Ростов - город настолько же красивый, насколько давящий и некомфортный. Здесь сочетаются совершенно разные городские сущности и людские характеры, которым, по идее, не место друг рядом с другом.
В первой части - бытовые детали города и, как вершина ростовского быта, - центральный рынок и его окрестности. На мой взгляд, именно рынок - душа Ростова. Этот удивительно молодой, при всей своей колоссальной для страны значимости, город вырос именно на торговле, и во многом она и сегодня продолжает играть в нём первую скрипку.
Писать про Ростов-на-Дону мне достаточно тяжело. Во-первых, город настолько же красивый, насколько давящий и некомфортный. Это сродни какой-то пытке - постоянно видеть вокруг себя прекрасные и интересные объекты и вместо того, чтобы любоваться ими, решать какие-то нелепые и идиотские проблемы, постоянно возникающие при пребывании в этом городе. Во-вторых, Ростов чрезвычайно лоскутный. Здесь сочетаются совершенно разные городские сущности и людские характеры, которым, по идее, не место друг рядом с другом. Ну и как следствие, у меня не сложилось какой-то картинки Ростова-на-Дону в голове. Вроде бы были там, достаточно долго для одного города. Было что-то такое шумное, вкусное, бестолковое, красивое. Но так и не сложилось в полноценное впечатление. Но всё же я провёл в городе полных 5 дней, въедливо обошёл и объездил его улицы, сфотографировал почти все известные и интересные объекты. Поэтому всё же напишу. В пяти частях, как ни хотелось ужаться.
О том, что рынок в Ростове-на-Дону - это сердце города, говорит тот факт, что главный собор Ростова, а значит и всей Ростовской области, находится на рынке. Т.е. формально, конечно, за его территорией, но фактически почти посредине, т.к. бойкая торговля тут вылезла далеко за пределы официальной территории базара.<
image id="826194" method="usediv"/>
Помимо собора, около рынка расположен ещё и крупный транспортно-пересадочный узел, включая трамвайное кольцо. А поскольку, как я уже говорил, торговля вылезла за пределы рынка, трамвайная ветка фактически превратилась в рыночную линию. Вагон проезжает между прилавками и торговыми точками, а когда он уходит на рельсы вылезают люди, суетящиеся в поисках покупок. Состояние и охват трамвайной сети в Ростове не очень. В Таганроге она выглядела поживее:
При этом, рынок ростовский посетить однозначно стоит. Это такой полноценный богатый южный базар, с большим количеством очень интересного товара, острых на язык торговок и настоящим рыночным драйвом, в России почти потерянным. По духу что-то типа одесского Привоза.
Показалось, что Ростов - город совсем не футбольный в плане общего фанатского безумия, которым блещут Москва, Питер и Краснодар. Когда мы там были, ФК "Ростов" только начал свой неожиданный и резкий взлёт в чемпионате. На рынке какой-то юморист, уловив тренд, быстренько заменил на своём транспаранте слово, видимо, "сборную" на название родного клуба:
Торговля и рыночная движуха не просто вылезла за отведённую для этого территорию, но и заняла прилегающие кварталы вполне обычных улиц и старые ростовские особняки:
О том, что ты приближаешься к рынку, здесь становится понятно за пару кварталов. Люди, машины, магазины, трамваи. Всё это в сутолоке и толчее, и при этом вписано в довольно плотную застройку старого Ростова.
На кадре также запечатлелась вывеска с мозговыносящим названием местной сети - "Мясной градус". Весьма своеобразная концепция сети магазинов, в которых продаётся алкоголь и свежее мясо от местных производителей. Справедливости ради, птицей, а особенно индейкой, Ростовская область действительно славится. В общем, выпить и закусить.
Уже здесь, в этой базарной суете, встречаются общепризнанные памятники архитектуры. В частности, на фото - дом купца Максимова 1867-го, в котором более 30-и лет располагалась городская дума. Это одна из старейших каменных построек города. К сожалению, из-за расположенности на столь бойком месте здание постоянно меняет владельцев, перестраивается и видоизменяется. Если всё же отойти от рынка на пару кварталов, мы окажемся в тишайших районах старого Ростова, являющихся пожалуй самой интересной его частью. Начну показывать их прямо в этом посте, чуть ниже.
