Продолжим осмотр города Константинополя, ныне Стамбула, а то, я давно про него ничего не писал.
В этот раз речь пойдет о самом центре старого города, объектам расположенным между четвертым и третьим константинопольскими холмами, здесь проходит знаменитый акведук Валента. В этой низменности, плавно спускающийся в долину ныне не существующей реки Ликос, единственной в Константинополе, сохранилось много построек как византийского, так и османского периодов в истории города.
Сейчас это район остановки стамбульского трамвая - Аксарай. Стоит отметить, что центром старого города это место стало только при турках, когда жилые дома заполонили весь полуостров. В византийские времена четвертый константинопольский холм был еще предместьем, здешние пустоши застраивались загородными вилами, кладбищами и монастырями. Одним из таких монастырей в долине реки Ликос была обитель, основанная византийским аристократом Липсом. От нее сейчас сохранилась главная церковь, ныне это мечеть Фенари Иса, с которой мы и начнем знакомство с районом Аксарая...
Церковь Богородицы была возведена в первой половине 10 века, в дальнейшем, в 13 веке, к ней был пристроен, стараниями жены императора Михаила VIII Феодоры, еще один храм - во имя Иоанна Предтечи. Также Феодора добавила в общий комплекс еще одну, южную галерею, где решила устроить родовую усыпальницу Палеологов. Во время раскопок в 1929 г. здесь было найдено 32 захоронения.
В церкви была погребена как сама Феодора, так и многие именитые Палеологи - император Андроник II, его жена Ирина Брауншвейгская, также здесь нашла свое последнее пристанище московская княжна Анна - дочь великого князя Василия и жена византийского императора Иоанна VII.
Апсида храма, возведенного императрицей Феодорой.
Феодора также организовала здесь женский монастырь, где сама приняла монашеский постриг. Монастырь славился строгим уставом, например монахиням дозволялось мыться не чаще 4 раз в год или по назначению врача.
В 1496 году османский полководец Юсуф Фенари преобразовал церковь в мечеть и отдал ее в ведение суфийского ордена Бекташи. В османское время мечеть сильно пострадала от пожара 1622 года, после него опорные колоны сооружения были изъяты и заменены стрельчатыми арками, что добавило внутреннему интерьеру особую "воздушность". К сожалению, в 1917 году мечеть пострадала от пожара еще раз, и в результате почти полностью потеряла свою внутреннюю отделку. Сейчас здесь можно увидеть только суровые кирпичные своды, которые, по моему мнению, добавляют интерьеру некоторую "древность и загадочность", во всяком случае, церковь Липса произвела на меня наиболее сильное впечатление из всех стамбульских церквей.
Когда я снимал храм, там молился один турок в углу, заметив мой интерес, он попробовал пообщаться, пытаясь на ломанном английском объяснить мне, что это бывшая византийская церковь, и что он очень любит совершать намаз именно здесь, так как тут есть особая атмосфера, способствующая молитве.
Церковь Липса находится несколько обособленно от всех остальных древних сооружений в этом районе, поэтому после ее осмотра отправимся в сторону площади Аксарай, где находится одноименная остановка трамвая.
Общий вид церкви монастыря Липса. Видно, как поднялся здесь уровень земли, треть высоты храма лежит ниже поверхности.
Непосредственно рядом с площадью можно разглядеть обширные развалины, окруженные со всех сторон зелеными газонами. Это руины огромного храма Полиевкта, возведенного в начале 6 века богатой византийской аристократкой Аникией Юлианой. Возможно, что до строительства Св.Софии, это была самая большая церковь в Константинополе. Уже к 11-12 вв. храм Полиевкта сильно разрушился, после захвата города крестоносцами в 1204 г. его стали разбирать на стройматериалы, некоторые части были отправлены в Европу. Сейчас столбы храма Полиевкта можно увидеть перед собором Сан-Марко в Венеции.
Сейчас здесь что-то типа археологического парка, можно спуститься и погулять среди руин.
