Вьетнамские крестьяне, завидев двух чужаков с большими мешками за спиной, неизменно проявляли интерес.
Кто то просто поприветствует и задаст пару вопросов, а некоторые с большим энтузиазмом зазывали в гости, на чай, а то и на покрепше ...
Уже под вечер проходили мимо деревни и увидели табличку, что то типа Коммуны, а тут еще мужик с той стороны ручья руками машет, приглашает, решили завернуть.
через ручей такой вот основательный мост с крышей, деревня явно не самая отсталая.
Мужик усиленно нас зазывал в это большое каменное здание.
Может сельсовет или клуб, что то общественное, вон и флаг вьетнамский реет.
Вот только бельишко как то не совсем в тему )
Внутри оказались голые стены и чего он хотел нам здесь показать так и осталось невыясненным.
К слову сказать он был слегка под мухой и мы уже не знали как от него отделаться.
Из дневника моего попутчика Лехи :
Шли очень долго, по пути фоткали окрестности и местных жителей в деревнях, много интересных моментов было. Уже недалеко от пещеры нас позвали в гости в одну колоритную деревеньку, отличающуюся от всех других. Дома в ней были большие и деревянные, очень добротно сделанные, в отличие от каменных и кирпичных домов в других местах. Читая в сети про пещеру, я где-то видел информацию, что в тех местах есть коммуна, видимо это она и была.
Один подвыпивший товарищ провел нас по деревне, показал главный овощной склад, стоящий на высоких столбах, на котором болтался старый вьетнамский флаг. Потом подключились другие жители, повели нас показывать свои дома. Устроены они все в общем то одинаково. Как входишь - большое помещение, являющееся одновременно и залом, и кухней, и столовой. В центре зала очаг, или железная печь, на ней готовят еду и ей же греются. Рядом общий стол. Непременный атрибут каждого дома, как мы назвали его, иконостас - портрет Хо Ши Мина в окружении свечек, лампадок и т.п. Видимо, во Вьетнаме его причислили к лику святых, или что-то вроде того. И портрет везде один и тот же. Кстати, такие же иконостасы мы позже видели в домах и в других деревнях.
Рядом с главной "иконой" обязательно находятся фотографии двух-трех поколений родственников членов семьи. Из зала есть входы еще в несколько помещений, видимо там находятся спальни. Дома не утепленные, продуваемые всеми ветрами, даже стекол часто в окнах нет, только ставни и решетки. Хоть Вьетнам и теплая страна, но вот сейчас, например, очень даже прохладно, градусов 15, в горах постоянно туман, дикая влажность и промозглость, жить в таком доме холодно и неуютно. Не понимаю, почему бы хоть стекла не вставить, или утеплить как-то, двери поплотнее не сделать... У них свои взгляды. В общем, задержались еще в этой деревне-коммуне, и в последнюю деревню у пещеры пришли часов в 5 вечера.
Пошли дальше по деревне знакомиться с местными жителями.
Другой мужик пригласил к себе в дом и стал греть чай на очаге, чтобы нас угостить.
ну а мы пока по дому прошлись, если это можно назвать домом..
Из дневника моего попутчика Лехи :
Деревенские дома бывают в основном двух типов: построенные из камней, а чаще из больших серых кирпичей. Мы видели несколько мини производств под открытым небом, на которых эти кирпичи изготавливают.
Процесс довольно прост, но эффективен. Все начинается с примитивной камнедробилки, в нее закидывают большие камни, и на выходе получают очень мелкую щебенку.
Внизу стоит человек с лопатой, и засыпает эту щебенку, видимо вперемешку с цементом, в формовочный пресс, тут же делает два кирпича, вытаскивает их, и ставит сушиться. Вот и все. Высохшие кирпичи готовы к употреблению.
В придорожных деревеньках строят много новых домов, по типу городских - узких и высоких, в 3-4 этажа. Это строятся кто побогаче. Бедные же крестьяне живут в одноэтажных домах. Крыши покрывают традиционной темной черепицей.
Поначалу я удивлялся, неужели через эту черепицу не протекает вода, а потом секрет раскрылся - оказывается, современные вьетнамские крестьяне используют шифер, а черепицу укладывают уже поверх него, чисто для эстетики. Вьетнамцы мало задумываются о сохранении тепла, стены домов делают тонкими, в окнах обычно нет стекол, а двери вешают только лишь с целью разграничения пространства, закрываются они не плотно, и сквозняк свободно проникает через них.
