Последняя неделя наших странствований по Америке прошла в Калифорнии. Это один из самых важных штатов этой страны, край света, на который стремились, стремятся и будут желать попасть самые отчаянные люди всего мира. Когда-то приманкой служило золото и серебро, теперь - карьера в Голливуде, MTV или Силиконовой долине. Нам этот штат запомнился своими удивительными контрастами. Из нашей отправной точки Лос-Анжелеса мы поспешили удрать поскорей к чудесам Дикого запада, поэтому началом путешествия по Калифорнии можно считать незабываемую долину Смерти с самыми дикими и пустынными территориями, а уже на следующий день мы приехали в национальный парк Секвойя, поразивший нас своей свежестью, зеленью и жизненным разнообразием. Именно про этот парк я и хочу Вам сейчас рассказать.
Конечно же, мы ехали посмотреть на самые большие деревья на земле, но с первой же остановки у въезда в парк нас поразила и оглушила безумная свежесть горного леса с тысячами неведомых ароматов и запахов. Нечто подобное я чувствовал в тропических дождевых лесах Карибских островов.
Здесь ещё не было знаменитых гигантских деревьев. Для того чтобы увидеть их надо подняться по горному серпантину на высоту около полторы тысячи метров вдоль зелённых склонов Сьерра-Невады поближе к её заснеженным вершинам.
По мере подъема мы с мучительным ожиданием всматривались в окружающие нас пейзажи, в каждой встречной сосне пытаясь разглядеть легендарные деревья. Можно было не переживать. Первые же встреченные секвойи настолько разительно отличались от всего виденного ранее, что не заметить их было не возможно.
Между этих первых четырёх великанов в роли сторожевых на входе как раз и проходило дорожное полотно. Мне трудно передать то необычное ощущение, когда впервые видишь секвойи, подходишь к ним, смотришь высоко вверх на их крону и щупаешь их 30-сантиметровую кору.
Было ощущение некой сказочности ситуации. Словно мы перенеслись в некую неведомую затерянную страну. Читая в детстве о приключениях Гуливера, я не раз воображал себя в роли этого персонажа. И теперь мои детские фантазии начали частично материализовываться. Возле 80-метровых секвой на самом деле чувствуешь себя лилипутом, случайно оказавшимся с стране великанов Бробдингнеге.
Даже поваленные деревья выглядят здесь некими гигантскими трубами разрушенного межгалактического коробля.
Слава Богу, секвойи очень вольготно чувствуют себя на западе Калифорнии и вымирание им не грозит. В самом парке их огромное количество. Не стоит забывать, что это не только одно из самых больших и высоких деревьев в мире.
Поражает и возраст этих исполинов, многим из которых уже более двух с половиной тысячи лет. Каждое из этих деревьев переживает несколько пожаров в столетие, но это почти никак не сказывается на росте гигантов.
Индейцы их обожествляли, а первые поселенцы массово вырубали. Но теперь секвойи практически не имеют внешних врагов и погибают чаще всего, лишь падая под своим собственным весом.
Как это происходит совсем не сложно понять, заметив, что корни секвой почти не уходят в глубину, разрастаясь плотной сетью корней лишь в ширь.
Кстати, полное название этих деревьев - секвойядендрон, а своё название они получили в честь одного из вождей племени чероки.
Родственники секвой во многих странах выращиваются декоративно, но только в национальных парках Секвойя и Кингз-каньон можно увидеть самые древние и внушительные представители этих деревьев, чей род идёт прямиком от времён динозавров.
Свой характерный коричневый цвет коры они приобретают лишь по прошествии нескольких столетий роста, до этого не сильно выделяясь среди обычных елей и сосен.
В парке многие из самых больших и старых деревьев имеют свои имена, но самое известное - "Генерал Шерман", на данный момент являющийся рекордсменом в мире деревьев по своей величине (не путать с высотой).
Естественно, возле него сосредоточенно большинство посетителей парка. Фотографии под названием "Я и старина Шерман" обязан иметь любой любитель туризма по Калифорнии.
Мы здесь не стали задерживаться, хотя и не удержались от фото в сквозном тоннеле очерёдного упавшего ствола гиганта, полюбившегося графоманам.
Намного интересней оказалась прогулка по тропе Больших Деревьев. Здесь почти не было людей, зато секвой было предостаточно. Благодаря этому с нами и случилось происшествие, сначала испугавшее меня, а затем подарившее море эмоций.
В какой-то момент устав фотографировать деревья, всё никак не желающие влазить в кадр, я сменил объектив на зумовый, решив попробовать заняться съёмкой летающих вокруг птичек яркой окраски. В этот момент я заметил две тёмные фигуры в метрах стах от нас на болотистой лужайке. "Смотри, какие странные собаки!" - подозвал я свою жену. На что она с ужасом в голосе ответила: "Да, это же медведи!".
Это и правда были медведица с медвежонком беззаботно пощипывающие зелёную травку, словно парочка коров из ближайшего хутора. До сих пор я считал что не ничего опаснее встретить ранней весной в лесу подобную парочку. Но в Америке дела обстоят иначе. Медведи в туристических местах здесь явление повседневное и опасность они представляют лишь съестным продуктам приезжих и то если подобные вещи будут валяться, где попало или сваленны в багажник очередного внедорожника.
Но на тот момент я размышлял иначе, поэтому искрене переживал за свою жену бесстрашно бросившуюся фотографировать эту парочку, подобравшись к ним поближе по поваленному в болото стволу дерева. Спокойней мне стало лишь тогда, когда на противоположной стороне болота я увидел ещё несколько туристов, приближающихся с фотоаппаратами на перевес к медведям почти вплотную. Эта мишень к медведице была явно намного ближе и доступней. К тому же неподалёку виднелся домик с туалетами, выглядивший вполне добротным укрытием.
Мы ещё долго вспоминали и обсуждали эту неожиданную встречу, которая затмила даже божественную красоту могучих секвой. Я в очередный раз был поражён близости дикой жизни в Америке, где койоты просят подачки прямо на дороге, медведям абсолютно плевать на туристов с фотоаппаратами, а косуль, бурундуков и белок просто не счесть.
В парке Секвоё есть ещё много пеших несложных маршрутов с видами на каньоны, водопады и горные вершины. Традиционно инфраструктура американских парков великолепна. А всю информацию можно получить на въезде.
Так что здесь смело можно останавливать на несколько дней. Но такого богатства, как время у нас почти небыло. Уже на следующий день мы должны были быть в соседнем парке Йосемите.
Из парка с собой мы взяли несколько зелёных шишек секвой. Одну из них я подарил коллеге по работе. После нескольких недель лежания на рабочем столе шишка эта раскрылась и из неё посыпались семена. Узнав что это зародыши самых гигантских деревьев на земле эти зёрнышки собрала наша уборщица и посадила у себя в подсобке. На данный момент несколько из них дали ростки. Так что кто знает может гигантские секвоий будут расти и у нас в Литве, только вот наврядли мы об этом узнаем наверняка за свой короткий век жизни. Ведь подчас я чувствую себя лишь крошечной мгновенной тенью на огромном и таком пёстром полотне жизни. Особенно, после посещения мест таких мест, как парк Секвойя в Калифорнии...
20/02/2014 16:00
Материалы по теме
- Страны: США
- Регионы: Штат Калифорния
- Отзыв о поездке: Озеро Тахо зимой, январь 2014
- Отзыв о поездке: Долина Смерти - жизнь на грани, 2013
- Отзыв о поездке: Национальные парки Йосемити и Секвойя, 2013
- Фоторепортаж: Один день в Сан-Франциско, 04.02.2014
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.