Через Нил собираемся переправляться на катерочке. В ожидании гида выбираем жертву для нильских крокодилов, ведь согласно легенде это обеспечит безопасную переправу для остальных. Пришел гид и все испортил: оказывается, крокодилов в этой части Нила нет, их держат за плотинами, охраняя от нас, от туристов. Два берега Нила, Город живых и Город мертвых. Мы переезжаем от храма к храму, гид без устали перечисляет имена фараонов, увековечивших свои имена в стелах, храмах и гробницах. Размеры изваяний поражают, а их возраст просто не укладывается в голове. В состоянии легкого головокружения я воспринимаю рассказ гида о трехкилометровой аллее сфинксов как предложение прогуляться по ней. Фух, как хорошо - мы просто посмотрим на ее начало.
А усердные туристы в это время ходят кругами вокруг огромного каменного скарабея: это должно привести к выполнению всех желаний. А мне гораздо интереснее посмотреть на работу археологов, которые здесь же продолжают расчищать новые находки.
Скоро стемнеет, и мы спешим вернуться в жилые районы. Обратно через Нил переезжаем на автобусе. И практически на середине моста нас застает закат солнца. Величественный Нил уносит свои воды прямо за горизонт, и в них закатывается солнечный диск. Поистине, удача! Застать в один день и восход и закат в таком красивом обрамлении. Записываю наблюдения: оказывается, солнце в Египте встает из моря, а садится в Нил! Вот так и рождаются легенды о золотых колесницах.
А рядом с богами и фараонами живут сегодняшние египтяне. По-разному живут. Богато и бедно, современно и согласно традициям предков. Мужчина - в строгом костюме, и тут же рядом другой - в длинном балахоне и в тюрбане, цвет которого по-прежнему указывает на район, откуда человек родом. Женщины традиционно покрывают волосы платком, или даже по глаза закрывают лицо. Но не запрещено работать и носить европейскую одежду. Времена смыкаются. Египтянка в расшитом платье курит кальян, сидя на подушках, на столике перед ней лежит мобильный телефон.
Что в Египте действительно дорого, так это жилье. Поэтому строения, что мы проезжали, сложно называть домиками. Мне все время казалось, что они либо еще не достроены, либо уже разрушены. Из тростника и глины, с пальмовыми листьями на крышах. Да и те часто сдуваются ветром. Причем бывает, обратно их кладут и не сразу, а после сезона ветров, все равно снова унесет. Египтяне не очень любят пускать туристов к таким районам. Вы приехали смотреть на древности, вот на них и смотрите. По крайней мере, меня все время ловили при попытках улизнуть и по фотографировать, и упорно возвращали к магазинам папирусов и драгоценных камней, чтобы я занималась прямым туристическим делом - тратила деньги.
Возвращаемся в отель с тем же конвоем. Автобусы пересчитывают, выстраивают. Наш оказывается самым последним, и мы наблюдаем своеобразную игру водителей: те, кто начал движение в хвосте колонны, к концу пути должны оказаться как можно ближе к ее носу. Возможно, такое развлечение не дает водителям уснуть на ночной трассе. Вообще, правила движения в Египте соблюдаются очень слабо. Перед каждым отелем свой регулировщик останавливает движение, чтобы дать дорогу выезжающему автобусу, иначе его никогда не пропустят. А про светофоры говорят: они нам не нужны, потом поправляются: нет, пусть будут - для красоты!
Все, вот теперь отдыхать. Чтоб только море и небо. Ну, разве что еще на подводной лодке покататься. На катере выходим в открытое море, к платформе на воде. Из-под воды поднимается желтая субмарина, немаленькая, с два туристских автобуса длинной. Опускаемся на метров 30 под воду. Через большие иллюминаторы любуемся кораллами, актиниями, рыбками. Аквалангист кормит рыбок с рук, как белок в парке.
В самолете мысль только одна: попасть в лето зимой - это так много, а неделя - это так мало.
Ирина Беляева 11/10/2001
Страницы:
1 2
|