Восточное лакомство. Стамбул, ч.2



    Главный треугольник достопримечательностей:
    Храм Святая София - Мечеть Айя-София.
    Цистерна Йеребатан.
    Голубая Мечеть и Ипподром/Площадь с древними колонами.

    В Стамбуле - огромное количество сильных достопримечательностей. То есть таких, которые буквально валят с ног по мощности излучаемой энергии. Человек, конечно же, не квантовый прибор со стрелкой для её измерения, но невидимое "это" - ты буквально чувствуешь кожей и полученные впечатления впитываются в память на всю жизнь. Первый такой треугольник - это Айя-София, Цистерна Йеребатан и Голубая мечеть.

    Они находятся рядом друг с другом. И, скорее всего, будут объектами вашего внимания в первый стамбульский день. У Города 3 истории. 3 имени. Константинополь. Царьград. Исламбул (позже переделали в Истанбул). 4 государства считали его своей столицей. Римская Империя. Византия. Латинская империя. Блистательная Порта (Османская империя). В нём правили великие кесари, порфирородные императоры и султаны. У этого города блестящая и жестокая история.

    Храм Святая София - Мечеть Айя София.

    У меня была мечта - увидеть Константинопольскую Софию. Увидеть своими глазами тот самый первый христианский храм, который увидели послы из Древней Руси, о котором рассказали киевскому князю Владимиру, и который стал точкой отсчета другой жизни для славян.

    Перед встречей с Софией я волновалась. Скажу честно. Это было ведь желание не просто посмотреть на древний храм, а нечто большее. И даже не просто прикосновение к Истории, а тоже - нечто большее. Когда мы подошли, и я распахнула глаза на её розовые стены - у меня задрожала душа. Эти ощущения трудно передать словами.

    Вход - 20TL. Около входа стоят турецкоподанные, которые активно предлагают себя в качестве экскурсоводов. Я думаю, что лучше и легче всё увидеть и понять самим, без лишней навязчивой помощи. Очередь в кассу, потом проходишь через сложную систему просвечивания рюкзака с путеводителем и прозвякивания пряжки твоего ремня - полицейские, металлическая рама-проход, лента конвейера для вещей и просвечивающий монитор.

    Конечно, перед громадой храма немного теряешься. Мы сначала походили по территории. Там много обломков от второй "промежуточной" Софии нач.6 века - части колонн, их капители и куски фризов.

    Наконец складываем мокрые зонтики и входим в огромные ворота. Сначала попадаем в узкое пространство, которое называют притвор (длина - 50м, ширина - 3м). Надо, конечно, сразу посмотреть на тускло-золотые фрагменты византийской мозаики над головой, но нас тянет вперёд в ещё одни распахнутые гигантские двери в центре (через них входили только императоры, а в две боковые - его свита). Перед нами - София.

    Первое впечатление - огромное пространство, полумрак, преобладающий фон - коричневатый, в центре под куполом - толстая колонна из лесов, толпы туристов, под ногами бегают кошки. ...

    Откатимся во времени на 1700 лет назад.

    4 век. Здесь на этом месте стоял храм в честь греческой богини Артемиды.

    А потом в 360 году (!) римский император Константин, в честь которого город был назван Константинополем, построил на месте древнего святилища маленькую церковь в честь Святой Софии. Далее менялись императоры, менялась власть и люди, церковь горела, разрушалась войнами, землетрясениями и пожарами, до тех пор, пока император Юстиниан из 6 века не решил воздвигнуть "такой храм, которого не было со времен Адама и не будет никогда". По преданию план Святой Софии был вручен императору во сне ангелом, который попросил сделать три окна над алтарем - в честь Святой Троицы.

    И началось.

    Два главных архитектора (математики из Греции) и 100 других сделали чертежи. 5 тысяч рабочих возводили правую сторону храма, столько же - левую. Сам Юстиниан работал вместе со всеми на производстве, обмотав голову платком и в самой простой одежде.

    Все доходы Византийской империи за 5 лет - не покрыли расходов на сооружение Софии.

    Строительство длилось 5 лет и 10 месяцев (532-537гг.) Готовая София открыла двери на день Рождества.

    Храм имел форму креста. Стены были из мрамора - розового, зеленого, темно-серого и белого. Пол - тоже из разноцветного мрамора, порфира и яшмы и "походил на луг, усыпанный цветами". Колонны - привезли из древних храмов Ливана и Греции (на нижнем этаже 8 красных колонн (порфир) - из храма Солнца в Баальбеке и другие 8 зеленых (гранит) - из храма Артемиды в Эфесе),

    В цемент добавляли масло, известь замешивали на ячменной воде, для алтаря - использовали расплавленное золото с сапфирами, рубинами, топазами, жемчугом, аметистами, ониксом. Золото, серебро, слоновая кость и драгоценные камни - основные строительные материалы Святой Софии.

