Выдержка из ежедневной газеты "Вечерний Таллин" за 5 апреля 2012 года. "Заблудившийся райдер"
"На прошлой неделе жители Питера, Стокгольма, Хельсинки и Таллина могли видеть бродягу со сноубордом. Сноубордист ходил по историческому центру города, глазел, изредка доставая фотоаппарат или повторяя один заветный вопрос: "How can I get to the pier?" ("Как мне добраться на пристань?") Горожане ласково окрестили его "заблудившийся райдер".
Посидеть немножко на краешке Полярного круга
Субботний день. Суета. Покупаю в спортивном удобные трековые ботинки, Настя, моя добрая знакомая, желает мне много новых встреч. Спасибо тебе, Настя, за невероятные, снаружи броня - внутри пух, ботинки-самоходы и пожелание. Опять сплошная суета. Все вещи и снаряжение поместились в 35-литровый рюкзак и тонкий чехол. Шнурую ботинки. Хороши. Почти бегом на вокзал, нет уже времени зайти в магазин за дорожными мелочами. Вокзал.
Отличный 56-й поезд в Питер. Новые вагоны. Сухое чистое белье. Спать, потому что подъем ранний - в пять.
Шесть. Кафе на вокзале. Все занято. Подсаживаюсь за столик к мужчине средних лет. Старовер. Жесткие складки лица. Темные глаза - подвижные орехи. Уверенная, убеждающая речь и рассчитанные жесты. Разговор о чистых и дьявольских продуктах, о сути раскола. Об истинной науке. Слова эмоциональные, отрепетированные. Руководит беседой, больше говорит, чем слушает. Привык поражать своими необычными идеями о духовности. О невидимом мире. О полном подчинении и обращении всего к богу. Возвеличивании эго и его желаний в каждой душе, что и есть план дьявола. С любой темы в итоге съезжает на еврейский заговор и полное подчинение человека нечистоте. После того, как я предложил не отрицать современность. Не быть выделенным из нее. По смыслу не быть выше ее - был немного выбит из темы. А после моих слов, что можно возгордиться своим обращением к господу, просто повернулся в полоборота и сказал, что не о чем нам разговаривать, я отрицаю основу и чистоту. Что мое мировоззрение слишком пестрое, не цельное и дьявол победил в моей душе. Ничего не осталось другого, как встать и попрощаться. Расстались, по-дружески пожав руки и пожелав друг другу счастья. Остро переживаю мысль, что видеть человека и понимать человека - видеть бога и понимать его.
Следующая встреча запланированная, с давней подружкой Аней. Над Питером солнце и небо. Болтаем и болтаемся. Спорим о петербуржцах и петербуржицах. Мне кажется, что они доброжелательнее, открытее, чем москвичи. Аня считает наоборот, что в Москве живут более интеллигентные люди. Ну посмотри же! Каждый встречный улыбается и готов поговорить. А может просто погода сегодня хорошая - Весна пришла. Заходим в "Циферблат" на Невском, 32. В кафе работают смешные бородатые ребята, похожие на улыбчивых терьеров. На выходе нас встречает любезная женщина и радостно приглашает нас в отрывающийся тубдиспансер, на обследование. Она искренне не понимает, почему мы так громко ржем. Другие они, эти петербуржцы.
Долгая посадка на паром "Принцесса Анастасия". В очереди весь народ напряженный, нервный. В каюте знакомлюсь с попутчиком - жителем Стокгольма Магометом. Симпатичный закавказский дядька, давно когдато ставший приполярным жителем. Раз в месяц по делам приезжает в Питер. С удовольствием рассказывает, в каком ресторане на пароме можно недорого перекусить, где рецепция, а где "дьюти фри". Маленький симпатичный буксир "Сестрорецк" шустрит вокруг парома, обкалывает невский лед. Отчаливаем, наблюдая прекрасный закат. Васильевский остров, панорама порта, буксир, колотый лед в фарватере, все напоминает мне творчество старины Конецкого, которого так люблю. Очень дорогая для меня встреча.
Очень красивый рассвет на рейде Хельсинки. Минуя все острова и большие круизные суда, становимся у нашего причала. В Питере был снег и солнце. В Хельсинки осталось только солнце. Магомет говорит, что в Стокгольме уже зеленая трава, очень тепло. Может, я вверх ногами карту держал, когда планировал путешествие? После дневной прогулки по Хельсинки длинно говорим с Магометом, он рассказывает про свою семью, работу (он ветеринар по образованию и строитель по месту работы), про шведов, про диаспору дагестанцев в Стокгольме. Старший сын чемпион Швеции по боксу, работает сейчас водителем. А старшая дочь вышла замуж за лондонца, тоже бывшего жителя Махачкалы. Младшая дочь пошла в школу, своим криком удивляя взрослых и детей - шведы спокойны (дети в колясках и каталках как неживые) толерантны и замкнуты. Рассказывает, что собираясь в Махачкалу, думал купить новый автомобиль, "Мерседес", но сейчас решил ехать на своем стареньком "Рено". Поступок.
