Монрепо придумали громадный ледник и два романтичных барона.
Ледник создал Фенноскандию, обнажив гранитные рельефы, промеж которых появились озера, леса и благородные пасторали. Но Фенноскандия бескрайняя и привычная, а Монрепо компактный и уникальный. И уникальным он получился благодаря возможностям и вкусу баронов Андрея и Павла Николаи.
Человек-парадокс Андрей Николаи был немцем, но его карьера началась в Париже. Он ценил идеи фантазера Дидро, но при этом дружил с прагматиком Семеном Воронцовым. Он служил президентом Петербургской Академии наук, что не мешало ему быть возвышенным романтиком. Выйдя на пенсию, Андрей Львович продолжил большое дело ледника, не оконченное на северной окраине Выборга. Барон считал, что с природой нужно не бороться, а приближать ее к гармонии и смыслам, что-то выделяя и чему-то помогая. В природном парке искусно менялись акценты и пейзажи, появлялись архитектурные решения. В результате на млечных берегах бухты Защитная воплощались изыски, мифы и легенды. После кончины Андрея Николаи Монрепо унаследовал его сын – известный российский дипломат. В эпоху Павла Николаи парк окончательно превратился в необычное явление и событие. Павел Андреевич, будучи англоманом, развивал свое имение в стиле английских романтических парков. Здесь появились места для грусти, радости и эмоциональных крайностей, в целом градус драматизма был повышен вплоть до патетики. И для первой трети девятнадцатого века перебором это не казалось. А сейчас?. . Давайте по порядку.
Преддверие в парк, входные ворота:
Столь готический результат обеспечил приглашенный Павлом Андреевичем автор "белоснежного Исакия" – главного собора Финляндии – архитектор Карл Энгель. План парка:
Впечатляющие названия, не правда ли?
А теперь вперед, зелеными дорожками-тропинками.
Дорога к чудесам.
Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства (администрация парка):
Кроме странного здания администрации парка в возвышенно-романтическом парке обосновался и странный усадебный дом:
Профиль требующего ремонта деревянного дворца:
Архитектурная доминанта имения исполнена в стиле классицизма. Это все равно, что невеста на свой нарядный девичник явится в подчеркнуто офисном костюме. Не комильфо, да? Конечно, если не знать подстрочник. А из него следует, что деревянный дворец был построен до концептуальной романтизации Монрепо. Следующая примечательность была именована в период максимальной романтизации парка. Это Левкадийская скала:
Поэтичное название позаимствовано из истории Древней Греции. В античной Левкаде была скала, с которой ежегодно в качестве искупительной жертвы сбрасывали преступников. Кроме этого по преданию с нее сбросилась Сапфо: знаменитая поэтесса не справилась с неразделенной любовью. В 19 веке фраза "сброситься с Левкадийской скалы" обозначала покончить жизнь самоубийством от отчаянья. При Андрее Николаи на вершине скалы был возведен павильон "Храм Амура". Павлом Андреевичем павильон был заменен на монумент, посвященный погибшим на войне шуринам:
Подстрочников, объясняющих это решение нет, но достоверно известно, что братья жены Павла Николаи самоубийцами не были.
Колонна:
Этот памятник – как птица Феникс. Он умирал три раза. Нынешний вариант появился в начале 19 века. Колонна посвящена императорам Павлу Первому и Александру Первому.
Китайские мостики:
Не появиться здесь они просто не могли. В английских пейзажных парках времен старших Николаи китайские мотивы были правилом хорошего тона. Поэтому в Монрепо появились китайская пагода (еще до Николаи), Китайские мостики и, кроме этого, целый участок под названием Китай. Изящная пагода не сохранилась, а вот Китайские мостики недавно были восстановлены. Неподалеку от них располагалось еще одно азиатское изящество, к сожалению, пока не восстановленное – Турецкая палатка. Зато с вид с палаточной точки в восстановлении не нуждается:
Еще несколько видов, открывающихся из восточной части парка. Взгляд на юг:
Падающий камень (на человека в белой куртке:):
А на том берегу:
Взгляд на северо-запад:
Далее привычный туристический маршрут следует назад, к центру парка.
