Сан-Франциско - город в стиле джаз. Именно так. Город в стиле джаз. Помните когда-то популярную песню начала 90-х гг у когда-то очень популярной группы Кармен? "Сан-Франциско - город в стиле диско!" Так вот, в стиле диско - это Лас-Вегас , а Сан-Франциско - город в стиле джаз.
Что мы можем сходу рассказать о Сан-Франциско? На самом деле, не так уж и много. Город на западном побережье США, на берегу Тихого океана. Был основан в 1776 году испанцами и назван в честь святого Франциска Ассизского. Строительство города началось со строительства форта у пролива, а вскоре началась золотая лихорадка, и город быстро разросся. Сегодня это уже почти миллионник. И мечта многих. Мечта заядлых туристов, мечта многих работников-профессионалов. Ведь совсем недалеко от Сан-Франциско находится Кремниевая долина (в народе известная также как Силиконовая долина), где расположены главные офисы мировых брендов.
Ну, а я тот самый заядлый турист. Вот только что смотреть в этом, казалось бы, замечательном городе, имела очень мало представления. Ну, разве что знала про символ города мост Золотые ворота.
Залив был так широк, что сначала мы не могли различить на горизонте другого берега. В этом месте ширина залива больше пяти миль. Казалось, что мы выходим в открытое море.
-Я думаю, сэры, - сказал мистер Адамс, - что вы не собираетесь любоваться Золотыми воротами?
Мы сказали, что именно собираемся.
- И напрасно, сэры. Золотые ворота очень напоминают ваши московские Мясницкие ворота в том смысле, что их вовсе нет. А есть просто выход из залива в океан.
Мы еще не до конца перестроились на американское время. Остановились в отеле на Ломбард стрит (кстати, обратите внимание на этот район города, где расположены относительно недорогие отели, где можно недорого или даже бесплатно припарковать свой автомобиль, а в шаговой доступности находится пирс 39 с его многочисленными ресторанами и развлекательными заведениями, плюс ко всему это более чем неплохое место с точки зрения логистики передвижения по городу). Из окон нашего отеля можно было увидеть ту самую легенду.
Правда, выглядело сие совсем не романтично. И мы решили встретить рассвет у Золотых ворот. К тому же если до завтрака у нас было время, то после оного у нас были уже совсем другие планы.
- Нет, серьезно, сэры, - сказал мистер Адамс, - вы слишком многого требуете от акционерного общества сан-францискских паромов. Нет, правда, вы получаете право ехать через залив, вы получаете приют для вашего кара, вы можете получить из автомата жевательную резинку. А вы еще хотите видеть Золотые ворота! Надо, мистеры, пожалеть хозяев парома. Если уже сейчас они еле существуют из-за конкуренции моста Сак-Матео, то что станется с ними через два года, когда будет закончена вот эта штука, только на одну борьбу с которой они истратили миллион долларов!
И мистер Адамс показал рукою на сооружение, представлявшееся издали протянутыми через залив проводами.
Так вот оно, всемирное чудо техники - знаменитый висячий мост! Чем ближе подходил к нему паром, тем грандиозней казался мост. Правее, совсем на горизонте, виднелись контуры второго строящегося моста через залив.
До моста мы решили доехать на машине. Припарковались на набережной, не переезжая мост. Если у вас есть карта маршрута экскурсионного автобуса, то парковка рядом с остановкой этого автобуса. Кстати, до 8 утра парковка машин тут бесплатная. Потом 2 доллара за 2 часа, первые 15 минут - 25 центов. Даю координаты: N 37 48.465' W 122 28.459'.
Помимо экономии небольшой суммы средств, думается, утром сие место выгодно посещать еще в связи с его малонаселенностью: ну кто еще в 7 утра тут может оказаться? Спортсмены разве что, да собачники.
Мы проехали к Золотым воротам. У выхода в океан на высоком месте разбит прекрасный парк [...].
Парк здесь существует до сих пор. Если вы не торопитесь, то прогуляйтесь, осмотрите форт, военные укрепления, поизучайте таблички, рассказывающие о военных действиях.
