(3-7 ноября, 2012 год)
Предисловие.
В день нашего отъезда из Стамбула погода испортилась. Стало ветрено и мокро. В такую погоду обычно не хочется просыпаться и вылезать из-под одеяла, но она вполне подходит для отъезда из города, который успел полюбить. Меньше сожалений, потому что понимаешь, что успел застать последние тёплые ноябрьские дни и на этом сезон закончился. Скоро город погрузится в дожди и сбросит львиную долю свою очарования.
Я ехал в Стамбул без больших надежд, чтобы просто занять ноябрьские праздники новыми впечатлениями, но в реальности встретился с городом, в который хочется постоянно возвращаться. Приезжать на несколько дней не летом а когда в город приходит настоящая турецкая осень. Уже нет жары, но ещё тепло. Аккурат так, чтобы комфортно чувствовать себя в шортах, футболке и шлёпках. И чтобы погода менялась так же, от ясного неба с горячим солнцем до туч и дождя.
Наверное, из-за погоды последние сутки в городе проходят у нас как-то странно. Устало и сонно. Уже с раннего вечера, предшествующего дню отъезда, мы лениво валяемся на кроватях и постоянно дремлем. Ноги гудят после 35-километровой прогулки по городу, и всё тело вместе с ними демонстрирует жуткую усталость. Мы выходим только в магазин за продуктами для ужина и турецкими сладостями, смотрим кино, пьём яблочный сок с Драмбуи и впервые чувствуем, что наладили здешний быт. Город и квартира стали родными, вместе с небольшими ресторанчиками рядом, главной стамбульской площадью, собором Айя София и Голубой мечетью.
Дожди пока ещё редкие, но с крупными, солоноватыми каплями. Стамбул будто поддакнул ливневой Москве, которая, по рассказам родных и близких, утопала в воде. Поддакнул и стал чуточку прохладней, рождая один из лучших местных вечеров. Как раз в такой вечер приятно усесться у окна с видом на Голубую мечеть, что по утрам громко кричит призывом к молитве, и полистать книгу всего того, что мы увидели в этом удивительном городе. Я вспомнил в эту минуту ночь нашего приезда, когда всё вокруг было чуждым. Громады достопримечательностей давили на голову и заставляли широко открывать рот.
Уже по пути из аэропорта Арактюрка (современный, с большим количеством прилётов) город удивлял своей европейской частью, которая совсем не похожа на то, что мы привыкли видеть в Турции. Вместо скромной квартирки у нас огромные апартаменты прямо напротив Айа Софии. Ощущения странные. Голова ещё не успела привыкнуть к другой стране и чужому городу, а мы уже обосновались в кафе, окружённом старыми стенами, по которым гуляет кошка (в городе вообще очень много собак и кошек), за которыми возвышается главная мечеть. Над ней летают и кричат чайки (у Святой Софии их всегда много). Несмотря на антураж, мы будто ещё в выходной, барной Москве и никуда не уезжали.
Осознание города появляется, когда местный официант приносит нам кальян и начинает говорить на ломанном английском. Мы просим его дать нам турецкие имена. Получается Фатима, Саид и Кадир. Немного привыкнув, мы отправляемся гулять по ночному городу. В центре много гостиниц, кафе и ресторанов, но людей крайне мало (позже я пойму, что ночью Стамбул довольно безлюден). Улицы в брусчатке, постоянно изгибаются, спускаются и поднимаются. Никакой логики в движении нет. Все узкие улочки перепутаны, как тонкая паутина. Деревянные дома перемешаны с каменными. Из-за их узости и низкорослости (3-4 этажа) всё кажется плотным, маленьким, понамешанным и понатыканным.
Путаясь в улочках, выходим к тому месту, где пролив Босфор впадает в мраморное море и идём вдоль него вглубь города. Всё побережье усеяно камнями и рыбаками с горелками, фонариками и бутылками. Они жгут костры и ловят рыбу, несмотря на ночное время. Они одеты в куртки и тёплые штаны, потому что на улице ночью прохладно и ветрено, будто осень уже добралась и до жаркой Турции.
