Непатриотичные записки



    Уважаемые модераторы, собрал сразу все записки в кучу. Включают в себя четыре подраздела. Только буквы.

    Часть первая. Культурная.

    Если театр начинается с вешалки, то после нескольких лет турецких путешествий скажу, что культура начинается с сортира. Вряд ли я мог придумать это первым: говорят, каждая мысль приходит одновременно многим людям на Земле, особенно, когда сидишь на унитазе. Наверняка, все, кто бывал на турецких эгейско-чёрно-средиземноморских курортах, которым в подмётки не годятся олимпийско-крымские пенаты, обращали внимание на пимпочки в турецких унитазах, предназначенных для элементарного подмывания задниц. Вот и меня при первом знакомстве с турецкими сортирами эти пимпочки приятно удивили.

    Без сомнения скажу, что теперь это одно из преимуществ, из-за которых поездка в Тюркию перевешивает для меня не только родные, но и европейские путешествия. Ещё будучи не искушённым турецким путешественником, я думал, что это такой турецкий выгибон для туристов, думал, что только в европеизированной части прибрежной Туретчины, куда ежегодно устремляются предатели родных побережий, присутствует эта необходимая всякому культурному человеку пимпочка. Но вот... в поездке по турецким хлебеням, отдалённым от голубых бухт, как вершина Джомолунгмы от уровня Каспия, я заскочил на одном из отогаров (прошу простить мой турецкий) в общественный сортир. Он был стар, и с первого раза его вид разочаровал мой кишечник: открыв дверь, я увидел обычное очко - как в армии, или в Усть-Звездюйске. Но, приглядевшись, я понял, что именно здесь, в сортире этой маленькой турецкой автобусной станции, сокрыт смысл мировой культуры. Рядом с очком, совсем неподалёку от синего кафельного пола, торжествующе торчал из стены... кран с водой!

    А рядом (о чудо древней тюркской культуры) стоял... кувшинчик!!! Мир перевернулся. Внезапно перед моими глазами пронеслись голландские уличные писалки (которые я тоже уважаю), "не бросай друга в биде", а завершился сей мировой визуальный ряд традиционным российским "туалетом свободного падения". Я понял, почему Россия - не Тюркия. Видимо, культурная экспансия тюркской культуры, которая принесла нам перепись населения и почтовые ямы, а по ошибке была названа "игом", сотни лет назад обломилась именно о пороги наших сортиров... И сразу стало понятно, почему турецкие пограничники в ответ на твоё "мараба!" отвечают "насылнсениз?", а ты им - "ийийим!"; и почему российские погранцы в ответ на культурное "здравствуйте" молча хмурятся и задают какой-нибудь только им понятный вопрос; почему турецкие продавцы улыбчивы в дождь, а наши в солнечный день с особым цинизмом пошлют тебя на йух; почему воды турецких бухт голубеют пуще Бори Моисеева, а наши грязны, как питерские бомжи; почему, почему, почему... Потому что у великих наследников тюркской культуры кувшинчик есть в каждом деревенском сортире, а наше "свободное падение" присутствует даже там, где есть унитаз. Надо подкинуть идею нашему правительству: Срочно! Создать! Долгосрочную! Целевую! Программу! Подмывания задниц всей стране!!!

    Часть вторая. Медицинская.

    Ну, что-то я всё о гигиене... Можно поговорить и о турецкой медицине... Я с ней столкнулся пару раз, удивившись сначала, но потом в памяти всплыли Гален с Авиценной, арабские цифры перешли в алгебру, а завершился этот паноптикум цепочкой "алхимия-химия-лекарства-антибиотики". В общем, первый раз ошалевший от лета пятилетний сын грохнулся голенью о край хамамного джакузи, кровь рекой, банщики принесли бинт, вату, йод, пластырь, мы уехали в отель. А на завтра обратились к доктору, активировав за 30 баксов страховку. Надо сказать, турецкий Айболит осмотрел, ласково пожурил, мягко уговорил нашего мелкого (почти не зная русского), обеззаразил, намазал, повязал.... И делал это каждый день в нужное нам время. Конечно, кто-то возразит, что страховая медицина для туристов - это одно, а мол, без страховки здесь очень дорого... Кто-бы спорил, но всё относительно. Если ты имеешь страховку, за тобой приедет обычная скорая, которая местами круче наших реанимационных. А если случай действительно тяжёлый, с тобой сделают то же, что и доктор Хаус: проанализируют и вылечат. Второй травматический случай связан лично со мной. Ссадина в пол-предплечья, вроде начала подживать, а потом - грязи и сероводородные источники Дальяна сбили меня с панталыку, инфицированная рана, воспаление расширяется.... Меня спас обычный аптекарь. Я ему показал свой ужастик, а он дал мне три штучки: антибиотик в ротик, мазьку снаружи, и мазьку для восстановления - назвал её "второй кожей". Все инструкции, правда, на турецком, но стоимость подкупила - за три штучки по 12 лир получается... 720 российских копеек, если тысячу считать за рубль. Острое воспаление прошло на третий день, корочка отпала через десять. Я пробил названия активных антибиотиков на русском. Оказалось: самые мощные и самые к месту: cефуроксим, бактробан и бипантенол. Таким образом, турецкий аптекарь, точнее - фармаколог, быстро и качественно сделал то... ради чего я вынужден посещать наши сказочно-комфортабельные поликлиники, с регистратурами и талончиками, чтобы "попасть" к участковому, чтобы выписать рецепт, чтобы... попасть к аптекарю! То есть, в Турции врач первой инстанции - это аптекарь-фармаколог, врач второй инстанции - это страховой случай, врач третьей инстанции - врач семейный (он подороже страхового будет), и уже потом - иностранцы, едущие толпами делать глазные операции, потому что здесь качественно и дешевле. Так что нашему правительству необходимо срочно создать целевую программу: всех наших аптекарей на бесплатную стажировку к турецким фармакологам. А потом - всех врачей. За счёт государства. А потом всех вернуть.

