/Надпись на памятном знаке в селе Радонеж/
"В историю этот договор вошёл под названием Деулинский"
/Из учебника истории/
Как добраться от Москвы
На автомобиле
59 километр Ярославского шоссе. Со стороны Москвы съезд с шоссе около деревни Голыгино.
На автобусе (со слов знакомых)
Автобус №388 от м. ВДНХ, отправление каждый час, остановка в Радонеже по требованию.
На электричке
Ярославский вокзал (м. Комсомольская) на электричке на Александров или Сергиев Посад. Уточните в расписании, останавливается ли поезд на вашей остановке – "Радонеж". Можно еще доехать до станции Хотьково, там останавливаются почти все электрички, и от станции на автобусе до Радонежа.
Прогулка по Радонежью
Исторически и географически лучше всего осматривать сразу Хотьково, Радонеж, Деулино и Троице-Сергиеву Лавру. Географически потому, что все это относительно рядом, а исторически – потому что родители Сергия Радонежского жили в Радонеже, основали монастырь в Хотьково, там же и похоронены, а Сергий Радонежский был основателем Троице-Сергиевой Лавры. А в селе Деулино был подписан мирный договор, ставший окончанием польско-литовской интервенции, т.н. "деулинский мир".
Поездки в Лавру и в Хотьковский монастырь я уже описывала (см. ссылки в конце рассказа), теперь дошла очередь до Радонежа и Деулина. Земля Радонежская вообще богата историей, на ней велись кровопролитные сражения, плелись интриги, она сильно пострадала от многих войн, но опять возродилась.
Жаль, что в Радонеже сохранилась только церковь Преображения Господня, построенная в 19 веке, и памятный знак Сергию Радонежскому – место обязательной фотосъемки местных молодоженов, а ведь когда-то тут были и церкви, и хорошо укрепленная крепость, и многометровые валы, а на одном из городских кладбищ были похоронены князья Хованские, казненные первым Романовым по обвинению в измене…
Радонежская церковь Преображения Господня
Когда едешь от Хотьково на машине (а мы еще и попали туда аккурат на Троицу), на высоком пригорке среди бескрайней зеленой равнины видишь сначала много-много автомашин, а уже потом – церковь. Она построена в 1836-42 гг. на средства прихожан. Я не буду утомлять вас описанием церкви с точки зрения архитектуры, скажу лишь, что здание белого (ранее она была нежно-голубого) цвета имеет довольно традиционную для церквей того времени архитектуру, с одной из сторон к церкви пристроена трехъярусная колокольня, с другой – трапезная.
Дул довольно сильный ветер, было солнечно, но надвигалась грозовая тучища, поэтому для прогулки по окрестностям я укуталась в курточку с капюшоном, надела платок (праздник все-таки) и темные очки. Хорош же у меня был видок.
Прямо на входе – магазин, где помимо иконок-крестов-масел-свечек продавали почему-то и сумки, и ремни, и прочую дребедень. Пришлось протискиваться между двумя большими прилавками. Внутри было довольно нарядно: на полу зеленая свежескошенная травка, возле особо значимых икон – срубленные молоденькие березки в трехлитровых банках. Только что закончилось венчание, и счастливые новобрачные стояли в уголке. Правда, я подумала сначала, что закончилось крещение, но увидели на входе автомашину с кольцами на крыше, и поняли, что это было.
В алтарной части церкви – пятиярусный иконостас, в приделе Сергия Радонежского – двухъярусный. Этот придел построен на том самом месте, где в 15 веке стоял дом родителей Сергия Радонежского. Иконы для церкви написаны местными мастерами в 19 в. Местами сохранилась стенная роспись, а в углу – копия "Явления отроку Варфоломею" в натуральную величину (оригинал можно лицезреть в Третьяковской галерее).
У церкви стоит деревянный крест, перенесенный сюда из Москвы – с могилы Святой Матрены Московской. За церковной оградой, прямо у дороги – несколько старых могил, заросших травой. Поодаль стоит памятный знак Сергию Радонежскому.
Вниз стоит пойти, чтобы набрать воды из источника, во всяком случае, мы туда пошли именно затем. По довольно крутой лестнице спускаемся вниз, осматриваем малюсенькую деревянную часовню, а затем по тропинке подходим к источнику. Тут столпилось уже человек 50, большинство – с пятилитровыми пластиковыми бадьями.
Источник представляет собой 2 струйки воды, текущие прямо из двух металлических труб, уходящих в землю, и одна бутыль наполняется довольно долго – во всяком случае, когда при мне одна дама попросила набрать водички в небольшую бутылку без очереди, ее не пустили с гневным окриком, что, мол, все тут час с лишним стоим. Мы не стали стоять, я лишь попрыгала вокруг, снимая речушку Пажу, густо заросшую растительностью, и мы потопали обратно. Места красивейшие – не зря именно тут рисовал с натуры Васнецов.
Памятный знак преподобному Сергию Радонежскому
В 1988 г. на окраине села на невысоком округлой формы холме был установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому (скульптор В.М.Клыков, архитектор Р.И.Семержиев).