День первый.
Мы приехали в настоящую осень, но на следующий день наш ждал сюрприз. Я проснулся от того, что в окна било яркое солнце, пробиваясь сквозь шторы. Открыл окно и с удивлением вдохнул настоящее лето. Позднее, облачное, но тёплое, идеально подходящее для прогулок. Выйдя в гостиную и распахнув окно, выходящее в сторону главной мечети и площади, я почувствовал то, что испытывал последний раз в Риге - жизнь в самом центре Старого города. Можно в любую минуту сонным и в тапках выйти сразу в поспешную жизнь старого города. Туристы приезжают сюда смотреть основные достопримечательности, кафе, площади и торговые улочки, а ты здесь живёшь. Выглядываешь из окна второго этажа утром, сонный и взлахмоченные, смотришь на беспорядочное движение людей в округе, выходишь позавтракать или что-то купить в домашних шортах и тапочках, поглядывая на людей с фотоаппаратами и рюкзаками. Выходишь посмотреть рынок рядом, а в результате, путаясь в местных улочках, оказываешься на главной площади.
Стамбул - город контрастов. Основан греками, а римляне сделали из него Константинополь, который после краха империи стал столицей Византии - наследницей Рима (подобному тому, как Москва считается третьим Римом, Константинополь - вторым). Позднее, попав под власть турок, город становится столицей Османской империи, главная столица христианского мира превращается в главную столицу мира мусульманского. Главный символ этих удивительных превращений - Собор Святой Софии, который является одним из главных мест Стамбула. Главный православный собор Константинополя после прихода турок был превращён в мечеть (одну из главных в мусульманском мире), а потом стал музеем, где намешаны две культуры. Здесь переплетаются мозаичные иконы с Христом и исламские символы, подобному тому, как в самом Стамбуле переплетаются купола и минареты.
Город контрастов, город многообразия. Европа встречается с Азией, Запад встречается с Востоком, древнее встречается с современным, христианство встречается с исламом, вода встречается с сушей. Европа и Азия разделены проливом Босфор, а Золотой Рог делит Европу на Новый и Старый город. То, что разделила вода, люди соединили мостами и паромным сообщением. Считается, что Стамбул, как и Москва, и Рим, раскинулся на семи холмах, на каждом из которых возвышается мечеть, но в реальности холмов здесь гораздо больше.
В окрестностях главной площади старого города (с Айя Софией, Голубой мечетью и Ипподромом с обелисками) можно провести целый день. Всюду острые минареты, площади, обелиски, маленькие садики и ступеньки. На каждых хочется присесть и просто крутить головой по сторонам, впитывая город. Есть ощущение, что всё здесь огромное, гораздо больше, чем в привычных европейских городах. Площади и громады христианских соборов ничто по сравнению с широтой и величиной здешних построек. Есть и такие места, которые вообще невозможно увидеть нигде больше. Например, древние цистерны Базилика, где хранился запас питьевой воды на случай засухи или войны. В огромном подвале полутьма, в которой с трудом видно вереницу колонн, под ногами - вода с огромными рыбами. Ощущение какого-то древнего подземелья. Колонны и дорожки подсвечены тусклым жёлтым цветом, с потолка капает вода. Если бы не обилие туристов, то было бы полное ощущение, что попал в какой-то другой мир.
Поскольку за первый день нам удалось посмотреть лишь небольшую часть города, после ужина и кальянно-алкогольных посиделок любопытство (то самое, которое я предпочитаю называть любознательностью) толкает меня отправиться гулять по ночному Стамбулу. Сначала я просто брожу по центральным площадям, наслаждаясь их безлюдностью, а потом решаю проверить, куда меня приведут трамвайные пути. Любопытство - самое сильное чувство в человеке. А город ещё и затягивает. На улицах безлюдно, только редкие коммунальные службы и прохожие (скорее всего, местные) на широкой трамвайной улице, от которой вглубь, в темноту отходят пустые и тёмные улочки. Встреченные по пути пьяные турки удивительно приветливы: тянутся пожать руку, улыбаются и что-то громко говорят на своём родном языке.