Ветер, конечно, безумный. И было очень холодно. Толковые фотографии на фоне Золотых ворот никак не получались.
Благодаря любезности строителей моста мы получили возможность осмотреть работы. [...] мост будет двухэтажным. По верхнему этажу в шесть рядов будут двигаться автомобили. Не забыты и пешеходы, - для них будут устроены два тротуара. По нижнему этажу в два ряда пойдут грузовики, и между ними - электрическая железная дорога. По сравнению с этим мостом величайшие европейские и американские мосты покажутся просто маленькими.
Сейчас кончают сплетать стальной канат, на котором повиснет мост. Его толщина около метра в диаметре. Это он-то показался нам тонкими проводами, повисшими над заливом, когда мы подъезжали к Сан-Франциско. Трос, который на назих глазах слетали в воздухе движущиеся станки напоминал Гулливера, каждый волосок которого был прикреплен лилипутами к колышкам. [...] Мы отважились совершить вдоль троса небольшое путешествие. Чувствуешь себя там, словно на крыше небоскреба, только с той разницей, что под ногами нет ничего, кроме тонкой проволочной сеточки, сквозь которую видны волны залива.
Хотя путешествие было совершенно безопасным, мы с отчаяньем охватили руками трос.
- Какой толстый! - говорила миссис Адамс, стараясь не глядеть вниз.
- Прекрасный трос, - подтвердил мистер Адамс, не выпуская из рук стальной опоры.
- Трос сплетен из семнадцати с половиной тысяч тонких стальных проволок, - разъяснил нам наш провожатый.
Мы пришли в восторг от этой цифры и уцепились за трос с еще большей силой.
- Сэры, - сказал нам мистер Адамс, глядя в небо и почти повиснув на тросе, - мне еще никогда не приходилось видеть такого троса. Это очень хороший трос. Сколько, вы говорите, проволочек?
- Семнадцать с половиной тысяч!
- Нет, серьезно, сэры, такого троса никогда не было в мире.
И мистер Адамс с нежностью погладил стальной канат.
- А теперь мы подымемся еще выше, - предложил проводник, - до самой вершины пилона.
Но нас невозможно было оторвать от троса.
- Ай-ай-ай, какой трос! - восклицал мистер Адамс. - Нет, нет, сэры, вы только посмотрите, какой он толстый! Сколько проволочек?
- Семнадцать с половиной тысяч, - сказал проводник.
- Прямо не хочется от него уходить, - заметил мистер Адамс.
- А мы и не уйдем от него. Ведь мы будем подыматься вдоль троса, - наивно сказал проводник.
- Нет, нет, сэры, в этом месте трос особенно хорош! О, но! Но, сэры, это чудесный трос! Вы только вглядитесь, какая безукоризненно тонкая и в то же время прочная работа.
Мистер Адамс нечаянно посмотрел вниз и зажмурил глаза.
- Прекрасный, прекрасный трос, - бормотал он, - запишите в свои книжечки.
- Не хотите ли посмотреть консольный пролет восточной части моста? - предложил проводник.
- Нет, нет, сэр! Что вы! О, но! Нет, серьезно, это чудный трос! Мне ужасно нравится. Да, да, да, отличный, превосходный трос! Интересно было бы знать, из какого количества проволочек он составлен?
- Из семнадцати с половиной тысяч, - сказал проводник печально.
Он понял, что мы больше никуда не пойдем, и предложил спуститься. Весь обратный путь мы проделали, не выпуская троса из рук и восхищаясь его небывалыми качествами.
Только очутившись на твердой скалистой земле острова Йерба-Буэна, мы поняли, что такое героизм людей, которые, весело посвистывая, сплетали трос над океаном.
Собственно, если почитать отзывы на Трипадвайзере (из серии "Это обычный мост, только покрашен в красный цвет."), если не знать историю создания Золотых ворот и не прочитать накануне "Одноэтажную Америку" Ильфа и Петрова, то создастся впечатление, что вы немного потеряете, не посетив это место. Тем не менее, советую потратить полчаса, не пожалеете.