    Часть третья. Экономическая.

    Несведущему человеку может показаться, что автора в Турции интересовали только сортиры да медицина. Конечно, это не так. Турецкая автомобильная промышленность тоже, знаете, вполне ничего себе, и первые партии автобусов "Mercedes" для Москвы закупали в Турции. Но это не показатель. Показателем является то, что все европейские автомобильные марки хором поют, что в Турцию можно въезжать на любом автомобиле любой сложности, и если что с ним случится, то его отремонтируют просто... в любой (ну, или почти любой) автомобильной мастерской. При этом автомобильная промышленность в Турции - не флагман. Флагманом промышленности Турции является машиностроение: станки и прочая умная железяка. Уже затем идёт текстильная промышленность, третье место принадлежит сельскому хозяйству, на четвёртом - горная промышленность, далее - автомобилестроение, строительство и туризм. Где-то так... Поговаривают, "минималка" в Турции что-то около 750 лир (около 15000 рублей), и прожить на них сложно, но можно. "Приемлемой" считается зарплата в 700-800 долларов, но турецкие пейзане, впахивающие на личных плантациях гранатов, апельсинов, оливок, помидоров, кунжута и прочей травы, зарабатывают "очень хорошо", хотя и выглядят как наши колхозники. И ещё - горные дороги. Точнее, дорожное строительство. Турция - страна, лежащая на средней высоте 1100 метров. А правительство турецкое (чего только не придумают!) пообещало народу, что по всей стране проложит новые дороги с разделёнными полосами. И уверенно и быстро сносит горы и эту программу выполняет.И, кстати, всё это - без единой капли нефти и газа. Их не то что бы нет в Турции. Нефти и газа у турков до хрена. Но на заправках дорогущее топливо - 3 бакса за литр. Дело в том, что Турция пока (!!!) до 2030 года (!!!) не добывает свои разведанные запасы, коих немало. Великий романтик Мустафа Кемаль Отец Тюрков, создавая в 1929 году новое государство, запретил своему народу целый век (!!!) добывать эти полезные ископаемые. И молодец. Потому молодой турецкий народ не смог облениться, и впахивает с утра и до ночи. Всегда. Не знаю, бывают ли у них выходные, но вот нам нефть на пользу не пошла. Однозначно. Правда, нашему правительству не посоветуешь перестать добывать нефть. Наверняка сразу сочтут агентом госдепа, шпионом НАТО, турецким агентом и вообще врагом суверенной мохнорылии-ворократии-тандемии-демократии. Но результат - налицо. А вот в 2030 году турки, наконец-то, начнут добывать свои нефть и газ. Не знаю, будут ли они (турки) выглядеть как дубайские шейхи, но наша нефтянка-газовка точно будет выглядеть плохо и вполне может дать "дуба" на южных направлениях. Потому предложу нашему правительству следующую федеральную программу: сдаться, на хрен, Турции в плен, а уж потом пусть эти оккупанты проклятые запретят нам сосать нефть, и научат трудиться. Потому что нас наши князья-цари-генсеки-президенты всю историю нашей страны учили работать, то есть - получать социальную подачку за рабский, а потому - неэффективный труд. А ведь человека из обезьяны, сделал, как известно труд, а не работа.

    Часть четвёртая. Туристическая или "о бесплатном сыре".