Выхожу к Стамбульскому университету (видимо, в нём причина пьяных компаний молодых людей), сажусь на ступеньки и смотрю на широкую, пустую площадь, над которой развеваются огромные, красные турецкие флаги. Несмотря на то, что город ещё чужой, мне не страшно и как-то удивительно спокойно. Я нахожу старенький банкомат, снимаю деньги, покупаю турецкую шаурму в местной грязной палатке, где клиенты состоят исключительно из жителей соседних домов, и иду по широкой улице, которую перебегают бездомные собаки и кошки. Я даже выключаю громкую музыку и снимаю наушники, чтобы немного послушать город, который за минувшие сутки перестал быть чужим.
День второй.
Второй день выдался не просто летним, а жарким. Солнце беспрепятственно катилось по чистому, безоблачному ярко-голубому небу и пекло даже утром, сквозь окна падая лучами на мою кровать. Днём стало совсем жарко и душновато, спасал только прохладный ветерок откуда-то с моря. Тот факт, что на дворе осень выдавали только деревья с высохшей, опадающей листвой. Да и тех были единицы, а остальные стояли зелёные и аж блестели на солнце.
Наш день начался с дворца Топкапи, окружённого многочисленными военными. После громадных площадей дворец показался бедноватым и не слишком интересным. Низенькие, старенькие здания, приятные зелёные дворики и огромное число туристов. В самом дальнем углу территории приятный вид на Босфор, впадающий в Мраморное море, который действительно впечатляет. В остальном во дворце делать особо нечего.
От дворца, через зелёный парк, мы вышли к совсем стареньким улочкам города. Разваливающиеся, трущобные районы пересекают широкие улицы с солидными банками и современными трамваями (снова стамбульские контрасты). На улицах почти везде ручными выжималками делают сок из цитрусовых и граната. Здесь же торгуют всевозможной едой - от рогаликов и жаренных каштанов до шаурмы. Повсюду снуют кошки, собаки, птицы и прочая живность. Самое интересное время для маленьких улочек города - обед буднего дня. Туристы перемешиваются в многочисленных уличных кафе с местными жителями, что вышли с работы на бизнес-ланч. И всё это безумие течёт по узким улочкам, толкается, кричит на всех языках мира и светит вспышками фотоаппаратов. Главная суета на местных базар, где еда перемешена с золотом, тряпками, кроссовками, специями, очками, людьми, запахами, звуками.
Дальше - площадь перед Новой мечетью и длинный Галатский мост через Золотой Рог. На мосту сильно пахнет рыбой. Он весь ощетинился удочками, которые местные рыбаки закидывают в прозрачную воду. Прямо с моста видны огромные косяки рыб, устремляющиеся к приманке. Мимо рыбаков плывут потоки людей, машин и трамваем, заставляя мост тревожно трястись.
За мостом - Галатская башня, окружённая совсем узкими улочками с постоянными подъёмами. С башни, как и с моста, и дворца Топкапи, открывается отличный вид на город. Отсюда, правда, вид панорамный и можно рассмотреть все части города (проход вокруг башни очень узкий и забит толпой туристов, поэтому двигаться по нему очень трудно). Видны и мечети старого города, и проливы, и море, и небоскрёбы современных кварталов и ветхие маленькие домики старого Стамбула, и гостиничные веранды, и поломанная красная черепица крыш, и длинные мосты через проливы. Насколько хватает взгляда - купола и минареты огромных мечетей. Они занимают какое-то нереальное количество места.