Вернулись в отель и поставили нашу машинку на прикол: в Сан-Франциско стоимость парковок кусается. В лучшем случае вы оставите 30 долларов/сутки. В некоторых местах ценник достигает 30 долларов/час. И много где парковаться запрещено вообще. Думаю, вы вскоре поймете почему.
Кстати, правила парковки в Сан-Франциско иногда взрывают мозг. Сначала прочитаешь, что запрещено, а когда поймешь, что в принципе можно было попробовать, ты уже проехал волшебные 50 метров, и через 50 метров действуют уже свои правила.
С утра на завтраке порадовал менеджер отеля Роберт, который прекрасно говорил по-русски. Оказывается, он учил русский язык в школе шпионов (вы знаете такую?), 30 часов в неделю, всего - 1500 часов за год. С таким темпом и энтузиазмом, оказывается, вполне можно выучить такой, казалось бы, сложный язык как русский. И говорить на нем грамотно, согласуя времена и спряжения. Удивительно, что к 60+ годам он не забыл русский. На следующее утро мы выяснили, что он свободно говорит также по-немецки, на итальянском, на греческом, и многих других языках, в т.ч. и старо-греческом. Удивительный человек!
Отвлеклась. Позавтракав, решили проверить, есть ли билеты на другую знаковую достопримечательность Сан-Франциско - Алькатрас.
Накануне, правда, я в поисках фоторепортажей про Сан-Франциско насмотрелась фотографий именно этой странной достопримечательности (как если бы в Сан-Франциско существует только она и никаких больше), получила многостороннее впечатление и большим желанием попасть туда не горела. Но тем не менее, проверив накануне расписание рейсов паромов, убедившись в наличии билетов на интернет-сайте, решили посетить. До пирса 33, с которого уходят паромы, мы дошли пешком.
По дороге нам встретилась конечная остановка кабельного трамвая. И мы, опаздывающие на паром, открыли рты, наблюдая, как его вручную разворачивают кондукторы.
А это уже современный трамвай. Было бы время или хотя бы был бы фотоаппарат в руках наготове, получилось бы запечатлеть множество самых разнообразных ретро-трамваев со всего мира.
Я понимала, что город мне начинает нравиться. Но тут трамвай остановился, и огромный улей туристов высадился из этого прекрасного трамвая и направился, конечно же, на паромы до Алькатраса. Почувствовав угрозу конкуренции, мы прибавили шаг.
В общем, за 50 метров до кассы мы увидели объявление, что ближайшие билеты продаются лишь на 1 декабря (а дело было 26/11). Блаженны те, кто верует, что в несезон экскурсия будет не востребована. На остров возят огромные паромы, но количество людей, желающих попасть на остров, - сильно больше.
Но оно и к лучшему. Не за чем нам по тюрьмам шляться, даже в целях экскурсии. В конце концов, основные моменты можно и на пристани разглядеть.
Пошли гулять вдоль набережной в направлении 39 пирса.
Памятник "Мост Небесные ворота" в противовес Золотым воротам.
Прошлись по 39 пирсу. Если вы думаете, где перекусить, то здесь самый прекрасный выбор неплохих ресторанов. Здесь есть также ресторан Бубба Гамп (как и в Лос-Анджелесе), но в связи с сытостью после завтрака было решено заглянуть сюда позже.
Вид на Алькатрас.
Потом он еще долго будет маячить у вас в кадре.
А еще тут невероятное количество морских слонов. Для них сделали удобные платформы, чтобы они могли на них забираться и отдыхать.
Было забавно наблюдать, как на одних платформах были огромные семейства (один большой самец и кучка самочек),
а другие платформы были совсем пустыми. Лишь один самец пытается призвать себе самочку. Но стоит другому смельчаку залезть на платформу, как начинается битва за пространство. И менее крепкий самец оказывается через некоторое время в воде. Из серии ничего личного.
Можно наблюдать, как они плавают парами в воде.
Фото на память.
Прошлись еще немного и наткнулись на подводную лодку - музей второй мировой войны.
