Страницы: 1 2
Предыдущие части моего рассказа про Ростов-на-Дону были достаточно критичными. Многие ростовчане остались недовольны. До топовых блоггеров, щедро поливающих российские города грязью, мне конечно далеко, но для моего, скажем так, оптимистичного блога описание было действительно довольно отрицательным. Я конечно восторгался колоритом и самобытностью города, но частью этого колорита, к сожалению, является и его неухоженность и необустроенность. Пришла пора сказать что-то однозначно положительное про Ростов. Эта часть будет посвящена Пушкинской улице - второй по значимости и красоте в Ростове после Большой Садовой. Она немногим уступает ей архитектурой, зато по благоустройству и ухоженности ей нет равных в Ростове. В дополнение к Пушкинской улице покажу крупные советские монументы и мемориалы Ростова.
Прогулку по Пушкинской начнём немного издалека. Чтобы попасть на неё с параллельной Большой Садовой, мы прошли короткий, но очень насыщенный участок Будённовского проспекта. Здесь встретился доходный дом Чирикова (1913), ныне занятый ОВД. Здание красивое, но серый цвет несколько съедает его декор:
Перед радиочастотным центром ЮФО, превратившимся, видимо, в центр продаж Ростелекома, установлен бюст Попова. Именно в Ростове в 1901-м году под его руководством была запущена первая гражданская радиостанция в стране.
Тут же - здание ростовского цирка 1957-го. Выглядит нетипично помпезно, больше похоже на театр. Особенно радует скульптурная группа с конями на фронтоне. В Ростове вообще много скульптур, изображающих лошадей. Казачий край, как-никак. Но Новочеркасск, про который я начну рассказывать сразу после Ростова, он всё равно не переплюнет. Там кони вообще на каждом шагу...
И вот мы наконец сворачиваем с Будённовского проспекта и попадаем на Пушкинскую улицу. Пройдём участок отсюда и до конца, до Театрального проспекта. Небольшой кусок Пушкинской в обратную сторону от этого места я потом тоже прошёл, но там ничего особо интересного кроме благоустройства нет. Встречает нас бюст Будённого:
Прошли буквально пару десятков метров и оказались у "заднего" входа в главный парк Ростова - им. Горького. Центральный вход в него со стороны Большой Садовой мы прошли во второй части. Здесь же с живописной возвышенности группа товарищей указывает нам на виднеющиеся отсюда купола кафедрального Рождественского собора и его колокольни:
Товарищи оказались памятником митингу, прошедшему на этом месте в 1917-м году в поддержку Октябрьской революции. Ну а с Пушкинской снова придётся свернуть и заглянуть в парк, хоть на чуть-чуть.
В принципе, парк довольно симпатичный, но перегруженный, как и набережная, как и Большая Садовая. На небольшом участке земли уместили слишком большое количество всевозможных объектов, типа сцен, фонтанов, памятников, клумб. Как таковой зелёной зоны почти не осталось.
Центральная клумба парка, с ротондой и двумя фонтанами (по центру и в дальнем конце). Надо заметить, что ландшафтный дизайн в целом по Ростову на достаточно высоком уровне. Фото сделано с пешеходного мостика:
Парк исторический, судьбой чем-то похож на своего собрата из Краснодара. Также ранее назывался Городским садом, также переименован в честь Горького, также основан в XIX-м веке на базе частных садов.
Летний театр:
У входа в парк со стороны Большой Садовой установлен памятник ростовскому градоначальнику второй половины XIX-го века А. Байкову. В составе скульптуры изображены символы новшеств, появившихся в Ростове при нём - тротуары, фонари, общественный транспорт, набережная, сады, водопровод и т.д.
Возвращаясь из парка на Пушкинскую по переулку Семашко, обратил внимание на следующее здание. Как оказалось, это бывшая школа домоводства и кулинарии 1901-го, ныне - ресторан. Стиль в официальных источниках определяется как "эклектика", мне же здание напоминает какие-нибудь старые русские палаты в центре Москвы. Для Ростова не типично:
Ну всё, теперь точно возвращаемся на Пушкинскую. Прелесть этой улицы в том, что она одна из самых красивых с точки зрения застройки в Ростове и при том достаточно тихая и уютная. Таких помпезных модерновых дворцов как на Большой Садовой тут конечно нет, но архитектура тут всё равно очень даже достойная. Зато в отличие от той же Большой Садовой здесь нет сумасшедшего траффика. Одна половина Пушкинской - это бульвар с достаточно узкой проезжей частью, а другая и вовсе полноценный парк. Первый раз, кстати, вижу, чтобы бывшую проезжую часть в городе превратили не в "Арбат", т.е. торгово-прогулочное пространство с плиткой и фонарями, а именно в зелёную зону. Ты по-прежнему идёшь в коридоре из домов, но при этом - под тенью деревьев и посреди клумб. Оригинально, непривычно и очень здорово.