Пейзаж с чайной беседкой:
Чайная беседка:
Здесь можно опознать старого знакомого – Китайский мостик:
Вид на бывший Храм Нептуна:
Виды, открывающиеся с тропинок и берега центральной части парка:
А вот мы и у Храма Нептуна и четырехсотлетней сосны:
Белоснежный деревянный павильон сгорел до фундамента чуть более года назад.
Благо что самой известной достопримечательности парка, каменной капелле Людвигсбург пожары нипочем:
Капелла вместе с фамильным кладбищем Николаи находится на небольшом скальном острове Людвигштайн, главной шифрограмме баронов Николаи. Предлагаю такую хронологию событий.
В греческой мифологии видную роль занимал миф о Хароне, лодочнике, перевозящем души умерших через реку Стикс в Аид – царство мертвых. Трансфер предоставлялся только тем, чьи кости обрели покой в могиле.
Эпоха античности закончилась, прошло полторы тысячи лет. И вот в конце 18 века нашей эры старший Николаи переносит на живописный остров в Монрепо урну с прахом своего друга. Концепция скального острова пока не определена, но одновременно с данным захоронением Андрей Николаи пишет поэму "Имение Монрепо в Финляндии." В поэму включена важная строфа: "На краткий миг, о холм, ты мой, потом на век я буду твой". Кроме этого хозяин имения хочет увенчать мистический холм готическим замком. Хочет – да не успевает. После смерти Андрея Львовича наследник имения добивается-таки возведения на вершине скалы готической капеллы, а после этого превращает остров в семейный некрополь. Сюда переносятся останки родителей Павла Андреевича, а сам остров связывается с берегом паромной переправой. И капелла, и скала именуются в честь старшего Николаи, но на немецкий лад: Людвигсбург и Людвигштайн (Людвиг – имя Андрея Николаи, данное ему при рождении).
Подтверждения того, что Людвигштайн послужил моделью для культовой картины швейцарско-немецкого символиста Бёклина "Остров мертвых", я не нашел. А значит, поразительные совпадения буду считать случайными.
"Остров мертвых":
Картина моложе Людвигштайна на 60 лет. Она появилась во время очередного приступа интереса к мистическим головоломкам и нешуточно срезонировала с определенными ожиданиями. Греческий миф был реанимирован. С тех пор резонанс ожившего мифа имеет свойство усиливаться во времена исторических изломов. Например последний излом – информационная революция по имени "Интернет" – превратил Стикс с его Хароном буквально во властителя определенных умов. Умы принадлежат молодым поэтам, которые используют миф как опознавательный знак: я свой, я большой, я пишу о Хароне. Шутка? Нисколько. Загляните на любой поэтический сайт и оцените масштаб стихийного бедствия: ) Хотя, возможно, я переоцениваю уровень актуальности древнегреческой мрачной сказки. Например, в городе Ростов-на-Дону есть человек, который о ней не слышал. Это владелец крупной многопрофильной компании. Массовая наружная реклама этой компании призывает покупать ортопедические матрасы с красивым названием Стикс. Сон владельца матраса, как уверяет добрая реклама, будет отличаться особенным спокойствием.
А вот, собственно, река смерти Стикс:
А вот неподалеку и Харон:
Кстати, Харона вызывали? Кажется, призрачный лодочник плывет к нам:
Не буду форсировать события, а потому поспешу в северо-западную часть парка. Неведомая дорожка:
Мшистая скала:
Источник Нарцисс:
Гранитная фильтрация подземных вод превращает их в лечебные радоновые. Однако для ванн они не использовалась никогда. Андрей Николаи полагал, что эта вода помогает при глазных болезнях. Павел Николаи считал, что этот источник помогает его концепции английского романтического парка, и поэтому здесь был построен изящный павильон. Местное население и туристы полагали и полагают, что воду этого источника можно употреблять внутрь. О последствиях такого употребления в Монрепо задумываться не принято.
Сказочный лес:
Пособие для новичков:
В районе Китай:
Грот:
Данное сооружение несмотря на свою "неотесанность" на самом деле вполне себе искусственное.
