После дня пути, часа в четыре пополудни располагаю свободным временем до конца светового дня. Первым делом - конечно подкрепиться! Еще на въезде приметил харчевню в торговом центре, как раз в стиле придорожной столовки. Точно, с солянкой и подносами. Быстро и сердито. Вот теперь неспеша можно и по окрестностям проехаться.
Один из многочисленных парков Сигулды - парк тросточек. Сейчас такие тросточки разнообразных размеров продаются на радость туристам, но есть и трости полновесные, с ними удобно ходить по крутым склонам всего национального парка Гауи - уж больно он рельефный.
Сигулду не зря называют "жемчужиной" среди других туристических достопримечательностей Латвии. Здесь есть на что посмотреть, как в плане архитектуро-исторических объектов, да и просто прогуляться по живописным местам парка Гауи.
Я, как всегда, придерживаюсь не конкретного плана, а направления "куда гляза глядят".
Санно-бобслейная трасса. Её архитектор - Виктор Римша, отец моего жж товарища - Ренаты renatar . Поэтому у неё наиболее полная информация об этом спортивно-инженерном сооружении. Здесь и здесь. Возможно, благодаря этой трассе Латвия до сих пор занимает весьма видное место в соревнованиях бобслеистов и саночников. Предположив, что на велосипеде на трассу меня вряд ли кто пустит, продолжил свой обзор Сигулды.
Памятник Кришьянису Барону. Установлен в 1985 году на 150 летний юбилей Кришьяниса Барона. Находится на перекрёстке улиц Кр. Барона и Ливкална. Автор - Т . Залькалнс, архитектор Эдвинс Вецумниекс. Именно в Сигулде он прожил последний год своей жизни.
Лютеранская церковь Св. Бертольда впервые упомянута в 1483 году на месте теперешней церкви.
Рыцарская братия из камня и металла на фоне ворот Сигулдского дворца.
Новый замок строился во времена князей Ольги и Дмитрия Кропоткиных с 1878 по 1881 год, в качестве строительных материалов используя старые каменные здания, которые в 17-м веке находились на месте замка.
Во время Первой мировой войны здание было разрушено. После аграрной реформы Новый замок получил название Замка писателей, поскольку в 1922 году в замке был размещен Латвийский профсоюз писателей и журналистов.В 1934 году замок перешёл во владение Общества латвийской прессы. Под руководством архитектора Августа Биркхана с 1936 по 1937 год были проведены масштабные работы по перестройке - здание было полностью перепланировано, повышена смотровая башня, расширена терраса вокруг здания замка, заново отстроен балкон второго этажа замка.
В 1938 году перед Новым замком был открыт памятник Атису Кронвалдсу работы скульптора Теодора Залькалнса. Учитель и публицист Атис Кронвалдс был одним из зачинателей второго этапа движения младолатышей, он многое сделал для создания литературного латышского языка.Во время Второй мировой войны замок использовался для нужд штаба Nord немецкой армии. После войны Совет министров СССР разместил в замке Дом отдыха для чиновников высшего ранга. С 1953 года и до возобновления независимости Латвии в здании помещичьей усадьбы Сигулды действовал санаторий "Сигулда", созданный Министерством здравоохранения Латвийской ССР.С 1993 года в Новом замке находится Сигулдская дума, а с 2003 года - Сигулдская краевая дума.
Рядом с Новым замком находится так называемый Жёлтый дом (он же Летний замок). Построен он в стиле классицизма на смене 18-19-го веков. Деревянное продольное здание возводилось под руководством мастера из Цесиса, называемого последним ливом Видземе, Марциса Сарумса. После возведения Нового замка в 1881 году в здании семья Кропоткиных создала церковь, в которых служения проводил священник православного прихода Лэдурги. Когда помещичья усадьба Сигулды перешла во владение Общества писателей и журналистов, здание было перестроено для нужд пансиона.
С террасы у стен усадьбы открывается шикарный вид на долину реки Гауи.
Видна дорога, ведущая к мосту через Гаую, а потом к Турайде, отдельному поселку, но очень тесно связанному с Сигулдой.
Чуть крупнее - Кримулдское поместье. К нему чуть позже.
Прямо напротив Нового Сигулдского замка развалины замка Зегеволд - Segewold, основанного в 1207 году. Подгобная история замка на сайте Средневековые Замки Латвии. Рванув на штурм старинного замка я встретил стражей, в странного вида здании ( на фото оно у моста) с надписью Kassa? с требованием заплатить дань в размере 1,42 евро ( по курсу - один лат) и запретом ездить на велосипеде. Пришлось смириться, приковав своего двухколёсного к перилам моста и двинуть пешком.
Герб над воротами.
Смотровая башня, верхушка - пристройка современная.
Замок и эстрада на которой проводится ежегодный Международный Фестиваль Оперной музыки, в этом году уже в 23-й раз.
