С чего началось...
Началось с того, что Сер сказал - было бы круто сходить в велопоход. В 2013 он собрал себе новый вел и даже собирался поехать на нем в Норвегию, но не нашел попутчиков. Совместная идея велопохода начала зарождаться в электричке по пути к Сурку на дачу, на его мальчишник / день рождения. Мы с Пнем сидели и мечтали о планах на будущее. Естественно, для начала, ни о каких серьезных маршрутах мы особо не думали, так - поход выходного дня километров 100-150 по Московской области, или что-то в этом духе. Со временем идея разрасталась и уже к тому моменту как мы выходили из электрички мы были готовы ехать в Крым на майские. Новый виток идея получила к ноябрьским праздникам. Как оказалось, майские праздники неожиданно у всех заняты, так что поход был перенесен на лето, но тут возникла еще одна проблема, летом в Крыму могло оказаться очень жарко... Не помню как но, мне в голову пришла идея отправится на Кольский полуостров. К новому году определился состав: Я, Сер и Сур, который говорит, что до сих пор не помнит в какой момент согласился принять участие в этой авантюре и что, скорее всего, это было в бессознательном состоянии.
Маршрут.
Как только родилась идея Кольского полуострова, я начал рисовать маршрут. Первым делом я изучил спутниковые снимки Кольского и на Яндекс картах в авто-режиме построил маршрут из Кандалакши в Мурманск через Умбу и Ревду, к моему удивлению Яндекс маршрут построил. Это говорило о том, что хотя бы в теории, есть дорога, проезжаемая для машин. Маршрут шел по дороге к Умбе, потом поворачивал на север, шел через болота и озера до поселка Октябрьский, а дальше вдоль заброшенной ветки железной дороги к городу Ревда, откуда вдоль шоссе до Мурманска. Железная дорога шла по подножию Ловозерских тундр, вспомнив о том что Хибины и Ловозерские тундры горы древние и уже достаточно низкие я решил что можно попробовать на них забраться, а потом скатиться к Ревде. Детально изучив спутниковые снимки Google, я нашел дорогу, которая идет через горы и позволяет нам срезать около 20км, стоит отметить, что выход на эту дорогу был несколько размыт, поэтому нитка маршрута была проложена мной по наитию, что конечно имело свои последствия. Не знаю почему, но у меня в голове отпечаталось, что самая высокая точка Ловозерских тундр это 900 с чем-то метров над уровнем моря, хотя это совсем не так. Этот факт тоже добавил немало эмоций в наше путешествие. После того как примерная нитка маршрута была нарисована, я озаботился поиском описаний дороги по которой планировалось проехать. Описаний нашлось достаточно, до нас там ездили и на велосипедах, и на джипах, и на мотоциклах. В итоге был составлен подробный маршрут с точками обедов и ночевок, общая длина пути оказалась около 600 км на 10 дней, что для первого в жизни велопохода совсем не плохо.
Подготовка.
К декабрю примерный маршрут был понятен, а велосезон 2013 давно закончен. В связи с этим я начал подготовку велосипеда к походу. В какой-то из выходных пошел в гараж и разобрал стоявший там велосипед. Снял с рамы практически все: вилку, переключатели, руль, монетки, тормоза... Когда снимал вилку обнаружил что нижнего подшипника рулевой колонки нет а вместо него есть какой-то песочек вперемешку с маслом. Все снятое, кроме вилки, принес домой и тщательно отмыл от, местами многолетней грязи, вспоминая все "Бегущие города" и прочие покатушки, через которые каждая из деталей проехала. После мойки обнаружил, что, по меньшей мере, задний переключатель я обратно уже не соберу, поскольку отмытая мной грязь уже какое-то время исполняла роль конструктивного элемента. В итоге под замену попали: цепь, кассета, звезды системы, задний переключатель, рулевая колонка и вилка.
Под вопросом еще оставался передний тормоз, была надежда, что я найду запчасти для старого, и тогда менять ничего не придется, но... запчасть я нашел за 3 дня до отъезда, а к тому времени у меня уже стояли новые тормоза. Велосипед вновь стал велосипедом только за неделю до старта БГМ 2014. А в своем походном исполнении он был готов не больше чем за месяц до отъезда.
Было еще по меньшей мере два любопытных момента в подготовке к походу. Первый это раскладка и наше знакомство с сублиматами. Второй отсутствие штатных креплений под багажник на байке Пня.