С высоты хорошо видно, как город неаккуратно и плотно, беспорядочно рассыпан среди холмов, прямо на границе Европы и Азии, вдоль проливов Золотой Рог и Босфор, который соединяет Мраморное и Чёрное море. Будто какой-то великан, обронил горсть цветных, стареньких камней на побережье и побрёл дальше, а пропажу заметил слишком поздно, чтобы возвращаться и собирать утерянное. К тому же камни быстро облюбовали люди. Слишком уж они были хороши собой и величественны. Особенно некоторые, с широкими сводами и высокими пиками минаретов.
После обеда мы гуляем в районе Старой Галаты. Здесь я снова наблюдаю за турецкими детьми. Первый раз я столкнулся с ними у дворца Топкапи. Они спросили на дребезжащем английском, откуда я, загалдели и обрадовались, когда узнали, что из России. Один мальчишка узнал моё имя и несколько раз повторял "Александр", что-то кричал мне на турецком и громко смеялся. Сам представился Мустафой. В район же Старой Галаты, судя по послеобеденному времени, как раз заканчиваются школьные уроки и дети с ранцами заполняют узкие, мощённые улицы. Кричат, гогочут, шумят, улыбаются, приветливо машут руками иностранцам (особенно если снимаешь на фотоаппарат) и почти не обращают внимания на местных взрослых.
Туристов здесь я не видел. Только местные жители, которые занимаются своими делами. Кто-то тащит дверь, кто-то пьёт чай у дома. Бельевые верёвки на третьем-четвёртом этаже перекинуты прямо через улицу. На них висит чистое бельё, всех мастей и размеров. Женщины тоже переговариваются прямо через улицу, высунувшись из окон своих домов. Чувствуется местный турецкий быт, после широких туристических площадей это и интересно, и приятно.
Здесь много флагов на окнах и балкончиках. С патриотизмом в городе вообще всё в порядке. Повсюду ярко-красные турецкие флаги. И в старых жилых районах, и в туристических местах, и рядом с достопримечательностями.
Дорогу местные жители переходят беспорядочно и не соблюдая никаких правил, поэтому образуется мешанина из людей и машин. В звуковом сопровождение сливается галдёж первых и бибикание вторых.
По набережной Босфора мы доходим до Долмабахче. Дворец уже закрыт, поэтому мы садимся на фуникулёр и пересекаем парк, смотря на закатное солнце.
Дальше - площадь Таксим. Широкая, людная, вся в машинах, автобусах и другом, постоянно издающим гудки, транспорте. От площади обратно к Галате уходит улица Истикляль - аналог нашего Старого Арбата. Людная, светящаяся, с обилием магазинов популярных марок. Сквозь толпу периодически пробивается старенький трамвайчик из далёкого прошлого (и снова стамбульские контрасты). А прямо рядом - узенькие улицы жилых кварталов. Неспешные, нарушаемые беглой турецкой речью с постоянными спусками и подъёмами. Через низкие, старые здания проглядываются современные, светящиеся высотки, низко летают самолёты. Где-то здесь соединяется древняя культура и современная жизнь. Некоторые почему-то называют этот район местным Монмартром, но я кроме спусков и подъёмов ничего общего не нашёл.
На Исткляль меня впечатлило две вещи - большой католический храм посередине (тёмный, малолюдный, очень тихий, спокойный и без изысков внутри) и соединение культур в местных выступающих (я встретил даже поющих "Катюшу" с баяном).
Обратно к дому мы выбираемся через тёмные, не туристические районы, где даже в семь часов вечера страшновато. Магазины закрываются, людей на улице почти не остаётся. Чтобы не повторяться, возвращаемся к старому городу не по мосту Галата, а по мосту Арактюрка (здесь тоже очень много рыбаков), который переходит в одноимённый бульвар. Когда сворачиваем в сторону Стамбульского университета, аккуратная мечеть Шехзаде почти не впечатляет. За два дня их красоты стали привычными и уже не вызывают прежнего волнения. Гораздо интереснее район университета, где много местной молодёжи. Идут с занятий или просто прогуливаются. Наверняка здания общежитий тоже здесь.
Уже знакомой мне по ночной прогулке дорогой возвращаемся обратно к родной площади между Айа Софией и Голубой мечетью, чтобы закончить день в очередной кальяной.