    Дорога российского выездного туризма извилиста, как лабиринт. А путёвка, купленная у проверенного туроператора - это клубок Ариадны, который позволяет заплатить, прилететь и ни о чём не париться. Только приводит этот клубок не к выходу из лабиринта, а прямо в лапы к ненасытному монстру. Турецкую загогулину этой большой дороги обеспечивают три столпа отечественного выездного туризма - "Фигасе-Touristik", "Раз-tour" и "Горе-travel". Именно в лапы этих "лидеров рынка" и попадает чаще всего "наш" отдохновенец, собравшийся согреть и растрясти свои скудные жировые запасы на просторах "курортов". Поскольку отдых на турецком берегу существенно дешевле напряга на родном черноморском, миллионы предателей ро... российского сервиса покупают путёвку в лето и отчаливают по тарифу "all inclusive". Естественно, халява и расслабон отключают мозги, а после драки кулаками не машут. Но уже после поездки стоит задуматься: так ли дёшев отдых, продаваемый тройкой циклопов с большой российско-турецкой дороги? Из чего складывается экономика "all inclusive", которая позволяет за сущие копейки предаваться чревоугодию на территории комфортабельного отеля? Давайте разберём пример какого-нибудь горящего тура, который стоит ≈ 25.000 на одно лицо, дней на 10. Пара с ребёнком обойдётся в 75000. Цена, кстати, вполне себе европейская - тур 2+1 для британцев на 10 дней стоит 1500 британских рублей, что ≈ 75000 рублей российских.

    Естественно, две главные составляющие стоимости - это перелёт (чартер) и проживание (всё включено). Рассуждая здраво, подозреваю, что стоимость места "туда-обратно" для крупного оператора обходится по цене недавно разгромленной "Авиа-новы": тысячи две-три. Естественно, наших. Проживание в "пяти звёздах" оптом будет стоить в районе... 800-1000 рублёв (25-35 баксов) с человека (включая работу обслуживающего персонала). Так как еда на Туретчине ничего не стоит и плодится дважды в год (они помидоры в "холодицах" растят), а деликатесами туристов не кормят, отложим на еду пару тысяч (и то - много, даже включая приличное турецкое сухое вино), а также на трансфер "аэропорт-отель-обратно" ещё полторы. Считаем по максимуму... семь на ум пошло... минус агентские 10% ... минус налоги плюс офф-шоры и прочую коррупцию... итого... доход с каждого туриста составит... около 5000. Пять тысяч за посреднические услуги по организации найма кровати в огромной общаге и гарантированного места в общей столовой. С каждого из шести (!) миллионов доверчивых россиян. Киса, это конгениально! Это ж если помножить пять тыщ да шесть лямов... это ж миллиарды денег получаются! Ладно, бизнес есть бизнес: прокачали тему, договорились с перевозчиками и отелями - честь Вам и хвала. И пусть наш, неискушённый турист думает, что это и есть туризм. Но мы-то знаем, что это обычное барышничество. Купил-продал. Спекуляция. Добро бы этот бизнес развивать, повышая уровень обслуживания и расширяя предложения... Но, видимо, наши монстры настолько привыкли сидеть на "туристической трубе", что их уже легче заменить вместе с трубой. Потому что - глобализация. А глобализация в туризме означает не только высший уровень комфорта отеля, но и соответствующий спектр и уровень дополнительного обслуживания. Вот здесь-то собака и порылась...

    У любого счастливого обладателя путёвки в Турцию наступает момент, когда его, как настоящего "немца аглицкого", ждёт вполне комфортабельный автобус и улыбчивый "автобусный" (встречающий-сопровождающий). Задача "автобусного" проста: он должен принять груз (туриста), доставить его на склад (отель), сдать на reception. По пути - сообщить туристу время встречи с "отельным" гидом. Всё. Всё остальное, что щебечет сопровождающий, чаще всего, откровенный бред. Экспедитор не обязан знать достопримечательности по маршруту.

    Их должен знать следующий персонаж - "отельный" гид, представитель компании. И если вдруг турист думает, что задача "отельного" - помочь что-то выбрать, рассказать, поделиться информацией, просто поговорить... он ошибается. Задача настоящего "отельного" проста: турист должен уехать счастливым и нищим. "Отельный" получает процент от того, сколько впарил экскурсий, аренд, хамамов, массажей и прочих прелестей жизни за дополнительные деньги. Желательно всё это продать в первый же день, пока уставший, ошалевший от перелётов лох турист, проведя в автобусе час-полтора-два, откушать изволил и хочет спать. Или к цыганам. Собрание с "отельным" гидом - это просто рекламный ролик. Один такой ролик наблюдал недавно. Реклама экскурсии на ловлю дальянских синих крабов. И ещё черепахи. И гробницы ликийские. И всё в один день. И на автобусе полтора часа. Туда. Лёгкий завтрак, обед, крабы - лично пойманные и приготовленные. И стоит это - 50 баксов с человека. И вообще - это круто, потому что эксклюзивно, и только у них есть лицензии, и страховки, так как они - монстры, а все остальные - недостойные обманщики. Понимаешь в процессе: крабов ловить - 20 минут (они так на наживку бросаются, что лицензия никакая не нужна), фото прикормленной черепахи - 10 минут, гробницы ликийские (справа вы видите...) в полутора километрах, час на пляже Черепашьего острова (шезлонги платно! - а на хрен они нужны на час?), и крабы в ресторане у всех стали меньше в три раза. И хрен с ним, что в турецком экскурсионном агентстве, у которого те же самые разрешения, лицензии и страховки, эта же экскурсия стоит 30 баксов - на 40% дешевле.

