Восточное лакомство. Стамбул, ч.2



    Главный треугольник достопримечательностей:
    Храм Святая София - Мечеть Айя-София.
    Цистерна Йеребатан.
    Голубая Мечеть и Ипподром/Площадь с древними колонами.

    В Стамбуле - огромное количество сильных достопримечательностей. То есть таких, которые буквально валят с ног по мощности излучаемой энергии. Человек, конечно же, не квантовый прибор со стрелкой для её измерения, но невидимое "это" - ты буквально чувствуешь кожей и полученные впечатления впитываются в память на всю жизнь. Первый такой треугольник - это Айя-София, Цистерна Йеребатан и Голубая мечеть.

    Они находятся рядом друг с другом. И, скорее всего, будут объектами вашего внимания в первый стамбульский день. У Города 3 истории. 3 имени. Константинополь. Царьград. Исламбул (позже переделали в Истанбул). 4 государства считали его своей столицей. Римская Империя. Византия. Латинская империя. Блистательная Порта (Османская империя). В нём правили великие кесари, порфирородные императоры и султаны. У этого города блестящая и жестокая история.

    Храм Святая София - Мечеть Айя София.

    У меня была мечта - увидеть Константинопольскую Софию. Увидеть своими глазами тот самый первый христианский храм, который увидели послы из Древней Руси, о котором рассказали киевскому князю Владимиру, и который стал точкой отсчета другой жизни для славян.

    Перед встречей с Софией я волновалась. Скажу честно. Это было ведь желание не просто посмотреть на древний храм, а нечто большее. И даже не просто прикосновение к Истории, а тоже - нечто большее. Когда мы подошли, и я распахнула глаза на её розовые стены - у меня задрожала душа. Эти ощущения трудно передать словами.

    Вход - 20TL. Около входа стоят турецкоподанные, которые активно предлагают себя в качестве экскурсоводов. Я думаю, что лучше и легче всё увидеть и понять самим, без лишней навязчивой помощи. Очередь в кассу, потом проходишь через сложную систему просвечивания рюкзака с путеводителем и прозвякивания пряжки твоего ремня - полицейские, металлическая рама-проход, лента конвейера для вещей и просвечивающий монитор.

    Конечно, перед громадой храма немного теряешься. Мы сначала походили по территории. Там много обломков от второй "промежуточной" Софии нач.6 века - части колонн, их капители и куски фризов.

    Наконец складываем мокрые зонтики и входим в огромные ворота. Сначала попадаем в узкое пространство, которое называют притвор (длина - 50м, ширина - 3м). Надо, конечно, сразу посмотреть на тускло-золотые фрагменты византийской мозаики над головой, но нас тянет вперёд в ещё одни распахнутые гигантские двери в центре (через них входили только императоры, а в две боковые - его свита). Перед нами - София.

    Первое впечатление - огромное пространство, полумрак, преобладающий фон - коричневатый, в центре под куполом - толстая колонна из лесов, толпы туристов, под ногами бегают кошки. ...

    Откатимся во времени на 1700 лет назад.

    4 век. Здесь на этом месте стоял храм в честь греческой богини Артемиды.

    А потом в 360 году (!) римский император Константин, в честь которого город был назван Константинополем, построил на месте древнего святилища маленькую церковь в честь Святой Софии. Далее менялись императоры, менялась власть и люди, церковь горела, разрушалась войнами, землетрясениями и пожарами, до тех пор, пока император Юстиниан из 6 века не решил воздвигнуть "такой храм, которого не было со времен Адама и не будет никогда". По преданию план Святой Софии был вручен императору во сне ангелом, который попросил сделать три окна над алтарем - в честь Святой Троицы.

    И началось.

    Два главных архитектора (математики из Греции) и 100 других сделали чертежи. 5 тысяч рабочих возводили правую сторону храма, столько же - левую. Сам Юстиниан работал вместе со всеми на производстве, обмотав голову платком и в самой простой одежде.

    Все доходы Византийской империи за 5 лет - не покрыли расходов на сооружение Софии.

    Строительство длилось 5 лет и 10 месяцев (532-537гг.) Готовая София открыла двери на день Рождества.

    Храм имел форму креста. Стены были из мрамора - розового, зеленого, темно-серого и белого. Пол - тоже из разноцветного мрамора, порфира и яшмы и "походил на луг, усыпанный цветами". Колонны - привезли из древних храмов Ливана и Греции (на нижнем этаже 8 красных колонн (порфир) - из храма Солнца в Баальбеке и другие 8 зеленых (гранит) - из храма Артемиды в Эфесе),

    В цемент добавляли масло, известь замешивали на ячменной воде, для алтаря - использовали расплавленное золото с сапфирами, рубинами, топазами, жемчугом, аметистами, ониксом. Золото, серебро, слоновая кость и драгоценные камни - основные строительные материалы Святой Софии.

    Мозаики потрясали красотой - на ярко-голубом и золотом фоне были изображены Христос и Пресвятая Богородица, святые, ангелы, серафимы и херувимы, императоры, орнаменты, фрукты, рога изобилия и райские птицы - и сияли как солнце. Купол - был чудом. Круг, диаметром - 32м!!! Его сконструировали из горшков, сделанных из очень пористой белой глины с Родоса. Глина была легкая как пух, вес 12 горшков = 1 кирпичу! Про купол писали так: "кажется, что он свисает с неба на золотой цепи". В куполе был изображен "Отец Вседержитель и четыре херувима" - из золотой и серебряной мозаики и цветного стекла. В куполе было 40 окон - всё было рассчитано так, что в солнечные дни создавалось впечатление отсутствия какой бы то ни было силы тяжести и парения его в воздухе. Это было - Золотое Небо. Русские послы от князя Владимира были поражены великолепием увиденного. "Мы не помнили себя, где стоим - на небе или на земле...".

