25 апреля 2015 года в Непале произошло землетрясение магнитудой 7,8 баллов. Эпицентр находился в 82 км к северо-западу от Катманду. В этот момент мы сидели в автобусе, намереваясь отправиться в город Бхактапур (Bhaktapur). Далее в регионе в течение двух дней произошло около 200 афтершоков. После произошедшего мы выработали для себя определенные правила, которыми хотим поделиться с вами в этом посте.
1. Осознание происходящего приходит не сразу
Непал - одна из беднейших и неразвитых стран мира. Накануне во время прогулки по Катманду помимо древних исторических зданий, мы видели много зданий, может и не старых, но обветшалых и полуразваленных. Здания соединены между собой системой проводов. Отдельные участки города напоминают стихийно возникшие поселения, лишённые какого-либо плана и стиля. Улицы в Старом городе представляют собой торговые ряды. Они настолько узкие, что часто возникают пробки из людей, мотоциклов и велосипедистов. В общем, трущобная картина и без землетрясения.
Накануне непальцы праздновали Новый 2072 год. Город был украшен флажками и соответствующими вывесками.
На следующий день с утра мы намеревались поехать в Бхактапур. Мы как раз сидели в автобусе в Катманду, когда нас настиг основной подземный толчок. Автобус дернулся и задрожал. Кто-то из пассажиров рванул на улицу. Водитель сказал никуда не выбегать, и мы остались сидеть в автобусе. К нам подсел испуганный непалец и с его слов мы поняли, что это было землетрясение. Он находился в шоке. Мы тоже пока не понимали, что делать. Немного погодя мы тронулись и поехали. Пока ехали по Катманду, мы видели, что толпы людей высыпали из зданий на улицу на открытые пространства. С тех пор многие не расходились, образуя палаточные лагеря. Наш автобус все больше набивался людьми. Одна девушка в автобусе начала плакать. Все остальные сидели с серьезными лицами. К слову, у непальцев обычно всегда суровые лица, по ним не определишь, случилось ли что или нет. На тот момент у нас не было ощущения ни страха, ни опасности, одна неопределенность.
2. Нужно быть готовым к повторению эпизода
В Бхактапуре мы видели такие же неухоженные городские пейзажи, как и в Катманду. Мы свободно прошли через неработающую билетную будку к площади Дурбар (Durbar Square). И тут мы увидели огромные развалины древних храмов. Это уже было непохоже на привычную обветшалость. Туристов было много, в их глазах был виден интерес, ведь перед ними свершается история! Никакого оцепления и паники не было. Иногда пробегали полицейские и призывали всех отойти от краев зданий, чтобы никого не убило обломками, от афтершоков.
Вернувшись в Катманду, по пути до нашего отеля мы обнаружили следы землетрясения в некоторых местах: разрушенные линии электропередач, обвалившиеся здания, трещины в асфальте, разбитые дороги. Рестораны не работали, на входах в гостиницы висели объявления, что аэропорт на сегодня закрыт, многие туристы сидели на сумках.
В нашем отеле через конструкции наружных стен проходила трещина по всем этажам. А в номере на 5-м этаже все туалетные принадлежности были разбросаны по ванной. В отеле подземные толчки чувствовались явнее, особенно на верхних этажах. Стены страшно дрожали и тряслись. Наступала ночь, а мы не знали, что нас ждет впереди.
3. Предупредить родственников
Несмотря на перебои с мобильной связью и интернетом мы сразу предупредили всех родственников, что находимся в безопасности. Затем обновляли информацию для них каждый день.
