Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок



    Этот рассказ о замках Луары построен не по географическому принципу, как это сделано в большинстве путеводителей, а по исторической хронологии. Я нанизал увиденное на условную нить времени (конечно же субъективную), выбрав из "биографии" каждого места лишь тот период, который показался мне наиболее интересным. Надеюсь, такая последовательность описания замков и связанных с ними событий поможет охватить взглядом не только сами достопримечательности, но и пеструю мозаику нескольких веков французской истории.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Замки долины Луары. Желтым отмечены те места, о которых идет рассказ в этой и следующих записях.

    Общая последовательность тем такова:
    Ок. 1000 Ланже, Лош (Фульк Нерра)
    1100 - 1200 Фонтевро (Генрих II Плантагенет, Алиенора Аквитанская)
    1230 - 1380 Анже (Филипп Август, Людовик Анжуйский)
    1400 - 1429 Шинон (Карл VII, Жанна д'Арк) 1429 Орлеан (Жанна д'Арк)
    1440 - 1450 Лош (Карл VII, Аньес Сорель)
    1460 Сомюр (Рене Анжуйский)
    1470 - 1490 Ланже (Карл VIII, Анна Бретонская )
    1500 - 1515 Блуа (Людовик XII)
    1500 - 1519 Амбуаз, Кло-Люсе (Франциск I, Леонардо да Винчи)
    1520 - 1530 Шамбор (Франциск I)
    1530 Азе-ле-Ридо (времена Франциска I)
    1530 - 1590 Шенонсо (Диана де Пуатье, Генрих II, Екатерина Медичи)
    1550 - 1560 Шомон (Екатерина Медичи, Диана де Пуатье)
    1570 - 1590 Блуа (Карл IX, Генрих III)
    1610 - 1620 Брезе (Ришелье)
    1690 Юссе (Перро, Людовик XIV)
    1800 Валансе (Талейран, Наполеон)

    1. Камни Ланже и Лоша. Рубеж X-XI веков

    Долина Луары в X-XII веках - это арена ожесточенного противостояния графов Анжуйских против графов Блуа. Каждый из домов стремился захватить захватить максимум территории, а для ее охраны воздвигал крепости и замки в стратегически важных точках. Одним их самых умных, хитрых и жестоких людей того времени был Анжуйский граф Фульк III, прозванный Нерра - Черным - за свою смуглую кожу и черные волосы.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Фульк Нерра, он же Фульк III Анжуйский (965-1040)

    В Ланже (Langeais) сохранились остатки крепости, сооруженной Фульком в 994 году для контроля над Луарой и защиты восточных пределов графства. Это самая старая каменная крепость Франции дошедшая до нашего времени. Правда сохранились лишь две ее стены из четырех, остальная часть постройки обрушилась в XIX веке.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Ланже. Остатки крепости Фулька Нерра. Вид от нового замка. Фото - Википедия

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Ланже. Вид на Луару от крепости Фулька

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Крепость Фулька - внутренний вид стен.

    На фотографии можно заметить, что стены крепости не очень толстые, лишь около 70 см. Но это не значит, что в те времена не могли или не умели строить. Один из следующих донжонов Фулька, расположенный в Лоше (Loches) и самый крупный из сохранившихся, местами имеет стены 3-х метровой толщины, а в высоту достигает 38 метров. Для своего времени он был практически неприступен.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Лош. Донжон Фулька Нерра, 1005 год

    Настоящий масштаб и мощь этого укрепления открываются только с воздуха. Постройка Фулька - это центральный прямоугольный объем, остальные здания и крепостные бастионы имеют более позднее происхождение.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Донжон Фулька в Лоше, вид с самолета. Фото - Википедия

    Как человек, Фульк был не просто жесток, иногда он казался безумным и в такие моменты мог совершать самые ужасные поступки. Так после битвы с Конаном Бретонским он в припадке бешенства приказал перебить всех пленных. В другой раз он выбросил в окно свою жену. При всем этом Фульк был исключительно набожен и часто горько раскаивался в своих неблаговидных деяниях. Четырежды он совершал паломничества в Иерусалим, чтобы замолить там свои грехи. В последнем путешествии, из которого он так и не вернулся домой, Фульк привязывал себя к ослу и заставлял сопровождающих монахов бичевать его, громогласно называя себя предателем и клятвопреступником...

