В предыдущих частях я показал ростовскую бытовуху, немного старого города и парадную Большую Садовую улицу. Но что есть Ростов без Дона? Без набережной? Эта часть города, бесспорно, культовая и знаменитая. Именно Дон-батюшка подарил Ростову не просто жизнь, но богатство и значимость, сделавшие его южной столицей России. Именно туда мы и отправились уютным облачным ноябрьским деньком. Набережная Дона изобилует различными памятниками, которые займут львиную долю рассказа. Но и без них есть на что посмотреть: мосты, здания, знаменитые Парамоновские склады. Помимо набережной погуляем также по прилегающим улицам старого города, завершив таким образом начатое в первой части.
По набережной Дона пройдёмся по самому каноничному маршруту - от речного вокзала, к которому из центра ведёт Будённовский проспект, до т.н. Богатяновского спуска. Именно на этом участке набережная приспособлена для прогулок, вымощена плиткой и наполнена всевозможными скульптурами, памятниками и инсталляциями.Первое, что мы видим в начале прогулки, - речной вокзал конца 80-х в любимом мною позднесоветском стиле. Форма здания должна напоминать то ли теплоход, то ли ещё что, не важно. Всё равно он прекрасен. К сожалению, у нас всё советское автоматом записывают в "плохое", поэтому речной вокзал сегодня несколько обветшал. К счастью, ещё не критично, и издали он смотрится хорошо. Изначально в нём была гостиница, в наше время его внутренности сдают под офисы.
Гостиница в речном вокзале - не блажь. В советское время здесь действовало мощнейшее судоходство, в том числе - пассажирское. Надо сказать, что на фоне остальной России оно и сегодня здесь хоть уже и не то, но всё равно крайне бойкое. Грузовые суда проходят едва ли не каждые пять минут, а с моста в черте города открываются виды на десятка два стоящих на рейде корабля. В нашей стране я такого пока ещё не видел. Плюс, у причала во всю длину набережной пришвартованы круизные теплоходы, видимо на зиму.На заднем плане - разводной железнодорожный мост. В отличие от петербургских собратьев, у этого вертикально поднимается средняя ферма. Это уже третий мост на этом месте. Построен в 1952-м вместо разрушенного в войну. У первого ростовского моста середины XIX-го века средняя секция не поднималась, а поворачивалась на 90 градусов вокруг своей оси, становясь параллельной течению Дона.
Во второй части, посвящённой главной улице Ростова - Большой Садовой - я жаловался, что она перенасыщена различными декоративными объектами. Недовольство моё было вызвано не их формой или внешним видом, а концентрацией их в одном месте, при том, что город поистине огромный. Так вот, на набережной этот синдром развился в ещё большей степени. Разных памятников и элементов декора здесь ну очень много. На сравнительно небольшой набережной порой просто тяжело протиснуться сквозь все эти красоты. Дополняют их многочисленные ларьки, кафе-рестораны, магазины, пассажирские терминалы у причалов. Ну почему всё это счастье не растащить более-менее равномерно по центру города?
Реализовали здесь и модную урбанистическую фишку - велополосу. Как видно, пешеходам остаётся смехотворно узкая полоска, переграждаемая порой порогами и урнами прилегающих зданий. Ну и конечно желающих погулять пешком в выходной здесь море. Никто не обращает внимания на эту разметку, все идут по велодорожке. И даже в этом случае здесь всё равно очень тесно...
Набережная Дона в Ростове словно посвящена Шолохову. Помимо представленного на фото памятника самому писателю, установленного в 2000-м около речного вокзала, дальше нас ждут скульптуры самых известных его персонажей. Идея была бы прекрасной, если бы их не разбавлял десяток других скульптур, не имеющих к Шолохову никакого отношения. А так бы место могло иметь весьма интересную концепцию:
Гуляя вдоль донских вод, как нигде уместно поинтересоваться историей Ростова. Город Ростов-на-Дону удивительно молод. Поселение здесь заложено в 1749-м, а городом он стал лишь в 1807-м, т.е. в XIX-м веке - совсем недавно по историческим меркам. В это с трудом верится глядя на размеры, самобытность и архитектуру Ростова. За Шолоховым установлен памятник ростовчанке. Женщин Ростова часто называют одними из самых красивых в мире. За ней видно новодельную гостиницу сети Radisson. Белым полотном перед ростовчанкой накрыт фонтан:
Согласно археологическим исследованиям, жили здесь уже очень-очень давно, ещё на мамонтов охотились. Но в XVIII-м веке от этих древних культур тут уже ничего не оставалось.