Раскладка
Составление раскладки оказалось делом затянутым. Стоит отметить, что до этого похода у большинства из нас туристический опыт был набран водными походами и в основном парусными, готовясь к ним мы особо ничего не считали, ни калории, ни вес. Главное было как-то попасть к воде, ну а там оно само едет. В вело-путешествии же все, что собираешься съесть, нужно тащить самому. Вооружившись интернетом и книгами о питании в походах, я засел за раскладку. Недели две я вечерами почитывал разные статейки и считал калории и вес. В итоге получилось как-то не очень... около 35 кг еды на 11+1 дней, после перепроверок, и критического просмотра общий вес удалось уменьшить, конечный вариант был килограмм на 6 легче, терпимо, но далеко не идеально. Вторым этапом обеспечения нас продовольствием стала закупка и фасовка. Продукты покупали за 5 дней до поезда, обнаружили, что есть проблема купить хорошее сало, ну или это нам так повезло, и в тот день оно с прилавков исчезло... Закупались мы с Сурком и по неведомой нам причине купили в Ашане сырокопченую колбасу которая была мягкой, если трясти батон то он изгибался из стороны в сторону, мы над этим фактом посмеялись, но все равно купили. Естественно это нам потом аукнулось. На фасовку еды по пакетикам у нас ушло часов 10, в результате мы получили 12 пакетов по одному на каждый день похода и еще 3 с неделимыми продуктами.
Багажник и рем комплект
Есть вело рамы на которые штатно нельзя поставить багажник, и каждый из нас об этом знал, но как-то не придавал особого значения, ну есть и есть... Так бы и было если бы не оказалось, что Пень является обладателем как раз такой рамы. Естественно тот факт, что на его вел нельзя поставить багажник, открылся только в конце мая. При помощи форумов был произведен поиск возможных решений, обдумывались всякие варианты с хомутами, сверлением рамы и т.д. В итоге остановились на багажнике который опирается на прут эксцентрика заднего колеса. Для подстраховки на случай поломки был куплен пруток нержавейки из которого при помощи плашки и ножовки по металлу и бесценного опыта моего отца было напилено 4 запасных прутка. Нужно сказать, что крепление багажников не вызывало особого доверия, особенно нижние опорные болты, поэтому в рем комплект были закуплены болты из нержавейки, на 2мм длиннее штатных, чтобы было за что зацепиться если их срежет. За 2 дня до поезда Сур побывал в вело мастерской "Кант", где ему красочно описали как обрываются петухи о камни в траве, естественно эту трогательную историю Сур поведал нам, пришлось ехать за петухами.
18.07.14. Пятница, последний рабочий день перед отпуском и первый день нашего путешествия. Часов до трех ночи я упаковывал рюкзак, несколько раз вытряхивая и начиная собирать заново, то что-то не влезало, то казалось что уже все уложено и в этот момент я находил какую-нибудь необходимую вещь, которая как мне казалось уже была упакована... Ужаснувшись результату моих сборов лег спать. С Сурком условились встретится в 18.30 у моего дома. Около трех позвонил Сур, поинтересовался, как выглядит мой рюкзак и сколько это весит, потому что у него ничего не влезает, а предельный вес, который держит багажник, уже давно превышен. Услышав от меня, что все так и есть и что наша затея обречена на успех, даже если мы просто доберемся на великах до вокзала, он продолжил собираться.
В 18.30 Приехал Сур. Велосипед и рюкзак с третьего этажа спускал в два захода. С непривычки держать велосипед одному тяжело, он все время норовит упасть, провернуть руль и уехать в сторону. Поехали... По поведению велосипед напоминает кусок большого желе, которое дрожит на каждой кочке, вяло разгоняется и тормозить не особо то тормозит. К 19.45 добрались до вокзала.