4. Не паниковать, для этого собрать мнения других людей, чтобы повысить уровень осведомленности в хаосе информации и принять правильные решения
Все постояльцы нашего отеля спустились вниз на ресепшн. Всех пугала неопределенность дальнейших действий. Русские треккеры, например, собирали рюкзаки и ждали такси до аэропорта, чтобы несмотря ни на что утром отправиться в горы. Они поделились с нами информацией, что все наши соотечественники собираются у Культурного центра в Катманду. По карте мы посмотрели, что это достаточно далеко от отеля и приняли решение, что не пойдем этой ночью туда. Поездку в аэропорт мы тоже решили отложить, т.к. перспектива ночевать на улице в толпе незнакомых людей нас тоже не радовала. Кроме русских в нашем отеле были и европейские туристы - пожилая и веселая пара Ганс и Ева. Они шутили, что землетрясение землетрясением, а сон по расписанию, и они будут спать в своем номере этой ночью. Однако после очередного афтершока они вновь спустились к нам вниз. Несмотря на непростую ситуацию, они продолжали подкалывать друг друга и живо общаться с нами. Этим они внушали доверие и спокойствие, и мы решили держаться их всю эту непростую ночь. Когда нас на ресепшене осталось всего четверо, работники отеля сказали, что всем нам стоит перейти в более безопасное место. Подразумевался открытый дворик между домами. С собой нам дали покрывала, снеки и пиво. Сумки мы оставили в отеле, т.к. нам сказали что его закроют на ночь. Там уже сидели кучками человек 70 местных и туристов из других отелей. Ночью становилось все холоднее (+10), ближе к 12 ночи нас начало клонить в сон. Сильных афтершоков не было, а мелкие все продолжались. В общем, по согласованию с работниками отеля мы дружно приняли решение вернуться в теплый отель и доспать эту ночь на диване на ресепшн.
5. Быть готовым к дискомфорту и быть терпеливым
Среди ночи мы несколько раз пробовали прилечь в пустых номерах, но при встряске было ощущение, что именно сейчас все обрушится и мы не успеем выбраться из отеля. Было темно и страшно. При сильных афтершоках мы все-таки выбегали на улицу. Во дворике все сидели уставшие, ночь была бессонная. Птицы летали кругами, а мы сидели, облокотившись на бампер машины. Афтершоки были такими сильными, что она нас толкала в спину. Ощущение было, будто под нами проходила неглубокая линия метро, но увы, это было не метро! Пока в отеле работал интернет, мы пытались выкупить билеты до Варанаси - индийского города, куда по планам мы должны были добраться сухопутным путем через пару дней. Билеты нам удалось забронировать, но при звонке менеджеру по Skype нам сказали, что их нельзя выкупить. Мы решили оставить эту задачу до следующего дня.
6. Не жалеть себя, ведь кому-то может быть хуже чем тебе
С утра мы встали и начали спрашивать работников отеля, как можно добраться до Варанаси. Нам говорили, что сейчас в стране объявлено ЧП, в Гималаях сошли лавины, многие горные поселки и центры городов разрушены. Много жертв. Местные жители находились все время на улице и молились богам, чтобы толчки прекратились. Вообще, Непал - страна очень верующая. Для непальцев землетрясение - испытание, которое они должны пройти с достоинством, и тогда боги их вознаградят. Что тут сказать, у каждой нации есть своя сила, у непальцев она в вере. Все это непростое время они поддерживали друг друга и нас в том числе.
7. Иногда занять активную позицию, иногда плыть по течению
Мы знали, что никто не будет решать наши проблемы, кроме нас самих. Сухопутно мы не имели возможности пересечь границу, т.к. дороги были завалены. Тогда мы решили добыть информацию в Культурном центре РФ, отправившись туда. По пути мы нашли работающее турагенство. Нам помогли выкупить билеты до Варанаси за 200 евро на человека в один конец авиакомпанией Air India на этот же день. Мы сразу же отправились в аэропорт. Появилась надежда улететь.
Уже на подходе к аэропорту было много людей. Мы очень долго ждали снаружи какой-либо информации. Рейсы задерживали, самолеты не вылетали. Велись разговоры про спецборта МЧС для россиян, но непонятно в какой срок. Аэропорт Катманду маленький, народу было в нем очень много. Кто-то сидел на лавочках, кто-то на полу. Кто-то гулял по взлетной полосе - авиаплощадка была открыта для всех. Было несколько огромных военно-транспортных самолетов, которые загружались по несколько часов. В первую очередь эвакуировали граждан тех стран, которые прислали свои самолеты (Бангладеш, Сингапур).