Чуть дальше от ростовчанки - своеобразный механический гармонист в стеклянной витрине. Вместе с "Индустриальным сердцем" (см. следующее фото), он был создан агентством инвестиционного развития Ростовской области к международному инвестиционному форуму "Сочи-2012":
После форума оба этих произведения перенесли на набережную Ростова. Сердце символизирует ключевую роль Ростовской области в индустриализации юга России. Странно, что оно при этом разбитое. Вообще обе инсталляции классные, кроме шуток. Прекрасный образец современного искусства. Но вот опять же - почему они именно на набережной? Брусчатка, кстати, в этом месте уложена после войны, при участии фашистских военнопленных:
Основание Ростова косвенно связывают с именем Петра I, заложившего в том числе соседний Таганрог. Якобы в своих Азовских походах император испил тут воды из родника и задумал основать на этом месте крепость. Но этого не случилось, и первое поселение тут возникло по указу Елизаветы Петровны в 1749-м. Была это пока только таможня для торговли с турками, греками и другими средиземноморскими державами. Ещё лет 20 ничего кроме таможни тут и не было.
Рядом стоят два памятника шолоховским героям - Нахалёнок:
И дед Щукарь:
Во время прогулки по набережной и окрестностям ростовского рынка меня посетила такая вот мысль. Ростов недалеко ушёл от своей рыночно-портовой сущности образца начала XX-го века. Он словно не хочет взрослеть, меняться. Энергетика, движуха и общая атмосфера кварталов старого Ростова близ рынка и набережной отсылает к литературе конца XIX-го - начала XX-го веков, к таким же торгово-портовым городам. Нет ощущения, что на дворе 2015-й. Такое чувство, что за углом с деревянных кораблей на берег скидывают промасленные тросы, контрабандисты прячут свои товары по трюмам, суровые и бескомпромиссные люди выясняют отношения при помощи длинных ножей. Того и гляди из-за угла выйдет горьковский Челкаш. То, что это какая-то наигранность и рыночная замануха, кажется только в первые часы пребывания здесь, когда ты плохо знаком с городом. Потом становится понятно, что тут действительно по сей день есть подобный пласт жизни. Если не на практике, то по крайней мере в сознании. Рассказав про эту мысль своим спутникам, услышал только смех. И уже в Москве, в процессе подготовки этого поста, узнал, что свою пьесу "На дне" Горький писал по впечатлениям о своей работе грузчиком в ростовском порту. Всё-таки я не просто так почувствовал этот ростовский дух, сразу вызвавший ассоциации с творчеством Горького. Памятник ему на набережной, кстати, установлен на постаменте, на котором когда-то стояла статуя Сталина:
В 1761-м при таможне появилась крепость, получившая имя митрополита Димитрия Ростовского, что впоследствии трансформировалось в нынешнее название. Сама крепость была демонтирована где-то в конце XIX-го века.
В лодке - одни из самых известных шолоховских персонажей: Григорий Мелехов и Аксинья.
С присоединением более южных земель, в том числе Крыма, крепость утратила своё оборонительное значение. Население росло за счёт прибывающих переселенцев из центральной части империи. Тёплый климат и плодородные почвы привлекали крестьян. В 1779-м сюда переселились армяне из Крыма, основав город Нахичевань-на-Дону, ныне входящий в состав Пролетарского района Ростова.
На набережную смотрит китчево-богатый особняк. В духе домов голливудских звёзд, только отделка подешевле. Говорят, это дом известного шашлычника-азербайджанца, разбогатевшего на ресторанном бизнесе на левом берегу. И почему я не удивлён?
В 1807-м крепость стала уездным городом. Административным центром был Екатеринослав, позднее - Новочеркасск. Свой нынешний статус Ростов впервые получил только в 1937-м.
Наткнулись на памятник "Дон-батюшка". И тут нас просто взорвало. Ладно, что всю набережную утыкали всем чем только можно, что уже и пройти по ней тяжело. Про это я уже поворчал. Но зачем солидную реку Дон изобразили в образе казака с каким-то непомерным количеством цацок и побрякушек? И крест, и кинжал, и держава, и меч. Золотых зубов, блин, не хватает и "Лады-седан"... Кто сказал, что спокойный, величественный Дон должен выглядеть именно так? Если у реки есть душа, то она должна быть явно не в восторге от такого. Гораздо более удачно олицетворили Енисей в Красноярске.