День третий.
На третий день погода пасмурная и ветреная. Тепло, но всё небо изрезано серыми тучами и чайки у воды мечутся особенно нервно и нетерпеливо, как будто ждут ливневого дождя с громом и молнией. Через маленькие улочки Стамбула мы продираемся к паромной станции и отправляемся в азиатскую часть города. Пересечение Босфора не зря называют самым интересным стамбульским приключением. Даже в пасмурную погоду город отсюда смотрится удивительно.
Азиатская часть более старая, обшарпаная, безлюдная, тихая, спокойная. По местным стареньким улочкам не текут толпы людей, у красивых зданий нет туристических вспышек фотоаппаратов. Всё движение сосредоточено вокруг местного порта. Стоит отойти от него буквально на соседнюю улицу, как жизнь как будто замирает. Даже на главных улицах с грязноватыми кафе малолюдно и тихо. Домики совсем старенькие и атмосфера вокруг них иная. Здесь полноценная осень. Деревьев мало, а те, что есть - жёлто-красные и совсем сухие. Много балкончиков и мужчин, пьющих чай на скамеечках рядом со своим домом. Всё это разительно отличает азиатский стамбул от своего европейского брата. Побывав здесь, вдруг окончательно понимаешь главный стамбульский контраст, в котором встречаются Европа и Азия.
У местной пристани - военная часть с красивыми стенами и башнями. По территории ходят военные, которые с большой радостью машут нам руками, улыбаются и позируют с автоматами для фотографий. Их суровая экипировка резко контрастирует с их настроением.
В этой части Стамбула не хочется идти быстро, всё здесь медлительно и спокойно. Достопримечательностей немного, но их отсутствие компенсируется неожиданностями. Так, например, прямо в центре прибрежного района огромное, старое кладбище. Каменные надгробья без изысков и почти нет дорожек между могилами.
Мы спускаемся обратно к Босфору и обнаруживаем удивительный вид на старый город Стамбула и Девичью башню в море. Продираясь сквозь тучи, солнечные лучи падают прямо на Святую Софию и Голубую мечеть, над Босфором истерично кружат чайки. На побережье много туристов и местных жителей сидят на специально предназначенных для этого скамейках и топчанах и задумчиво смотрят на город и Босфор, впадающий в Мраморное море.
Прогулявшись вдоль пролива, мы тоже остановились на привал на побережье, у порта Ушкудар, в какой-то грязной, старенькой кафешке. Уже никуда не спешили. Просто курили нургале (так здесь называется кальян\шиша\хуках), смотря на неспокойную из-за пасмурной погоды воду и огромный мост через Босфор.
Потом паром обратно на Европейскую часть, пасмурный закат с воды и такси до дома по маленьким улочкам и пробкам Стамбула. Впечатление тоже интересное и из разряда обязательных - нестись на машине по улицам, где трудно помещаются даже люди.
Послесловие.
Ну а дальше вы знаете. Из-за погоды последние сутки в городе проходят у нас как-то странно. Устало и сонно. Уже с раннего вечера, предшествующего дню отъезда, мы лениво валяемся на кроватях и постоянно дремлем. Ноги гудят после 35-километровой прогулки по городу, и всё тело вместе с ними демонстрирует жуткую усталость. Мы выходим только в магазин за продуктами для ужина и турецкими сладостями, смотрим кино, пьём яблочный сок с Драмбуи и впервые чувствуем, что наладили здешний быт. Ну а вместе с тем понимаем, что обязательно сюда вернёмся. В этот город контрастов, рассыпанный на побережье каким-то рассеянным великаном.
18/10/2013 08:30
Материалы по теме
- Страны: Турция
- Города: Стамбул
- Отзыв о поездке: Цистерны Константинополя, лето 2013
- Отзыв о поездке: Парк Гюльхане, апрель 2013
- Отзыв о поездке: Стамбул. Знакомство с площадью Таксим, июнь 2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.