И вид на Турайдский замок через долину Гауи.
Виды Кримулды и Турайды в лучах вечернего солнца настолько привлекательны, что захотелось поближе познакомиться с этими местами. Впрочем в Сигулде и Турайде я бывал, причем неоднократно, но было это уже давно. Многое поздабылось, кое-что изменилось, весьма значительно - места явно похорошели за истекшие годы. Ввиду своей туристичности Сигулда отличается очень неторопливым ритмом жизни. Автоводители вежливы и пропускают всякого, кто вознамерился пересечь проезжую часть, да и тротуары неплохи для передвижения на велосипеде. И на каждом углу и перекрестке - указатели! Заблудиться просто невозможно. Выезжаю на дорогу, ведущую к Гауе. Сразу знаки - градиент 11%, 1 км, скорость (!) 40. Признаюсь честно, нарушал... на 65 начал притормаживать. Не знаю как на бобслейной трассе, но тут ощущения весьма острые.
Мост через Гаую. Мост был построен в 1934 - 1937 годах. Торжественное открытие состоялось 23 июля 1937 года.Проект профессора К. Гайлиса.Длина 153 метра. Высота над уровнем реки 16.5 метра. Один из живописнейших мостов Латвии.Был разрушен во время Второй мировой войны (1941 год, советскими отступающими войсками). Восстановлен в 1951 году.
Гауя, вид с моста в сторону Турайды.
Канатная дорога, соединяющая Сигулду и Кримулду. Почти сразу после моста вижу указатель на серпантинную дорожку в Кримулду. Для пешеходов есть возможность немного срезать, по лестнице меж витками серпантина, я пытаюсь крутить пока хватает сил - в середине делаю перерыв.
Кроме меня тут еще и комары, немного, но назойливые. Последние несколько десятков метров таки не вытянул, спешился.
Феодальным владением и постоянной хозяйственной единицей Кримулдское поместье стало после 1566 года, когда замки Ливонского ордена и Рижского архиепископства перешли в руки частных лиц. Владельцы поместья сменялись вплоть до 1817 года, когда на торгах поместье приобрёл граф, позднее - князь, Иоганн Георг Ливен. Рассказывают, что граф присмотрел поместье потому, что исторически это место связано с древним ливийским вождём Каупо, которого Иоганн Ливен считал родоначальником рода Ливенов. Князь в Кримулде создал соответствующее статусу семьи жилище и разбил вокруг него романтичный и живописный парк. Замок построен как небольшое здание, имеющее практически кубообразную двухэтажную форму центральной части, которая украшена массивным портиком в четыре колонны, заключенными в симметричные одноэтажные крылья. Несомненно, самое выразительное в образе замка - это его расположение в общем пейзаже. Обитатели и гости замка могли наслаждаться панорамой древней долины Гауи прямо с расположенных над обрывом террасы, балкона или небольшой башенки.Долгое время исследователи были уверены, что замок был построен в середине 19-го столетия, однако искусствоведы и исследователь замков Латвии Дайнис Бругис после тщательного изучения фактов и биографических данных владельцев Кримулдского замка пришли к выводу, что истинная дата постройки - 1822 год. Это здание представляет собой один из наиболее ярких примеров вилл эпохи классицизма в Латвии.В 1921 году Кримулдская усадьба перешла в руки государства, Красному Кресту Латвийского государства; тогда здесь было открыто единственное в стране лечебное заведение для больных костным туберкулёзом.
В Швейцарском доме было создано место отдыха для военных, а позднее - квартиры для работников санатория. После Второй мировой войны Кримулдское поместье сохранило свою лечебную функцию. В настоящий момент здесь действует реабилитационный центр, предлагающий ночлег, услуги гостиницы и комнаты типа общежития. Поскольку на входе на территорию стоял знак с перечеркнутым велосипедистом, то по усадьбе ходил пешком. я же не злостный нарушитель порядка! С развалинами старого Кримулдского замка мне не совсем повезло - комары в тени деревьев оказались настолько злы, что пришлось ретироваться. После Кримулды мой путь лежал в Турайду, в нескольких километрах по шоссе, по которуму на следующий день я поеду дальше. В Турайдском музее-заповеднике меня ожидал небольшой облом. С велосипедом не пускают. А оставлять его на парковке я не захотел. Снова спуск в сторону Гауи. Тут уж я притормаживал, поскольку дорога поухабистее.
Пещера Гутманя.
Предание гласит, что вытекающий из пещеры ручеёк - это слёзы жены ливского вождя Риндауга. Муж велел закопать неверную жену живьём на берегу Гауи, и несчастная так горько плакала, мучимая совестью, что её слёзы проточили широкую пещеру. По сей день считается, что ручей обладает целебными свойствами. Другое предание повествует о происхождении названия пещеры. В древние времена в пещере жил один хороший человек, лечивший людей родниковой водой, поэтому пещера была названа "хороший человек" или "гут Манн" с немецкого языка.Пересекаю Гаую, начинаю подьём с которого я так быстро спускался. Тяжко дается этот километр!