Опять же, в отличие от Большой Садовой или набережной Дона тут выдержана гармония в плотности всевозможных декоративных элементов. Всякие памятники и украшения встречаются ровно в том количестве, чтобы создать уют, но не мешать и не приедаться. Тут же появляется и адекватная уличная навигация. Такое ощущение, что благоустройством отдельно взятой Пушкинской и всего остального Ростова занимались совершенно разные люди.
По красоте архитектуры Пушкинская - явно выраженный второй номер в городе после Большой Садовой. Только траффика нет, что автоматически ставит её в выигрышное положение.
На одном из перекрёстков Пушкинской проходы на бульварную зону охраняют по паре львов. Между передних лап этих кошачьих - по герою из пушкинских сказок: Золотая рыбка, царевна Лебедь, Золотой петушок и белка (которая орешки с изумрудами грызёт):
В ноябре Ростову придавали колориту валяющиеся по всему городу стручки акации. В Москве, да и вообще в средней полосе, такого не увидишь. А ещё стаи грачей. Тысячи их...Кафе "Дантес" на Пушкинской улице. У кого-то весьма нетривиальное чувство юмора. Либо просто Пушкина не любят.
Застройка Пушкинской пониже, нежели на Большой Садовой, но декор фасадов не менее претенциозен. Такие небольшие уютные купеческие особнячки, чисто для себя, в отличие от доходных домов на Большой Садовой, что строились под сдачу. Архитектурой Пушкинская напоминает тихие улицы центра Москвы, расположенные внутри Садового кольца между крупных магистралей:
Памятник ростовским кузнецам и литейщикам в виде колокола с надписью "Ростов-на-Дону". Учитывая, что я коллекционирую колокольчики из посещённых городов, пройти мимо не мог. Жалко с собой нельзя унести...
В XIX-м веке, когда район современной Пушкинской улицы был грязной окраиной, здесь находились кузнечные мастерские. Прежде, чем стать второй улицей Ростова, она называлась Кузнецкой.
Одно из красивейших зданий Пушкинской - особняк Петрова (он же - особняк Домбровского) конца XIX-го века. Домбровский - это первый его владелец, Петров - адвокат, получивший особняк в подарок за выигранное дело от Владикавказской железной дороги, которой в ту пору дом принадлежал. С 1959-го здесь размещается Ростовский музей изобразительных искусств:
В один из дней пребывания в Ростове мы съездили в Новочеркасск. Возвращаясь обратно в областной центр, наблюдая из окна машины пресловутую ростовскую суету, мы задались вопросом - а чем вообще живёт этот шумный беспорядочный город? По городскому колориту складывалось впечатление, что исключительно портом и рынком. Но на деле в Ростове есть вполне себе живая и мощная промышленность. Памятник Пушкину. Куда уж без него на улице Пушкинской, рядом с кафе "Дантес". Установлен в 1959-м:
Среди ростовских предприятий - "Роствертол", исправно выпускающий вертолёты марки "Ми". Для современного российского авиастроительного предприятия обороты у него немаленькие. Производство вертолётов даёт Ростову рабочие места и повод для гордости.
Чудная лесенка особняков на Пушкинской. Такое ощущение, что дома строились слева направо, и каждый следующий хозяин хотел, чтобы его дом был выше, чем у соседа. Крайний справа - доходный дом Бострикиных, по фамилии первых владельцев 1914-го года:
Ещё одно важнейшее предприятие Ростова - Ростсельмаш, успешно выпускающий сельхозтехнику с 1929-го года. К заводу примыкает целый одноимённый район. Этот советский гигант каким-то непостижимым образом пережил 90-е и даже продолжил успешно расти. Сегодня Ростсельмаш входит в пятёрку крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной техники. Ну и на первом месте в России само собой. В его составе - 13 предприятий, в том числе на территории Канады, США, Украины и Казахстана.
Особняк Павла Крамера, ростовского мецената и собирателя живописи начала XX-го века, построенный в 1914-м:
19/07/2016
Страницы: 1 2