Вставать в 4-5 утра, ложится не раньше 12 ночи, проходить пешком или проезжать на транспорте по несколько километров а то и десятков и сотен километров в день... Всё таки туризм это не отдых - это каждодневная работа! Но работа, которая доставляет огромное удовольствие, а каждый день приносит новые ощущения, которые не с чем сравнить то даже.
Вот и мы не стали исключением. Поднялись в 4, чтобы успеть сделать все дела до рассвета. Забрали бережно приготовленный для нас сух поёк и двинули в путь, обратно в Хампи для того чтобы увидеть самый красивый рассвет(пока).
Город в 5 утра уже был в движении несмотря на темноту. Повозки везли людей на работу, вдоль дорог то и дело попадались идущие куда-то люди, уже бегали дети. Но мы это уже видели, это было привычно. Водитель долго вёз нас по извилистым узким дорогам в сторону Хампи, остановившись только, чтобы прикупить печенья для обезьян. Потом мы ещё поднимались пешком на очень живописный холм с которого поднимается сверх сумасшедший вид и стали ждать рассвета практически в полной тишине.
Тишину нарушали лишь музыка местных монахов, которые пели где то внизу и обезьяны, снующие вокруг нас. Одна из них в наглую стыбрила упаковку печенья беспечно нами оставленную на камне и сточила её в одиночку.
Постепенно начало выходить солнце и мы наконец увидели то, ради чего сюда приехали
Словами это не передать да и фотографиями тоже. Скажу просто, что красивее рассвета у меня пока небыло. Нащёлкав с полторы сотни фотографий, несколько панорам мы скормив остатки печенья обезьянам мы направились вниз к монахам, которые пели когда мы пришли...
А монахи эти оказались очень интересными. К сожалению я не помню всего что там услышал дословно о них, поэтому расскажу своими словами:) У нас можно заказать (или я не знаю как это назвать) молитву в церкви... за упокой, за здравие и т.д., в Индии тоже самое, но немного, а точнее совсем в другом виде. Человек который, хочет заказать мантропение или что то типо того приходит к монахам, платит им порядка 15 000$ и они исполняют эту мантру (не помню как у них это называется) 1001 раз в виде песни. Стих этот или мантра такого размера, что пишется в книге, толщиной сантиметров 15-20 не меньше. По времени это у них занимает порядка 9-10лет, а поют они круглосуточно меняясь парами с какой то периодичностью. Вот примерно так. Нам разрешили посидеть рядом с ними, пройти обряд и даже немного подыграть на маленьких тарелочках... Очень интересно.
Очень забавное ощущение, когда на часах 7:30 утра, а у тебя в голове столько мыслей, эмоций и впечатлений, что дальше можно и не продолжать... а надо! Поэтому, чтобы всё уложилось мы решили позавтракать. Вот вы когда нибудь завтракали во дворце? А мы завтракали, правда в бывшем, а если быть совсем точным, то на его руинах под чириканье птиц и суровый взгляд местного йога, в полной тишине. Это что-то
Вообще это конечно не дворец, а целый Царский центр - небольшое плато, начинающееся в 2 км к юго-востоку от Хампи и простирающееся дальше до поселка Камалапурам. В Царский центр входят развалины дворцов, административных зданий и некоторые храмы. От дворцов сохранились, в основном, фундаменты с которых открываются отличные виды. Храмы и некоторые другие каменные постройки сохранились лучше. Хорошо сохранился акведук например.
А это наверное был прудик и бассейн например
После осмотра Царсоких владений м отправились в сторону Лотос Махала (Lotus Mahal), по дороге заскочив в Hazara Rama Mandir (Тысяча Рам).
Двухэтажный Лотос Махал (Lotus Mahal) расположен дальше к северу. Это часть комплекса зенаны, женской половины дворца, построенной для летнего отдыха супруги императора Кришнадэварайи в индо-исламском стиле.
Позади Лотос Махала находятся стойла для слонов (Elephant Stables) - ряд из 11 помещений с высокими куполообразными потолками, самая значительная из сохранившихся светских построек в Виджаянагаре, отражавшая уважение к слонам. Их использовали как для церемоний, так и в бою. На верхнем ярусе находится зал с колоннами, там находились музыканты, игравшие во время процессий царских слонов.
Апогеем нашей прогулки по Хампи было посещение Храма Виттхала. Это один из важнейших памятников города. Считается, что храм построен в XVI в. Напротив храма стоит каменная колесница. Она сама по себе является храмом в миниатюре, вырубленным из цельного куска скалы. Символизирует колесницы-ратхи, на которых статуи богов вывозятся из храмов. До храма мы добирались с пересадкой:) Дело в том что пешком было идти далековато, а на машине прямо к нему подъехать нельзя. Мы приехали на парковку, а оттуда до храма нас подбросил электромобиль автобус.
Одной из самых крутых фишек храма являются музыкальные столбы. Каждый из столбов, поддерживающих крышу храма, сам поддерживается столбом, изображающим музыкальный инструмент. Там находится 56 тонких музыкальных колонн (Musical Columns) из цельного гранита. При ударе они издают различные звуки, составляющие музыкальную гамму. Охрана не позволяет никому дотрагиваться до них, из-за того, что колонны сильно повреждены вследствие вандализма и эрозии. Но за 200 INR охранник сам немного нам поиграл пальцами, сильно переживая и оглядываясь(могут и уволить)!
