким испугом". Просто каким-то чудом Анатолий не получил никаких серьёзных повреждений. Ни царапины! У Али, по всей видимости, душа сразу ушла в пятки: что теперь про него скажут? Он до этого просил даже не наводить камеру на номер его машины, потому что возить пассажиров по дюнам экстремальным образом в его возрасте и при его положении в обществе несолидно. А теперь? Что если узнает сам эмир? Хорошо, что все живы остались, а то посажения на кол было бы трудно избежать...
Вот каков он, Катар. Конечно, если его авиалинии будут предлагать дешёвые авиабилеты из Москвы со стыковкой в Дохе, может кто и захочет задержаться здесь на пару деньков. В этом случае получается, что не авиалинии "идут в придачу" к стране, а наоборот – страна "в подарок" к авиабилету.
Катарцы сами прекрасно понимают, что конкурировать с дубайцами им будет крайне сложно. Да и нравы здесь более суровые. Как-никак – оплот ваххабизма. И хоть он и не такой, как в Чечне, но знать о себе даёт. Пожалуй, наряду с Саудовской Аравией Катар – наиболее консервативен. Потому и расчитывать на массовый приток развязных "курортников" особо катарцам и не приходится в обозримом будущем. Вот событийный туризм, зрелищные спортивные мероприятия (регаты, гонки) могут и "пройти". Музеи, опять же, неплохие. Например, на окраине Дохи есть превосходный музей оружия, холодного и огнестрельного. В нём собрано оружие стран Аравии, Персии, Индии, Эфиопии, Судана, Занзибара. Есть меч с золотых ножнах самого Махди (вождя восстания "имени себя) в Судане в 1880-х годах. Есть автоматы и пулемёты английского, немецкого, американского и советского производства. Очень много длинноствольных арабских кремневых ружей XVIII-XIX веков. Про коллекцию будущего Музея Исламского Искусства я уже говорил – она просто шикарная.
И что же выходит: в Катар поедут только интеллектуалы-музеелюбы и VIP-туристы, для которых в пятизвёздочных отелях-дворцах создан свой закрытый мирок? Есть же здесь развлечения попроще? Ну есть. У отеля "Ритц-Карлтон" построили парк аттракционов. Конечно, не Диснейленд, но всё же... В зоопарк опять же сходить можно.
И русскую пианистку послушать в отеле. "Пианистку" в прямом смысле слова.
Николай Баландинский 20/10/2003
Страницы:
1 2 3 4
|
|