Я-то лодки не сильно уважаю. По-моему, одного раза в Калининграде вполне достаточно, чтобы получить общее впечатление. Но дала себя уговорить. Вход 12 долларов.
Ну что, американцы живут на подводных лодках намного комфортнее русских. Хотя два с половиной месяца без душа жить всем в одной душегубке - то еще удовольствие.
Памятник кораблю типа Либерти (свободы). В срочном порядке было построено за годы второй мировой войны 2751 штук для обеспечения массовых военных перевозок.
Для ускорения процесса постройки кораблей была изменена технология: трудоёмкая клёпка была заменена сборкой сварных секций, котлы переведены на мазут. Всего на постройку одного корабля требовалось лишь 42 дня. Но эти корабли буквально разваливались в море.
Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо — низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Но впоследствии было доказано, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. А еще эти корабли в массовом количестве тонули из-за атак противника: немцам не составляло большого труда потопить корабль столь хрупкой конструкции.
Кстати, всего сохранилось 3 экземпляра Либерти, и все три на ходу, в любой момент могут выйти в открытое море.
Наша следующая цель - кабельный трамвай.
Тот ещё аттракцион. По сути, это есть не что иное, как электричекий фуникулёр с кабелем в земле между рельсами. Этот кабель находится неглубоко под землей и непрерывно движется.
Проводник (он же нередко и кондуктор), управляя рычагами, заставляет трамвай хвататься по сути огромными пассатижами за кабель, и кабель тащит трамвай за собой.
Одна поездка стоит 6 долл, проездной на день - 14 долл. Билеты можно купить у кондукторов. Есть еще проездные на 3 дня, но их можно купить только в туристических центрах.
А еще можно висеть на подножке. Вполне официальное место для проезда. Примерно так.
В общем, мы катались на этих трамваях целый день, греясь на солнышке, ловя детский кайф от поездки на живой легенде и периодически фотографируя окрестности.
Кондуктора постоянно шутят, стучат в трамвайный колокол, чтобы их было слышно тем, кто подъезжает к перекрёстку, и даже выстукивают своим звонком различные мелодии.
"Эй, идиот!" закричал один из кондукторов на одной из остановок, когда трамваю перегородила дорогу арендованная машинка с китайцами в ожидании левого поворота. Правда, кондуктор справедливо обозвал водителя идиотом, потому как умение тронуться в горку и тормозить с горки в Сан-Франциско требует особых навыков, а перекрытие дороги трамваю чревато тем, что о трамвай легко протаранить легковушку.
Кстати, это тот редкий случай, когда не у фотографа руки кривые, и горизонт в итоге завалился, а дома построены согласно рельефу местности: в Сан-Франциско немало магазинов, где ровно посередине зала магазин вдруг раздваивается на два этажа.
Еще одно примечательное свойство кабельных трамваев - это то, что их вручную разворачивают. На радость и потеху туристам. Кстати, кондуктора это делают очень ловко.
Еще один маленький и, надеюсь, полезный совет. На конечной остановке со стороны океана на трамвай можно сесть легко, быстро и без очереди. А если вы решите сесть на трамвай на конечной остановке в центре города, то придется ждать очередь длиной в час. Поэтому может быть имеет смысл даже пройти одну остановочку пешочком, прогуляться чуток, а потом повиснуть на подножке. С одной стороны, это еще одно маленькое приключение, а с другой - сэкономите время.
Горки, уходящие в горизонт, поражают воображение. Когда ехали домой, мы доезжали до нашей улицы, а потом 5 кварталов шли вниз. Так даже в кроссовках было неудобно идти, настолько круты горки в Сан-Франциско. А что говорить хотя бы о минимальном каблуке? Меня все время пребывания в Сан-Франциско интересовал вопрос, какую обувь носят истинные женщины, живущие в старом городе Сан-Франциско?
Кстати, остановки трамвая нередко плохо обозначены. Более того, если не махать активно руками кондуктору, всячески привлекая его внимание, можно упустить трамвай. Громкий голос вам в помощь. Может быть получится догнать.
