Хотелось бы предложить вашему вниманию один маршрут по Норвегии, он хорош тем, что не очень далеко вглубь страны, можно уложиться в одну неделю и в то же время удается посмотреть самый красивый в Норвегии Гейрангер-фьорд и дорогу Троллей. Я сама живу в Норвегии уже 5 лет, мы хотели показать Норвегию моей семье.
День первый
Итак, выезд из Питера в 6,00 на своей машине. Норвегия входит в Шенген, по Шенгенскому соглашению виза должна быть той страны, где планируется провести наибольшее количество времени. Но реально визу смотрят только один раз, при пересечение финской границы, и им по фигу, куда вы едете дальше. Так что страховки на машину и визы смело можно заказывать финские.
По утренним пустым дорогам легко доехать до Выборга и далее до Торфяновки часа за 2. Очередь с утра тоже не большая, так что в скором времени вы уже оказываетесь в стране Суоми.
Сколько раз езжу, столько раз меня удивляет, как только перехали границу лес становится другим. Чистым и ухоженым. Моют они его, что ли? Воздух вроде тот же, климат тоже. Дороги в Финляндии одно удовольствие, прямые, часто ограничение 120, просто удовольствие ехать. До Хельсенки долетаешь очень быстро.
Я предпочитаю пользоваться паромами СильяЛайн или Викинглайн из Хельсинки, хотя такие же ходят и из Турку. Но до Турку дольше ехать, усталось и затраченный бензин не сильно компенсируется дешевизной парома. Ну и сами паромы из Хельсинки гораздо круче.
Паром уходит в 17 часов, посадка за час, так что почти всегда есть еще время побродить по городу. Смотреть в Хельсенки особо нечего, но по сравнению с Турку, это просто мегаполис. А так можно погулять по центру города, осмотреть церковь в скале и памятник Сибелиусу. Для такой поездки лучше подобрать компанию из 4 человек, и весело, и дешевле получается. Каюта на пароме стоит одинаково, хоть один в ней едешь, хоть на 4. Так что намного приятнее разделить стоимость именно на 4 части. 5 человек уже много, каюты 4-х местные. Разве что еще ребенка можно взять в 4-местную каюту. Ставите машину на паром, занимаете каюту, и вперед, туда, куда вас позовут ваши предпочтения.
Больше всего мне понравилися паром Силья Симфония. Он новый, каюты очень чистые и удобные, а из развлечений чего только нет! Ночной клуб, куча ресторанов и магазинов, детская площадка, аквапарк. Что может быть лучше, чем смотреть отплытие парома из Хельсинки, лежа в джакузи на палубе?
Заказать каюты можно самим по интеренту, оплачивать картой, потом достаточно назвать номер заказа и предьявить паспорта. Адрес - В 9,30 паром приходит в Стокгольм. Выехать на трассу Стокгольм-Осло очень просто. К сожалению, не помню ее номер, но там висят такие огромные указатели, что проехать трудно. Если не успели позавтракать на пароме, можно остановиться на любой заправке. Как правило, у заправок стоят столики, смело садитесь и отдыхайте, никто слова не скажет, вне зависимости, купили ли вы что-нибудь на заправке или нет. Кстати, и в Швеции, и в Норвегии на заправках продают очень вкусные хот-доги. Стоят они от 15 крон, можно заказать себе с картофельным салатом, с огурчиком, с жареным луком.
До Осло ехать часов 6-7, можно и быстрее, но часто ограничение скорости на дорогах. Превышать не советую, особенно в Норвегии, штрафы просто огромные. В Норвегии за первышение на 10 км. штраф 2600 крон (300 евро примерно). Кроме того, в Норвегии есть такая вредная штука, как фотобокс. Этот такой столбик, как светофор, он регистрирует скорость. Потом делает фото машины, нарушившей скоростной режим и квитанция приходит по месту регистрации машины. Они вас найдут, а если вы не заплатите, то внесут в черный список, и виза в шенген будет вам закрыта. Есть еще более вредные столбики, которые регистрируют не скорость, а время. Например, один стоит на расстоянии примерно 30 км. от другого, это расстояние, при скорости 80 км в час вы должны проехать за 37 минут примерно. Приехали раньше – значит нарушили на этом участке, пожалуйте штраф. Местные знают все эти столбики, поэтому и превышают, но вам это не советую.
