Несмотря на то, что местечко Финсе (Finse) и ледник Хардангерйокулен (Hardangerjøkulen) в Норвегии не входят в список обязательных к просмотру достопримечательностей, многие из нас заочно знакомы с заснеженными пейзажами высокогорного плато Хардангервидда. Именно здесь в марте 1979-го команда Джорджа Лукаса снимала сцены ледяной планеты Хот (Hoth) для пятого эпизода культовой саги "Звёздные войны". А вот так это место выглядело 18 июня этого года.
Предыстория
На самом деле эту поездку модно назвать спонтанной. Изначально мы собирались проехать по маршруту "Norway in a nutshell": поездом до Мюрдал, оттуда пешком во Флом, затем на туристическом пароме в Гудванген, потом автобус в Восс и снова поезд в Берген. Или на скоростном пароме прямо из Флома в Берген, по Согнефьорду (но это плыть более пяти часов, что при пасмурной погоде совсем не так интересно). И даже уже были куплены билет Берген-Мюрдал и путеводитель по маршруту, как планы пришлось менять: выяснилось, что в автобус моего четвероногого спутника не пустят, а 50 километров пешком - далековато. Зато норвежские железные дороги относятся к животным более чем лояльно, если при этом высота пса в холке ниже 40 сантиметров, он и вовсе едет бесплатно (при наличии владельца). Оставалось составить новый маршрут. И тут я вспомнила, что в прошлом году, летом, по пути из Осло в Берген мы делали остановку на станции, высоко в горах, окружённой потрясающими пейзажами, со снегом на горных пиках и белеющим вдали ледником. И всё это всего в 30 минутах езды от Мюрдал. То, что нужно для однодневной прогулки! План прогулки сформировался после изучения сайта старейшего местного отеля Finse1222: маршрут Blåisen должен был привести нас к одной из лап ледника Хардангерйокулен. Согласно информации с сайта, прогулка достаточно простая, занимает 4-5 часов и подходит даже детям. Длина маршрута - 12 км.
Поездка
Сначала был Мюрдал. 866 метров над уровнем моря.
Из интересного: недалеко от станции можно взять в аренду велосипед для поездки во Флом по ралларсвеген. Стоит это 300 крон (поезд чуть дешевле, для сравнения), возвращаешь байк уже во Фломе.
Ещё полчаса на поезде и мы на месте.
Станция Финсе расположена на высоте 1222 метра над уровнем моря и является самой высокой точкой железнодорожной ветки, соединяющей Берген и Осло. Кроме того это самое южное место в Европе с арктическим климатом и средней годовой температурой -2 градуса. Сейчас здесь живёт около 10 человек, большинство из которых работает в отеле. Одноимённый отель Финсе 1222 был основан в 1909 году.
Здесь останавливались многие знаменитые персоны по пути из Осло в Берген, из знакомых имён можно указать исследователя Северного полюса - Нансена, исследователей Южного полюса Амундсена и Шакелтона. Последний, во время пребывания в Финсе, отмечал, что это "идеальный южнополярный пейзаж".
Тут стоит отметить, что такого количества снега в июне я никак не ожидала. Официально летний сезон в этих местах стартует в июле и длится по октябрь. В это время все пешие и велосипедные маршруты уже освобождены от снега, и ничто не мешает свободному передвижению. Но в этом году всё вышло иначе: в мае выпало большое количество осадков в виде этого самого снега, и когда оно всё растает - сказать трудно.
А на площадке перед отелем уже стоят новенькие велосипеды, которые можно взять в аренду. Но пока очереди из желающих нет.
Тут же, перед отелем стоит указатель на местные достопримечательности и туристические тропы
Туристические маршруты помечены буквой "Т". Мы двинулись в сторону Blåisen. Прямо по снегу, потому что нужная нам тропинка лежала под ним.
Иногда попадались проталины и тропинку можно было даже разглядеть
А вот и второй указатель на достопримечательности ...и информационный щит
Финсехитта. Используется норвежским Туристическим союзом с 1949 года. Отлично подходит для ночёвок неприхотливых туристов, цены не кусаются, заказывать места заранее не нужно, если планируется провести в хитте только одну ночь. Один минус - не в сезон она закрыта. Сезон тут зимой, для всевозможных лыжников, и летом, для пешеходов и велосипедистов.
Единственный живой человек, которого мы встретили за всю пятичасовую прогулку. На фото не видно, но дама на лыжах и передвигаться по снегу ей значительно проще, чем мне.
Периодически мы сходили с маршрута, чтобы сделать фотографии.
Но отвлекались от дороги ненадолго, боясь заблудиться
Сама туристическая тропа выглядела примерно так: снега-снега и вдруг островок из камней, на некоторых из которых нарисована красной краской буква "Т"
Местами буквы были практически стёрты и найти направление было достаточно сложно.
Через пару часов блужданий тропа внезапно оборвалась. Впереди был снег, вдали уже виднелся ледник (на фото сложно понять, потому что всё занесено), но как к нему подойти ближе было неясно. Чесать по снегу было откровенно страшно - никогда не знаешь, что под ним. Мы ещё погуляли немного по "островку" из камней и мха, допили кофе и доели бутерброды, и повернули назад. "Назад" выглядело так
Кстати, здесь же, на леднике, во время немецкой оккупации Норвегии во вторую мировую, с захватчиками произошла интересная история. Они решили построить на леднике взлётно-посадочную полосу для самолётов. В конечном итоге один самолёт-таки благополучно приземлился. Однако во время взлёта произошла неприятность: махина провалилась в щель в леднике и разбилась. На этом авиационные планы немцев были свёрнуты. Вместо этого они начали тестировать моторы и транспортные средства в арктическом климате. А так как работы проводились тайно, в проходящем мимо поезде полагалось наглухо закрывать все занавески.
На станцию мы вернулись как нельзя вовремя: примерно в это же время на плато опустился густой туман. Заблудиться в таком - как плюнуть.
А вот так выглядит станция
Только что уехала группа туристов в сторону Осло, и мы остались совершенно одни. Человек за окошком (у которого уже кончился рабочий день) выполняет функцию продавца билетов на поезда, почтальона и кассира местного отделения норвежского банка. На улице в это время начался не сильный, но неприятный дождик, летние ботинки промокли насквозь и оставшееся до поезда время мы просто сидели в тепле и клевали носом.
Там же, на станции, организован обмен книгами. Можно взять с полки любую понравившуюся, а какую-нибудь свою оставить взамен.
В общем-то и всё. До свидания, Финсе, мы непременно вернёмся. Летом. Антарктическим летом.
Немного полезной информации
Билеты: покупались заранее, на сайте nsb.no, 3 билета стоили примерно 500 норвежских крон. Можно уложиться в 400.
Время: Дорога Берген-Финсе занимает примерно 2 часа 15 минут в одну сторону
Информация о Финсе
http://www.finse1222.no
http://ut.no/rute/finsehytta-blaais
http://www.finse.com
Крем от загара и солнечные очки всё-таки надо брать с собой. Я дилетант и поэтому вернулась с сильно загоревшим лицом, несмотря на пасмурную погоду.
Существуют экскурсии на ледник, организаторы выдают участникам необходимую экипировку. Тур можно забронировать через отель, на его сайте есть информация и контакты.
26/06/2012 10:39
Материалы по теме
- Страны: Норвегия
- Отзыв о поездке: Норвежская симфония, Берген, нефть и снеговик, ноябрь 2011
- Отзыв о поездке: Шестьсот метров под ногами. Кафедра Проповедника, сентябрь 2011
- Статья: Норвежское заполярье, 01.03.2007
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.