Сейчас, когда экономика России и ее валюта стремительно обращается в ничто, а кризис, вероятно, положит конец массовым путешествиям, все-таки стоит отвлечься и поговорить о том. что видел собственными глазами в осенне-зимний визит в Париж. Поскольку о Париже написаны тонны литературы, и в сети размещены тысячи одинаковых фотографий, то говорить об этом мегаполисе интересно мне разве что с профессиональной точки зрения. Итак, пройдемся по криминальным местам Парижа и заглянем в его нутро, темное, страшное и неприятное. Первый пункт - площадь Вогезов, квартал Марэ, самый центр города.
Пройти к площади, затерявшейся в глубине кварталов, между станциями метро Бастий и Сент-Поль, можно с любой точки центра, удобнее всего прямо с центральной улицы Риволи, идущей вдоль Лувра, с которой в глубине поперечной ул.Бираг открывается вот такой, как на фото вид на ворота площади, до 1799 года носившую название Королевской площади. Площадь имеет строгие очертания квадрата со стороной в 140 метров и четырьмя фонтанами по углам.
Криминальная история ее началась еще до ее существования, когда на ее месте находился особняк Турнель с обширным двором. В этом дворе в 1559 году на дурацком, никому не нужном и совершенно анахроничном для того просвещенного уже времени рыцарском турнире был убит король Анри Второй, муж Екатерины Медичи, фанат этих вышедших тогда из моды турниров и рыцарской романтики. Екатерина приказала в 1563 году снести особняк с лица земли и оставить на его месте сад. Огромная площадь была застроена в 1602-05 годах при короле Анри 4-м строгим архитектурным ансамблем и стала первой правильно организованной площадью в городе. Жить тут было дорого, а в особняках апартаменты приобретали или снимали многие знаменитости, начиная от кардинала Ришелье и до Виктора Гюго, Альфонса Доде и многих других. Наиболее известным жильцом последнего времени, в особняке номер 21 на площади стал знаменитый писатель-детективщик Жорж Сименон.
Чтобы понять криминальную историю, связанную с этим последним ее обитателем, что поселившийся в 1927 году тут Сименон в то время стремительно набирал популярность, и в эпоху отсутствия телевидения, стал кумиром прессы. Романы он писал один за другим со скоростью печатной машинки, а в том же 1927 году поставил эксперимент, заключив контракт с газетой "Пари матиналь", что будет писать в стеклянном аквариуме перед всеми. Так и произошло, Сименон писал страницу за страницей в стеклянном аквариуме, при стечении народа, а дабы никто не усомнился в том, что именно он является гениальным автором своих детективов (были подозрения, что на него работают "литературные негры"), страницу, отпечатанную, им на машинке, немедленно сдавали в печать в типографию.
Так вот, вжившись в образ созданного им детектива Мегре (первый роман о Мегре написан в 1930 году), Сименон вообразил и себя самого гениальным сыщиком, и самонадеянно заявлял, что справится с любым сложным расследованием. Случай вскоре представился. Аферу известного мошенника Стависского в 1934 году, скупившего чуть ли не все правящие круги Парижа. расследовал некий судейский чиновник Пренс. Однако перед самим своим отчетом перед прессой Пренс исчез, а затем его обезглавленный труп был найден на железнодорожных путях под Дижоном. рядом валялся пустой саквояж, отчет с уликами исчез. Врачи дали заключение - самоубийство. Полиция тоже настаивала на самоубийстве, т к Пренс оказался наркоманом. Однако Сименон заявил о том, что уверен, что это было убийство по заданию высших кругов, и общественность горячо его поддержала. Так он самонадеянно стал во главе общественного расследования смерти Пренса.
Надо сказать, что Сименон с фактами обращался весьма фамильярно. Все, что работало на его версию, он раздувал до небес, а что противоречило например, выводы медиков и экспертов, замалчивал или высмеивал. Вскоре Сименон начал печатать все более и более сенсационные тексты в галете, грозившие вызвать во Франции подобие гражданской войны. В них он разоблачал в преступной связи со Стависским, подкупавших правящие круги, едва ли не половину французского истеблишмента. Тексты казались все больше неправдоподобными, но Сименон настаивал, что пишет сущую правду, основываясь на методе своего Мегре - "искать человеческое объяснение драмы". Вскоре подоплека его сенсаций стала ясна.
