Горная гряда Хараз сыграла большую роль в истории Йемена. Тысячелетиями она защищала Сану от прибрежных районов Красного моря, что делало столицу трудно доступной для захватчиков. Чтобы противостоять интервентам, деревни в этом районе строились не в долинах, а на вершинах гор, и каждая окружалась неприступными стенами, фактически превращаясь в классический средневековый замок. Самое интересное, что все эти деревни-замки сохранились до наших дней практически такими же, какими были в 9-12 веках. И ты ходишь между ними по козьим тропам и никак не можешь избавиться от чувства, что попал в компьютерную игру "Heroes of Might and Magic".
Впрочем, обо всём по порядку. До гор мы добрались уже на закате. Солнце, заходившее за склоны, придавало пейзажу какой-то нереально медовый оттенок.
Пока я охотился с фотоаппаратом за последними лучами, наш проводник Абдул поставил палатки и основательно забил себе щёки катом. :-) Однако этого ему показалось недостаточным, так что он достал курительные аппараты, похожие на кальян, и активно вовлёк в это дело Наташу. Хотя я не большой знаток кальянных аппаратов, но в Йемене они отличаются от тех, что есть у нас. Кроме того, у них есть два вида этих штуковин - одну предпочитают молодые йеменцы, а другая больше по нраву старшему поколению. В чём между ними разница, ни один из наших гидов так и не смог нам растолковать.
Ночь прошла без приключений, хотя в полусотне метров от наших палаток по темноте приезжали грузовики и с грохотом сваливали камни в обрыв. "Местные жители очень трудолюбивы, - объясняли нам проводники. - Они работают даже ночью!"
Утренний пейзаж вдохновлял. Фотографиям, увы, не передать простора и высоты, открывшихся нам на рассвете.
По холодку мы быстренько добрались до ближайшей деревни Хутаиб. Она стоит выше остальных и считается у местных особенной.
В 11-12 веках в Йемене правила династия Сулайхидов, чьи позиции были наиболее сильны как раз в этих горах. Сулайхиды были необычными людьми, они исповедовали исмаилизм, отколовшуюся ещё в 8 веке ветвь ислама. В этой самой деревне Хутаибе жил и был похоронен Сейдна Хатим, третий из великих духовных лидеров исмаилитов. Его ранг в переводе означает что-то вроде "Абсолютный Посланник" и примерно соответствует Римскому Папе у католиков по значимости. Над его могилой в деревне воздвигли мавзолей из белого камня:
Ворота в мавзолей сделаны из серебра:
На самой высокой скале, возвышающейся над деревней, стоит мечеть, в которую ежедневно ходил молиться Сейдна Хатим. Подниматься туда по жаре, мягко говоря, крутовато, но чего не сделаешь ради своей веры.
Исмаилиты живут в этой и окрестных деревнях до сих пор. Местный проводник отзывался о них с большим уважением. В отличие от остальных йеменцев, они очень трудолюбивы, богаты, очень хозяйственны и любят жить в чистоте. Внешне их легко узнать по одежде - они носят белые халаты, штаны и особые тюбетейки, расшитые золотом.
Молодые исмаилиты из соседней деревни бегут в мечеть к молитве. Боятся не успеть.
Обувь остаётся снаружи.
Плантации исмаилитов. На пустынных камнях они умудряются что-то выращивать:
При этом они чуть ли не единственные в стране, кто пытается бороться с засильем плантаций ката. По всему Йемену вырубаются фруктовые сады, чтобы выращивать более выгодный и неприхотливый наркотик кат. Здесь же делают наоборот. В этой яме - срубленные кусты ката:
Вместо них высаживают кофе:
И папайю:
А мы покидаем Хутаиб и идём дальше, к другим деревням. По таким тропам на машине не проехать.
Впереди маячит фигурка Мохаммеда, нашего проводника.
Соседняя деревня. Здесь тоже живут исмаилиты, всё чистенько и ухожено, и даже резервуар для сбора дождевой воды выглядит как новенький.
Каждый дом - неприступная башня. Попробуй захвати.
А там, где высоты скалы недостаточно, стоит ещё и крепостная стена:
Чуть в стороне - домик местного эмира.
Повсюду пыльные кактусы.
Чем не Дикий Запад из какого-нибудь чёрно-белого вестерна? :-)
Вдалеке видны другие деревни.
Точнее, это даже не деревни. Самые натуральные замки! А ты с высоты это обозреваешь, как игрок в компьютерную стратегию. Только всё - по-настоящему!
Каждый замок - на возвышенности, а не в долине. Все стратегические высоты заняты.
Местный мирный житель. Кинжала за поясом недостаточно, автомат через плечо - понадёжней будет. И взгляд такой добрый-добрый, оценивающий.
Ослики и коровка.
У коровки на холке явно виден горб. Это зебу, они более привычны к таким местностям.
Овечки с пастушкой. Женщины здесь носят большие соломенные шляпы.
Ещё одна мечеть исмаилитов. Их несколько в регионе.
А мы движемся дальше. Кажется, что в этих краях выживают только кактусы.
Замки всё ближе.
Отсюда всё кажется нежилым и давно покинутым. Но в каждой деревне живёт по несколько семей с многочисленными детьми.
Врагам приходилось попотеть, чтобы захватить регион, где каждая кучка домов - укреплённый пост.
Разве что пастуший сарай не обнесён крепостной стеной.
Приближаемся к очередной деревне. Проводник говорит, что в домике на самом верху живёт его знакомая, у неё можно отдохнуть и выпить чаю.
Входим в деревню. Здесь чёрт ногу сломит. Улиц нет, лишь крутые тропки между домами.
Ослики, однако, чувствуют себя уверенно. Как и их погонщица.
Поднимаемся наверх. Внутренние дворики.
Вниз, с обрыва, смотреть страшно.
Вид - как из самолёта.
Хозяйка встретила нас радушно и действительно напоила чаем. Сказала, что последних иностранцев она видела здесь два года назад. А две её дочки не отставали от нас ни на шаг. Скорее всего, они вообще не помнят, чтобы к ним в деревню заходили такие странные люди, как мы.
Наташа пытается наладить с ними общение, сидя в тени над обрывом и попивая чай.
После отдыха продолжаем путь. Солнце высоко, жара весьма ощущается, несмотря на зиму и высокогорье.
Тут дойти-то до очередной деревни - уже подвиг. Штурмовать их - безумие.
Сторожевая вышка.
И террасы полей внизу.
Этот день был долгим. О его второй части и вечере я расскажу в следующий раз, если вам будет интересно. Оставайтесь на связи!
04/12/2013 17:00
Материалы по теме
- Страны: Йемен
- Фоторепортаж: Йемен. Окрестности Саны, 23.11.2013
- Фоторепортаж: Йемен. Сана, 24.10.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.