Проснулся ровно в 6-00. Быстро собрался в сумерках забыл повешенное на дерево полотенце. На завтрак времени не было, выскочил на улицу и набегу застопил ГАЗик.
Рокское ущелье очень живописно. Иногда дорога проходила сквозь короткие тоннели. Многие мосты через горные речушки несли следы недавнего ремонта, а в двух местах действительно завал разбирали с помощью бульдозеров. Довольно часто попадались небольшие поселки. С одной стороны вплотную к домам подходили горные стены, с другой - глубокая пропасть с горной рекой внизу. На одной из АЗС нас догнала североосетинская ГАЗель, два осетина из нее с любопытством разглядывали мой желтый костюм, но ничего спросить не успели.
Вот и ворота таможни. Пред ними скопилось несколько грузовиков-бензовозов. Официально провозить бензин в Грузию запрещается. Поэтому, поверх цистерны водители бензовозов сооружают каркас из брусьев и обтягивают сверху брезентом. Такая маскировка может обмануть разве только спутник-шпион, но предприимчивые люди провозят эти машины через две таможни.
Только я прошел за ворота, как меня сразу окликнул солдат в бронежилете, бушлате и с автоматом в руках: - Стой! Куда идешь?! - Стою. В Грузию. - А где машина? Пешком нельзя! - А я без машины. Автостопом. Пройду таможню и остановлю какую-нибудь машину... - Ага, путешественник значит?! - Совершенно верно. Еду в Турцию и дальше ... вот паспорт.
Неожиданно все таможенники и контрабандисты бросили свои дела и обступили счастливого солдата с моим паспортом в руках. Все разглядывали суданскую визу с голограммой, расспрашивали про костюм и про деньги... Народу собралось десятки человек. Пришел офицер и стал командовать " здесь нет ничего интересного! Расходитесь!". Даже не проверив рюкзак, мне разрешили выбирать машину и ехать в Грузию. Тут как раз пригласили в уже знакомую ГАЗель до Цхинвали. Водители оказались уже "тертыми людьми". Что они везли на самом деле, я так и не узнал, но в верхнем ряду коробок лежало печенье, а в бардачке пачки десятирублевых купюр. На каждом посту ГАИ пачки уменьшались, а водитель получал очередную бумажку с надписью "...печенье. Пропустить" Ущелье закончилось, дорога извивается по краю пропасти, на дне ее показывают искореженный автобус, упавший туда в прошлом году. Вот и черная пасть знаменитого Рокского тоннеля. С южной стороны еще одна таможня. Но, поскольку мои водители ездят здесь каждый день, то мне даже не пришлось выходить из кабины, да и документы никто не спрашивал. Качество дороги в Южной Осетии сразу ухудшилось.
- Ничего себе, какие ямы! Я таких давно уже не встречал! - Это еще ерунда! А вот после дождей здесь такое бывает... - Но это же автотрасса международного значения. Почему ее никто не ремонтирует? Судя по всему асфальт тут в последний раз еще при СССР клали, могли бы хотя бы щебнем самые большие ямы засыпать... - А кому это нужно? На водителей всем наплевать, а ремонт машин окупается за счет большой разницы цен на горючее между Россией и Грузией - Отвечал водитель, качаясь в разные стороны и ударяясь головой о потолок кабины на больших ухабах. - Но ведь Россия - главный торговый сосед Грузии. Неужели дешевле возить грузы на самолетах, чем подсыпать щебень на эту дорогу? - Грузии дешевле торговать по воздуху. Потому что если везти груз по этой трассе, то на четыре таможни и взятки гаишникам денег уйдет гораздо больше... - Хорошо. Но ведь Южная Осетия не признает себя частью Грузии, поэтому все завозит из Алагира. Им-то нужна хорошая дорога?! - Цхинвали бы рад отремонтировать, да денег нет. А грузины не хотят стараться для осетин. - Но ведь еще через пару лет бензовозы добьют и эту дорогу, и здесь только трактора смогут ездить... - То, что будет потом, сейчас никого не беспокоит. Вон как отношения быстро меняются. Сейчас дорога нужна, завтра наоборот. Поживем-увидим.
Вскоре вдоль трассы пошли осетинские деревни. Народу на улицах было не много. Тем временем мы въехали в Цхинвали. Здесь еще видны следы войны. Часть домов была разрушена, часть сгорела от пожаров. В городе мы не останавливались, сразу проехали на загородный рынок, который находился на холме, где проходила граница с Грузией.
- Вот с этого места грузинские пушки обстреливали осетинские дома, когда мы отказались войти в состав Грузии. - Неужели столько много домов разрушили из пушек? - Нет. Когда началась война, то осетины в отместку, стали поджигать дома, где жили грузины...
Вот и приехали на грузино-осетинский рынок. Самым ходовым товаром здесь был бензин. На площади в несколько километров все было заставлено цистернами с топливом. Бензин продавали прямо с машин, сбросив "маскировку" и написав цену прямо на борту машины. Другие, видимо, перекупщики, продавали из бочек, канистр и даже пластиковыми бутылками. Высадили на рынке, ГАЗель уехала куда-то разгружаться, а я пошел пешком в Грузию. Подсел в "восьмерку" к грузинской семье, которые с удовольствием довезли меня до поворота на Гори.
Горы кончились вместе с Цхинвали. Вокруг простирались поля виноградников, солнце припекало, и лишь на северном горизонте угадывались вершины покрытые облаками.
На границе мне подарили 100 рублей. Сейчас пошел на АЗС в надежде купить что-нибудь поесть, пока не уехал с рублями достаточно далеко от России. Сердитый продавец согласился разогреть за 50 рублей одну котлету. Воды на заправке не было. Руки я мыл из кувшинчика, который держал сам хозяин кафе. Котлета оказалась сильно перченой, но у меня оставался хлеб из Алагира и вода из горного родника. После обеда автостоп пошел веселее. Остановился "Форд-Транзит" с целым семейством: отец, мама, дочка и племянник ехали в гости к старикам. Вот уж здесь мне пришлось по-настоящему ощутить гостеприимство. В большом доме, с садом и виноградником накрыли стол с вином. Женщины с нами за стол не сели, но по очереди подносили разные кушанья. Мне было непривычно, когда прислуживали. К тому же девочка плохо знала русский язык. Разговор за столом шел о дружбе народов, о могучем русском языке и о том, что мне нужно обязательно побывать в Грузии еще раз, чтобы оценить их замечательную страну в полной мере.
После сытного обеда, горячо попрощался со всеми, и водитель вывез меня на выезд из поселка Гоми. Через 10 минут с трудом втиснулся на заднее сиденье "Нивы", грузный водитель ехал голым по пояс и плохо помнил русский язык.
Григорий Лапшин (GriL) 21/10/2002
Страницы:
1 2 3
|