    В храме помещалось более 100 тысяч человек.

    В 15 веке - турки (султан Мехмед II) захватили Константинополь и Святая София стала мечетью. Разграбили всё, солнечные мозаики и фрески либо уничтожили, либо замазали 3-сантиметовым слоем штукатурки, а некоторые разобрали и продали. Расклепали даже крестообразные засовы на дверях. Пристроили минареты. Православный алтарь (восток) переделали в мусульманский михраб - молитвенную нишу (обращенный в направлении Мекки на юго-восток). В куполе написаны суры-стихи из Корана. На стены повесили огромные (d-7,5м) круглые плакаты-"тутры" или монограммы, на которых золотом по черному арабской вязью написаны имена пророка Мухаммеда, султанов и почитаемых имамов. Золотой крест на куполе Святой Софии заменили на аль - мусульманский полумесяц. ...

    В 20 веке, в 1935 году храм Святой Софии - музей. Это было распоряжение первого президента (не султана) Турции Кемаля Ататюрка.

    Мы ходили по Святой Софии очень долго, не меньше двух часов.

    Полюбовались над алтарем - золотой Богоматерью с младенцем на троне (такой тип изображения называется Влахернским). Потрогали древние колонны. Они помнят многое.

    Постояли около лесов в центре. Внимательно смотрите под ноги, справа от алтаря под куполом есть особая небольшая площадка-круг, выложенная цветным камнем. Это точка считалась Центром Мироздания. Здесь короновали византийских императоров.

    Над главным императорским входом в Софию - находится хорошо сохранившаяся золотая мозаика: Христос и склонившийся в поклоне император Лев IV (кон.9 века).

    Сразу слева от входа находится знаменитая "Влажная колонна" или "Потеющая колонна" - с глубокой дырочкой в мраморе с одной стороны. Около неё столпотворение туристов. Император Юстиниан прикладывал к этому месту голову, когда она начинала болеть - ему, говорят, помогало. А туристы вставляют в отверстие большой палец руки и прокручивают кистью, очерчивая круг. Этой рукой нужно либо дотронуться до больного места, либо загадать желание. Мы долго стояли караулили, когда рассеется толпа желающих оздоровиться - и я всё-таки сделала кадр этой дырочки без чьей-то довольной физиономии!

    Справа - есть небольшая ниша. Если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум. Есть легенда, что, когда турки ворвались в Софию, священник читал молитву и в самый опасный момент стена перед ним раскрылась и он исчез в ней. Там в стене он продолжает читать свою молитву и когда Святая София снова станет христианской, он вернется к алтарю и продолжит службу. Тоже справа в конце коридора, обязательно найдите удивительно красивую мозаику: перед Пресвятой Богородицей склонились в поклоне два великих императора - Константин с макетом города в руках (справа), и Юстиниан - с макетом Софии (слева).

    Слева и справа сразу от входа находятся два больших каменные круглых каменных чаши, похожие на кувшины. Все туристы около них фотографируются. Это - фонтаны для омовения ног у мусульман. В православной Софии здесь был святой источник, который символизировал колодец, у которого Иисус беседовал с самарянкой.

    Подъём на второй этаж очень интересный. Он без ступеней. Просто круто поднимаешься по дорожке из блестящих гладких рыжих камушков. По центру второго этажа находился трон императрицы - место помечено - это лучшая точка обзора храма, отсюда он виден как на ладони. Если идти от этого места направо - там находятся несколько фрагментов уникальных древних византийских золотых мозаик. Слева - небольшая выставка фотографий этих же самых мозаик, только укрупненных. Здесь же поищите у окна "Светящийся камень" - мраморную плиту из Ирана, которая днем поглощает солнечные лучи, а ночью светится.

    На улице находятся разноцветные красивые, выложенные изразцами "беседки" под причудливыми крышами - это захоронения 4-х султанов и их родственников - тюрбе. Две из которых (Мустафы I и Ибрагима) - бывшие христианские крестильни. Если обойти Святую Софию слева (стоять лицом к ней) по мощеной булыжником улочке, то сзади вы выходите на интересную мини-улицу Sogukçeşme Sokagi - она опрятная, миниатюрная, узкая с купеческими домиками "времен Османской империи", вся в цветах. Зажата между стеной дворца Топкапы и оградой Софии.

    Цистерна Йеребатан.

    www.yerebatan.com Я столько читала про это подземное римское водохранилище, люди писали и про "подземное царство Аида", и про разноцветную подсветку, мокрые колонны - но почему-то то чётко так и не представляла себе, что мы увидим. Оказалось - это уникальная очень мощная достопримечательность Стамбула, которая лидирует по полученным ощущениям. Находится в 2х шагах от Софии на левой от неё первой улице (если стоять лицом). Вход, вернее, спуск, из скромного кирпичного домика. Там же касса, вход - 7TL. Спускаемся вниз по ступенькам и попадаем в гигантский подземный темный зал. Воздух влажный. Ровные ряды колонн (всего 12 рядов по 28 колонн = 336 штук, расстояние между ними - 4.80м). Колонны мраморные, античные, все разные по фактуре и стилю. Откуда и из каких только древних храмов не утаскивали их римские воины - здесь, они выполняют функцию подпорок, поскольку само подземное помещение огромное. Пол - кирпичный, водонепроницаемый, швы заделаны известью. На нем слой воды - примерно полметра. Чистая, прозрачная вода. Стекает по капельке с многочисленных колонн. Так и накапливается. В этой воде стаями плавают рыбы. Они немного странные. Пухлые, бледные. Я сказала, что это сомы. