Самостоятельно в Стамбул: инструкция

В декабре, который "порадовал" нас морозами мы решили с Катей, что Новый год необходимо провести в более теплом месте чем Нижний Новгород, поэтому решили поехать на Новогодние праздники в город контрастов Стамбул.

Решение принято и мы устраиваем поход по турфирмам нашего города, в поисках тура, однако посещение 5-6 турфирм показало, что съездить в Стамбул на новогодние праздники, можно только из Москвы, из Нижнего ничего не летает, а стоить неделя в Стамбуле будет минимум 28 000 рублей на человека, а в более менее нормальном отеле 32 000 рублей, подобная цена несколько удивила, так как за эти деньги можно съездить в более дорогую Европу.

Переплачивать мы совершенно не собирались, поэтому решили все сделать самостоятельно. Начали с авиабилетов, поиск чартеров, показал, что цены на чартеры в Стамбул не отличаются от регулярки, поэтому выбрали регулярные рейсы, на выбор были турецкие авиалинии и наш родной аэрофлот. На день покупки билетов цены у Арофлота были ниже, а поэтому выбор очевиден, кликаем мышкой и с моей кредитной карты исчезает 21 000 рублей за два билета.

Дальше гостиница, изучение систем бронирования www.booking.com, www.hotels.com, www.tophotels.com показало что наиболее выгодные цены в Стамбул предлагали на www.booking.com, так же порадовало что на букинге есть бесплатный русскоязычный кол-центр, я даже воспользовался его услугами, так как мы прилетали ночью в Стамбул и мне необходимо было определиться с какого дня мне необходимо забронировать отель. Позвонив по указанному на сайте номеру, мне неожиданно быстро ответили, буквально минуты через две девушка на ломанном русском с индусский акцентом помогла разобраться в датах бронирования.

Мы выбрали отель Kafkas, который находился в самом центре города в 400 метрах от Голубой мечети, Святой Софии, Топкап и Цистерны, в 500 м. от Босфора и в двух шагах от остановки скоростного трамвая. За эту радость мы заплатили 410 евро или 18 000 рублей за двухместный номер, таким образом, тур в Стамбул стоил нам 19 500 рублей человека, что на 12 500 рублей дешевле чем у турфирм, которые предлагали аналогичный отель. Так что дорогие друзья путешествуйте самостоятельно.

Последний штрих это железнодорожные билеты Нижний-Москва-Нижний, которые мы покупаем на сайте РЖД, счет моей карты худеет еще на 2400 рублей.

Вечером 28 декабря мы выходим из Курского вокзала в Москве и направляемся на белорусский вокзал на шереметьевский аэроэкспресс. Платим 500 рублей за два билета и тут нас ждет разочарование, мы зашли в электричку за 15 мин до отправления, однако все места были заняты, в итоге нам все-таки повезло и в последнем вагоне мы нашли два свободных места, однако после нас пришло куча народа, которые заплатили по 250 р. , но всем им пришлось ехать стоя, что собственно не совсем не правильно за деньги, которые люди заплатили.

Мы в Шереметьево, на регистрации -огромные очереди, пока мы прошли регистрацию, паспортный контроль и досмотр времени на поход по Duty-free практически не осталось, по дороге к нашему гейту мы забежали в первый попавшийся магазин купили бутылку мартини за 300 р. и в самолет.

В прочем как оказалось мы зря спешили на посадку, так как она началась с 20-минутным опозданием, а потом мы еще почти час сидели на борту и нам каждые 20 минут обещали вылет.

В это время на Москву приближался снежный фронт и были опасения, а вылетим ли мы. Но все в порядке мы с полуторочасовым опазданием вылетили из Шереметьево, а уже через несколько часов Шереметьево закрыли на два дня, а все самолеты следовавшие в Москву приземляли у нас в Нижнем. Мы еще с Катей шутили вот бы на обратном пути в Москву был снежный фронт и мы бы сразу прилетели домой в Нижний.