Белесый рассвет. Проходим каналом мимо каменистых берегов и маленьких, пестрых шведских домиков. В Стокгольме пасмурно, + 13. Мой замечательный сосед - швед Магомет говорит: "зачем ты на метро поедешь на вокзал, давай я тебя подброшу, мне почти по пути!". Вот клево, думаю. Посмотрю грузовой трюм, кардек, пройду границу без очереди. И доеду с комфортом. Лучше не придумать. В радостном настроении спускаемся в трюм, сразу выезжаем на причал и въезжаем в таможенную зону. Таможенников много, мужчины, женщины в форме и в гражданке, в основном молодые, но есть пожилые. У одного высоченного блондина с прокисшими глазами и немножко отвислой улыбкой грандиозная татуировка на всю руку. И так она ему самому нравится, что все в куртках, а он в пилотке и футболке. Вооружены, вежливы. Предлагают показать документы. Потом предлагают отогнать машину в бокс. Потом выйти из машины. И так постепенно-незаметно я оказался во внутреннем помещении, снимающим сначала флиску, ботинки, а потом и трусы. Машину потихоньку разбирают на запчасти. На подъемнике несколько человек курочат ее с применением самой современной медицинской техники. Камеры в гибких шлангах, сканеры и все такое. Конечно, собака, обнюхивающая все и вся. Два часа такого приключения с тремя допросами разными сотрудниками, сдачей анализов (есть чо?) и томлением в стеклянной камере. А причина - 25 блоков сигарет в багажнике "Рено". Магомет хотел оправдать поездку в Россию. "Марльборо" арестовали и еще штраф впаяли. Все вместе обошлось Магомету приблизительно в 800 евро, а мне всего лишь в два нескучно проведенных часа. Я дешево отделался. Никогда заранее не знаем, где путь короче, а где интереснее. Уезжаю с чувством - очень симпатичные люди - шведская таможня.
А потом Магомет отвез меня на вокзал, прямо к парадному. С рюкзаком и чехлом от доски путешествую сначала на самое дно жд терминала, чтобы узнать, что камеры все автоматические и стандартных размеров - на чемодан на колесиках. Добрый человек подсказал (кстати, шведы почти все говорят по-английски), что камеры для досок и лыж есть в автобусном терминале. Теперь на самый верх, оставляю все, кроме айпеда и фотоаппарата, и отправляюсь намеченным маршрутом в Гамластан. И такая меня взяла охота к фото! Фото охота на меня напала. Свет, вода, корабли, солнце, здания, люди, велосипеды. Не могу выключить фотоаппарат. Щелкаю, не целясь, от плеча, потом от груди. Гуляю по набережным и щелкаю, щелкаю. Последний раз такая охота на меня напала в Гималаях, отщелкал 4 пленки по 36 кадров и приличным оказался только 1. Думаю и в этот раз тоже самое будет, одно фото из 150. Гуляю так, до гудящих ног, не тороплюсь, поезд почти в полночь.
Вполне удобное купе - шесть полок. Отправились по расписанию. Со мной в купе, на нижней полке болтун британец. Невысокий. Светлоглазый. Подвижный. Уже четыре года живет и работает в Оре. Мы обсудили все конкретные и отвлеченные предметы - от семьи до политики и от архитектуры до характеров народов Европы. Хочу спать, но бритиш не унимается. Помощь пришла со стороны и снизу, наш третий сосед, улыбчивый швед в очках с нижней полки, подменив меня на минутку в разговоре. Воспользовавшись тем, что собеседник отвлекся, залезаю к себе на самый верх и сразу засыпаю.
Утром рано, в шесть часов, проводник готовит слов. Много разных, безобразных, очень крепких, вроде шведских. Из тарабарщины проводника и показаний наручных часов не сразу, но понятно - скоро Оре. Выхожу на перрон, надеваю капюшон и тяжело вздыхаю. Нет идет не дождь - ливень. Бреду до коттеджа под счастливым номером 13, иеэххх! Несмотря на раннее утро мне открывает Ирина. Завтракаем, говорим, собираемся на склон, кашу месить. Каша густая, талый снег пополам с дождем, склоны хлюпкие, жидкие, но пока без камней. Самый верх закрыт из-за очень сильного ветра, хотя там идет снег, внизу идет дождь. В ботинках чавкает, в перчатках булькает, под курткой жабры намечаются. Возвращаемся домой, болтаем, паримся в сауне.