Поговаривают, что в древние времена, когда люди играли на этих колоннах звук разносился на несколько километров вокруг...
На этом наше пребывание в Хампи подошло к концу. Мы попрощались с продавцом открыток, заскочили перекусить в Mango Tree и свернули в сторону Хайвея ведущего в сторону Бадами. Поначалу дорога не показалась таким уж Хайвеем и даже начали закрадываться мысли, что придётся опять плестись как днём ранее. Всё теже повозки, животные, дети мешали ехать быстро
Но не прошло и 20 минут как мы выскочили на широкую, качественную дорогу ведущую нас в сторону Бадами. Дорога действительно хорошая и широкая, но и здесь не обходилось без индийской экзотики:)
Дорога в итоге оказалось настолько хорошей, что до первой нашей остановки в городе Айхоле мы добрались за 2 часа (примерно 130 с небольшим км), а наш водитель сказал, что он ещё ни разу так быстро этот участок не проезжал. Свернув с трассы мы опять окунулись в индийскую действительность и оставшиеся километров 30 ехали по узким дорогам через деревни. Окрестности Бадами это достаточно бедный район. Примечателен он ещё и тем, что здесь многие люди живут точно так же как жили их предки 1000 лет назад, т.е. живут в таких же домах, ходят в такой же одежде, едят ту же еду... Чего уж говорить мы ехали с открытыми ртами и пытались уловить как можно больше деталей...
Айхоле интересен тем, что в нём находится более 100 храмов, относящихся к периоду правления Чалукьев и Раштракутов (VI-XI вв.). Многие храмы хорошо сохранились, несмотря на то, что местные жители использовали их в качестве жилища и загонов для скота. Мы конечно посмотрели не все... далеко не все, кое что увидели. Начать осмотр мы решили с храма Дурги (Durga Mandir) в центральной части деревни. Он построен в конце VII - начале VIII в. Это один из самых больших и красивых храмов в Айхоле. Наш айхольский гид Сэм (а там без гида нельзя) на офигенно понятном английском рассказывал удивительно интересные вещи...
Дальше на юг расположен храм Лад Хан (Lad Khan Temple, имя мусульманина, который жил в нем). Считается, что он сооружен в VII-VIII вв.
Cоседний с ним храм Гаудар Гуди (Gaudar Gudi Temple) включает маленькое святилище, развещенное в открытом павильон-мандапе.
На протяжении нашего пребывания там на нас смотрели как мы на обезьян сначала:) С интересом и опаской. Многие просили с нами сфотографироваться, но мы вежливо отказывали, ибо за этим занятием можно провести не один час! Где-то я слышал. что у индусов есть поверье, что если сфотографироваться с белым человеком, то в следующей жизни он(индус) будет белым. Незнаю насколько правда, но индусы в этом очень настойчивы
Перед переездом в Паттадакал(наш следующий пункт) мы ещё заскочили в Ravana Phadi Cave Temple. Это пещерный храм VI в., посвященный Шиве(Некая подготовка перед Бадами), где можно увидеть 81 позу его космического танца. Этот храм полностью вырезан в скале и не вызывает ничего кроме восхищения.
Как мне объяснил Сэм если абстрагироваться и сравнить города (точнее их архитектуру) Айхоле, Паттадакал и Бадами с учебными заведениями, то Айхоле это школа архитектуры, Паттадакал - университет, а Бадами профессура. Так вот вдоволь нагулявшись по школе мы отправились в Университет:) Расстояние от Айхоле до Паттадакала километров 15. Это примерно минут 25-30 езды по индийским дорогам. Но она ужасного качества и небыло ни одного указателя, поэтому мы ещё раз порадовались что мы с водителем...
Деревня Паттадакал, была второй столицей Чалукьев, правителей Бадами. В VII-VIII вв. здесь проходили церемонии коронации правителей. Основные памятники Паттадакаля находятся на огороженной территории и с 1987 г. включены ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Вообще в Индии больше всех в мире памятников из списка всемирного наследия. Точнее так: в Мексике немного больше, но в Индии очень много памятников на очереди так сказать.
Вход в комлекс 5 долларов или 250 рупий. Что примечательно мы были первые русские в этом сезоне, которые его посетили. Мелочь, а приятно:)
Заходя в каждый храм мы соблюдали все каноны наравне с индусами
После такой атаки на мозг, нужно было срочно перезагрузиться, столько впечатлений за такой короткий временной отрезок я не получал давно. Поэтому когда мы приехали в забронированный отель в Бадами мы первым делом распоковали Ром:)Местный индийский ром Old Monk (стоит 2$/0.7л) оказался совсем не дурён и остаток вечера мы провели у бассейна рассуждая о том, что важнее духовно развиваться или материально. Ведь живут же люди 1000 лет получая 1$/день и радуются жизни больше нашего. Зачем нам эти телефоны, машины... вопрос риторический...
24/09/2013 16:00
Материалы по теме
- Страны: Индия
- Отзыв о поездке: Орчха. Деревня и храмы, 2013
- Отзыв о поездке: Индия. Города. Варанаси, лето 2013
- Отзыв о поездке: Гоа - Хоспет - Хампи, 2012
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.