Если в Москве было -12С, то Стамбул нас встретил теплой погодой +10С. Вообще погода вызывала больше всего опасений, так как на протяжении 2 неделей до нашего приезда в Стамбуле лил дождь, отзывы товарищей которые отмечали Новый год в Стамбуле в 2008 и 2009 также не сулили ничего хорошего в Стамбуле в это время было холодно, лил дождь, выпадал снег и т.д. Поэтому мы вооружились зонтами и теплой одеждой.

Но удача была с нами не только в Шереметьево, но и в Турции. С погодой на повезло первые 5 дней светило солнце и было +10 -+20С, самый теплый день был как раз 31 декабря (в новогоднюю ночь мы с Катей катались на кораблике по Босфору на летней палубе), погода испортилась только в предпоследний день когда лил весь день дождь, ну а в день вылета дождь прекратился, но резко похолодало до +2С.

Аэропорт Ататюрк поразил своим размером и комфортом, по сравнению с Ататюрком главные воздушные ворота нашей страны похожи на третьесортный аэропорт провинциального города.

Получив, багаж мы отправились за получением визы, а затем на паспортный контроль. Прибыв в Ататюрк именно такой должен быть алгоритм Ваших действий.

Четверть сограждан из нашего самолета пробежало вывеску Visa и сразу рвануло на паспортный контроль, где отстояв длиннющую очередь им приходилось возвращаться на стойку получения визы, стоять там в очереди, а потом возвращаться на паспортный контроль и повторно отстаивать очередь уже на паспортном контроле.

Процедура получения визы проста: суешь в окошко паспорт и 15 евро или 20 долларов(второй вариант для Вас более выгоден) и через 5 секунд без единого вопроса у тебя в руках твой паспорт с вожделенной маркой, позволяющей въезжать неограниченное количество раз в Турцию на протяжении 60 дней после пересечения турецкой границы.

Паспортный контроль был пройден очень легко, я наивно полагал, что у меня узнают цель визита, потребуют бронь отеля(этот пункт меня волновал больше всего, так как у меня на руках была всего лишь распечатка с сайта не оплаченной брони отеля) и обратный билет, но мне задали только один вопрос кем мне приходится Катя и путешествуем ли вместе. Все остальные проходили границу точно также за одним исключением.

Перед нами была блондинка в короткой миниюбке с маленькой сумкой и путешествовала она одна, вот к ней было множество вопросов, парень на паспортном контроле даже вызывал своего коллегу, но через 5 минут она благополучно прошла границу. Итак, мы прошли паспортный контроль на часах уже было 2 часа ночи, оставалось найти банкомат, что бы снять с карты лиры и на такси, поиск банкомата занял у нас минут десять, так как в Ататюрке все банкоматы собраны в одном месте. Как показывает мой опыт путешествий обзаводиться наличной национальной валютой необходимо именно в банкомате, курс всегда выгодней чем в обменнике.

В этот раз банкомат Ситибанка превратил мои рубли на карточном счете в наличные турецкие лиры по курсу 20р. 24 коп. за лиру, обмен рублей на доллары, а потом на лиры обошелся бы мне в 21,10- 21,45 рубля в зависимости от обменника. При снятии денег в банкомате необходимо снимать деньги сразу на все время пребывания, если же снимать понемногу, то курс за счет комиссий за снятие будет крайне не выгодным.

Пользоваться обменником аэропорта не советую курс был грабительский 22,50 за лиру.

Деньги поменяли выходим из аэропорта, тут же стоит такси, за путешествие из Ататюрка до отеля (30 км) на такси я заплатил 40 лир, , в то время пока я расплачивался с таксистом, наш багаж уже оказался в отеле, при том что на часах уже было 3 часа ночи и ресепшен ждал нашего прибытия в 1:30 - 2 часа ночи, тем не менее ресепшен не спал и ждал нас, что было приятно Отелем мы остались очень довольны, обычные три звезды, но с отличным расположением, не напрягающий персонал, завтрак- шведский стол, хотя и однотипен, но все же имел достаточно богатый выбор, который позволял нам первые три дня не повторять блюда, Что касается гостей отеля, то до нового года в отеле из русских была только одна пожилая пара, а вот после нового года, когда закончились рождественские каникулы у европейцев наш отель стал на 80% российским.