Ночью похолодало и выпало несколько сантиметров свежего снега. Но днем все быстро начало таять, а теплый снег не способствует скорости. На подъемнике встречаю двух ребят из Питера - Мишу и Витю, они приглашают с ними на off piste. Сначала сильный уклон, потом ущелье и козья тропа петляющая и пересекающая ручей. Скорость хорошая, а рельеф состоит из резких кочек, забавно. И красиво, ручьи с водопадами, лес. Жалко пасмурно. Потом решаем ехать на трассу skogis, точнее трасса она только на карте. Это тропа через хвойный лес. Да и не тропа даже, а направление спуска через плотный лес. Но сейчас это еще интереснее, потому что снег есть не везде. Дважды лечу через голову и ищу снег всеми частями тела, нахожу много грязи. Черт. Камни. Ребята, зачем это нам надо? Бугры из снега, опять проталины. Если бы не сильный уклон, пошел бы пешком. С тех пор, как научился кататься на сноуборде, первый раз пришлось тормозить руками. Спустился к подъемнику и понял, что я отдал все силы этому лесу. Домой. В сауну!
Утром, пока все спят, сидим на кухне, разговариваем с Ириной, она рассказывает, как жила в Эфиопии и Тунисе. Как спасалась от повстанцев сама и спасала подругу, как дружила с огромной черепахой, о местном стороже посольства, который мечтал учиться, и с кем они обменялись языками. Как же это интересно - жить какое-то время в другой стране, не уехать насовсем, но жить долго, ходить на работу, обзавестись домом. Подружиться с местным, узнать их, праздновать их праздники. Пожить их жизнью, особенно интересно, если они такие другие, как африканцы. "В жаркой, черной Африке, в центральной ее части...". В это время за окном идет сильный снег, дует сильный ветер, все, что вчера текло вниз, сегодня застыло на месте. Выходим... Стекло под доской. Крупа по лицу. Видимость-невидимость. Настоящий Север. Работают не все подъемники из-за погодных условий, и, возвращаясь домой, выбирать особенно не приходится, попадаю на очень пологую, просто ровную трассу. В спину сильно дует. Немного попрыгав, как лягушечки прыгают, включил мозг. Раскинул руки, развернул ладони и поехал вперед, набирая скорость. Такие здесь ветра, что и парус не нужен. Дома традиционная сауна и теплые разговоры.
Ясное, тихое, морозное утро. Озеро за ночь замерзло. Все подъемники открыты. А я собираю спортивный инвентарь, пакуюсь, и на вокзал. Эх! Судьбинушка:)
Шведы очень практичны и вокзал в Оре совмещен с супермаркетом. Идея необычная, но на деле вполне удобно. Вокзал большой здесь не нужен, в день здесь бывает три-четыре поезда. Но за счет пространства супермаркета, здесь свободно и удобно. Сажусь в кресло поезда, наблюдаю в окно за солнечными пейзажами. Справа по ходу движения поезда всегда вода, озеро или река, иногда бурная. У воды аккуратные домики - желтые, бурые, красные, всегда окантованные белым цветом, не яркие, но ладные и всегда удачно вписывающиеся в ланшафт. Как всегда живописны белые грибы в траве. Или отдельно стоящие деревья. Домики - часть пейзажа, даже часть природы, ею они сотворены, хотя и с помощью людей. Накануне вечером Полина назвала это единым дизайнерским замыслом, она права.
После почти семичасовой поездки медленно останавливаемся у перрона Стокгольм Центральный. Спускаясь из вокзала в метро, на минутку останавливаюсь у большой карты-схемы, обдумывая маршрут. Пожилой, лысый и очень доброжелательный швед предлагает мне свою помощь. Спасибо, вроде все на схеме ясно. Покупаю билет спускаюсь в ту минуту когда на перрон выползает поезд. На всякий случай уточняю, мой ли это поезд (до парома не так много времени) у парня, который разговаривает со старушкой в инвалидном кресле. Парень не понял меня и попросил бабушку мне помочь. Бабушка встала из инвалидного кресла, чтобы лучше со мной разговаривать - я чуть багаж не выронил, прошу ее садиться. Но шведская бабка, так и осталась стоять, пока разговаривала со мной. Этот поезд не мой, следующий тоже, мой будет через 9 минут. На всякий случай она спросила, куда я еду, удостоверилась, что я еду до правильной станции метро, пожелала мне счастливого пути. И вам счастливо. Все шведы очень выразительны. Молодые люди красивы, а пожилые колоритные, характерные. И все спокойные, доброжелательные. В душе этих людей порядок, как и во всей стране. Наверное, какова единая душа живущих на месте людей, так оно и выглядит. Мы пеняем, что в Москве бардак, что памятники превращают в новодел. Но ведь как круто изменилось все, чем живут люди в Москве! Все это теперь выражает новые идеи, новые принципы, новые цели и бесконечный бардак в головах тех людей, что проживают в Москве в последние годы. Ну вот и паром, вот и уютная каюта под кардеком.