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Гюстав Доре. Фульк Нерра атакуемый призраками своих жертв

    И все же, если бы пришлось выбирать главного строителя замков во Франции, то им вероятно стал бы Фульк Нерра. Его вложения в строительство были огромны для своего времени. Насчитывают не меньше 13 донжонов и крепостей, которые он заложил или построил, и на чьих фундаментах короли и сеньоры последующих времен возводили свои дворцы. И если вы путешествуете по долине Луары в окрестностях Анже, то почти в каждом старом замке услышите имя его первого строителя - Фулька III Анжуйского.

    Еще о Фульке Нерра: http://lib.rin.ru/doc/i/216738p5.html

    2. Аббатство Фонтевро. XII век

    Королевское аббатство Фонтевро (Fontevraud) близ луарского города Шинона известно как усыпальница Плантагенетов - Анжуйской династии, представители которой хоть и были вассалами французского короля, но стали одновременно и королями Англии.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Церковь аббатства Фонтевро, где захоронены Плантагенеты. Восточный фасад, XII век.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Западный фасад церкви, XII век

    "Отцом" династии Плантагенетов стал правнук Фулька Нерра граф Жоффруа V Анжуйский. Он получил прозвище "Плантагенет" по латинскому названию кустарника дрока, ветками которого граф часто украшал свой шлем.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Цветущий дрок

    Жоффруа V был женат на дочери английского короля Генриха I, и когда тот умер, не оставив наследника, английская корона перешла к Анжуйскому дому. Новым королем Англии стал сын Жоффруа Генрих, получивший имя Генрих II Плантагенет. Это произошло в 1154 году.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Генрих II Плантагенет (1133-1189) - граф Анжу и король Англии в 1154-1189гг.

    За два года до восшествия на английский престол Генрих женился на самой знаменитой и богатой женщине своего времени, прекрасной Алиеноре Аквитанской, бывшей жене своего сюзерена, короля Франции Людовика VII. В течение пятнадцати лет Алиенора была королевой Франции и вот всего через несколько недель после развода с Людовиком, она стала супругой Генриха Анжуйского. Она принесла Генриху в приданое свою вотчину - богатейшую Аквитанию, включавшую в себя практически всю юго-западную Францию. И как только Генрих Анжуйский стал Генрихом II Плантагенетом, а Алиенора получила титул королевы Англии, почти половина Франции оказалась под властью английской короны. По сути этот брак заложил настоящую мину под англо-французские отношения, впоследствии взорвавшуюся Столетней войной между государствами.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Алиенора Аквитанская (1124-1204), королева Франции в 1137-1152гг. и королева Англии в 1154-1189гг.

    Генрих и Алиенора были связаны с аббатством Фонтевро самым тесным образом. Генрих II на протяжении всей своей жизни проявлял к Фонтевро особую благосклонность и часто делал пожертвования в его пользу. В этом он продолжал линию предков - своего отца Жоффруа и деда Фулька V, которые выступали в качестве доноров обители.

    Следует сказать, что аббатство Фонтевро с самого момента своего основания в 1101 году являлось одновременно и мужским, и женским, Оно было разделено оградой на несколько монастырей: для девственниц, для сестер-сиделок (госпиталь), для кающихся грешниц, монастырь для прокаженных и мужской монастырь. Но управляла этим большим хозяйством всегда женщина-аббатиса, как правило из знатной аристократической семьи. Так в 1149-1155 годах аббатисой Фонтевро была Матильда Анжуйская - тётя Генриха II. Именно монахиням Фонтевро Генрих доверил начальное образование своего младшего сына Иоанна, будущего короля Англии.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    "Большая обитель", место жительства аббтисы

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Одно из самых старых сооружений аббатства - "кухни" XII века.

    На самом деле кухни являются коптильнями. В средние века копчение было главным способом обработки продуктов для длительного хранения. Коптили в Фонтевро в основном рыбу, которую ловили в Луаре

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Свод центрального шатра коптильни

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Галерея, опоясывающая внутренний двор Фонтевро, XV-XVIвв.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Внутренний двор аббатства

    В 1189 году в аббатстве появилась первая могила Плантагенетов - умер король Генрих II. Разлад в королевской семье достиг к этому времени апогея; дошло до того, что сын Генриха и Алиеноры Ричард Львиное Сердце пошел войной против отца и присягнул на верность французскому королю Филиппу Августу, сыну первого мужа Алиеноры. Хроника утверждает, что когда Ричард приблизился к телу отца во время похорон в Фонтевро, из тела Генриха начала сочиться кровь.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Ричард Львиное Сердце (1157-1199), король Англии в 1189-1199гг.

