Когда меня спросили, что из посещенного за 5 дней в Стамбуле я запомнил больше всего, я без раздумий назвал это место - Церковь Хора. Да, она в стороне от всех главных достопримечательностей древнего города, да, о ней не пишут во всех путеводителях и ее изображений почти не найти на магнитах. Но просто невероятная красота мозаик (которые многие специалисты сравнивают с мозаиками Ая-София), удивительная история церкви, ее судьбы, и того каким образом мозаики удалось сохранить от варварского уничтожения, просто обязывает включить Церковь Хора в список мест настоятельно рекомендуемых к посещению в Стамбуле.
Cама церковь - настоящий шедевр византийской архитектуры, а мозаики и фрески, которым более 700 лет, создавались в эпоху экономического и социального упадка империи, пережили разграбление Константинополя, огромное количество войн и землетрясений и были обнаружены совершенно случайно ... их нашли под слоем штукатурки, которой османы замазали все росписи, переделывая церковь в мечеть... Сегодня на воротах можно увидеть надпись "Музей Карийе", храм, несколько раз менявший свое предназначение, с недавних пор обрел свой новый статус.
А начиналось все с монастыря Хора, который был построен в этом месте еще при Юстиниане. В 11 веке вместо него построили Храм Христа Спасителя, который довольно быстро был разрушен землетрясением. Церковь несколько раз восстанавливали, она снова разрушалась, и ее снова восстанавливали, пока в 14 веке церковь основательно не отремонтировали. Именно тогда была выделена довольно приличная сумма денег, на которую императорский советник Феодор Метохит приказал, помимо непосредственно серьезного ремонта, покрыть стены и своды храма чудесными мозаиками. Но храм был расположен близ западной стены Константинополя, в самом слабом месте византийской обороны, и на него пришелся мощный удар турецкого воинства во время захвата Константинополя в 1453 году. Удивительно, как во время невероятного трехдневного разграбления павшей столицы Византийской империи, в изобилии сохранились мозаики, созданные в 1316-21 годах, ведь христианские храмы разграблялись и уничтожались с особым пристрастием. Но их не уничтожили при захвате Константинополя, не сбили и позднее. Часто возникает вопрос "Почему некоторые уцелевшие в церквях мозаики были не сбиты, почему их замазали штукатуркой?" Скорее всего, дело в банальной человеческой лени, и для турок это было самое простое и наименее трудоемкое решение, которое оказалось спасительным для мозаик и фресок - их словно законсервировали.
После захвата османами Константинополя церковь переделали в мечеть Карийе, которая долгое время служила храмом для мусульман. Но однажды ей понадобился ремонт. Каково же было удивление реставраторов, когда они совершенно случайно, сковырнув старую штукатурку, увидели открывшиеся древние изображения... Ремонтные работы приостановили и за свою работу взялись ученые и реставраторы. Слои штукатурки аккуратно сняли, обнажив в прямом смысле остатки последнего взлета византийской культуры, шедевральные мозаики и фрески.
С 1948 года бывшая церковь Хора и мечеть Карийе стала музеем. Посетитель не успевает войти в двери, как его голова задирается вверх.
Увиденное в прямом смысле слова поражает.
Стены храма-музея покрыты мраморными плитами, здесь изображения не сохранились. Все самое невероятное наверху - на куполах и нартексах. Фрески и мозаики Церкви Хора повествуют о земной жизни Иисуса Христа, присутствуют библейские персонажи и сюжеты. Исследования показали, что стены расписывались в разное время. Тем не менее, существует общий стиль.
Эпизод "Введение Богородицы во храм"
"Рождество". Эта мозаика на внешнем нартексе.
Эпизод "Умножение хлебов"
Рядом эпизод "Брак в Кане Галилейской. Превращение воды в вино""
Сон Иосифа и бегство святого семейства в Египет
Мария и Иосиф перед писцами царя Ирода.
На куполах, в их центре, изображения святых. Богоматерь на северном куполе.
История детства Марии
Первые семь шагов Марии
Обручение Марии Иосифу. Из 12 посохов, над которыми молилась Мария, зацвел посох именно Иосифа, что было знаком при выборе мужа.
Христос Пантократор и Богородица
Женщина, страдающая кровотечениями, молит Христа о помощи
Мольба страждущих
Сон Иосифа
В южном приделе церкви усыпальница с нишами для саркофагов. Здесь стены и купола расписаны фресками. Их состояние несколько хуже, но все же поразительная сохранность за 700 лет консервации
Сцена Страшного суда
Ангел, свертывающий небо в свиток. Так симолизируется Рай
Некоторые эпизоды не распознал, буду благодарен, если дополните.
Сцены в Раю. Благоразумный разбойник в Раю и шествие праведников в Рай
Праотец Авраам с душой праведника
Архангел Гавриил держит прозрачный глобус - символ мирового пространства
Сошествие в Ад
Воскрешение Христом единственного сына вдовы из города Наин
Службы Святых Отцов. Святители Иоанн Златоуст и Василий Великий
Чтобы добраться до Церкви Хора, нужно в районе Султанахмет на остановке скоростного трамвая Beyaz?t сесть на автобус № 38 (маршрут YUNUS EMRE MAHALLESI - BEYAZIT ) и доехать до остановки Edirnekap? и далее пройти пешком.
Музей в апреле-октябре с 9.00 до 19.00 и с 9.00 до 16.30 в ноябре-марте, кроме среды.
Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея.
Входной билет стоит 15 лир.
01/04/2014 09:03
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Города: Стамбул
- Отзыв о поездке: Нетуристические храмы Стамбула, март 2014
- Отзыв о поездке: Непарадный Стамбул, март 2014
- Отзыв о поездке: Стамбульские башни, зима 2014
- Фоторепортаж: 3 дня в Стамбуле. Много это или мало?, 20.03.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.