Дело в том, что дижонскую трагедию он расследовал, не вылезая из парижских притонов, ехать в такую глушь и вести унылую следовательскую рутину было ниже его достоинства. Криминальные круги воспользовались его дилетантизмом, чтобы выставить его дураком. а заодно свести счеты с противниками. На Синенона в одном из притонов вышел убийца и жулик де Люсс по прозвищу Барон, который на самом деле был бароном из Монако. За большие суммы из редакционной кассы, предназначенные для оплаты информаторов, Барон начал сливать одураченному Сименону слухи и сплетни о связях высших кругов Парижа с миром криминала, сдавая ему имена людей, даже ни в чем не замешанных, но мешавших развернуться парижским жуликам и ворам. Сименон щедро платит информатору, а затем так же щедро поливал грязью в своих статьях представителей истеблишмента, правых и виноватых. (на фото - памятник Луи 13-му, поставленный Ришелье. Точнее, его копия, подлинный памятник был снесен и расплавлен в эпоху революции 1792 года).
В полиции скоро поняли, что доверчивому и падкому на сенсации Сименону врут и морочат голову, сообщая неправдоподобные сведения. Впрочем, не веря, что Барон всего лишь развлекается, обманывая Сименона, полиция арестовала Барона для проверки, но скоро вынуждена была его отпустить - все рассказанное им оказалось выдумкой. Скандал был грандиозным. Тем не менее, Сименон и не думал извиняться, и ему простили и его дутые сенсации, и нарушения журналистской этики, и то, что его байки очернили невиновных людей. Сименону вообще сходило многое с рук, в том числе его связи с нацистами.
Как ни странно, Сименон в 20-30-х годах был большим поклонником Гитлера, встречался с ним в 1933 году в отеле "Кайзерхоф" в Берлине в напряженные дни перед поджогом Рейхстага и всячески расписывал его в своих репортажах. Говорят, что этих встреч на самом деле, почти и не было, и Сименон, как всегда, приврал, но он настаивал на обратном. К тому же Сименон был ярым антисемитом, в 21-м году свои репортажи писал, основываясь на выводах "Протоколов сионских мудрецов", где настаивал, что весь мир "обвили щупальца еврейского спрута", а в годы оккупации Франции жил безбедно на широкую ногу в Париде и имении в Вандее. В 1944 году его обвинили в коллаборационизме, а заодно и разврате, голых девках, носившихся по дому и имению Сименона и даже выбегавших на улице. Его сексуальные похождения были известны не менее, чем приключения Мегре, поэтому в это поверили. В 1942 году он продал права на экранизацию романов о Мегре одной геббельсовской кинокомпании, за что получил баснословные деньги и активно печатался в нацистской прессе. В Лондоне и французском сопротивлении его называли предателем. После освобождения Франции в 1945 году Сименона посадили под домашний арест, банковские счета арестовали. Но суд оправдал писателя. Парижская полиция потребовала вернуть дело на доследование и арестовать Сименона, но он воспользовался этой временной неразберихой и, получив визу, немедленно бежал в США. Суд во Франции признал его виновным и наложил запрет на публикацию его сочинений. Но было поздно, Сименона и след простыл.
Сименон больше не вернулся в свой дом на площади Вогезов, и хотя и добился потом оправдания, во Францию не вернулся, поселившись в Швейцарии. Но Сименону еще повезло. Если Сименон сотрудничал с нацистами лишь потому, что любил деньги и комфорт, но сам нацистом не был, то его младший брат, Кристиан, был настоящим идейным нацистом. Он участвовал в карательных экспедициях, расстрелах и терроре в Бельгии. После войны Кристиан скрывался, просил о помощи брата, но тот и сам был под подозрением и не мог ему помочь. Последний они встретились на площади Вогезов в 1945 году, и Жорж дал брату совет исчезнуть из Европы. Кристиан отправился наемником в Индокитай, где нарвался на засаду вьетнамских партизан и погиб в 1947 году.
Такова печальная история площади Вогезов, которую назвали так по имени департамента Вогез, жители которого в 1792 году первыми поддержали своими деньгами революционную армию. Ваш покорный слуга сделал тут селфи.
Кстати, неподалеку от Вогезов находится известный парижский музей Карнивале, где довольно любопытная экспозиция истории Парижа со множеством артефактов и предметов быта разных эпох. В дворе статуя короля Луи 14-го.
Вернемся туда, откуда пришли, на улицу Риволи.
Нельзя не заметить, что улица довольно уютная, хотя и самая центральная, центральнее не бывает. Тут множество магазинов, от дорогих до дешевых, ну, и застройка в основном, что для Парижа редкость, сохранилась с 16-17 веков. Как и на площади Вогезов.
15/09/2015 17:00
Материалы по теме
- Страны: Франция
- Города: Париж
- Отзыв о поездке: Музей канализации Парижа (Musée des Égouts de Paris), осень 2014
- Отзыв о поездке: Прогулки по Парижу. "В Пассях", лето 2015
- Фоторепортаж: Париж, свинья и пара уникальных фото, 06.08.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.