Мистерия Цам в монастыре Шечен (Катманду, Непал)



    Tsam (Cham) mystery 25.03.2010, Shechen Monastery, Kathmandu, Nepal

    Тибетское слово "Tsam" (тибетцы и другие непальские народы тибетского корня часто произносят его как "Чам") означает "танец" – так называется один из самых зрелищных религиозных буддийских ритуалов – танец лам.

    Существует мнение, что корни этого обряда уходят в далекие добуддийские времена, к шаманским практикам и фольклору кочевников – прототипы масок Цам можно увидеть в древних петроглифах (наскальных рисунках) в Центральной Азии. С помощью языка танца, пантомимы, а в некоторых случаях и диалога исполнителей со зрителями Цам "рассказывает" о событиях буддийской истории и мифологии, о главных божествах и покровителях буддизма, героях тибетского эпоса (таких как Миларепа, хан Гесэр или Белый старец), их жизни и подвигах, о борьбе между добром и злом. Мистерия Цам может продолжаться очень долго – например, сказание о Гесэр-хане включает аж 94 акта – помимо собственно "игры по сценарию" представление содержит подробное описание всех костюмов, масок и символики.

    Танец Цам не приурочивают ни к какому историческому событию или определенному дню буддийского календаря, но часто день его исполнения совпадает с годовщиной того дня, когда он был впервые исполнен в этом конкретном монастыре. Цель мистерии Цам – показать зрителям присутствие божества на земле, усмирить злых духов, угрожающих последователям Дхармы, и подготовить человеческую душу к особому посмертному состоянию, которое приводит к следующей реинкарнации.

    Мне удалось увидеть танец лам в тот самый день, когда мы с Денди прилетели из Луклы в марте 2010 года – мой любимый гестхаус в Боднатх расположен в двух минутах ходьбы от большого монастыря Шечен, в котором и происходила мистерия. Увидев, что площадь перед монастырем полна народу, я поспешила бросить вещи в номере и вернуться туда с камерой. К сожалению, мы застали лишь самый конец церемонии. Исполнялся танец, посвященных четырем стражам сторон света (их изображение часто можно увидеть на монастырских фресках).

    Вот он, монастырь Шечен (в обычный, не праздничный день). Аккуратный ряд шлепанцев, оставленных у входа, показывает, сколько людей в этот момент находится внутри (в буддийские храмы нельзя входить в обуви):

    Tsam mystery 25.03.2010 / Непал
    Tsam mystery 25.03.2010
    Монастырь Шечен / Непал
    Монастырь Шечен
    Лхаканг монастыря Шечен / Непал
    Лхаканг монастыря Шечен

    Это один из главных монастырей традиции Ньингма тибетского буддизма. Тибетский монастырь Шечен был основан в 1695 году, впоследствии разрушен китайцами в процессе "культурной революции", и перестроен лишь в 1985 году Дилго Кьенце Ринпоче. Соответственно, его "братья-близнецы" есть в Непале и Индии. Монастырь Шечен в Боднатх был основан сравнительно недавно – в 1980 году, полное его название – Shechen Dargyeling Tennyi. Его настоятелем сейчас является седьмой по счету Шечен Рабджам Ринпоче, внук Дилго Кьенце.

    Лхаканг монастыря Шечен (идет пуджа).

    Подготовка к ритуалу (своебразные "репетиции") начинается за пару месяцев до дня публичной демонстрации мистерии, и проходит под руководством опытного ламы-наставника. Будущие исполнители Цам много времени проводят в состоянии глубокой медитации, чтобы внутренне настроиться на "роли" богов и героев, которые им предстоит исполнить, и максимально идентифицировать себя с ними.

    Число исполнителей может колебаться от 4-8 до 108 человек, а монастырский двор, в котором танцоры Цам движутся по кругу, на время ритуала приобретает значение мандалы – символа Вселенной. Исполнять главные роли в Цам могут только посвященные ламы и монахи, незначительные роли доверяются монастырским послушникам.

    Мальчик-прслушник несет торму во время церемонии. 25.03.2010, Shechen Monastery, Nepal

    Каждый монастырь имеет свой собственный набор масок, костюмов и музыкальных инструментов. Маски Цам изготавливаются из папье-маше, они большие и ярко раскрашенные – несколько больше, чем в натуральную величину, чтобы все зрители могли хорошенько их рассмотреть.