По трасcе шуруете прямо, там ошибиться трудно, кругом указатели на Осло. Нужно иметь при себе немного норвежских денег, в Норвегии дороги платные. За несколько километров появляется знак, нарисованы машины и монетки, затем вы и сами видите дорогу, перекрытую шлагбаумами и будочки. Вам в ту, над которой надпись Manuell на желтом фоне. Можно и туда, где написано Mynt, но это в случае, если у вас есть железные норвежские деньги. Въезд в Осло стоит 20 крон.
Въехав в Осло вы оказываетесь на 3 кольце (Ring 3), по этому кольцу вы двигаетесь прямо на указатель Sinsen до поворота на дорогу 4 – Gjøvik. Это будет такая большая круговая развязка, нужно повернуть на-право. И потом так и держаться этой дороги 4.
Осмотор Осло мы оставили на потом, на обратном пути.
В дороге мы уже около 8 часов, хотелось бы уже и отдохнуть. Но в цены на отели в Осло кусаются, так что рекомендую проехать еще немного. Сразу на выезде из Осло будет огромный щит, на нем написано – Brandbu – 49. Вот стоит поехать примерно туда. Можно заночевать в городке Gran, там целых три отеля. Можно проехать дальше на Jaren. Перед ним находиться круговая развязка, поворот на дорогу 34, в этот самый Барнбю и поворот на Лиллехамер. Если проехать еще км. 10, по направлению к Лиллехамеру, то будет еще одна заправка, там тоже отель и кафетерий. Называется Lygna seter. В одном из них всегда можно переночевать, места всегда есть. (Если кому нужно, пишите в личку, могу поискать телефоны для заказа, но мы не заказывали, а просто ехали и все). Мы ночевали у знакомых, так что рассказать про этот отель сложно. Знаю только, что номера примерно 500-600 крон стоят. Ну и стандарт в норвежских отелях всегда высокий, всегда чисто и тихо. Это общее правило.
Если вы с палаткой, то поворачивайте на дорогу 34, дальше еще 5 км. примерно, будет виден фьорд и указатель на пляж. Нарисована голова человечка в волнах. Вот там, в районе пляжа можно поставить палатку. Вообще-то палатки ставить можно только в специально отведенных местах и за деньги. Но там никто не ходит и не смотрит, такая огромная лужайка, ставьте поближе к лесу, что бы не мешать народу и все. А если все же придут, то хлопайте глазками, мол, сами мы не местные, не знали. Уверена, что это прокатит. В горах ставьте по тому же принципу, главное подальше от дороги, что бы не видно было.
Ну и тем, кто остановился в отеле, никто не мешает выкупаться, водичка там классная, чистая и теплая.
На утором мы двинули дальше по дороге 34. Это направление – Brandbu - Dokka- Fagernes. От Lygna seter нужно будет вернуться не много обратно, на круговую развязку, там и будет поворт на дорогу 34. Около Dokka дорога странным образом превращается в 33-ю, но тем не менее, сворачивать никуда не нужно, жмите прямо. Затем преходим на дорогу 51 к Fagernes. Весь путь очень красив, все время идет вдоль фьорда, затем он заканчивается, потом долина, горы, потом опять фьорд, и так все время. Наконец медленно поднимаемся в горы, держим путь на место с названием Bygdin. Номер дороги тот же, 51. Это место - такой перевал, с двух сторон открывается обалденный вид на горы и водораздел. К сожалению, было очень жаркое лето, воды было мало. Но все равно зрелище захватывающее. Появился первый снег на вершинах гор.
Нас очень поразила организация, все для туристов. Постоянно встречаются площадки отдыха, со столиками и туалетом. Верхом избалованости оказалась площадка посреди дикой горной равнины, там были не только столики и туалет, но даже душ! Но ехать по дорогам не просто, сплошные серпинтины и узко, хотя покрытие очень хорошее. Доовльно много машин, трейлеров, мотоциклистов.