Пока ждали Пня, я сгонял в магазин за едой в поезд. Около половины девятого подошли два корейца, попросили помочь купить грузовые билеты для велосипедов. Сначала пытались им объяснить как это сделать, в итоге нашего владения английским не хватило и я пошел с корейцами к кассам. Пока ходили они рассказали, что едут из Кореи в Португалию, не успевают по времени, поэтому решили до Таллинна проехать на поезде. Спросил у них про самую сложную дорогу, какое-то время думали, потом сошлись на том, что 1000км по Монголии без дороги - вот это было самое сложное. Оказалось, что поезда до Таллинна обслуживают эстонские железнодорожники, и в наших кассах грузовой билет купить нельзя... Вернулись обратно, сфотографировались, пожелали друг другу хорошего пути. В 21.50 подали наш поезд, докатили до вагона, упаковали велосипеды, долго не могли открутить педали. С нами в вагоне две группы водников, у них какая-то суета: потерянные сумки, разборки кто где спит, не влезающие вещи...
Поехали. Выпили по пиву, на замечание проводницы о запрете распития алкогольных напитков Пень невозмутимо и без промедления уверил ее, что у нас чай.
19.07.14 Поезд. В Петрозаводске сбегали купили магнитиков и заглянули в "Бургер Кинг". В Медвежьегорске купили пирогов с ягодами - очень вкусно! Отбой в полночь после Кеми, спали плохо и мало.
Фото от Пня
20.07.14 Встали в 4.30 в Княжой. 5.35 Кандалакша. Вышли из поезда, пасмурно и достаточно прохладно. Свинтили велосипеды.
У меня и Пня какие-то проблемы с задними переключателями, но решили отложить до первой ночевки, у Сурка оборвался проводок велокомпа. Повесили рюкзаки и поехали. Мы с Сурком уже были более менее готовы к ощущениям которые доставлял велосипед, а вот на Серегу, который до вокзала в Москве ехал на электричке а рюкзак нес на плечах, было смотреть интересно, он пару раз бранно выразился по поводу динамики и управляемости... По указателям выехали из города.
Сразу на выезде из Кандалакши начинается подъем, на половине подъема Пень спешился и побрел пешком, мы с Сурком спешились чуть позже.
По пути на верх раза два отдыхали, В сторону Кандалакши замечательный вид! Забрались в наш первый подъем от вокзала прошли километров шесть. Поставили с Сурком камеры, полетели вниз. Под горку велосипед разгоняется сам, на каждой кочке его качает, было страшновато, виды сказочные: справа пробивается из-за деревьев море, слева сопки, на некоторых местам лежит снег! Максимальная скорость по навигатору 53км/ч. Сур ехал без очков, говорит, слезы затекали в уши. К девяти утра проехали около 20км, местами ехать тяжеловато с непривычки, но вкатываемся. Начали думать о завтраке, решили доехать до точки, где по плану должен был быть обед. Прям перед съездом к реке, где планировали обедать, у меня начало спускать колесо, до реки не добрался, колесо спустило в ноль. Сняли колесо, начали клеить камеру, и вот тут что-то пошло не так: заплатка к рукам липла лучше, чем к намазанной клеем камере, при попытке камеру надуть заплатка слетела... решили не возиться и просто полностью поменять камеру.
Обедали с видом на перекаты 10.20. Пока готовили наблюдали за белками, а они за нами. После обеда заглянули посмотреть водопад и поехали дальше.
Фото от Пня
Стало жарко, по ощущениям дорога идет по большей части в гору. Раза 3-4 отдыхаем минут по 10-15. Километров за пять до точки ночевки у Пня свело ногу, отдохнули, попили адаптовита. Около 14-14.30 доехали до съезда с трассы, немного покрутились в поисках места для лагеря.
Остановились на высоком берегу озера, поставили палатку, купались. Жара, прохладная вода, сосновый лес и сопки со снегом на горизонте - КЛАСС! После купания съели овсянки и завалились спать.
Фото от Пня
Проснулись к 19 часам. Я настраивал велики, у Пня очень большая разница между передними звездами, нормально настроить переклюк так и не удалось, задний вроде нормально, у Сурка передний переклюк на малую звезду не переходит, трется о покрышку... Около девяти вечера готовим ужин, светло.
Гонялся за муравьем...
Снимал грибы...
На соседнем мысу играет регги, любуемся озером и ужинаем. К вечеру прилетел мокрец и мошка. Отбой около полуночи, перед сном мажемся меновазином, стойкий аромат ментола заполнил всю палатку. Сон.
16/09/2015 15:00
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Отзыв о поездке: Кольский полуостров: красоты Териберки, июль 2015
- Отзыв о поездке: Кольский полуостров: пеший поход вдвоём, август 2012
- Фоторепортаж: Кольский полуостров, 07.05.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.