Утром швартуемся в Таллине. Вот они новые москвичи и новые петербуржцы, склочатся в очереди на пограничном контроле в таллинском порту. Одного часа ожидания в очереди достаточно, чтобы слетела воспитанность и любезность. Мужчины и женщины свирепыми берсерками раздувают щеки и вращают глазами. Говорятся громкие слова, в погранзоне атмосфера битвы. Очередь плотной шведской свиньей наступает на хрупкие пограничные будки. Очередное взятие Ревеля. А вы не знаете почему русских людей не любят за границей? А Старый Таллин очень приветлив и красив; солнечная погода. Черепичные крыши, старые крепостные стены, крики чаек и море. Вокруг русская речь, она слышится чаще другой, по-русски говорят и туристы, и местные жители. Из маленьких ресторанчиков пахнет кофе. Фонари и брусчатка, узкие улочки и высокие башни.
Утром произошел-таки контакт с соседом по каюте. Поводом стал мандарин, купленный в Талине. Мой сосед из Питера, ему надо спешить, он с утра должен быть на работе, это у меня поезд только в три пополудни. Он тоже путешествовал по Европе, летел "Ренэйром" из Лаппеенранты в Милан, ехал поездом в Рим, потом в Венецию. Из Венеции самолет в Стокгольм тем же "Рейнэйром". В Питер паромом. Очень экономный маршрут получился. Ну давай, пока - удачи! В моей голове зреет маршрут уже на машине, с велосипедами. Из Москвы в Турку, паром в Стокгольм. А затем через Швецию к норвежским фьордам, в Берген. Обратно через Стокгольм и любимый Таллин в Питер. Например в июне, когда ночи везде белые, а Хью Лори собирает в Питере всех поклонников на "творческий вечер".
Опять традиционная очередь на пограничном контроле, не удалось мне обмануть этот половник с дегтем своим полуторачасовым чтением в каюте. Ничего время есть, до поезда еще 4 часа. Погода компенсирует свою ветреность и хлюплость в горах - в Питере ласкает солнцем и обливает лазурным небом. Чудо, а не погода. Просто пройтись по Невскому, задержаться у Аничкова моста, посидеть в "Циферблате", просто шагать, смотреть, просто улыбаться.
Сажусь в поезд, мои соседи по купе - милая пожилая пара из Нарвы и средних лет командировошный. Командировошный без конца экспрессивно смсит, а супруги угощают друг друга разносолами. Активные занятия командировошного правописанием на двух телефонах, привели к полному обнулению счетов на обоих. И тут, вероятно, пришел запрос от жены. Командировошный чертыхнулся, удвоил свою энергию, прилагаемую к телефонам, заворочался, тихо завыл и впал в панику. Его глаза голодной собаки молили об одном коротеньком смс. Возьми, друг, пусть все существа будут счастливы. Лежу на верхней полке и думаю, что как же хорошо путешествовать, на перекладных, с поезда на паром, с парома на поезд, долго и так чудесно. Если бы взял билет на самолет, кроме очереди на контроль, "дьюти фри" и кресла в самолете - больше ничего. Хирургическая безболезненная операция по удалению времени - кресло, дежурные улыбки, девушки в белых передниках. Все прошло успешно, выходите, экипаж прощается с вами. Медицина.
Ленинградский вокзал. Выходим, с командировошным, старики же едут в Челябинск. Помогаю моему попутчику разобраться в схеме проезда в аэропорт Домодедово, а я уже почти дома. Счастливого пути всем путешественникам.
Цифири
Стоимость всей поездки вышла около 500 евро.
20 евро билет до Питера и 20 обратно.
Паром "Princess Anastasia" Питер- Хельсинки - Стокгольм - Таллин - Питер - 60 евро.
Поезд Cтокгольм - Оре - Стокгольм - 150 евро.
Подъемники на курорте Оре на весь регион на три дня - 140 евро.
Проживание - ночи в пути - бесплатно, 3 ночи в коттедже в Оре - пустили переночевать добрые люди.
Остальное - городской транспорт, камера хранения в Стокгольме, продукты - 110 евро .
16/04/2012 12:10
Материалы по теме
- Страны: Эстония; Финляндия; Швеция; Россия
- Города: Таллин; Хельсинки; Оре; Стокгольм; Санкт-Петербург
- Отзыв о поездке: Круиз СПб-Хельсинки-СПб на пароме Принцесса Мария, июль 2010
- Статья: Из Петербурга в Европу - с помощью "Принцесс", 27.06.2011
- Фоторепортаж: Таллин, 21.09.2000
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.