    Убивают нюансы. Есть такая турецкая фишка - платная жидкость. То есть - еды поглощай сколько влезет, но вода - extra, за отдельные бабки. Надо сказать, вода в турецких магазинах стоит 1,5 лиры - тридцать рубликов. Следовательно, в опте она где-то 1 лиру - двадцать рублей.

    А теперь давайте прикинем. У турок такая же экскурсия с таким же набором услуг стоит 30 зелёных американских рублей - 900 наших тугриков. То есть, покупая экскурсию у "отельного", наш турист переплачивает за обслуживание на родной речи... 20 баксов (600 наших). То есть, пользуясь элементарной языковой неграмотностью общей массы российского населения, представитель одной из крупнейших российских туркомпаний производит безболезненный отъём социальных накоплений наваривает на каждом руссо-туристо 600 рублей с одной экскурсии. Фигня - скажете вы. И будете правы, потому что 600 рублей с 6 миллионов... минус два ляма детей... это всего... семь на ум пошло... ДВА МИЛЛИАРДА ЧЕТЫРЕСТА МИЛЛИОНОВ рублей с одной экскурсии!!! Полная фигня, особенно учитывая, что российский турист пытлив и культурен, а потому даже синие дяди посещают две-три экскурсии за поездку. При чём тут вода? При том, что какая-то сволочь, спекулирующая турецкими экскурсиями на миллиарды, не может подарить каждому участнику этого лохотрона бутылку воды за двадцать рублей! Вот такая экономика воды. И ещё любопытный нюанс: "отельный" принимает нал, а выдаёт ваучер, который потом изымает "автобусный". Миллиарды нала без налогов. Крутотенюшка.

    В принципе, не так важно, к кому из монстров вы попадёте. Итог одинаков - вам обеспечат низкий уровень информированности за ваши лишние деньги. Как избежать поездки по путёвке? Путешествовать самому: авиабилеты стоят копейки, если планировать путешествие заранее; а в мире полно сайтов, предоставляющих места в гостиницах, апартаменты, завтраки-ужины, и прочую хрень. Если же Вам лень озабачиваться, и вы всё-таки купили "путёвку" у "лидера туристического рынка", свой досуг надо организовывать самим. Турецкие экскурсионные агентства такие же, как и наши, только дешевле. Да, для этого желательно знать английский школьного уровня. Или просто названия мест, куда вы хотели бы попасть. Турки - народ терпеливый, особенно когда дело идёт о деньгах. Кстати, они выдают такие же ваучеры, как и "отельные". Но не отбирают их, оставляя на память туристам. Если вам лень общаться с "надоедливыми торгашами", самостоятельное путешествие по Турции всегда более интересно, чем путешествие в стаде. Учитывая, что тюрки - народ добродушный и любящий помогать, единственное, что надо знать - название города, куда собираешься попасть, и слово "отогар" (автобусная станция). Этого словарного запаса достаточно, чтобы встречные потомки султана Сулеймана постоянно показывали направление, а то и просто проводили до отогара, откуда запросто можно уехать в любой город страны и вернуться обратно. На любой автобусной станции вам рассчитают стоимость и время переезда, хотите - в комфортабельных автобусах "Pamukkale", или в "просто комфортабельных" автобусах государственной компании. И помните: язык до Киева доведёт, а голова у языка предназначена для наблюдений и выводов. Удачных путешествий.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    kodola
    25/10/2012 14:16


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Турции появился новый лоукостер AJet
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям
    "Уральские авиалинии" будут совершать рейсы из Сочи в Стамбул
    10.03.24 С 10 марта по 8 апреля в мусульманских странах будет Рамадан
    06.03.24 Возобновляется паромное сообщение между Измиром и Лесбосом
    05.03.24 В Турции снова подняли цены на билеты в музеи
    29.02.24 Norwegian Air Shuttle будет выполнять рейсы между Осло и Стамбулом
    27.02.24 Галатскую башню в Стамбуле закрыли на ремонт
    Pegasus Airlines начнет выполнять рейсы из Анкары в Лиссабон