Вид на усадьбу в Сигулде, снизу.
Колесил по центральной части Сигулды - малоэтажной, с новостроями и приведенными в порядок старыми зданиями. Уютный городок. Запасаюсь провиантом на ужин и на завтрак, возвращаюсь в гостиницу, скромный перекус, горячий душ и спать. 137 км в сумме за день.
День второй.
Завтрак в гостинице с 9 утра, а я птица ранняя. В 7 утра уже в седле, держу путь далее.
Утренняя Сигулда тиха и безлюдна.
Снова спуск и подъем по склонам долины Гауи. С утра сил поболе, тихонько и неспешно взбираюсь. Как я и предполагал в 7 утра в музее заповеднике практически ни души. Только дворники убирают территорию, соответственно и проходы открыты, ни работников музея, ни охраны.
Церковь Турайды одна из древнейших деревянных церквей Латвии. Она находится на Церковном холме (лат.Baznīckalns), что является древним место постройки церквей. Археологическое исследование свидетельствует, что на этом месте и раньше находились по крайней мере еще две церкви.Северная война и эпидемия чумы в начале XVIII века разрушают Видземе. По началу периода мира в середине XVIII века Турайдское поместье начинает строительство нового храма. Строительство осуществляют местные ремесленники и крестьяне, соблюдая народные традиции строительства. Новопостроенную церковь освящают 28 января 1750 года. Храм сохранился до наших дней без существенных перестроек. В 1932 году Турайдской церкви присвоен статус защищаемого памятника архитектуры.
Могила Турайдской Розы.
На Церковной горе в окружении деревьев находится древнее кладбище, где захоронены местные жители. В течении времени могильник почти бесследно исчез, только под вековой липой сохранилось памятное место Турайдской девушки Майи Грейф. Ее жизнеописание стало красивой легендой о Турайдской Розе. В основу этого предания легли в 1848 году Магнусом фон Вольффельдом опубликованные судебные протоколы и свидетельства об убийстве Майи Грейф у пещеры Гутмана 6 августа 1620 года.Легенда о Турайдской РозеВесной 1601 года шведские войска захватили Турайдский замок. После битвы местный писарь Грейф нашел среди убитых маленькую девочку. Он обязался сиротку воспитать и назвал ее Майей.Прошли годы, Майя стала столь красивой девушкой, что народ прозвал ее Турайдской Розой. В Сигулдском замке жил жених Майи - садовник Виктор Хейл. Вечерами они всречались у пещеры Гутманя. К Майе сватался также Адам Якубовский, который был военным наемником в Турайдском замке. Майя отвергла его предложение, поэтому Якубовский решил силой завладеть девушкой. Он, якобы от Виктора, написал письмо с приглашением срочно явиться на свидание в пещеру Гутманя. Придя на место встречи, Майя поняла, что ее обманули. Она выбрала смерть во имя любви. У нее с собой был красный платок. Майя сказала Якубовскому, что платок защищает от ударов меча и велела проверить волшебную силу платка. Якубовский поднял меч и и после удара Майя упала без жизни на землю.Убитую Майю нашел Виктор и отчаявшись помчался за помощью в Турайду. Когда к пещере пришли люди, они нашли там топорик садовника. Виктора обвинили в смерти Майи и судили. Ход собитий изменил Скудритис - соратник Якубовского, который явился на суд и рассказал правду. Виктора оправдали, а Майю похоронили на окраине Турайдского кладбища, где Виктор посадил у могилы Майи липу.
Турайдский замок Трейден - Treiden, основан в 1214г. История замка на сайте Средневековые замки Латвии.
Чуть в стороне от замка местечко, о котором слышал, но бывать не доводилось - Гора дайн и Сад песен.
Гора Дайн и сад Песен с 26 скульптурами Индулиса Ранки посвяшены латышским народным песням и их собирателю Кр.Барону, который последнее лето своей жизни в 1922 году провел в Турайде. Гора Дайн открыта в 1985 году. Вместе с позже обустроенным садом создан Парк народных песен, в котором за многие годы прозвучали сотни этнографических и фольклорных концертов. Парк Народных песен повествует о мудрости латышского народа. В 1996 году парк включён в регистр Мировых скульптурных садов.
Я покидаю эти места, насыщенные историческими событиями, судьбами и датами.
Использованы текстовые материалы с сайта Турайдский музей-заповедник и сайта города Сигулды.
27/05/2015 11:00
Материалы по теме
- Страны: Латвия
- Города: Сигулда
- Отзыв о поездке: Замки Ливонии, май 2015
- Отзыв о поездке: Вокруг Риги: Сигулда, Турайда, март 2014
- Отзыв о поездке: Сигулда, март 2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.