Мы ехали по этой дороге еще долго, любуясь горами, горными реками с голубой водой, невероятными озерами. Не могу сказать, как долго занимает этот путь, мы очень часто выскакивали из машины, фоткались и просто любовались. Проехали через места – Bessheim, Hindseter, Randsverk, Randen. У последнего уперлись в длинное и узкое озеро, там повернули налево на Lom и поехали вдоль этого озера. С этого поворoта началась дорога 15. Вода там прикольная, зелено-голубого цвета, прямо тропический какой-то цвет. С гор падают водопады, особенно их много на другой стороне озера. Там такая гора, страшно смотреть. В Lom остановились на обед. Туристическое место, много народа, осмотрели церковь 12 века, вкусно (и дорого) победали. Оленина с брусникой была сказочно вкусной.
Затем долго ехали долиной, с двух сторон горы, рядом с дорогой река с голубой водой. Не выдержали, встали посмотреть.
Вот дальше нужно быть внимательными. У места Grotli, чуть за ним, дорога раздваивается. Указатели очень слабенькие, можно легко заблудиться. Нужно повернуть на-право, на дорогу 63, а не продолжать ехать по 15. Если заехали в длинный тунель, то повернули не туда!
Я специально так подробно пишу номера дорог, так легче всего следить за дорогой, номера дороги обычно на квадратике под знаком – главная дорога, встречается они очень часто. А по названиям намного сложнее, особенно без знания норвежского языка.
По дороге 63 один из самых трудных, но и самых красивых участков пути. Горы, много снега прямо рядом с дорогой, стало холодно. Но все равно, градусов 16 точно есть, так что снег вроде должен бы растять. А он лежит такими огромными кусками, как сахар-рафинад. Огромное голубое озеро, куда стекает ледник, потом страшенный серпантин вниз, к Гейрангер-фьорду. Но вид фантастический, это нужно видеть! И вот мы уже на берегу этого знаменитого фьорда. Он занесен в список ЮНЕСКО, как мировая редкость. Вода там зеленая, скалы уходят глубоко в воду, фьорд узкий, как река. По нему бегает кораблик. До кораблика у нас есть время, поэтому мы еще успеваем подняться над фьордом на орлиную площадку и полюбоваться видом сверху. Найти площадку не сложно, указатели везде, но это опять серпантин. Называеться место – Ørnesvinger.
Наконец грузимся на кораблик. 380 крон на всех, с машиной. Там есть еще другие, это круизные суда и стоят они соответственно. А это просто обычный паром. Машину оставляем внизу, сами поднимаемся на открытую палубу. Погода окнчательно решила уверить нас, что мы на юге. Жарит солнце, голубое небо, в общем – здорово. На палубе стоят стулья, места много. Время всего 4 часа дня.
Кораблик плывет час вдоль берегов фьорда, гид рассказывает историю фьорда, обращает внимание на домики, прилепившиеся к скале. Любуемся водопадами 7 сестер и Жених. Экскурсия на 4 языках – норвежский, анлийский, немецкий, и кажется, французский. К сожалению, все подходит к концу, кончилось и это. Мы в городе Hellesylt. Там у нас уже намечен домик, в таком специальном студенческом лагере. Домиков много, есть даже три свободных с видом на фьорд. Вообще вид там везде, но у этих домиков окна выходят прямо на воду. Домик вполне приличный, две двухярусные кровати, стол, шкаф, холодильник. Но нужно иметь свое постельное белье! Там есть подушки и одеяла, но белья нет. Нас предупредили, у нас белье было, по счастью. Удобства в главном здании, там же душ, стиральная машина и кухня. Мы не хотим готовить, раскладываем одноразовый гриль (25-30 крон на любой заправке), жарим сосиски, пьем пиво и наслаждаемся закатом. Потом душ и спать. Правда еще довольно долго курим на веранде, небо уже синее, горят звезды. Очень долго остаются светлыми вершины гор. Все постепенно замирает.