Рядом с акведуком Валента и остановками трамвая Лалели и Аксарай возвышается самая красивая, по моему мнению, мечеть Стамбула - Мечеть Наследника или Шехзаде. Мечеть была построена великим Синаном за 4 года (1544-1548 гг.) для погребального комплекса сына султана Сулеймана I и знаменитой Роксоланы - Мехмеда, умершего от эпидимеи оспы в 1543 году.
Наверно особой колорит сооружению придавал факт отсутствия на момент съемки (2011г.) отбеливающего эффекта реставрации, которой сейчас подверглись почти все мечети в городе. Думаю, что сейчас отдраили уже и Шехзаде, поэтому посещать Стамбул нужно было раньше, лет 10 назад, когда все строения "сверкали" своей нетронутостью, или лет через 10 позже, когда все опять потемнееет...
Ну, и гений Синана, конечно, тут тоже чувствуется, мечеть выглядит очень гармонично. В ее отделке много небольших резных деталей, незаметных на общем фото.
Фонтан во внутреннем дворе был возведен султаном Мурадом IV в 17 веке.
И как всегда "воздушные" своды в интерьере. Диаметр купола здесь 18,5 метров. Даже не верится, что это все было возведено для одного человека, ведь это прежде всего погребальное сооружение.
В комплекс Шехзаде входили кроме мечети и мавзолея еще медресе, библиотека, имарет (кухня для бедняков) и караван-сарай. По идее, прибыль мог приносить только караван-сарай, поэтому весь комплекс, скорее, содержался на государственные деньги или деньги богатых меценатов, как и все подобные сооружения в Стамбуле.
Между акведуком и мечетью Сулеймание притаилась еще одна византийская церковь, сейчас это небольшая мечеть со множеством названий - Килисе Джами и Мулла Гюрани. Церковь возвели в 11 веке при ранних Комнинах, скорее всего она была частью женского монастыря. После завоевания города турками, церковь была преобразована в мечеть, ею заведовал наставник самого Мехмеда Завоевателя - мулла Гюрани, он был первым муфтием Константинополя.
Еще в византийские времена, в 1320 году, к первоначальному храму был пристроен обширный экзонартекс. При его возведении использовались архитектурные элементы, всятые из старых церквей юстиниановой эпохи.
Почти все колоны здесь 5-7 вв.
Каменные плиты внизу, это старые алтарные преграды, наверно тоже 5-7 вв. Их вмонтировали в стену также в начале 14 века, но сейчас местные турки несколько "подправили" эти элементы. Видимо они замазывали кресты, что в центре, правда непонятно, зачем нужно было замазывать еще и розетку, что справа, вроде она вполне кошерная...
А это самый главный тут)
Экзонартекс храма внутри, сейчас здесь организовано место для омовений, что, кстати, бывает очень редко, я, во всяком случае, больше нигде не видел, чтобы краны с водой присутствовали внутри мечети, как правило, все подобные удобства находятся снаружи. Создаваемая таким образом сырость безусловно оказывает разрушительное действие на древнее сооружение.
Входные порталы церкви изобличают глубокую древность этих элементов.
Но главное сокровище храма здесь на потолке - это мозаики в южном куполе экзонартекса. Мозаики изображают Богоматерь и восемь царей Израиля. Все они на данный момент грубо замазаны побелкой, но как бы не до конца, так что можно разглядеть библейских персонажей.
Мозаики есть и на другом куполе, только здесь они много хуже сохранились.
Общий вид притвора.
А здесь наверно живет служитель мечети) Можно предположить, что это он и закрасил мозаики на потолке, и лестница имеется, если что) И его наверно даже можно понять))
Основной объем Килисе Джами. Старые колоны здесь заменены простыми столбами.
Небольшие византийские мозаичные орнаменты видны на незакрашенных частях окон.
Рядом с церковью находится очень фотогеничное старое османское кладбище.
13/01/2014 13:00
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Регионы: Окрестности Стамбула
- Города: Стамбул
- Отзыв о поездке: Стамбул - город-история, новый год 2013
- Отзыв о поездке: Стамбульские контрасты, ноябрь 2012
- Отзыв о поездке: Стамбул. Знакомство с площадью Таксим, июнь 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.