    Для Алиеноры смерть мужа стала избавлением от заточения, где она провела более десяти лет за участие вместе с сыновьями Ричардом и Иоанном в мятеже против Генриха. Когда она вернулась во Францию после освобождения, на аббатство посыпались многочисленные милости, инициированные как самой королевой, так и Ричардом. Алиенора также основала приорство Сент-Катрин в Ля-Рошели, которое стало подчиняться Фонтевро.

    В 1194 году Алиенора окончательно перебралась в Фонтевро и провела там последние 10 лет своей жизни. Здесь она похоронила своего любимого сына Ричарда Львиное Сердце, который после смерти отца стал вторым королем Англии из династии Плантагенетов и процарствовал с 1189 по 1199 год. Так аббатство превратилось в родовую усыпальницу английских королей. Когда Алиенора скончалась в 1204 году, ее также похоронили в Фонтевро, рядом с мужем и сыном.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Интерьер церкви Фонтевро. В глубине видны могилы Плантагенетов

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Надгробия Генриха II и Алиеноры Аквитанской, XIII век

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Надгробия Ричарда Львиное Сердце и Изабеллы Ангулемской, жены короля Иоанна, брата Ричарда

    После кончины Алиеноры начался постепенный закат Фонтевро. Французский король Филипп Август где хитростью, где умом, где силой начал теснить сторонников Плантагенетов и вернул под власть французской короны не только Анжу, но и почти все другие владения англичан на западе Франции. Конечно, он не слишком-то жаловал гнездо своих многолетних противников. А впереди уже маячила Столетняя война. Новое возрождение аббатства придет только через два века...

    Еще о Фонтевро: http://kraeved1147.ru/abbatstvo-fontevraud/

    Еще об Алиеноре Аквитанской и Генрихе II: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2863/

    3. Анжерский замок. XIII-XIV век

    Анже (Anger) - центр графства Анжу, родина династии, правившей здесь с 870 по 1204 год и давшей миру английских королей Плантагенетов. В XII веке город был континентальной столицей "Анжуйской монархии", простиравшейся от шотладских границ на севере до испанских владений на юге. Правили здесь английские короли Генрих II и Ричард Львиное Сердце, не говорившие впрочем по-английски и большую часть времени проводившие вне туманного острова.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Анжерский замок - вид из города

    Анжерский замок, о котором идет рассказ в этой записи, заложил в 1040 году Жоффруа II, сын Фулька Нерра. Тогда была определена главная схема крепости с длинной стеной, охватывающей высокий утес на берегу реки Мен большим неправильным пятиугольником.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Анжерский замок в плане. Фото: Гугл-карты.

    В 1204 году французский король Филипп II Август прервал правление Плантагенетов на континенте и присоединил Анжу к своим владениям. Филипп Август был одним из величайших правителей средневековой Европы, объединителем французских земель, который первым стал именоваться королем Франции (все его предшественники звались королями франков). После его завоеваний земли долины Луары прочно вошли в орбиту французской короны.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Филипп II Август (1165-1223), король Франции с 1180 по 1223гг.

    По велению Филиппа Августа началась большая перестройка Анжерской крепости, которой руководила его невестка Бланка Кастильская, а завершил строительство в 1240 году внук Людовик IX Святой. За пятнадцать лет работ крепостные стены были утолщены, а по периметру соорудили 17 высоких башен с бойницами. Их сложили из местного черного сланца и светлого известкового туфа, внеся в сугубо военную постройку элементы декоративного оформления. Такими стены и дошли до наших дней.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Стены Анжерского замка, XIII век. Между двух белых башен когда-то располагались главные ворота крепости

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Вид на Мен с крепостных стен. Раньше вода доходила до подножья крепостного утеса, но постепенно река обмелела.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Бывший ров вдоль стен пересох и ныне искусно оформлен цветочными клумбами и бордюрами из самшита

    Внутренняя территория крепости контрастирует с ее внешним суровым романским видом. Здесь чувствуется влияние готики.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Двор Анжерского замка

    От самого старого дворца XIII века осталась лишь одна стена на краю речного обрыва

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Остальные сооружения внутреннего пространства крепости относятся уже к XIV-XV векам

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Герцогская резиденция

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Ворота и башня Рене Анжуйского.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Средневековый сад называют висячим, поскольку он расположен на стенах крепости.