Дальнейшее развитие города, как и его основание, связано с торговлей. Обороты в ростовском порту и таможне росли, город наполнялся новыми жителями. За полвека он из маленького уездного городка превратился в крупнейший хлебоэкспортный и судостроительный узел. Помимо таможенного и портового пункта, Ростов стал сам по себе крупным торговым городом. Продавали здесь соль, рыбу, сахар и конечно хлеб с зерном. Огромный доход городу приносило производство и продажа табака. Вслед за торговлей пошла в рост и промышленность.
Классическая советская парковая скульптура 50-х "Спортсмены". У принимающего эстафету бегуна явно угадываются африканские черты лица. В качестве фона памятнику выступает, на мой взгляд, лучшее современное здание Ростова - бизнес-центр класса "А" "5 морей". Спорен факт его расположения, но само по себе здание красивое:
В конце XIX-го века Ростов стал одним из крупнейших железнодорожных узлов страны. Всё это способствовало взрывному росту, развитию и богатению Ростова, сродни золотой лихорадке в Сибири.
В целом набережная Дона, особенно ближе к речному вокзалу, немного напоминает сочинский морской променад. Точно так же чересчур много всего, мозг перевозбуждается от мелькания вывесок и украшений, становится нервно. Ну а это уже дальняя, более спокойная часть набережной. Нельзя не взглянуть на сам Дон и на противоположный берег, воспетый в известной на всю страну песне. По нему мы только прокатились на машине. Не знаю, как там сейчас с пляжами, но всевозможных ресторанов море. Впрочем, нам хватило и центра города, чтобы влюбиться в ростовский культ еды.
Неоднородность населения, про которую я говорил в первой части, зародилась как раз в годы стремительного подъёма Ростова конца XIX-го века - компанию всевозможного рода торговцам, от низовых рыночных торгашей до оформившихся богатых купеческих династий, составляли крестьяне, работники заводов и служащие. При этом казаков, на тогдашней территории которых город находился, здесь всегда было мало. Видимо, подобное торговое устройство быта им было не по душе. Довольно милый художник, в раме которого можно сфотографировать свою физиономию:
Вплоть до конца XIX-го века город развивался на небольшом по сегодняшним меркам участке вдоль реки. Большая Садовая, по которой мы гуляли в прошлой части, была окраиной. Центром был как раз базар и прилегающие к нему улицы. Об этом мы говорили в первой части, там же с этим "историческим центром" и познакомились. Чуть ниже закончим его осмотр.
Если в конце набережной обратить свой взор не на реку, а на город, то можно увидеть Парамоновские склады. Это полуразрушенный памятник архитектуры - наверное одна из самых необычных и ярких достопримечательностей Ростова. По значимости и роли для Ростова это что-то навроде Морозовского городка в Твери. Радует красотой, ужасает разрухой и в то же время оставляет непонимание - что со всем этим будет дальше?
Этот складской комплекс на берегу Дона был построен во второй половине XIX-го века и принадлежал в разное время разным владельцам и фирмам. Название своё он получил по имени одного из них - крупного зернопромышленника Елпидифора Парамонова. В этих складах хранилось и с них грузилось на баржи ростовское золото и нефть того времени - зерно, благодаря которому город тут и вырос. Во время Великой Отечественной войны склады пострадали, но не так сильно, как могли бы. После неё они даже использовались по прямому назначению. В нынешний упадок склады пришли в результате постперестроечной бесхозности.
Революционные события, как известно, на Дону проходили особенно жёстко. Ещё в 1902-м году местные железнодорожники устроили забастовку. В ходе столкновений с властями несколько рабочих были убиты. Считается, что это была первая политическая стачка в России.
Сквозь склады круглогодично текут ручьи, образуемые родниками, находящимися чуть выше здания. Изначально их приспособили для хозяйственных нужд. Заключённая в трубы родниковая вода охлаждала складские помещения.
Сегодня потоки воды текут прямиком сквозь руины. Непонятно каким образом появившаяся здесь ярко-зелёная трава (а это середина ноября; на других фото видно, что зелень уже почти увяла) лишь добавляет этому месту странноватой притягательности.
