Ну, а теперь - немного подробностей. Естественным образом мои скитания начались с Нового города (где я проживала). Исторически, здешние интересности жмутся к реке (то есть поближе к центру). В первую очередь это дворец и парк Mirabell, который некогда был загородной резиденцией Зальцбургских архиепископов. Примечательно, что один из них построил Мирабель отнюдь не для уединных молитв и раздумий о судьбах родины, а - для своей гражданской жены и их 15 детей (sic!). Сам дворец не слишком примечателен, зато парк очень живописный и являет собой упорядоченное буйство клумб и кустов всех возможных форм и цветов. В Мирабель есть небольшая площадь "Сад карликов", где стоит пара десятков скульптур страшных, но симпатичных уродцев. А еще по парку даже в дождь разгуливают важные утки .
Между прочим, погода в Зальцбурге чрезвычайно переменчивая, безоблачное небо вовсе не означает, что через четверь часа не захлещет знаменитый зальцбургский "шнурковый" дождь. Такой уж здесь коварный микроклимат (возможно из-за того, что город находится в ямке между несколькими горами). Увы, подобная непостоянство порой затрудняет съемку. От выхода из Мирабель уже недалеко и до Steingasse ("Каменного переулка"), самой колоритной Зальцбургской средневековой улочки. Конечно и здесь при желании можно заметить признаки современности: магазинчики, бары, велосипеды, иногда даже машины (если они туда пролезают). Однако всего этого не много, оно не бросается в глаза и не портит антураж. (Попадая в аналогичные переулки Старого города никогда не удается абстрагироваться от навязчивого туристского сервиса и прочих сувениров). Мой совет: обязательно прогуляйтесь по Штайнгассе поздно вечером - в пустынно-тесной темноте, желательно в одиночестве. Будет очень не по себе, боязно, жутко. Вкусите средневековой романтики!
Однажны, гуляя по Штайнгассе (но уже днем) я невзначай свернула в арку, на какую-то лестницу (меня привлекла замшелая надпись "Музей"). Лестница вела вверх и вверх и оказалась - улицей, по обе стороны стояли вросшие в склон горы древнейшие домишки. Из стен торчали выщербленые веками опорные камни фундамента. А на окованных дверях с узорчатыми замками и замысловатыми ручками - кнопочки домофонов и почтовые ящики. (Еще одна особенность: древности Зальцбурга - это очень живые древности!) Навстречу мне попалось молодое семейство, стаскивающее по крутой каменной лестнице ребенка в коляске - погулять. За поворотом обнаружилась маленькая церковь, (ее колокола слышались уже давно), а от церкви вдруг открылся вид через реку - на старый город и Festung. В общем, случайно свернув со Штайнгассе я моментально оказалась в совершенно ином пространстве, и это очередная отличительная черта: в Зальцбурге на небольшой площади умещается множество отдельных маленьких миров, которые никак не сообщаются друг с другом визуально. Переход - всегда внезапность и почти всегда - случайность (для чужаков, конечно же). Зуб даю, что снаружи эти изолированные закоулочки куда меньше, чем внутри - совершенно как в НИИЧАВО.
Пройдя еще один "лестничный пролет" сквозь очередную арку в башенке - я вновь оказалась в другом мире: сама того не подозревая, залезла на Kapuzinerberg - "Гору капуцинов", где и сейчас еще существует одноименный монастырь. (Гора окружена крепостной стеной, и серые башни зловещего вида, выглядывающие из зеленых склонов горы заметны издалека). С разных сторон горы открываются виды на все части Зальцбурга. Гора капуцинов - место магнетическое (именно туда мне захотелось прийти еще раз в самый последний день). Здесь тихо, пустынно и сыровато, там и сям можно заметить необычные цветы - представителей альпийской флоры - цикламены. К зданиям монастыря прилегает дремучий заповедный лес, и этот лес смотрит на тебя сотнями осмысленных, не очень приветливых глаз. Жутковато. А когда я подошла к одной из многочисленных крепостных башен (обычно запертых) и вдруг увидела, что в ней явно живет КТО-ТО (вход занавешен дырявым тряпьем, рядом кострище, котелки...) - мне и вовсе стало не по себе. А вокруг - ни души... И, хлебнув духа приключений, я поспешила обратно. Кто это был: безобидный бомж, умертвляющий плоть монах, или беглый маньяк - выяснять у меня охоты не было.
А монахи на Капуцинберге действительно водятся - однажды прямо передо мной, будто бы отделившись от каменной стены, вдруг возник согбенный старик в коричневом одеянии с капюшоном. Преисполнившись боязливого благоговения, я не осмелилась сфотографировать его, о чем и жалела, следуя за ним по улице-лестнице, а затем по Штайнгассе. (А оказавшись в оживленной части города монах так же незаметно растворился в современной толпе, как и появился из дверцы средневекового монастыря).
Другая большая прогулка, уже по территории Старого города была не менее увлекательна. В этот день я решила посетить Festung, но не подниматься к нему прямо из самого центра города (и не на фуникулере, упаси боже!), а пройтись вдоль всего Moenchsberg. (Не удивляйтесь, что это опять же - "Гора монахов", ведь зальцбургские земли всегда были церковной вотчиной, а управляли городом - архиепископы). Moenchsberg также покрыт лесом, но в отличие от капуцинского (где даже дрова заготавливают!), он куда больше похож на парк. Склоны горы совершенно отвесные, скалистые и вдоль края в окружении зелени находится несколько милых смотровых площадок "на одну лавочку". Оттуда можно глазеть, как прямо у тебя под ногами в бездне едут автобусы и идут редкие пешеходы, а взлянув направо - увидеть Старый город и все растущую великолепную Крепость, к которой постепенно приближаешься... Забавно, что гуляючи там, я заслышала далекие, но отчетливые звуки волынки. Понять откуда именно они доносятся, надежды не было - ведь вокруг лес...Но выйдя на упомянутую площадку, и невзначай взглянув на другой берег Зальцаха - заметила крохотную фигуру на пустынном прибрежном зеленом лужку. Характерные очертания изобличили в нем волынщика, который погожим, но будним днем вот уже несколько часов в полном одиночестве играет над рекой и - исключительно для души. Идиллия!
В былые же времена Monchsberg был военной территорией на подступах к главной Крепости, поэтому он и теперь еще уставлен замками, стенами и укреплениями более скромного масштаба. Некоторые маленькие замки - жилые, и, судя по надписям на домофонном звонке, в них ныне обитают совершенно обыкновенные люди. (Но только я в это не верю: наверняка какие-нибудь "потомки" с проклятьем на челе).
Masha Sibiriak 12/09/1999
Страницы:
1 2 3
|