"Первый в Европе памятник литературному герою", "Ивану-певцу":
Это современная мраморная реплика цинкового памятника образца 1873 года. Памятник главному герою Калевалы образца времен Павла Николаи разбит вандалами девятнадцатого века и утрачен.
С берега северо-западной части парка открываются разнообразные художественные виды. Противоположный берег:
Остров Любви:
Отбой тревоги, лодочнику пока не до нас:
Обратная сторона Людвигштайна:
Особый взгляд на восточную часть Монрепо:
Плоды трудов ледника:
Конец света:
Конечно, здесь нет признаков апокалипсиса. Зато есть показательный перегиб любителя эффектных форм и названий Павла Николаи. За парковой оконечностью продолжаются и мшистый лес, и каменный берег, и мягкая красота пейзажей.
А теперь – на выход:
Как это часто бывает в Монрепо, глядя на эту скалу не понятно, чья это работа: человека или природы? Настолько удачно здесь в конце 18 века проведены скально-взрывные работы. Вывоз камней, кстати, производился в поистине промышленных масштабах. Есть версии, что гранит из Монрепо украшает достопримечательности Петербурга, в частности Казанский собор.
Очищенный от гранита луг:
И, наконец, летняя концертная площадка у входа-выхода в парк:
Что можно добавить по выходу?
Монрепо выбирают по вкусу.
Финны остановились на надрыве. Монрепо создавался на территории Финляндии и российским стал лишь в сороковых годах прошлого века. Для финнов парк все равно, что оторванная часть тела. Болит она до слез, но избавиться от фантомной боли нет никакой возможности. Наши северные соседи обожают щемящую песню Muistatko Monrepos, вступают в добровольческую ассоциацию "Pro Monrepos" и часто ездят под Выборг с ностальгическо-туристическими целями. Понятно, что их эмоциональные приезды не обходятся без нарушения статьи 20.21 КоАП РФ – появление в общественных местах в состоянии опьянения. И ладно бы появлялись таким образом лишь суровые рыжие мужики. Этим грешат даже сплоченные группы веселых финских бабушек.
Советская власть выбирала разруху. Если испытание войнами парк прошел вполне успешно, то испытание Советским Союзом разрушило его до полууничтожения. Десятилетиями в парке царил форменный хармс: в библиотечном флигеле размещался жилой дом, в главном усадебном доме – детский сад, деревянные строения расхищались на дрова, некрополь разграблялся и осквернялся. В 60-х годах Монрепо был превращен в жизнерадостный ЦПКиО с непременными каруселями, и, вдобавок, с чемпионатами по водно-моторному спорту, подорвавшими эко- и гидросистему парка. Российская власть выбирает экономию. Потому дирекция воссозданного парка Монрепо вынужденно выбирает подвижничество. Удивительно, но этого хватает для того, чтобы большая часть достопримечательностей была восстановлена и приведена в порядок. Есть основания надеяться, что вскоре будет восстановлен усадебный дом, а вслед за ним сгоревший Храм Нептуна, павильоны Мариентурм и Паульштайн, башня Бельво, Турецкая палатка, Хижина отшельника и прочие утраченные объекты.
Глобалистам нравится французcкое имя Mon Repos, итальянская архитектура, немецкие названия, финская сущность, английские парковые решения и все это на вполне российской территории. Любители мрачных искусств черпают в Монрепо пасмурные метафоры и тягостный фон, свадебные процессии находят подходящие для женских шпилек крепкие дорожки, фотолюбители дружно втаптываются в пятачки – стандартные точки для фотографирования, сторонники скандинавской ходьбы практикуют истинно феноскандинавскую ходьбу, почитатели летних фестивалей выбирают музыку и танцы на любой манер.
Остальное же большинство посетителей находят в Монрепо живую тишину, настоянный на свежести воздух, уроки истории и ботаники, головокружительные пейзажи, а иногда и себя. Желаю и вам выбрать свой близкий и настоящий Монрепо!
26/11/2012 08:57
Материалы по теме
- Страны: Россия
- Регионы: Санкт-Петербургский регион
- Отзыв о поездке: Выборг - средневековый город, декабрь 2004
- Фоторепортаж: В гостях у Выборга, 21.11.2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.