Первый белорусский музей авиации создан в 2009 году при аэроклубе ДОСААФ им. Грицевца. Экспозиция насчитывает около 30 единиц техники.
При въезде в аэроклуб на постаменте установлен Ми-2, выкрашенным в цвета белорусского флага.

А в музее, у касс - Ми-1 с теми же цветами.

Другие вертолёты в музее представлены Ми-8Т.


Ми-24П.

Предположительно, он участвовал в Афганской войне.

В этот вертолёт можно залезть внутрь.

И посидеть в кресле пилота.


Ми-2 - рабочая лошадка ДОСААФ.

За заборчиком стоят его собраться, летающие и сейчас.

ГАИшный Ка-26.

Раньше он принадлежал авиакомпании "Хеликоптер".

Поршневой двигатель М-14В26.

Скромная кабина.

Истребитель МиГ-17.


Истребитель-перехватчик МиГ-19П.

До 2013 года он служил памятником в Росси.

Воздухозаборник.



Учебно-тренировочный МиГ-15УТИ.

При реставрации донором ему послужил этот несчастный из пионерлагеря "Зубрёнок".

А также мишени с полигона "Ружаны".

Впереди всех стоит Л-29.

У этого МиГ-27К очень непростая судьба.

В 1994 году Министерство обороны безвозмездно передало его ОАО "Агро-Заречье" Каменецкого района для установки памятника, который так и не был построен.В 2002 году налоговая инспекция изъяла самолёт за долги и передала его Каменецкому ЖКХ. Самолет стоял городском парке, пока в 2008 году не был передан в музей, в совершенно развандаленном виде.

Учебно-боевой истребитель МиГ-23УБ.

Фронтовой истребитель МиГ-21СМТ

А к этому Су-27П приставлена стремянка - можно подняться и заглянуть сквозь фонарь в кабину.

Передняя стойка шасси с фарами.

"Спинка".

Собственно что можно увидеть в кабине.




Фронтовой истребитель МиГ-29, списанный после разрыва снаряда в стволе пушки.

"Крылья, ноги и хвосты".

Пассажирский самолет Ил-14П.

В 1978-2008 годах он стоял в Светлогорске в качестве детского кинотеатра.

Внутри, к сожалению, всё выскоблено под чистую.


Сейчас он хотя бы снаружи выглядит как самолёт.


Ещё один (кроме Ми-2) работник клуба им. Грицевца - Ан-2.

Обычно внутрь можно попасть всем посетителям, но в момент моего посещения борт был закрыт. Поэтому вот фото с сайта музея.

Самолет радио-электронной борьбы Як-28ПП.

Истребитель-перехватчик Як-25.

После списания из ВВС самолёт стоял в одном из пионерлагерей на берегу Заславского водохранилища. Вот в таком чудовищном состоянии.

Рестораторы проделали огромную работу.

Истребитель-бомбардировщик Су-7БМК.

Его состояние было не лучше - он стоял возле школы в д. Янчуки Поставского района.

Истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Штурмовик Су-25.

Он был передан в музей в 2005 году с 206-й штурмовой базы (г. Лида), поэтому кабина сохранилась великолепно.

Фронтовой бомбардировщик Су-24М.

Всю недлинную (с 1985 года) жизнь его преследовали неудачи. Сначала тросом срезало щитки створок шасси. Через 5 лет, в полёте обтекатель РЛС открылся, развернулся и был сорван воздушным потоком. Наконец, в 2008 году во время стоянки у капонира на него рухнула стена из бетонных плит. После этого самолёт передали в музей.

Истребитель прорыва ПВО МиГ-25БМ.

Его кабина.

Борт исписан множеством ценных указаний. Довольно муторная в эксплуатации машина.

В экспозиции есть ещё один МиГ-25: учебно-тренировочный истребитель МиГ-25ПУ. Это самый первый экспонат музея, но сейчас он стоит отдельно от основной экспозиции, на лётном поле.

Ан-26ЛЛ - 375-я авиационно-техническая лаборатория.

Самолёт участвовал в расследовании причин 19 авиакатастроф, 63 аварий, 469 предпосылок к лётным происшествиям, 665 отказов систем и агрегатов авиатехники. После списания самолёт служил VIP-комнатой кафе аэродрома Боровая.

Близкий родственник - пассажирский самолет Ан-24Б.

Самолёт транспортировали ночью своим ходом (отстегнув крылья) с аэродрома Мачулищи.

А вот Ил-18В повезло гораздо меньше.

С 1961 года он служил в Ашхабадском ОАО Туркменского УГА. В 1981 году Брестская комсомольская организация получила его в награду от ЦК ВЛКСМ как победитель Всесоюзного соревнования 1979-го года. С 1985 года в салоне самолета работал музей авиации и космонавтики. Он стоял в микрорайоне Восток.

В марте 2003 года в результате поджога часть экспонатов музея была уничтожена, ИЛ-18 стал "бесхозным". В 2009 году несчастную машину перевезли в музей.


Рядом с Ил-18 стоит необычный и редкий экспонат - наземный катапультный тренажёр НКТЛ 29-39.

В кабине даже нанесены изображения приборов!

Правительственный Як-40, принадлежавший компании Белавиа.

Ту-134А, построенный в 1976 году в Харькове.

Эксплуатировался более 26 лет Тюменским УГА.

В 2009 году списан из российского реестра в пользу Беларуси.

Этот Ми-26 участвовал в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. На его счету неудачная транспортировка титанового купола диаметром 25 метров в 1987 году.

С 1990 года базировался в Кобрине. В 1994-1999 годах арендовался, работал в Греции и Турции.

В 2009 году без двигателя был перенесён на Боровую другим Ми-26.

Внутри прекрасно сохранился.

Военно-транспортный Ан-12Б поступил в музей лишь в 2014 году. На фото запечатлена бригада реставраторов.

В 2000 году этот самолёт продали в Анголу. он получил имя Emmanuel, позже - Irena. Списан в 2011 году, когда находился в Могилёве.

На этом осмотр музея почти закончен, пора двигаться обратно.

Можно полюбоваться на стоящую за забором технику аэроклуба ДОСААФ.



Последняя часть экспозиции - детали разбившихся самолётов, раскопанные в лесах и болотах.

Фрагменты пикирующего бомбардировщика Пе-2.





Останки штурмовика Ил-2.

27/12/2016 17:00
Материалы по теме
- Страны: Белоруссия
- Отзыв о поездке: Кармелитский костёл в Мстиславле, лето 2016
- Отзыв о поездке: Белоруссия. Линия Сталина. Реконструкция, май 2015
- Фоторепортаж: Брест, город на границе цивилизаций, 07.12.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.