Вертолеты с гуманитарной помощью также кружили над аэропортом. Несмотря на то что ее поставки были регулярными, для нуждающихся она доходила с большими задержками, либо не доходила вовсе. Что провоцировало митинги у аэропорта и в общественных местах. Невольно возникали мысли, что государство вместо того чтобы помогать людям, использовало гуманитарную помощь в своих целях.
Аэропорт шатало, но психологически нам здесь находиться было комфортнее, т.к. конструкция аэропорта выглядела надежнее, чем конструкции гражданских зданий в городе. Когда наш рейс как и все остальные рейсы Air India отменили, надежда ушла, наступило отчаяние. Я расплакалась от бессилия, несправедливости и неопределенности бытия. Мы собрались активной группой с русскими, индусами и непальцами, чтобы поговорить с представителем авиакомпании. Менеджер долго не приходил, тогда мы принялись бастовать. Мы кричали хулиганские кричалки и что нам нужны 3 вещи: еда, отель и билеты на рейс с новой датой. Наконец, к нам вышел представитель Air India. Вначале он нас не слышал. Затем после уговоров мы пришли к компромиссу, и он согласился нам выдать авиабилеты с датой завтрашнего дня, убедив нас, что завтра мы обязательно улетим. Т.о., все остались в аэропорту. Здесь было всем спокойнее. Поняв, что эту ночь нам надо было провести в аэропорту, мы начали поиски хорошего места для сна. У пассажиров-треккеров были спальные мешки, и они разложились на полу. Остальные разобрали все лучшие сидушки. Было много кресел с подлокотниками, что для сна не было удобно. Наконец, я выбрала себе более или менее приличную лавочку, положила сумку под голову и легла спать. Несколько раз за ночь приходилось просыпаться, чтобы расправить затекшее тело. Муж Максим спал на квадратном столике, около розетки, заряжая планшет. Под утро я обнаружила более удобный диванчик, и мы доспали еще несколько часов там.
8. Верить в лучшее и поддерживать в себе надежду
С наступлением нового дня начали открываться магазины. Наше желание покинуть Непал не ослабло, а купленные накануне билеты давали надежду, что мы улетим в тот день. Надежду также дали сотрудники авиакомпании Air India, выписав нам билеты на сегодняшний рейс и дав информацию, что рейс вылетел из Варанаси и, значит, прилетит в аэропорт Катманду. В то же время мы активно прокручивали в голове разные схемы. Например, если бы отменили рейс до Варанаси, можно было попробовать поменять билеты до Дели, т.к. туда летало больше самолетов. Или можно было дождаться спецбортов МЧС и улететь в Россию. Но домой возвращаться не хотелось. В итоге мы решили не дергаться и дождаться нашего рейса до Варанаси. И не зря - самолет все-таки прилетел, и мы улетели в Индию.
9. Наконец, негативный опыт - это опыт
В Индии у нас продолжился отпуск, но ощущение тряски не пропадало. Трясло также в течение полугода уже в Москве.
В течение двух дней, что мы были в Катманду, у нас то появлялась надежда, то пропадала. Стабильности не было, но мы выработали для себя правила выживания и следовали им. По приезду мы от многих слышали, что им было бы интересно пройти через землетрясение самим, чтобы испытать себя. Мы считаем, что лучше этого опыта не набираться. Если вдруг произойдет, то будем надеяться, что советы вам пригодятся. Помимо удачи, оптимизма и поддержки друг друга нам еще очень повезло с участливыми непальцами. Без них было бы гораздо сложнее.
24/02/2016 14:00
Материалы по теме
- Страны: Непал
- Города: Катманду
- Отзыв о поездке: И еще немного про Непал, весна 2015
- Отзыв о поездке: Оползень в Непале: репортаж с места трагедии, август 2014
- Фоторепортаж: В тонком воздухе Гималаев, 02.09.2015
- Фоторепортаж: Спокойные будни непальской деревни, 04.06.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.