Пока же погуляем ещё чуть-чуть в окрестностях рынка. Своим фасадом он выходит на широкий Будённовский проспект, одну из главных магистралей города. Через дорогу от рынка на нём привлекает внимание доходный дом Асмаевых 1884-го, в котором до революции размещалась гостиница. Выделяется он в первую очередь этажностью. Старая застройка в Ростове преимущественно одно- и двухэтажная, выше - только на центральной Большой Садовой. Но и это не главное. Если взглянуть на Яндекс-панорамы, дом выглядит ветхим и неприглядным, залепленным рекламой аж до второго этажа. А тут - на тебе, как новый. Причём реставрация проведена скрупулёзно и тщательно, ощущения новодела, как например в монастырях в Старице и Валдае, нет. Как будто он такой и был, просто в хорошем состоянии. Заслуживает уважения.
Попадаются каноничные образцы советского настенного искусства:
Сам Рождественский собор построен в 1854-1860-х годах по типовому проекту архитектора Тона и сильно напоминает другое его детище - московский храм Христа Спасителя. До момента постройки нынешнего здания на его месте уже успели побывать две церкви, одна из которых сгорела от удара молнии, вторая была демонтирована т.к. не справлялась с количеством прихожан быстро растущего города.
На переднем плане - ещё одно настенное советское панно:
Через двадцать лет рядом построили колокольню, верхние ярусы которой сносили во время Великой Отечественной, т.к. опасались, что она станет хорошим ориентиром для немецких лётчиков. В 1999-м колокольню восстановили. В 1937-м собор был закрыт. Вновь открыли его буквально через пять лет, во время фашистской оккупации.
От главной улицы Ростова - Большой Садовой, по которой пройдёмся в следующей части, - к храму ведёт бестолково пешеходный Соборный переулок. Зачем было перекрывать здесь движение, при том, что никакой пешеходной инфраструктуры тут нет, все ходят по тротуарам и вынуждены обходить припаркованные на перекрёстных улицах автомобили, не понятно.
Обратите внимание на плакат. В те дни Ростов и Новочеркасск как раз посещал Патриарх. Оба города были увешаны его фотографиями и цитатами. Так не встречают, мне кажется, даже президента... А вообще, Ростов не показался городом сильно религиозным. В отличие от, например, соседнего Краснодара, где православный культ в виде кучи церквей и всяких приходских школ цветёт буйным цветом. В Ростове храмов вроде бы и немало, но они как-то не выделяются. Все довольно неприметные, где-то на задворках. Да и по удельному количеству церквей на душу населения Ростов, наверное, будет в аутсайдерах.
Перед собором в 1999-м установлен памятник святителю Димитрию Ростовскому, в честь которого город получил своё имя. Он же в свою очередь получил статус "Ростовский" благодаря городу Ростову в Ярославской области, где он погребён, ныне маленькому и по иронии называемому "Великий", чтобы его не путали со своим по-настоящему возвеличившимся южным тёзкой. На Википедии пишут, что памятник ставили в спешке к юбилею, и эксперты с горожанами относятся к нему критически.
От окрестностей рынка переходим к интересным деталям города. Хорошо известны в узких кругах подземные пешеходные переходы в центре Ростова-на-Дону. Они украшены запоминающимися мозаиками из обычной кафельной плитки. В разных переходах на них изображены различные сцены из советского и донского быта. Выполнены, надо сказать, классно. Сами по себе картины вполне тянут на произведения искусства. Делалось всё это великолепие в 70-80-х годах энтузиастами "Мостоотряда №10" и, по некоторым данным, местного художественного училища.
К сожалению, я зацепил далеко не самые интересные переходы. В некоторых других есть полноценные панно во всю длину. К ещё большему сожалению, многие из них закрыты ларьками. Да и никакого особого статуса они не имеют. Иные, похоже, уже утрачены. В интернете не составит труда найти подробные обзоры всех сохранившихся мозаичных переходов Ростова.
Глядя на этот красивый аппарат с гордым логотипом, не стоит обманываться насчёт ростовского транспорта. Всё, что связано с передвижением по городу, в Ростове-на-Дону ужасно. Собственно, львиная доля моих негативных впечатлений о Ростове связана именно с этим. Огромный город с мудрёной и плотной дорожной сетью постоянно стоит в пробках. Машин как грязи. Места для парковки мало, никакой её организации нет. Как и в Краснодаре, машины бросают где и как угодно, порой в три-четыре ряда. Метро нет и не предвидится, чахлый трамвай дышит на ладан. Единственный повсеместный вид транспорта - автобус - стоит всё в тех же пробках.