И то же самое когда вы уже едете на трамвае. Остановки могут не объявляться, трамвай может не останавливаться. И в какой-то момент, вы, почувствуя неладное, спросите кондуктора, когда же будет ваша остановка, узнаете, что вы ее уже проехали... а потом будете заниматься бесплатным фитнесом, бредя в нужную уже вам сторону.
Кстати, некоторые трамваи уже в ноябре были оформлены в рождественском стиле. А внутри салона у них были развешены рождественские конфеты-леденцы в форме трости. Я не удержалась. Взяла одну.
После жарких споров решили съездить на трамвае сначала в центр, потом вернуться назад. А в центре попали на огромную очередь, чтобы сесть на обратный рейс. Потом выяснилось, что мы сели на другой маршрут. Вышли из трамвая мы на знаменитой Ломбард-стрит. И знаменита Ломбард-стрит своей крутизной. Власти Сан-Франциско считают, что по прямой спускаться на это улице исключительно опасно, тормоза могут не выдержать. А если уж и парковаться, то обязательно под углом 90 градусов. Поэтому американцы устроили здесь автомобильный слалом. Не менее смешной аттракцион уже для автомобильных туристов.
Фото на память.
Ну, а потом мы пошли гулять в китайский квартал. Без проблем можно пообедать настоящей пекинской уткой, запастись печеньками с бумажками внутри (на бумажках написаны пожелания, как правило, добрые) и просто насладиться красотами квартала.
Пожалуй, Сан-Франциско - первый американский город, в котором я согласилась бы жить. Ну и, как вариант, Чикаго.
Незаметно мы вышли на набережную. Открывается прекрасный вид на Bay Bridge (I-80). На мой взгляд, не менее грандиозный мост, чем Золотые ворота. Вот только обделен вниманием туристов.
Как-то символично вышло, что на этом мосту мы провожали закат. Ну и любовались видами на город.
Закатом любовались не только мы.
С этой пристани уходят паромы на другую сторону залива. Кстати, там живет немало тех, кто работает в Сан-Франциско и в Силиконовой долине. Вокзал кишит людьми.
Внутри вокзала можно встретить много интересного. Например, я впервые встретила неплохое разнообразие незнакомых грибов.
Прощаясь с городом, мы проехались по Ломбард-стрит. В конце улицы оказался парк Пионеров (Pioneer park) и башня Койт с прекрасными видами на город.
Мы уезжали из Сан-Франциско в день благодарения. Город был перекрыт для целей проведения марафона, а нам, как назло, нужно было попасть на Bay bridge: совершенно неожиданно нарисовалась встреча с моей одноклассницей, которая, как буквально накануне вечером случайно выяснилось, жила по другую сторону залива. Встречу не хотелось пропускать, да и неудобно было ее отменять по ходу пьесы. В итоге, петляя по городу и натыкаясь на очередные перекрытия еще немного полюбовались городом. Сан-Франциско как будто бы говорил: "Не надо уезжать. Оставайтесь".
Выезд из города оказался не столь романтичным. Зато бесплатным в отличие от въезда в город.
Жалко было покидать Сан-Франциско. [...] Полные сожаления, мы в последний раз проезжали по живописным горбатым улицам Сан-Франциско. Вот в этом маленьком сквере мы могли посидеть на скамеечке и не посидели, по этой шумной улице мы могли бы гулять, но не были на ней ни разу, вот в этом китайском ресторанчике могли бы расудесно позавтракать, но почему-то не позавтракали.
Здесь и выше - "Одноэтажная Америка." Ильф и Петров.[...]
04/06/2014 09:14
Материалы по теме
- Страны: США
- Города: Сан-Франциско
- Отзыв о поездке: "Золотые Ворота" Сан-Франциско, 2013
- Отзыв о поездке: Топ-10 Сан-Франциско, 2013
- Отзыв о поездке: Легендарный остров-тюрьма Алькатрас, май 2012
- Фоторепортаж: Один день в Сан-Франциско, 04.02.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.