    Мозаики потрясали красотой - на ярко-голубом и золотом фоне были изображены Христос и Пресвятая Богородица, святые, ангелы, серафимы и херувимы, императоры, орнаменты, фрукты, рога изобилия и райские птицы - и сияли как солнце. Купол - был чудом. Круг, диаметром - 32м!!! Его сконструировали из горшков, сделанных из очень пористой белой глины с Родоса. Глина была легкая как пух, вес 12 горшков = 1 кирпичу! Про купол писали так: "кажется, что он свисает с неба на золотой цепи". В куполе был изображен "Отец Вседержитель и четыре херувима" - из золотой и серебряной мозаики и цветного стекла. В куполе было 40 окон - всё было рассчитано так, что в солнечные дни создавалось впечатление отсутствия какой бы то ни было силы тяжести и парения его в воздухе. Это было - Золотое Небо. Русские послы от князя Владимира были поражены великолепием увиденного. "Мы не помнили себя, где стоим - на небе или на земле...".

    В храме помещалось более 100 тысяч человек.

    В 15 веке - турки (султан Мехмед II) захватили Константинополь и Святая София стала мечетью. Разграбили всё, солнечные мозаики и фрески либо уничтожили, либо замазали 3-сантиметовым слоем штукатурки, а некоторые разобрали и продали. Расклепали даже крестообразные засовы на дверях. Пристроили минареты. Православный алтарь (восток) переделали в мусульманский михраб - молитвенную нишу (обращенный в направлении Мекки на юго-восток). В куполе написаны суры-стихи из Корана. На стены повесили огромные (d-7,5м) круглые плакаты-"тутры" или монограммы, на которых золотом по черному арабской вязью написаны имена пророка Мухаммеда, султанов и почитаемых имамов. Золотой крест на куполе Святой Софии заменили на аль - мусульманский полумесяц. ...

    В 20 веке, в 1935 году храм Святой Софии - музей. Это было распоряжение первого президента (не султана) Турции Кемаля Ататюрка.

    Мы ходили по Святой Софии очень долго, не меньше двух часов.

    Полюбовались над алтарем - золотой Богоматерью с младенцем на троне (такой тип изображения называется Влахернским). Потрогали древние колонны. Они помнят многое.

    Постояли около лесов в центре. Внимательно смотрите под ноги, справа от алтаря под куполом есть особая небольшая площадка-круг, выложенная цветным камнем. Это точка считалась Центром Мироздания. Здесь короновали византийских императоров.

    Над главным императорским входом в Софию - находится хорошо сохранившаяся золотая мозаика: Христос и склонившийся в поклоне император Лев IV (кон.9 века).

    Сразу слева от входа находится знаменитая "Влажная колонна" или "Потеющая колонна" - с глубокой дырочкой в мраморе с одной стороны. Около неё столпотворение туристов. Император Юстиниан прикладывал к этому месту голову, когда она начинала болеть - ему, говорят, помогало. А туристы вставляют в отверстие большой палец руки и прокручивают кистью, очерчивая круг. Этой рукой нужно либо дотронуться до больного места, либо загадать желание. Мы долго стояли караулили, когда рассеется толпа желающих оздоровиться - и я всё-таки сделала кадр этой дырочки без чьей-то довольной физиономии!

    Справа - есть небольшая ниша. Если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Есть легенда, что, когда турки ворвались в Софию, священник читал молитву и в самый опасный момент стена перед ним раскрылась и он исчез в ней. Там в стене он продолжает читать свою молитву и когда Святая София снова станет христианской, он вернется к алтарю и продолжит службу. Тоже справа в конце коридора, обязательно найдите удивительно красивую мозаику: перед Пресвятой Богородицей склонились в поклоне два великих императора - Константин с макетом города в руках (справа), и Юстиниан - с макетом Софии (слева).

    Слева и справа сразу от входа находятся два больших каменные круглых каменных чаши, похожие на кувшины. Все туристы около них фотографируются. Это - фонтаны для омовения ног у мусульман. В православной Софии здесь был святой источник, который символизировал колодец, у которого Иисус беседовал с самарянкой.