Сели на автобус - встали в пробку. На более-менее свободном участке автобус проехал целую остановку с открытыми дверями. В Москве бы водителя уже уволили. Хотели поехать на трамвае - так его и не дождались. Вызвали такси - оно сломалось на полдороге. Взяли машину на прокат - у неё едва не отвалилось колесо через пару километров. Полдня ждали машину на замену - привезли без документов. Ещё через полдня привезли документы. Но и сменное авто через пару дней просто отказалось заводиться. П.....ец какой-то...
Ростовские водители считаются недисциплинированными хамами. На автофорумах над ними обычно подшучивают, там "Ростов" - вполне понятный мем. А вот на мой взгляд, в водителях тут ничего сверхъестественного нет. Водят тут ничем не хуже Москвы, Питера или Краснодара. Просто организация движения здесь катастрофическая, из-за неё и нервы с толкотнёй на дороге, и ощущение сплошных дураков за рулями вокруг. Плюс, на дорогах Ростова сигналят все, кому не лень. В норме посигналить впереди идущей полицейской машине.
Порадовал местный бренд - "Семикаракорская керамика", производимая в городе Семикаракорске Ростовской области. В перспективе - хороший сувенирный высасыватель денег из туристов. Сейчас, правда, несмотря на сеть красиво оформленных магазинов, этот бренд мало известен за пределами региона. Да и туристов в Ростове для окупаемости такого магазина, мне кажется, ещё маловато.
Ну и добивая тему перемещения по Ростову надо сказать, что дороги здесь преимущественно паршивые. Асфальт вроде много где новый, но при этом положен кое-как, чуть ли не поверх старого. Закономерный итог - ямы, провалы грунта, неаккуратные бордюры.
Плавно переходим к самому интересному в Ростове - старому городу:
Самая колоритная часть старого Ростова-на-Дону спрятана между Большой Садовой и набережной Дона. Здесь есть отдельные знаковые дома и достопримечательности, которые я покажу в посте про набережную и её окрестности (третья часть), но в целом это просто массив старой южной застройки, колоритной и живописной, но с большой долей разрухи. Информации об исторических хозяевах всех этих домов уже и не сыщешь, да и не скажут их имена, наверное, ни о чём.
Внешний вид всех этих чудных южных домиков местами прямо скажем ужасает. В хорошем состоянии здесь зданий мало. Облезлая краска, разрушающиеся стены, двери и заборы из самых неожиданных подручных материалов, старые адресные таблички, уютные и фактурные дворы, всевозможные вьющиеся растения на стенах и не только. Словом, настоящая старая южная Россия, большая часть которой осталась на территории недоступной ныне Украины.
Самое, впрочем, жёсткое впечатление о Ростове складывается из окна поезда, подъезжающего к городу. Мелькающий за окном частный сектор ростовских предместий натурально поражает воображение. Железная дорога близ Ростова проходит преимущественно по узкой полосе между рекой и её высоким берегом, т.е. по территории, второстепенной для населённых пунктов, расположенных "сверху" на берегу, отчего виды там просто экзотически неприглядны.
Огороды и дачи с заборами и бытовками, собранными буквально из мусора, всевозможный хлам, любовно сложенный на участках, обязательно какие-нибудь шины, старые велосипеды и автомобили и различные совершенно неожиданные предметы, явно приватизированные из каких-нибудь общедоступных мест. Если не вглядываться так пристально, можно подумать, что вдоль железной дороги на протяжении километров десяти перед Ростовом тянется одна большая свалка. Если ехать через Ростов транзитом и не выходить в центр города, можно подумать, что это какая-то Африка.
Вот в самом центре города стоит явно нежилая заброшенная избушка, покосившаяся на добрых 20 градусов и ушедшая в культурный слой уже половиной первого этажа. Прямо уже просится к сносу. Но нет. Памятники архитектуры у нас не моргнув глазом разбирают, а этот дом-призрак просто подпёрли каким-то рельсом, перегородив им половину тротуара, и пусть стоит.