С отелем у меня возникла только одна заминка, когда при выезде мне повторно предложили оплатить проживание, которое я оплатил в первый день. Через минуту, проверив мою оплату мне принесли извинения, но это характерная черта турков, называется обмани туриста, с которой мы постоянно сталкивались в Стамбуле.

Выспавшись и позавтракав, мы пошли осматривать близлежащие достопримечательности: Голубую мечеть(правильное название мечеть Султанахмет), Софию, Цистерну и так далее.

Оказавшись на площади перед центральными мечетями и увидев огромные очереди мы решили, что оставим их детальный осмотр на время, когда испортится погода.

Пока мы раздумывали куда пойти, к нам подошла женщина, их там много, и предложила нам воспользоваться хорошей погодой и прокатиться на кораблике по Босфору, часовая поезда 30 лир.

Решение как провести этот солнечный день пришла сама собой, отказавшись от услуг навязчивого гида мы спустились к Босфору, где располагались пристани, откуда каждые 10 мин отходили кораблики компании IDO - это обычной городской речной транспорт который связывает разные части города, в среднем дорога туда- обратно занимает тот же самый час, а стоит всего 1, 50 лиры, в дальнейшим мы почти ежедневно использовали эти кораблики, что бы добраться в ту или иную часть города.

Кстати, на площади Султанахмет произошел первый курьез, пока мы фотографироваль на фоне мечетей, к Кате подошел чистельщик и начал чистить ей обувь, мы объяснили ему, что мы не нуждаемся в его услугах, он заверил, что это бесплатно, типа красивая девушка, необходимо сделать фото, в итоге после чистки чистильщик заявил, что мы ему должны 10 лир, на что я его просто послал, он что-то кричал нам в след, но мы не обращали на него внимания.

Теперь что касается транспорта: мы опробовали все виды стамбульского транспорта кроме канатной дороги, а именно такси(про такси надо сказать особо такого количества желтых машин я не видел ни в одном городе, если смотреть на плотный поток автомобилей, которые движутся по дорогам Стамбула, то 70% автомобилей- это желтые автомобили такси, такое количество такси обусловлено низкой стоимостью 1,50 лиры за км, но это для турок, если ты иностранец, то тебя обязательно повезут кругами и в итоге ты заплатишь в два-три раза больше чем местное население), поэтому советую путешествовать на городском транспорте, которое представлено скоростным трамваем(у него есть выделенная полоса движения) -2 ветки, обычным метро одна ветка, легким метро, на самом деле это обычная электричка -две ветки, есть два подземных фуникулера,2 ретро трамвая и наконец кораблики компании IDO, есть еще огромное количество автобусов и маршруток, но учитывая что Стамбул это одна сплошная пробка, то перемещение на автобусе и маршрутках отнимают кучу времени. Городской транспорт стоит 1,50 лиры оплата происходит жетонами, но поскольку мы ездили очень много, мы приобрели акбили это штука представляет собой ключ от домофонной двери один в один только зеленого цвета стоит 8 лир, счет акбила пополняется в специальных автоматах и ларьках по продаже акбилей, оплата происходит следущим способом : при входе в любой транспорт прикладываешь акбил к платежному терминалу и со счета акбила списываются деньги, прелесть акбила заключается в том что первая поездка стоит 1, 50 лиры, а последующие поездки в течении дня 0,75. За эти семь дней у нас на проезд ушло 105 лир(мы оооочень много ездили) и акбил нам позволил серьезно сэкономить, кроме того акбил позволяет не париться по поводу жетонов, так как не на любой остановке их можно приобрести, при этом жетоны для кораблей и трамваев отличаются, а акбилом можно расплатиться на любом виде городского транспорта (трамвай, автобус, метро, фуникулеры, ретротрамваи и корабли), исключения составляют маршрутки, где оплата происходит наличными. Акбил можно приобрести в ларьках со словами Jeton,Akbil.