Утром встаем часов в 9, не спать же мы сюда приехали! На кухне встречаем норвежский народ, все вежливые, все свободно говорят на английском. Завтрак - и нам пора ехать дельше, нас ждет дорога Тролей. Но сначала нужно проехать не много между горами в город Stranda. Начинаются тунели, не очень длинные по норвежским меркам, самый длинный 2531 метр! Из Stranda каждый час ходят паромчики на другую сторону. Это всего 10 минут и стит 140 крон на всех.
Далее совершенно прикольный городок Liabygda. Это курорт на берегу фьорда. Кругом отели, сдаются комнаты. Много садов. Там выращивают вишню, черешню, даже абрикосы. На каждом углу продают клубнику. Норвежская клубника - самая вкусная. У дороги стоят зонтики и столики, нарисована ягодка. Стоит 20 крон за лоточек, нашему человеку только на один зуб, грам 200 наверное. Эту клубнику собирают на полях студенты, сами раскладывают по лоточкам и платят хозяину пол цены. А потом продают у дороги, вот такой бизнес.
А дорога снова пошла в гору, все выше и выше. Мой 7-летний племянник высказл мысль, что это как ступеньки. Вчера мы поднялись на первую, а теперь лезем на вторую, под самую крышу. Действительно, горы очень высокие, дорога петляет, опять показался снег. И всего час назад мы лакомились клубникой, загорали на солнышке! Подумать только! Дорога так и продолжает оставаться номер 63, но уже трудно заблудиться и без этого, стоят указатели на TrollStigen, это и есть дорога или лестница Тролей, все катят туда. Так, в довольно плотном потоке, добираемся до водопада.
Туристов там немеряно, как на нашем Невском проспекте. Даже сфотографироваться трудно порой. Но горы удивительные, огромный водапад и вид на дорогу-серпантин. Вечером дорогу еще и подсвечивают, очень красиво, судя по картинкам. Но нам и днем не легко спуститься, не смотря на то, что водитель 25 лет за рулем. Узкая дорога, развороты на 180 градусов. На поворотах площадки, иначе не разьехаться с встречными. Я бы никогда не рискнула там ехать, но нашего водителя это не пугает, мы осторожно спускаемся в долину. Из нее еще один сказочный вид на водопад вверх и вдаль, на море и город Åndalsnes. В этом городке мы победали в ресторане на набережной, дорого и ничего особенного.
Отсюда есть два пути. Желающие могут поехать дальше, по дороге Е136 в крупный норвежский город Ålesund. Е- означает европейская трасса, дорога хорошая, ехать по ней можно быстро. В этом городе можно заночевать. Город очень красивый, его еще называют Северным Парижем. Но, в отличие от Парижа, там спать ложатся рано, вечерней жизни вообще нет. И возвращаться придеться по этой же дороге Е136, она самая удобная.
Ну, а мы двигаем в обратный путь. Нам еще хочется посмотреть Осло. По этой дороге на Dombås – Otta – Lillehamer. От Otta дорога называеться уже Е6. Не доезжая Лиллехамера находиться прекрасный парк для детей Hunderfossen. Там полно тролей, есть маленький аквапарк, куча развлечений. Если есть желание посетить этот парк, то там нужно останавливаться на ночлег. Если же нет – то далее по Е-6, на Hammer, прямо через мост, на Осло. Кстати мост через самое крупное озеро Норвегии Mjøsa (Мьоса).
Ночевать лучше не доезжая Осло, так будет дешевле или на окраине города. На машине, вы за 10-15 минут доберетесь до самого центра. Один или два дня – это вполне достаточно, что бы посмотреть этот город, там нет особых музеев. С дороги 4, вы опять выезжаете на кольцо 3 (Ring 3), но поворачиваете по нему на- налево, к Стокгольму, а на-право, таким образом вы попадете Холменколлен (Holmenkollen). Это одно из интереснейших мест Осло – лыжный трамплин и музей лыж. Отсюда потрясающий вид на город и фьорд, через лыжный музей можно подняться на лыжную вышку.
После этого ваш путь на Бигёй(Bygdøy) – музейный остров. По тому же кольцу 3 вы продолжаете движение на- лево, но потом нужно будет свернуть опять к центру. В Осло три таких кольца, они опоясывают город кругом. Если ехать по кольцу, то можно вернуться в исходную точку. Но за кольцо придеться платить. Въезд в город стоит 20 крон, для того, что бы попасть в Холменколлен, вы съезжаете с кольца, так что вернувшись на него приготовте еще 20 крон.