"На его плоской вершине застыла трехметровая фигура старца в монашеском одеянии. Полуопущенная голова монаха накрыта надвинутым на лоб куколем. Глаза старца прикрыты, руки молитвенно сложены на груди. В средней части фигуры камень слегка выбран и из наметившейся продолговатой ниши выступает фигурка мальчика Варфоломея. Он одет в рубашку навыпуск и мягкие штаны, заправленные в онучи. На ногах у мальчика лапти. Широко открытыми глазами Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма лежит параллелепипед с надписью: "Сергию Радонежскому благодарная Россия".
Историческая справка
Скорее всего, Радонеж был основан в 11 веке как славянское поселение, а его название представляет собой притяжательную форму личного славянского имени Радонег. Есть мнение, что название соседнего города Хотьково происходит от имени Хотонег или Хотобуг.
В разное время Радонеж входил в Ростово-Суздальское, а потом и во Владимирское княжества, а когда Русь попала под власть Золотой Орды, в Радонеже сидели ханские наместники, собиравшие дань, что свидетельствует о его важности. В 14 веке город вошел в состав Московского княжества.
В 1332 г. (по другим данным – в 1328 г.) в Радонеж переезжает ростовский боярин Кирилл с женой Марией и сыновьями Стефоном и Варфоломеем. Второму сыну суждено стать одним из величайших священников Руси по имени Сергий Радонежский… Боярин и его жена основали в Хотьково в 1330-е годы Покровский монастырь, который стоит там и поныне, а в 1342 г. сыновья боярина ушли на речку Кочуру неподалеку от Радонежа и основали там пустынь, где Варфоломей принял постриг 7 октября 1342 г. (по другим данным – 7 октября 1337 г.). Первым настоятелем разросшегося Троицкого монастыря стал игумен Митрофан, настоятель Покровского монастыря, принявший постриг Сергия Радонежского.
Именно благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. По преданию, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву, после которой удельный серпуховский князь Дмитрий стал великим русским князем. Икона, которой было совершено благословление, сейчас хранится в Третьяковской галерее, в честь нее назван Донской монастырь Москвы (про него у меня есть отдельный рассказ).
Старец предсказал князю победу и дал в помощь монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму (помните знаменитую картину "Поединок Пересвета с Челубеем"?). Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же служил панихиды. В 1389 году Дмитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконившее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
Преподобный Сергий скончался 25 сентября 1392 года. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 (по другим источникам – в 1422 г.) году он был причислен к лику святых. Мощи преподобного хранятся в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1613 г. русским царём был избран Михаил Фёдорович Романов (1596-1645). Но Польша не признала его царём, и в апреле 1617 г. сын короля Польши Сигизмунда III королевич Владислав выступил с войсками на Москву. Началось так называемое Смутное время. Именно в эти годы были полностью разорены Радонеж и его окрестности.
Троице-Сергиев монастырь, опоясавшийся в середине 16 в. мощными крепостными стенами, подвергся 16-месячной осаде отрядов Лжедмитрия II, но не сдался. На этом злоключения монастыря не закончились: в 1617 году польский королевич Владислав после неудачного штурма Москвы второй раз пытался захватить монастырь, но игумен монастыря к этому времени обзавелся своими стрельцами и пушкарями. Королевич отошел дальше по дороге к деревне Рогачево и приступил к переговорам, т.к. надвигались морозы, а польское войско было истощено. Поляки через парламентёров сообщили о прекращении военных действий и желании мира с Москвой.
"В ночь с 19 на 20 ноября в Троице-Сергиев монастырь прибыли московские послы во главе с боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. С польской стороны послами были князь Новодворский (хе-хе!), гетман Лев Сапега и староста Александр Гонсевский. Поляки добивались, чтобы переговоры велись в стенах крепости, намереваясь разведать её укрепления. Но русские послы настояли на том, чтобы местом переговоров было с. Деулино. 1 декабря 1618 г. послы подписали договор о перемирии между Россией и Речью Посполитой на 14 с половиной лет. В историю этот договор вошёл под названием Деулинский".
Деулино
Если вы на машине, то маршрут осмотра окрестностей можно выстроить так: Радонеж - Хотьков - женский монастырь (при желании можно осмотреть и церковь в селе Ахтырки, неподалеку от Хотьково, на месте бывшей усадьбы князей Трубецких, и усадьбу Абрамцево, тоже рядом, но они несколько выбиваются из логического ряда, и впечатлений для одного дня будет все-таки многовато) - Троице-Сергиева Лавра - Деулино (в 4 км от Лавры).
Если вы будете пользоваться общественным транспортом, то на электричке имеются остановки "Радонеж", "Абрамцево", "Хотьково" (монастырь прямо у станции), "Сергиев Посад". Между Хотьково и Сергиевым Посадом ходят маршрутки, а до Деулино, в принципе, можно поймать попутку.
В 1618 г. в Деулино была построена деревянная церковь Сергия Радонежского, она сгорела в 1865 г. Рядом с ней в центре села, у кладбища на берегу пруда, в 1851-1853 гг. была построена ныне существующая каменная шатровая церковь Спаса Нерукотворного Образа. В 1930-х гг. она была закрыта и много лет использовалась как склад зерна, картофеля и сельского инвентаря. Храм возвращён верующим в 1991 г. и восстановлен. В наше время в Деулино - подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь небольшая, но очень изящная, а то, что она вошла в историю, придает ей дополнительное очарование…
Часть 1 – Абрамцево
Часть 2 – Сергиев Посад
Часть 3 – Хотьково и Ахтырки
26/06/2006 15:35
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Московская область
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.