Для приготовления пищи используют железные печки, иногда просто делают открытый очаг без дымохода, и тогда дым просачивается наружу прямо сквозь щели в крыше и стенах.
быстренько собралась вся семья и веселью не было конца - еще бы , у этих странных людей такие смешные длинные носы ! (это про нас )
В любом доме Вьетнама есть такой иконостас из умерших и живущих родственников, всевозможных грамот, дипломов, ну и конечно же портрета дядюшки Хо.
Попили чайку вот за этим столиком, разговаривать то особо не о чем, одними жестами больно то не наговоришься и стали прощаться.
Тут из темноты неожиданно раздался детский плач.
Оказывается в углу на нарах маленькая девочка спала, внучка. А мы ее разбудили..
Даже собаки признавали в нас чужаков и трусливо поджимали хвосты.
Снова к нам пристал тот же самый мужик и стал зазывать теперь уже в другой дом, видимо решил основательно нас познакомить с бытом провинциального Вьетнама.
Ну в гости так в гости, авось и ночлег подвернется, время уже позднее, палатки ставить не охота.
Обстановка дома оказалась почти точно такой же, как и у предыдущего - очаг, нары, окна без стекол, циновки, иконостас с Хошимином...
Мужик, тот который "под мухой" решил видимо нас все таки напоить и чуть ли не силком усадил за стол , ну и понеслась ...
Показывает фото, снятое в той самой пещере, о которой я еще буду рассказывать в следующем посте.
Мужики наливали одну за другой, но Леха не пил, да и я тоже решил что только попробую.
Дом этот, как место ночевки нам почему то не показался привлекательным, кто их знает, может они , как русские любят до утра бухать.
И еще мы поняли, что пещера где то совсем недалеко и, если она не закрывается на ночь, можно туда попасть.
в таких коробах удобно перевозить всякую живность
Эти растения чуть ли не в каждом деревенском дворе.
Красиво, но еще наверняка и полезно, знать бы что из этого вырастает.
Дедок сидел на пороге своего дома и просеивал рис через сито. Нет, скорее не просеивал, а перебирал, под ситом то ничего нет.
Из дневника моего попутчика Лехи :
Огороды есть, конечно, у всех, этим и живут. Работают на них в основном женщины, они же занимаются переноской овощей с полей домой. Таскают их в больших круглых корзинах, подвешенных проволокой или веревками к коромыслам, сделанным из бамбука. Бамбуковая палка срезается наполовину вдоль, по краям оставляют утолщения, чтобы корзины не соскальзывали. При ходьбе такое коромысло пружинит, и работает как амортизатор. Вообще, такой способ переноски грузов используется повсеместно, даже в больших городах тетки ходят с коромыслами, как с сумками, порой пенося какую-нибудь мелочевку.
То ли просто традиция, то ли и вправду удобно... А бывает, таскают очень большие грузы, килограммов двадцать запросто, причем на большие расстояния. Дрова тоже часто таскают вручную, подвешивая охапками к длинной палке.
Дровами иногда занимаются мужики, но они не напрягаются, возят их на мотоциклах. Для заготовки дров используются специальные кованные тесаки с загнутым концом, мы видели пару кузниц, где их изготавливают старинным способом, разогревая прут в печи, и расплющивая на наковальне кувалдами.
Ни одна женщина не выходит из дома без такого тесака, их постоянно носят с собой, засунув за пояс сзади, на всякий случай, чтобы где-то по пути при случае дровишек прихватить.
Толстых бревен не заготавливают, срубают тонкие палки, короткими кусками связывают в охапки, приносят домой, и потом сушат.
Я тут несколько раз использовал куски из дневника Лехи, который до сих пор там путешествует, сейчас он где то в Лаосе.
04/05/2014 15:22
Материалы по теме
- Страны: Вьетнам
- Отзыв о поездке: Вьетнам - Фанранг, ноябрь 2013
- Отзыв о поездке: Еда во Вьетнаме, 2013
- Фоторепортаж: Вьетнам, провинция Фуйен, 28.01.2014
- Фоторепортаж: Вьетнам. Дельта Меконга, 23.10.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.