На Бигёй собраны разные музеи, тут и музей Кон-Тики, где хранятся папирусная лодка Ра и бальзовый плот Кон-Тики Тура Хейердала. Тут же расположен музей Фрам, на этом корабле Ф. Нансен достиг Северного полюса, рядом с ним музей лодок, музей Флоры и фауны норвежского моря, чуть ближе к выезду с острова Фолклорный музей и музей Кораблей Викингов. Чтобы посмотреть их все, одного дня не хватит, тут уж решайте сами, что вам смотреть.
После осмотра музеев возвращаемся к центру на Bygdøy Alle. Если ехать прямо по этой аллее, то скоро будет королевский дворец, окруженный парком. Здесь можно запарковать машину и идти гулять. Дворец очень похож на Смольный, такое же желтое здание в классическом стиле. От дворца начинаеться главная улица города Карлс Юхан гате (Karls Johann gate), названая так в честь шведского короля Карл Юхана. Ниже по этой улице будет Стуртинг (Storting)– норвежский парламент. Это полукруглое здание песочного цвета. Любой может зайти и послушать прения, естественно на норвежском языке. Только нужно пройти систему охраны.
Если стоять спиной к дворцу, то справа будет здание Ратуши с двумя квадратными колоннами и начинаеться Акербригге (Akerbrygge) – главная набережная города. В ратуше проводят церемонию вручения Нобелевской премии мира, там весьма интересная роспись внутри. А Аккербригге просто самое дорогое место города. Там приятно посидеть в хороший день, съесть сосиску или мороженое, зайти в ресторан. Но ресторанный счет будет не для слабонервных.
Напротив Акербригге находится древняя крепость – Акершхюс. Очень любопытно зайти внутрь и вид на фьорд потрясающий.
И в окончание дня опять вскочили в машину и отправились в Вигеланспарк (Vigelanspark). Туда нужно ехать именно вечером, так как парк открыт все время. Это собрание скульпрут созданых норвежским скульптором Гюставом Вигеланном. Фигуры почти все обнаженные, венчает композицию столб жизни – огромный монумент, сплетенный из человеческих тел. Интересен так же фонтан, там представлены все ступени жизни человека, от рождения до смерти.
Про все эти интересные места можно прочитать отдельно. Можно найти все это в интернете или купить книжку , там же в Осло, в Холменколлене продают книги на русском языке, как по Осло, так и по всей Норвегии. Стоят они от 100 до 150 крон.
Сколько дней уделить Осло - решаете самостоятельно. У всех разные интеpесы.
А вот последний день одинаков для всех, встали рано, и рванули по направлению к Стокгольму. Путь уже известен, сколько времени затратить – тоже понятно. Мы выехали с запасом, на всякий случай, ехали 8 часов, не торопясь. Мы не осматривали Стокгольм, так как уже были в этом городе. Но вообще город очень красивый, гораздо интереснее Осло, тут можно провести и день, и два, и три.
Опять паром, теперь уже в Хельсенки, автопробег до границы и нужное стояние в очереди. Наконец дома. Снова ухабистые дороги, грязный лес и нет света. Все, как всегда.
Что касется полезной информации, то ее уже давали столько, что я давать не буду.
Напомню только, что воскресенье здесь закрыто все, даже аптеки. В субботу магазины до 4, кроме продуктовых.
Курить нельзя ни где, только на улице и в специально обрудованых местах.
Кричать, а тем более бить детей строго запрещено, могут и в полицию забрать за это дело.
Будьте внимательны при оплате дороги, всегда проезжайте под желтым знаком – manuell. На синем написано – autopass – это для тех, у кого абонeмент. Штраф за не правильный проезд – 300 крон, последствия при неуплате штрафа – непредсказуемы.
Если кому-то нужна более полная информация, с удовольствием отвечу.
День второй
День третий
День третий
День четвертый
День пятый
День шестой
04/11/2006 21:07
Материалы по теме
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.