    Меж тем, Франция приближалась к одному из самых тяжелых и трагических периодов своей истории. В 1307 году король Филипп IV Красивый, внук Людовика Святого, разгромил орден Тамплиеров, позарившись на его несметные богатства. В 1314 году Великий Магистр ордена Жак де Молле в момент свой казни на костре публично проклял Филиппа Красивого и все его потомство. Многие считают, что это проклятие сбылось: в том же году умер сам Филипп, а еще через несколько лет один за другим ушли из жизни не оставив наследников и три его сына. Династия Капетингов, правившая Францией с 987 года, прервалась.

    Страна нуждалась в новым короле. Кандидатов было несколько, в том числе король Англии Эдуард III Плантагенет (пра-правнук короля Генриха II, покоящегося в Фонтевро) и Филипп VI, граф Валуа. В 1328 году ассамблея пэров Франции отдала предпочтение Филиппу, как ближайшему родственнику Капетингов по мужской линии. Так во Франции появилась новая королевская династия - Валуа, англичане же сочли себя обойденными.

    Эдуард III давно мечтал вернуть Англии владения на континенте и использовал отказ во французской короне как повод начать против Франции войну, вошедшую в историю под названием Столетней. В первые десятилетия успех в ней сопутствовал англичанам. Сын Эдуарда III, прозванный "Черным Принцем", захватил юго-запад Франции и стал совершать оттуда бесконечные военные экспедиции по стране, грабя и сжигая города, уводя население в плен. В одной из стычек англичане захватили в плен французского короля Иоанна Доброго (сына Филиппа VI), который вынужден был подписать унизительное перемирие, отдав Англии значительную часть территории страны. Иоанна отпустили из плена, оставив вместо него в заложниках его среднего сына Людовика, которому Иоанн к тому времени пожаловал титул герцога Анжуйского.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Людовик I Анжуйский (1339-1384), граф, а затем герцог Анжу

    В 1363 году Людовик Анжуйский бежал из английской неволи, нарушив тем самым так называемый "договор заложников". Иоанн Добрый, следуя своей рыцарской чести, добровольно вернулся в английский плен, где вскоре умер. После этого события королем Франции стал Карл V Мудрый, старший сын Иоанна Доброго и старший брат Людовика.

    Карл V успешно реорганизовал французскую армию и применил новую тактику боевых действий, после чего в войне наступил перелом. Войска Карла, одним из военачальников которых был Людовик Анжуйский, постепенно вытеснили англичан с большей части завоеванных ими территорий. Для Франции наступила относительная передышка, хотя она поистине лежала в руинах. Помимо разорительной войны, по стране прокатилась страшная эпидемия чумы, унесшая в десятки раз больше жизней, чем военные действия. В довершение ко всему вспыхнуло мощное крестьянское антифеодальное восстание - Жакерия, во время которого сначала было разрушено множество замков и убиты их хозяева, а затем жесточайшей резне подверглись побежденные крестьяне. Многие районы совсем обезлюдели.

    Именно в это трагическое время Людовик Анжуйский заказал создание одного из самых выдающихся произведений искусства Средневековья - гигантского "Ковра Апокалипсиса" высотой 5 и длиной 140 метров. Тему этого гобелена несомненно навеяли ужасные события тех лет, а возможно и чувство вины Людовика перед умершим в плену отцом.

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Анжерский Апокалипсис

    Говорят, что импульсом к созданию гобелена послужил старинный манускрипт, который Карл V одолжил своему младшему брату. Сюжеты миниатюр из рукописных комментариев к Откровению Иоанна Богослова сначала перенесли на картон, а потом выткали из шелка и шерсти. Над огромным ковром трудились 35 ткачей в течение 7 лет, работа была завершена в 1382 году. До нашего времени дошли 70 сцен из 105-и, и ныне они выставлены в специально оборудованном помещении под стенами Анжерского замка.