Или вообще вот так. А что? Полтора века простояло, и ещё простоит. Не надо его трогать, от греха подальше. А то, что тротуар перегорожен полностью и ходить тут теперь опасно - ничего страшного...
Хрестоматийное соседство старого города с новым офисным хай-теком. На самом деле, такое для Ростова скорее нетипично. Какого-то интересного новодела в Ростове-на-Дону крайне мало, несмотря на все его регалии и статусы "южной столицы".
Не хотелось бы уходить в желтушность. На всех этих узких улочках, помимо показанной выше рухляди, встречаются вполне сносные и по-прежнему жилые дома. Никакого лоска, конечно, но и без разрухи. Ничем не хуже старых питерских домов с дворами-колодцами.
Из безусловно положительных впечатлений от Ростова - питание, кухня и всё, что с ними связано. Восторги ростовскими забегаловками и кафе оставлю на одну из следующих частей, и так много впечатлений для одного поста.
Ну и дворы, конечно, дворы, типично южные дворы. В принципе, их и так хватает в моих постах про Краснодар или Таганрог. Гоняться за каждым живописным двором в Ростове никакого времени не хватит. Да и там, где были замечены жители, старался не фотографировать. Но для полноты картины надо, конечно, привести пример:
Ещё тут балконы интересные. Для кого-то может и обыденность, но для большинства россиян, живущих севернее условной черты "Воронеж-Саратов", это всё-таки экзотика:
Чисто южная фишка - балконы на подпорках. Там явно организовано полноценное помещение, раз для него нужна дополнительная поддержка. Впрочем, с городами Закавказья с их многоуровневыми пристройками к квартирам на месте бывших балконов всё равно не сравнится.
Рыночная сущность Ростова кое-где вылезает далеко за пределы рынка. Впрочем, это как раз роднит его с южноевропейскими городами. Вообще ассоциаций с Парижем Ростов у меня вызвал неприлично много. Убрать на этом кадре вывески на кириллице и автомобильные номера, вполне сойдёт за какой-нибудь небогатый район французской столицы. Впрочем, эти мысли пока тоже отложу до следующих постов.
Ещё один рынок - Нахичеванский. Заметно меньше Центрального, но заметно крупнее большинства среднерусских рынков. Назван по имени бывшего города Нахичевань-на-Дону, в сердце которого он и расположен. Ныне это Пролетарский район Ростова. Как несложно догадаться по названию, город был армянский. Армяне массово приехали сюда из Крыма по приглашению Екатерины II в конце XVIII-го века. С тех пор армянский город на Дону лишь продолжал расти. В 1928-м два фактически слившихся города объединили под эгидой Ростова. Сегодня армян здесь, такое ощущение, меньше, чем в Москве. Отдельные виды бывшей Нахичевани и армянские церкви Ростова покажу в последней пятой части.
Вокзал в Ростове ничем особо не примечателен. Унылое серое здание конца 70-х построено на месте снесённого красивого старого вокзала. В общем-то, тот и так был немаленьким. Более того, незадолго до сноса его скрупулёзно восстановили после разрушений Великой Отечественной. По-моему, этот снос был абсолютно бессмысленным. В Ульяновске прибывающих на поезде встречает нечто подобное, но там старое здание не трогали, оно просто осталось где-то на задворках. Здесь же из интересного - большая суетливая площадь, включающая такие же неинтересные пригородный и автовокзал; огромное количество всяческих микроавтобусов, следующих в города нынешних ДНР и ЛНР и, к чести РЖД надо сказать, внутренности самого вокзала. После недавней реконструкции он стал одним из самых удобных и приятных российских вокзалов, несмотря на внешний неинтересный вид.
На фоне всеобщего ростовского веселья и разгильдяйства выгодно выделяется расположенный на окраине зоопарк. Один из крупнейших в России, имеющий богатую историю (зоопарк основан в 1927-м), ростовский зоопарк комфортен, интересен и грамотно организован. Территория у него большая. Здесь просторно как животным в широких вольерах, так и посетителям на обширной территории, которую вполне можно рассматривать как уютный парк.