    Подъём на второй этаж очень интересный. Он без ступеней. Просто круто поднимаешься по дорожке из блестящих гладких рыжих камушков. По центру второго этажа находился трон императрицы - место помечено - это лучшая точка обзора храма, отсюда он виден как на ладони. Если идти от этого места направо - там находятся несколько фрагментов уникальных древних византийских золотых мозаик. Слева - небольшая выставка фотографий этих же самых мозаик, только укрупненных. Здесь же поищите у окна "Светящийся камень" - мраморную плиту из Ирана, которая днем поглощает солнечные лучи, а ночью светится.

    На улице находятся разноцветные красивые, выложенные изразцами "беседки" под причудливыми крышами - это захоронения 4-х султанов и их родственников - тюрбе. Две из которых (Мустафы I и Ибрагима) - бывшие христианские крестильни. Если обойти Святую Софию слева (стоять лицом к ней) по мощеной булыжником улочке, то сзади вы выходите на интересную мини-улицу Sogukçeşme Sokagi - она опрятная, миниатюрная, узкая с купеческими домиками "времен Османской империи", вся в цветах. Зажата между стеной дворца Топкапы и оградой Софии.

    Цистерна Йеребатан.

    www.yerebatan.com Я столько читала про это подземное римское водохранилище, люди писали и про "подземное царство Аида", и про разноцветную подсветку, мокрые колонны - но почему-то то чётко так и не представляла себе, что мы увидим. Оказалось - это уникальная очень мощная достопримечательность Стамбула, которая лидирует по полученным ощущениям. Находится в 2х шагах от Софии на левой от неё первой улице (если стоять лицом). Вход, вернее, спуск, из скромного кирпичного домика. Там же касса, вход - 7TL. Спускаемся вниз по ступенькам и попадаем в гигантский подземный темный зал. Воздух влажный. Ровные ряды колонн (всего 12 рядов по 28 колонн = 336 штук, расстояние между ними - 4.80м). Колонны мраморные, античные, все разные по фактуре и стилю. Откуда и из каких только древних храмов не утаскивали их римские воины - здесь, они выполняют функцию подпорок, поскольку само подземное помещение огромное. Пол - кирпичный, водонепроницаемый, швы заделаны известью. На нем слой воды - примерно полметра. Чистая, прозрачная вода. Стекает по капельке с многочисленных колонн. Так и накапливается. В этой воде стаями плавают рыбы. Они немного странные. Пухлые, бледные. Я сказала, что это сомы. Муж утверждал, что карпы. Сошлись во мнении, что это либо карповидные сомы, либо сомовидные карпы. Тут любопытные должны поинтересоваться: "А где же вы стоите и смотрите на колонны и рыб в воде?". Ответ - по всему пространству подземного водохранилища проложены длинные узкие деревянные мостики, вернее мост один - но проложенный по определённой траектории по всему залу так, чтобы все посетители имели доступ во все его темные углы. По нему вы гуляете в подсвеченной темноте. Подсветка - прожекторы, установленные у подножия колонн. Вы ходите, дивитесь черно-оранжевому пространству с четкими аркадами белых колонн, которые отражаются в чистой воде, в которой плавают карпо-сомы. Самые главные достопримечательности Цистерны (кроме самой Цистерны) это - "Плачущая колонна" и Медузы.

    На Плачущей колонне изображены перевернутые капли-слезы (хотя где-то читала, что это узоры-глаза из павлиньего хвоста). Она подсвечена зеленым. В ней есть дырочка-углубление. Тоже надо всунуть большой палец и повернуть кисть руки по окружности. А потом кинуть монетку в воду. Сбудется заветный wish.

    Идёте дальше, все время налево. И там - Медузы! Две огромные каменные кудрявые большеглазые головы, которые служат постаментами для двух колонн. Есть несколько легенд. Верьте - не верьте, но в них есть смысл, т.е. объяснение, почему Медузы перевёрнуты, и почему они находятся здесь в водном подземелье.

    По одной легенде - в подземном мире жили три сестры Горгоны, одну из которых звали Медузой. Взгляд её обращал людей в камни. Поэтому считалось, что скульптуры и изображения Медузы Горгоны защищают специальные и важные места от врагов. И поэтому Медуза и находится здесь - в своём царстве, в подземной Цистерне.

    По другой легенде Медуза - это была очень красивая девушка, которая влюбилась в сына Зевса Персея. Но её приревновала богиня Афина, и превратила её чудные волосы в змей, а чарующие глаза наделила силой превращать людей в камни. Медуза случайно посмотрела на себя в зеркало - и тоже окаменела. По этой причине каменные головы Медуз под колоннами повернуты так, чтобы они не встречались взглядом с людьми - одна стоит на голове, вторая - лежит на ухе.