    Вот несколько сюжетов ковра Апокалипсиса, которые мне удалось сфотографировать. В каждой сцене как наблюдатель присутствует святой Иоанн Богослов от лица которого идет рассказ. Описания под фотографиями я даю по тексту http://kraeved1147.ru/tapestry-apocalypse-angers, где представлены все сохранившиеся сюжеты.

    1. "...двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Стан святых (cтарцы, распростёршиеся ниц перед Сидящим на престоле). Великая небесная литургия продолжается поклонением Богу 24-х старцев. Слева святой Иоанн размышляет над видением, а Старцы выглядят молящимися. 24 старца в Апокалипсисе трактуются по разному: патриархи, пророки, апостолы.

    2. "...конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить."

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Снятие первой печати: всадник на белом коне. Толкователи Библии подразумевают, что четыре коня, следующие один за другим когда открываются первые четыре печати, знак победы Мессии. Однако, в соответствии c давними традициями толкования, идущими от святого Иеринея, первый всадник на белом коне может также представлять победу Слова Божия.

    3. "...и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Снятие четвёртой печати : конь бледный и смерть. Снятие четвёртой печати открывает видение всадника Смерти на бледном коне - предсказанное последствие войны и голода. Сцена необычайно живоподобна - бесплотный скелет и прекрасная лошадь под ним.

    4. "Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда..."

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Третий ангел вострубил: Звезда Полынь. Огонь низвергается с небес на воды. Но бедствие меняется. Огненная гора становится Звездой Полынь и отравляет источники вод. Чистая вода - источник жизни человека - стала горька. Это символ как физического так и духовного страдания, затронувшего всех людей.

    5. "Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладезя бездны."

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Пятый ангел вострубил: саранча. Некоторые толкователи утверждают, что звезда, упавшая с небес на землю - это падший ангел, другие считают его князем мира, самим Сатаной. У него ключи от мира и с разрешения Господа он открывает ворота Преисподней и выпускает огромное облако дыма. (Ключ виден слева от всадника, рядом изображена звезда). С дымом выходит саранча и набрасывается на нечестивых. Святой Иоанн видит этих животных в виде покрытых попоной коней с мордами коронованных мужчин, женскими волосами, львиными зубами и хвостамÐ ¸ скорпионов. Всадник на одной из демонических лошадей - есть Ангел Бездны. Он изображён с крыльями летучей мыши - так традиционно изображают Сатану в средневековой иконографии. (Существует мнение, что в этом образе представлен английский король Эдуард III)

    6. "Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней - как головы у львов..."

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Армия всадников. К душевным мучениям, вызванным пятой трубой, добавляется физическое истребление. Несмотря на упрощение этой сцены, мастер великолепно передал движение, которым наполнена вся сцена - это выражено в изображении всадников на первом плане. Искусствоведы полагают, что эта сцена - самая выразительная. Живоподобно переданы головные уборы, одежды XIV века, позы всадников. Лошади изображены с львиными мордами. На заднем плане очень хорошо сохранились цвета, которые значительно выцвели на первом плане. Мастеру ос обенно удалась эта часть гобелена.

    7. "И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами..."

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Зверь, выходящий из моря. Толкователи Священного Писания верят, что Зверь, выходящий из моря, представляет Антихриста, проявляющегося в политической власти в пику Церкви. Этот Зверь похож на Дракона - о семи головах, десяти рогах и десяти диадемах. Сатана даёт ему власть - в руках у зверя скипетр.

    8. "...и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Поклонение Зверю. Поклонение, которое в свою очередь получает Зверь, ознаменовано провокационным возгласом: "Кто подобен Зверю?". Это пародия на призыв святого Михаила: "Кто подобен Богу?" Сатана даёт Зверю огромную силу и тот, с попущения Бога, завоюет христиан физически, но в то же время сделает из них мучеников и святых.

    9. "...напиши: отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Сон справедливых. Те, кто не поддался обману Зверя, те, кто умерли для греха, будут спасены, как только закончится их земная жизнь, даже до всеобщего Страшного суда. Эти слова возвещает ангел с поясом слева. Тела семерых справедливых возлежат на двух больших смертных ложах, они изображены детально и реалистично. Их спасённые души в образе младенцев на облаке увенчаны звёздами, их уносят ангелы на белом покрывале. Святой Иоанн наблюдает за сценой и записывает увиденное.

    10. "подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих..."

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Блудница, восседающая на водах.Один из ангелов, выливающих чаши, ищет святого Иоанна, чтобы разъяснить ему главный символ Откровения, рассказать о блуднице, чьё имя написано у неё на челе: "тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным". Вавилон Великий Город стоит на великом и бурном потоке людей, народов и языков. Он суть блудница, верховодит народами и людьми и вовлекает их в свои ошибки и пороки. Очевидно, что это языческий Рим со всеми его будущими гонениями, политическими и религиозными. В этом Рим всегда быÐ " прообразом и примером. Интересно, что святой Иоанн в большинстве сцен наблюдает за происходящим, стоя под балдахином, в этом сюжете он по какой-то причине подходит ближе, видимо, это изображение того, что ангел толкует ему смысл Вавилонской блудницы.

    11. "...горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий!"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Падение Вавилона. И снова провозглашается падение Вавилона, потому что он стал пристанищем бесов и приютом всякой нечестивой души и клеткой для каждой нечистой и ненавидимой птицы.

    12. "И схвачен был зверь и с ним лжепророк...: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Звери брошены в огненное озеро. Звери и все, кто идут с ним, повергнуты в озеро огня: одновременно символ их вечного проклятия и уничтожения того, что они натворили. Поза Христа, который ранит врагов, его волосы, развевающиеся на ветру, белоснежность его одежд и белизна коня под ним указывают на блестящую победу над Зверями.

    13. "И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Новый Иерусалим. Книга Откровения намеренно останавливается на видении Нового Иерусалима. Это Церковь, которую мы видели на предыдущих сценах, показана в своём вечном, а не временном аспекте. Она становится домом избранных вместе с Богом. Это место утешения, где сам Господь утрёт слёзы горя и напитает их жажду из фонтана воды живой, которая есть Христос, Альфа и Омега, начало и конец всего. На сцене изображён прекрасный город, он парит в воздухе без всякой опоры, над землёй и над водой. Таким образом подчёркивается горняя природа Нового Иерусалима, вновь сошедшего с небес, от Бога. В верхней части сцены мы видим Христа, он говорит со святым Иоанном, повелевает ему записать увиденное:    И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.    И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.

    14. "Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его"

    Луарские истории. Камни Ланже и Лоша. Аббатство Фонтевро. Анжерский замок / Франция
    // nikolai-endegor.livejournal.com

    Измерение Нового Иерусалима. В этой сцене опять один из ангелов с семью чашами побуждает святого Иоанна созерцать другую жену, чьё аллегорическое имя Новый Иерусалим, а не Вавилон, сие город, который благословен, а не проклят. Для Бога это невеста Агнца, для человека это Святой город. Его красота ослепляет пророка. В этой сцене мастер опускает детали и сосредотачивается не на описании, а на движении. В центре композиции мы видим ангела, который держит золотую трость, чтобы измерить Новый Иерусалим, символ вечной прочности.

    Ковер Апокалипсиса - это старейший французский гобелен такого размера и, пожалуй, наиболее впечатляющая достопримечательность древнего Анжерского замка.

    Еще о Столетней войне: http://rushist.com/index.php/west/2466-stoletnyaya-vojna-istoriya
    О городе Анже: http://france-guide.livejournal.com/112124.html

    Продолжение следует (но если кто-то хочет сейчас, оно есть тут: http://nikolai-endegor.livejournal.com/145403.html)

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    nikolai-endegor
    16/08/2017 09:00


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Франции

    07.03.24 Доступ зрителей на церемонию открытия летней Олимпиады во Франции ограничат
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    08.02.24 Еврокомиссия собирается поднять цену шенгенских виз
    30.01.24 Получить шенгенскую визу стало немного проще
    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    30.12.23 Между Берлином и Парижем впервые за десятилетие пошли поезда
    21.12.23 Во Франции запрещают курение на пляжах
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    29.11.23 Etihad Airways будет выполнять рейсы из Абу-Даби в Ниццу
    27.11.23 Во Франции в начале 2024 года отменят тысячи рейсов