В итоге в первый день мы сплавали на кораблике в азиатскую часть города, вернулись обратно, прогулялись по мосту, который ведет к Галатской башне, прокатились на фуникулере до улицы Истякляль - это пешеходная улица по типу московского Старого Арбата или нижегородской Покровки, только в отличие от Арбата и Покровки по ней проходит одна полоса узколейки ретротрамвая, который курсируют туда обратно. Симпатичная улица с множеством магазинов, ощущение что идешь по какой-нибудь Меге, те же самые бренды, что и в Меге цены процентов на 10-15 дешевле, чем у нас в общем для шопинга эта улица не подходит, а для прогулки в самый раз.

Зимой в пять часов в Стамбуле начинается ночь, после захода солнца резко холодает, ничего не видно, в общем туристическую программу пришлось свернуть и мы решили пообедать на Истякляль. Что касается цен на общепит, то они нас не порадовали обед на двоих в туристических местах нам обходился в 1400-1800 рублей и это при том из алкоголя мы брали по бокалу Efes Dark brown- обалденное пиво всем советую, прошлым летом я две недели провел в Чехии, так вот чешское пиво не сравниться с турецким Efes Dark brown.

Что касается турецкой кухни, то первые три дня, мы считали что турки не умеют готовить, еда была просто невкусной. С досады мы даже сходили в Макдоналдс, но и турецкий макдоналдс нас тоже разочаровал: Биг тейсти у них нет, сырного соуса тоже нет, местный бигмаг проигрывает по вкусовым качествам своему российскому собрату. Правда зато у них еду из макдоналдса можно заказать с доставкой на дом. Вот было бы у нас в Нижнем такое. Макдоналдс озолотился.

Ладно, возвращаемся к общепиту: на четвертый день когда мы уже разочаровались вкусно поесть в Стамбуле, мы заглянули в обычную кафешку, где обедает местное население и вот там выяснилось, что турки умеют готовить, просто надо ходить в дешевые заведения для местного населения. Мы в-первые вкусно поели, мало того обед на двоих вышел всего 700 рублей. После этого до конца отдыха при выборе заведения мы руководствовались одним принципом если в заведении нет туристов и отдыхают местные мужчины, значит нам туда, там будет вкусно и дешево. В итоге расходы на обед резко сократились с 1400-1800 рублей в первые три дня до 600-800 рублей.

Говоря "отдыхают местные мужчины", я не оговорился: за все 7 дней мы не разу не видели в кафе девушек или женщин(иностранные туристки не в счет). Вообще Стамбул это город мужчин, в кафе нет женщин, на улицах Стамбула количество мужчин среди пешеходов составляет 80-90 % , в магазинах, отелях, на транспорте и даже в туалетах работают одни мужчины. День второй. Мы решили съездить в Парк Миниатюрк- это парк, где собраны все достопримечательности Турции в миниатюре, там есть и стамбульские мечети, курорт Памук кале, аэропорт Ататюрк, стадион на котором играет Бешикташ, Босфосрский мост и еще куча очень итересных зданий и комплексов расположенных в разных городах Турции. В интернете я нашел как проехать до миниатюрка необходимо было сесть на автобус на пл. Eminou и выйти на ост. Миниатюрк. При входе я спросил у водителя "миниатюрк вар мы" типа идет автобус до парка так советовал мне интернет, водитель обрадовался моему турецкому, который я не знаю и по его жестам я понял, что он нас высадит где надо.

Мы ехали спокойно рассматривая с интересом виды нецентральных районов Стамбула, которые резко отличаются от туристического Стамбула и через час мы приехали неожиданно на конечную, вот здесь было самое интересное: мы не знали турецкого, а в автобусе никто не знал английского(надо сказать это была первая и последняя проблема с языком, так как в Стамбуле, в сфере обслуживания английский язык знают все, а если кто-то не знает, то этот неграмотный турок обязательно найдет англоговорящего друга) в итоге водитель автобуса вспомнил, что он должен был высадить нас в миниатюрке и по его жестам я понял, что он просто об этом забыл.

Я предложил Катьке прогуляться по глухому райончику, но Катя на отрез отказалась гулять в этом районе. На улицах одни мужчины, все на нас смотрели как на диковинку.