    Вода, для задыхающегося от жары Константинополя с его скалистой сухой обезвоженной почвой - считалась даром Аллаха, разрешившего пользоваться ею всем безвозмездно. Турки всегда выставляли перед дверью плошку с водой для бродячих собак и выдалбливали в камнях лунки - чтобы в них скапливалась вода для птиц. Вода и дождь - священные жидкости! Поэтому в городе строились водопроводные системы - акведуки, и множество резервуаров для хранения воды - цистерн. Цистерны могли быть открытыми и закрытыми, такими как Йеребатан. Цистерн-водохранилищ в Стамбуле было много, но эта - самая древняя, нач.4 века (!). Её называют либо Цистерна Василика, либо цистерна Йербатан-сарай ("Подземный дворец"). Интересно, что в вековых военных и природных катаклизмах про неё, находящуюся в самом центре города, совершенно забыли, и случайно открыли французы-историки уже в 16 веке. Сначала безрезультатно перелопатили кучу старинных манускриптов, а потом узнали про владельца какого-то скромного домика, у которого обрушился отсыревший от непонятной влажности кусок жилища. Не успев расстроиться, хозяин с удивлением увидел в проеме пола - подземелье с колоннами, наполненное водой.

    Голубая мечеть или Мечеть Ахмедие.

    Голубая - потому что отделана узорной изникской плиткой всевозможных оттенков синего и голубого цвета. Ахмедие - в честь султана Ахмеда I, который повелел её построить в нач.17 века.

    Находится ровно напротив Святой Софии. Их разделяет очень красивая площадь с пальмами, цветами, фонтанами. "Ахмедие воздушна, как мираж необозримой пустыни; Она весела, как яркие цветники восточных садов; Светла, как летнее утро Стамбула...".

    Мы ни разу не были в мечети. Поэтому наше первое посещение мусульманского храма было для нас культурным шоком. Во-первых, оказалось, что все мечети - это не единые цельные здания, а у них обязательно есть внутренние дворы-площади, окруженные стенами. В центре площади или по бокам - всегда находится либо большой павильон для омовения ног, либо маленькие краники над мраморными желобами.

    Во-вторых, нужно снимать обувь, складывать её в пакеты, и либо оставлять на улице, либо, заносить с собой и оставлять внутри на специальных полочках. Вход в мечеть - не распахнутые двери, а плотный кожаный ковер-мат, который нужно немного отклонить, чтобы проскользнуть внутрь. Вход - свободный.

    В-третьих, никто не накидывает уже шелковый шнурок-удавку на шеи гяуров, осмелившихся посетить мусульманские святыни. Атмосфера в мечети(-ях) - очень мягкая. Очень лояльная. Ни одного замечания мы, ни разу не услышали. Огромное пространство мечети перегорожено небольшой золотой оградкой на меньшую половину (для туристов и женщин) и большую (для молящихся мужчин). Весь пол - в чистых красных коврах, которые незаметно, ловко и бесшумно пылесосил старичок-турок. На пол можно сесть. Можно спокойно ходить и фотографировать. Детям можно бегать и скакать. Никто - не делает вам замечаний и не провожает укоризненным взглядом. Наоборот, отношение такое - любуйтесь дивными творениями Аллаха, мы гордимся, нам приятно, что вы это видите и цените. Когда начинается служба, то вас могут попросить пересесть налево (как в Голубой мечети), либо попросить погулять минут 20, пока она не закончится. Ещё женщин просят одевать головные уборы, внутри можно взять платки.

    Фотографировать службу - можно, но без вспышки.

    Мы остались, чтобы посмотреть. Сели на красном ковре, скрестив ноги по-турецки.

    Мужчины выстроились впереди в ряд. Во время молитвы все смотрят в сторону Мекки, где находится священный для всех мусульман камень Кааба. Муэдзин поёт мелодично, красиво, но гортанно и резко для русского уха. Удивило, что кроме протяжного "Аллаа экбаа" мы слышим слово "Аминь".