В 1905-м всё те же железнодорожники устроили ещё одну стачку, которая закончилась крупнейшим в России еврейским погромом. Так, стачка за стачкой, Ростов вошёл в гражданскую войну. Пестрота и расслоённость населения внесли свою лепту в её трагичные события. Противоречия города, переполненного как рабочими, так и купцами с мещанами, вылезли наружу. Ростов побывал одним из центров белого движения, как и соседний Краснодар. Красные окончательно заняли город только в 1920-м. Никуда не исчезли эти противоречия и во время Великой Отечественной. Донские казаки, притесняемые советской властью, встречали немцев едва ли не как освободителей. В большом количестве они сражались в рядах фашистов до самого конца войны. Коллаборационизм донцов остался, пожалуй, одной из самых спорных страниц истории ВОВ. Удивительно, но ростовчане купаются в этой воде. Хотя место не только полуразрушенное но и, прямо скажем, грязное. Даже табличку повесили - "купание запрещено". В ноябре тут не купаются, но пикники устраивают:
Ростов вошёл в десятку наиболее пострадавших от Великой Отечественной войны городов страны. Кроме того, в Ростове в урочище "Змиёвская балка" немцы уничтожили около 27 тысяч человек. На территории современной России оно стало самым крупным местом убийств евреев.
А вот так Парамоновские склады выглядят сверху, с улицы Седова, проходящей уже по второму "ярусу" высокого донского берега:
Перед Парамоновскими складами установлен ещё один новый памятник - адмиралу Ушакову. Его причастность к Ростову объясняется тем, что он участвовал в Русско-турецкой войне 1768-1774-х годов в составе Донской флотилии, которая частично базировалась здесь, в тогда ещё крепости Димитрия Ростовского. Вот этот бюст совершенно точно можно было бы без потерь установить где-нибудь в другом районе Ростова.
Немного психоделическая советская скульптурная группа "Разин с дружиной". Вроде бы среди фигур должна быть и персидская княжна, которую он по легенде сбросил с лодки. Но понять, что тут происходит и кто все эти люди, довольно сложно:
Далее - опять же новый памятник, на сей раз - пограничникам. На его торцевой части, на которую мы смотрим, изображены три русских пограничника разных эпох и немного мультяшная собака. На обратной стороне - контур России со своевременно добавленным Крымом.
Ну а рядом - гигантский рак. По мне так страшновато, дети могут и напугаться. Да и перебор тут с памятниками явный, без этого однозначно можно было обойтись.
После войны Ростов попал в перечень городов, подлежащих первоочерёдному восстановлению. В постсоветское время он вошёл миллионником, десятым по численности населения городом в стране. Видно, что Ростов растёт и развивается как полноценный мегаполис, строится и благоустраивается. Но на мой взгляд две проблемы в Ростове не просто не решаются, но словно вообще брошены на произвол судьбы. Это транспорт и разрушающийся старый город. Задорный ростовский рыбак:
В конце набережной упираемся в проходную завода "Красный Дон", одного из старейших машиностроительных заводов города. Зародился в 1846-м, в качестве чугунолитейного. Постепенно переквалифицировался в судоремонтный. В конце 90-х предприятие остановилось. Сегодня большая часть заводских построек снесена, на территории строится жилой комплекс и продолжение набережной. В административном здании завода привлекает внимание дореволюционный домик, который "съел" советский корпус:
Удивительное дело: население Ростова немногим более миллиона, а ощущение складывается, что их тут все пять, половина из которых постоянно находится где-то в пределах видимости.
Здание главного корпуса морского колледжа им. Седова, ныне - филиала Государственного морского университета им. Ушакова. Колледж вырос из первых на Азове мореходных классов, открытых в 1876-м. Здание построено в 1914-м:
Рядом с колледжем - бюст человека, в честь которого он назван, одного из его выпускников. Это полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов, организовавший неудачную экспедицию на Северный полюс, в ходе которой и погиб. Мнения о его личности сильно расходятся. Одни считают, что ничего выдающегося он не сделал. Его главная экспедиция была организована из рук вон плохо, не без его собственной вины. От общего пути к Северному полюсу был преодолён лишь небольшой участок. В качестве причины его героизации называют его "правильную" классовую принадлежность, упор на которой сделала советская пропаганда. Другие считают его образцом мужества и решительности, первопроходцем, показавшим путь. Даже без достижения Северного полюса его экспедиция принесла важные результаты. Плюс как-то забывается, что до этого трагичного плавания Седов более десяти лет служил на флоте, успешно выполняя не менее сложные задачи. Известно, что именно он послужил одним из прообразов И.Л. Татаринова из "Двух капитанов".