Постояв полчаса мы поехали в обратный путь, в этот раз водитель высадил нас у входа в парк. В парке мы пробыли до вечера, много фотографировались и отлично провели время. После миниатюрка мы решили устроить шопинг и мы поехали в один из крупнейших торговых центров Оливиум. Правда опять обошлось не без казуса, на сайте торгового центра Оливиум указано, что для того что бы добрать до торгового центра необходимо доехать до конечной остановки трамвая Зейтинбурну. Что мы собственно и сделали, однако в темной ночи мы не увидели никакого ярко освещенного торгового центра. Пообщавшись с прохожими мы выяснили, что нам оказывается еще полчаса необходимо ехать на маршрутке до торгового центра, на сайта об этом не было ни слова.

Позже мы еще не раз сталкивались с ситуациями когда на официальных сайтах турецких музеев указана остановка, до которой необходимо доехать, а на самом деле интересующий нас объект находился в 5-10 км от этой остановки, при этом ни разу на турецких сайтах не было детальной схемы проезда.

Вообще Стамбул наверно самый сложный город в плане навигации.

Во-первых в магазинах, в том числе и специализированных, не продаются полной карты всего города, продаются только туристические схемы с центральной частью города, на схемах указан год выпуска 2009, однако на данных картах отсутствует 5 станций метро и целая ветка скоростного трамвая, мало того месторасположение туристических объектов, расположенных не в центральном районе Sultanahmet напрочь не соответствует действительности. На карте указан дворец с парком, а по факту обычный жилой квартал. Поэтому всю неделю в Стамбуле мы играли в игру найди достопримечательность.

Третий день 31 декабря светит солнце. на градуснике +20 С, с учетом того, что за 2 дня мы всего один раз видели елку на пл. Таксим и полным отсутствием каких-либо украшений и упоминаний про Новый год, то складывается ощущение что сегодня не Новогодняя ночь, а обычный весенний день. Мы забронировали на ночь столик в симпатичной кафешке в турецком стиле (где лежишь на подушках) а после этого решили съездить в Военный музей и Военно-морской музей, это уже традиция в любом городе посещать военные музеи.

В итоге все получилось как обычно, приехав на то место, где должен находиться музей согласно карте и официальному сайту, его как вы понимаете там не оказалось. Поиск музея перерос в шопинг, в районе Бешикташ, куда мы приехали цены оказались в несколько раз ниже, чем в центре. Накупив всякой всячины мы случайно уперлись в двери военно-морского музея, который был пунктом №2 в нашей программе и в который по моим расчетам мы должны были придти в 2-3 часа. На моих часах было 19 часов музей был закрыт, зато многочисленные магазины несмотря на надвигавшийся новый год закрываться не собирались. На двух кораблях по ночному Босфору мы приехали в гостиницу ощущения были супер. Несколько часов до Нового года мы с Катей плывем на летней палубе (до этого плавали в теплой каюте), легкий ветерок, +19С , красивая подсветка зданий стоящих по обоим берегам города непередаваемо.

Новый год отметили в кафе и прогулкой по ночному Sultanahmet.

День четвертый Археологический музей Стамбула -вход 10 лир, к посещению обязательно огромное количество саркофагов, статуй, мозаик, мумий. Археологические залы Лувра по сравнению со стамбульским музеем не выдерживают никакого сравнения со Стамбульским музеем.

Цистерна Базилика (10 лир)-ни разу такого не видел, удивляет, но делать там нечего 10 мин более чем достаточно для того, что бы увидеть подземное водохранилище.

День пятый Военно-морской музей- вход 6 лир, самое интересное в этом музее- это история развития военно-морской формы турецких моряков, в хронологическом порядке представлены множество манекенов с разными типами формы с 15 века по настоящее время, а так там делать нечего, на мой взгляд самый лучший военно-морской музей находится в Санкт-Петербурге День шестой пошел дождь и мы отправились на изучение дворцового комплекса Топкапы. Вот это был,пожалуй, первый раз когда я пожалел потраченное время и денег. Удовольствие стоит 20 лир самый дорогой в Стамбуле , кучу народа и смотреть там собственно нечего, экспозиция бедненькая, фотографировать в павильонах нельзя, половина павильонов была закрыта. Вход в Гарем за дополнительную плату +10 лир.