    Мальчик-прслушник / Непал
    Мальчик-прслушник
    Маски Цам / Непал
    Маски Цам
    Отражают разные эмоции / Непал
    Отражают разные эмоции
    Защитник Дхармы Махакала / Непал
    Защитник Дхармы Махакала

    Непосвященному зрителю довольно трудно определить, какие маски представляют добро, а какие – зло. Маски отражают разные эмоции: воинственность и жестокость, спокойствие, иногда даже чувство юмора...

    Вот, например, танцует защитник Дхармы Махакала – персонаж, относящийся к просветленным существам, но которого все рядовые тибетцы очень боятся, признавая в нем демона.

    Большую часть года, за исключением некоторых дней, когда проводятся посвященные ему ритуалы, изображение Махакалы закрыто в специальном помещении в лхаканге. На нем корона с пятью черепами, украшения из змей, костей и вяленого мяса, у него большой живот и щеки...

    ...Однажды Кармапа) (глава школы Карма Кагью тибетского буддизма) назначил Махакалу своим слугой. Будучи посланником при императорском дворе в Монголии, Кармапа проявил неповиновение императору, за что его хотели казнить, привязав к хвосту лошади. Находясь на краю гибели, великий Кармапа призвал на помощь Махакалу, но тот не явился вовремя. С помощью специальных заклинаний развязав связывающие его путы, великий лама освободился и увидел приближающегося Махакалу, когда в помощи его уже не было нужды. В гневе Кармапа отвесил Махакале такую оплеуху, что тот до сих пор, через несколько веков, ходит с опухшей щекой (народный тибетский фольклор).

    Одеяния исполнителей отражают исторический костюм воинов-охранителей верховных тибетских лам. Основа этого костюма шьется из плотного шерстяного сукна, которое используется для пошива тибетских чуб. Дополняют ансамбль красивые тибетские валяные сапоги. Под основное платье надеваются полосатые рубашки с парчовыми воротниками и манжетами красного, зеленого и белого цветов, поверх – оружие и украшения в традиционном стиле. На голове – сложные разноцветные "прически" (ныне, правда, искусственные). Важную роль в мистерии Цам играют музыканты. В первую очередь используются музыкальные тарелки-литавры, отбивающие ритм в такт движению танцоров. В заключительном шествии лам и монахов, принимавших участие в мистерии Цам, вступают монастырские трубы. Это, пожалуй, самая "громкая" часть церемонии.

    Изображение Махакалы / Непал
    Изображение Махакалы
    "Ламы-созерцатели" / Непал
    "Ламы-созерцатели"
    Монастырские трубы / Непал
    Монастырские трубы
    "громкая" часть церемонии / Непал
    "громкая" часть церемонии

    Заканчивается мистерия Цам умерщвлением линга, который рисуют на бумаге, или делают фигуру из теста. Бумажное изображение сжигают, а фигуру из теста рассекают на семь. девять, или тринадцать частей.

    Мистерия Цам в буддизме призвана показать зрителям то, что называется "other world" – другой мир. Ламы говорят, что во время проведения церемонии "очищаются" от зла не только участники и зрители, непосредственно присутствующие на церемонии, но и весь земной мир.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    ostrea
    17/11/2011 13:54


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Непала

    10.01.18 Одиночные восхождения на Эверест запретили
    03.03.16 Непал продлевает пропуска на Эверест
    24.08.15 Доступ туристов на Эверест вновь открыт
    19.06.15 Непал открыл для туристов поврежденные землетрясением достопримечательности
    05.05.15 Восхождения на Эверест запрещены из-за последствий землетрясения в Непале
    27.04.15 Памятники Непала разрушены землетрясением
    04.02.15 Магазины Катманду будут открыты круглосуточно
    21.11.14 Объявлены победители National Geographic Traveler Awards 2014
    24.05.14 Новые вершины открыты для туристов в Непале
    24.04.14 Проводники отказываются сопровождать туристов при подъеме на Эверест
    [an error occurred while processing this directive]