Из старого города придётся ненадолго вынырнуть, чтобы перейти широкий Ворошиловский проспект, в этом месте потихоньку превращающийся в одноимённый мост - главный парадный въезд в Ростов с юга. Выезжающих из города провожает симпатичная многоэтажка с часами с приютившимся к ней снизу старым домиком:
Мост последние 8 лет был закрыт из-за аварийного состояния. Буквально за пару месяцев до нашей поездки в Ростов для движения открыли первую очередь, по сути являющуюся абсолютно новым мостом, построенным рядом со старым. Старый при этом начали разбирать. На его месте возведут ещё один новый, в результате чего в каждую сторону будет отдельный мост по 3 полосы. Пока же движение осуществляется только на выезд из Ростова, по отдельным случаям - наоборот. На заднем плане видно скопище кранов. Это - строящийся к ЧМ-2018 стадион "Ростов-арена":
Если сравнивать Ростов с чем-то съедобным, больше всего он похож на какой-нибудь многослойный алкогольный коктейль типа B-52. Выглядит красиво и соблазнительно, каждый ингредиент по отдельности уже знаком и даже нравится. Вот только когда пьёшь эту горящую смесь залпом, не успеваешь понять, что произошло. Каждый отдельный вкус сильно не чувствуется, только какая-то общая какофония. И в голову после этого отдаёт знатно. Доходный дом Котлярова, конец XIX-го века:
Известно, что до Великой Отечественной в Ростове проживала значительная еврейская община. Одним из её представителей была знаменитый психоаналитик Сабина Шпильрейн, ученица Юнга, убитая немцами во время оккупации. Несколько лет назад про неё даже сняли фильм в Голливуде. Фашисты уничтожили значительную часть проживавших здесь евреев, и сегодня в Ростове уже нет той мощной диаспоры. Напоминает о тех днях единственная действующая (но не единственная сохранившаяся) в городе синагога, спрятавшаяся на тихих улицах старого Ростова. Известна она как "Солдатская синагога", т.к. появление первого еврейского молитвенного общества связывают с отставными еврейскими солдатами. Построена в 1872-м, в 1905-м сильно сгорела, много раз перестраивалась. Что удивительно, при советской власти её вернули верующим сразу после войны:
Поблизости от синагоги можно увидеть важнейшую историческую достопримечательность, пребывающую, к сожалению, в не лучшем виде. Это - дом Врангеля. В этом здании 1885-го года постройки будущий последний предводитель белого движения провёл детство и юность:
Здесь же - гармонично вписанная в историческую застройку старообрядческая Покровская церковь 1913-го. Закрывалась только с 1930-го по 1946-й.
По соседству с церковью располагается дом Николая Панина, ростовского купца, старосты старообрядческой общины, на средства которого и был построен храм. После своей смерти он и этот свой дом завещал церкви. В нём разместился дом причта.
Пара крупных красивых построек находится на самом краю старого города, близ Большой Садовой. В частности - здание окружного суда 1910-го. В нём по-прежнему находится суд, только уже областной. Когда-то его украшала статуя богини Фемиды, которая, вопреки обыкновению, сидела. На эту тему горожане шутили, что в ростовском суде даже Фемиду посадили. Фигуру демонтировали в конце 1920-х.
Здание Ростовского государственного строительного университета, построенное в 1902-м году как коммерческое училище. Когда-то именно здесь был заложен первый камень крепости Димитрия Ростовского:
Пример отреставрированного здания в старом городе. Ему так повезло, потому что внутри расположился салон красоты:
Ну и напоследок - понравилось советское здание, говорящее как бы, что старый город тут заканчивается. В нём находится какой-то "городской автотранспортный центр здравоохранения". Мой мозг это название воспринимать отказывается.
Что ж, знакомство с Ростовом у нас в самом разгаре. Уже позади шумная но очень красивая Большая Садовая, множество удивительных бытовых мелочей, обаятельный и ветхий старый город и явно перегруженная набережная. В следующей части будут советские монументы Ростова и Пушкинская улица. Это, наверное, вторая по красоте после Большой Садовой улица Ростова. Вдобавок ко всему она обладает широкой и уютной бульварной зоной. Там администрация Ростова, в отличие от набережной и Большой Садовой, выдержала чувство меры, в результате чего для неспешных прогулок Пушкинская - едва ли не лучшее место в городе. С другой стороны, колорит буйного южного Ростова там почти отсутствует. В общем, прогулка обещает быть интересной.
21/09/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Ростов-на-Дону
- Отзыв о поездке: Транзитный Ростов-на-Дону, лето 2016
- Отзыв о поездке: Ростов-на-Дону, он такой один, весна 2016
- Фоторепортаж: Ростов-на-Дону, - это кто ещё тут Великий..., 19.07.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.