После Топкап, мы наконец побывали в мечете Султанахмет, на Катьку она не произвела особого впечатления а я был шокирован, невероятно красиво и необычно, до этого я был только один раз в мечети Кол Шериф в Казани и она меня тоже поразила, но Султанахмет или как ее называют туристы Голубая мечеть это нечто.

Напротив мечети Султанахмет находится вторая мечеть Стамбула Святая София в отличие от Султанахмет вход в Софию платный 10 лир, но если побывали в одной мечети, то во второй уже делать нечего.

День седьмой было холодно и был целиком посвящен сборам и шопингу.

В этот раз мы не стали заказывать в аэропорт такси или заказывать шатл (миниавтобус который собирает туристов из разных гостиниц и везет в аэропорт за 5 евро, такая услуга есть в любом отеле). Поскольку мы уже хорошо знали город и еще не разу не катались на легком метро, то мы решили поехать в аэропорт на этом метро(которое является не чем иным как электричкой). Для того, чтобы доехать до аэропорта на общественном транспорте необходимо доехать на скоростном трамвае до ост. Зейтинбурну(конечная), выходим и напротив остановки трамвая находится остановка легкого метро далее едем до конечной, выходим и мы у Аэропорта, такая поездка стоит 2,25 лиры при наличии акбила(3 лиры если платить жетонами), что гораздо дешевле и интересней чем на такси или шатле.

Напоследок несколько советов для любителей шопинга.

Если Вам интересен шопинг, то правило номер один за покупками необходимо ехать подальше от центра и туристических мест. Если Вас интересует текстиль, советую доехать до остановки трамвая Зейтинбурну(конечная), подняться на мост, на мосту повернуть направо и дальше подниматься наверх. Это самое дешевое место по текстилю цены смешные: джинсы 200 рублей, рубашки 200 рублей, свитер 300 рублей и т.д., те жи самые вещи если покупать на центральных улицах или в торговом центре будет стоить в 3-5 раз дороже. Если Вас интересуют брендовые магизины, то Вам на Истекляль или в любой торговый центр, но цены там российские и ассортимент похожий.

Если вы хотите что бы продавцы с Вами общались исключительно на русском языке Вам в район Лалели, там привлекательные цены и в любом магазине с Вами будут общаться на русском языке. А вот если Вас интересует дорогие бренды, то мы их в Стамбуле , так и не увидели, я хотел купить дорогую кожаную сумку, но за всю неделю активных поисков так ничего и не нашел, самый дорогой мужской портфель который я видел стоил 50 лир. Так что с товарами класса Люкс в Стамбуле не очень. Ну и напоследок поучительный рассказ о шопинге. 2 января я решил сделать себе подарок и решил купить себе три костюма, привлекательная цена три костюма стоили как один в России, плюс есть возможность распарить костюм, то есть взять брюки одного размера, а пиджак другого. Я долго мерил, выбирал, по окончанию примерки продавец обрадовал бесплатной дополнительной услугой подгонкой брюк. Я понимал, что ничего не бывает просто так, но Катя меня уговорила воспользоваться сервисом.

Через полчаса я вернулся в магазин мои костюмы уже были упакованы, а брюки подогнаны и мы поехали с Катей отмечать покупку. Приехав в отель и померив покупки, я обнаружил, что брюки и пиджак были одного размера, хотя я мерил пиджаки на размер меньше и при покупке мы договорились что пиджаки будут на размер меньше. Кроме того, один из пиджаков имел очевидный брак. На следующее утро я вернулся в этот магазин, продавец не удивился моему приезду, но потерял дар английской речи и наотрез отказался что-либо менять.

В итоге 10-минутной перепалки и моей готовности вызвать полицию продавец начал менять мне первый пиджак, при этом от вчерашней учтивости и вежливости не осталось и следа, в общем я убил час на переговоры, так как поменяв первый пиджак, менять второй и третий продавец не хотел, а поменяв второй, не хотел менять третий.

Алексей
    21/04/2010 01:11

Новости из Турции

28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    21.03.24 Uzbekistan Airways сообщила об однодневной распродаже по нескольким направлениям
    18.03.24 В Турции появился новый лоукостер AJet
    13.03.24 Uzbekistan Airways проводит однодневную распродажу по избранным направлениям