    Ещё удивило то - что мы не сильно впечатлились внутренним убранством Голубой мечети, а именно - знаменитой расписной изникской плиткой. То есть, я думала, что мы упадем от восторга, а этого не произошло. Оказалось - всё дело в погоде. Мы были в серый пасмурный дождливый день. А для того, чтобы оценить неповторимо прекрасную голубую красоту Голубой мечети - нужно солнце! Солнечный свет, льющийся из 260 окон, заполняет золотистым сиянием все внутреннее пространство и отражается голубыми плитками. Те, кто видел - говорят, что никогда не видели такого великолепия. Причем мечеть внутри - не полностью голубая, а скорее сливочного цвета. Голубые узоры есть, их много, но они не превалируют. Внутри много люстр - это огромные по d золотые обручи, свисающие сверху на длинных тонких нитях. На них горят стеклянные фонарики-лампады (символизируют небесные звезды) их украшают темные редкие страусиные яйца ("космические спутники") и золотые пучки листьев ("кометы"). Мечеть строил архитектор Мехмед-ага по прозвищу Ювелир - ученик великого мусульманского зодчего Мимара Синана, о котором расскажу ниже.

    Тонкие длинные круглые башенки-карандаши у каждой мечети - это минареты, по-арабски "маяки", которые указывают путь истинной веры или "руки, возносящие молитвы к Богу на небо". У Голубой мечети 6 минаретов, из-за чего пришлось достраивать один к Заповедной мечети Мекки. Здесь вроде бы, как гласит легенда, произошла ошибка. Султан просил возвести Алтын минаре - Золотые минареты, а зодчий, не расслышав, построил Алты минаре - Шесть минаретов. Поэтому этих тоненьких высоких башен-копий по три с каждой стороны. Они окружены резными балкончиками. Это шерефе - раньше муэдзин ходил по ним, останавливался в 4х местах и пел призыв на молитву: "Один Аллах, и Магомет - Пророк его!..." 5 раз в день. Теперь его голос транслируют установленные там рупоры. До 19 века из этой мечети отправлялись паломники в Хадж.

    Ипподром и Колонны.

    Это было колоссальное сооружение. Не забываем про Римскую Империю - здесь не любили скромных размеров. В Древнем Риме - был Большой Цирк (Колизей). В Константинополе - Ипподром. Его построили - в 203 году! Византийская поговорка: "Бог имеет Святую Софию, император - дворец, а народ - ипподром".

    Сейчас здесь большая мирная площадь (справа от Голубой мечети, если стоять к ней лицом). Лавочки, зеленые кусты, бублики. Уже нет никаких колесниц, рева толпы, боёв и зрелищ.

    Здесь возвышаются три очень древние колонны.

    Египетская колонна - розовый мрамор. Она из 15в. до нашей эры (!). Принадлежала фараону Тутмосу, он же иероглифически изображен на её высоченных отполированных боках. Считается - "талисманом владычества турок над Стамбулом". Змеиная колонна - из металла. Она из Дельфийского Храма Апполона в Греции. Три металлических змеи раньше сплетались в одну и на своих головах держали огромный золотой треножник (d-3м), в котором древние дельфийские оракулы разводили огонь и читали будущее по волшебному дыму... Сейчас - от колонны остался сильно укороченный обломок. Змеиные головы отрубили, потому что им приписывалась магическая сила (не в пользу Турции-Порте). Поэтому одна обезвреженная голова сейчас находится в Археологическом музее в Стамбуле, вторая - в Британском Историческом музее в Лондоне, а третья - пропала. Колонна вдобавок ещё установлена в глубокой яме, вернее, с веками накопился культурный слой и она оказалась "вкопанной". Колонна Константина или Золотая. Выглядит как-то ободрано. Император скромно воздвигнул её в 10 веке в честь себя Багрянородного и своего дедушки-полководца Македонянина. Облицевал бронзовыми плитами и увенчал огромным шаром. Красивая получилась колонна. Ободрали всё это богатство алчные крестоносцы и начеканили себе монет. А мы теперь смотрим на выбоины и дыры от бронзовых креплений в неприглядном коричневом песчанике.

    Продолжение следует.

    Источник: www.pamsik.ru

    Nat_A
    23/03/2010 17:14


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    27.07.22 Turkish Airlines возобновила бесплатные экскурсии по Стамбулу для транзитных туристов
    22.07.22 Турцию накроет небывалая "тепловая волна"
    18.07.22 Коронавирусные ограничения для российских туристов сняли уже более 50 стран
    15.07.22 Отдых в Турции подорожал на 95-98 %
    06.07.22 "Аэрофлот" летит на турецкие курорты Бодрум и Даламан
    30.06.22 Туристов предупредили о Курбан-байраме в Турции
    25.06.22 Из Сочи в Турцию начинает ходить круизный лайнер
    20.06.22 Вход в турецкие музеи значительно подорожает
    10.06.22 Turkish Airlines начинает брать деньги за багаж
    01.06.22 Для въезда в Турцию ПЦР-тест больше не нужен