Плюс к тому, а это главное, здесь весьма подвижные и любопытные животные, в отличие от московского зоопарка, где одна половина зверей, затюканных кидающими чипсы и стучащими по стёклам посетителями, неизменно прячется в домиках, другая флегматично лежит подальше от границ вольера. Здесь звери ведут себя естественно, демонстрируя самые интересные свои повадки, с любопытством реагируют как на людей, так и на жильцов соседних вольеров. Словом, ростовский зоопарк рекомендую к посещению. Административный корпус зоопарка и скульптура оленя около входа:
Вообще уровень разгильдяйства в Ростове просто-таки зашкаливает. Не представляю себе, как вся эта огромная махина в виде Ростова и его солидной агломерации исправно существует. Да ещё и содержит в себе крупный научный пласт и высокотехнологичные производства. Чёрте чем тут занимаются даже козлы в зоопарке. Младшие из них запросто пролезают между прутьев забора огромного вольера и спокойно щиплют травку вдоль пешеходных дорожек. Правда, при виде людей так резво дали дёру обратно в вольер, что я даже не успел включить фотоаппарат, обалдев от такой наглости:
Только в Ростове я видел, чтобы дорожные работы проводились "на живую", т.е. на неперекрытом участке дороги. На оживлённом проспекте с мощным траффиком прямо между проезжающих машин рабочие снимали асфальт и готовились класть новый. Машины суетливо объезжали постоянно перемещаюущуюся технику рабочих и спокойно проныривали под поднятым ковшом движущегося трактора, как на фото. Хаос, шум и суета в этом месте были сумасшедшие. Самое удивительное, за всё это время здесь не произошло ни одного ДТП.
Только в Ростове вход в подземные переходы осуществляется через двери. К тому же имеется возможность закрывать эти переходы капитальными железными воротами, видимо, на ночь. В данном случае это похоже на какой-то ТЦ в переходе, но что делать пешеходам ночью, когда он не работает? Судя по советскому виду перехода, строили его явно не торгаши. Так почему же они его узурпировали? Помимо перехода, представленного на фото, в Ростове подобных ещё много.
В Ростове в большом количестве сохранились советские артефакты в виде различных плакатов и вывесок. Смысл иных сегодня просто не понятен. При том, что Ростов - десятый по численности населения город страны и центр важнейшего и богатого Южного федерального округа, город местами словно застрял во времени. Причём где-то - в советском, где-то - в позднеимперском, а где-то и в годах своего основания. И кажется, что вовсе не из-за нехватки денег. Бедным Ростов не выглядит даже отдалённо. Такое ощущение, что это просто стиль жизни.
Только в Ростове я в первый и в последний раз видел заведение типа "раковая". Жаль, попробовать не удосужились.
Только в Ростове в любви к городу признаются на урнах. Ещё бы на писсуаре написали...
И - неожиданно - именно в Ростве я впервые увидел новый для нашей страны проект по популяризации чтения. Сначала подумал, что чисто местный, но потом обнаружил подобное где-то ещё. Смысл в том, что по QR-коду можно бесплатно и легально скачать что-нибудь из классики литературы, как русской, так и зарубежной. Выбор весьма велик.
Так вот в Ростове и сочетаются абсолютно несочетаемые вещи, типажи и слои населения. Мощный научно-интеллигентский слой, которому позавидуют Москва, Дубна и Питер, живёт бок о бок с дремучей гопотой, оставшейся вроде бы уже в 90-х. Импозантные старушки в шляпках с перьями идут по одним и тем же тротуарам с мутными суетливыми личностями, словно сошедшими со страниц авантюрных романов XIX-го века о каких-нибудь портовых городах. Высокотехнологичные и масштабные производственные мощности сочетаются с невозможностью организовать в городе хоть сколько-нибудь вменяемый общественный транспорт.
Я искренне надеюсь, что своим рассказом не задел чувств ростовчан. Хотя бы потому, что лично знаком с несколькими замечательными жителями этого города. В следующей части от пены первых впечатлений перейду к более детальному его осмотру. В частности, главной улицы Ростова - Большой Садовой.
08/06/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Города: Ростов-на-Дону
- Отзыв о поездке: Креативный Ростов-на-Дону, июнь 2015
- Отзыв о поездке: Ростов-на-Дону, осень 2015
- Фоторепортаж: Часовая прогулка по Ростову-на-Дону, 01.06.2016
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.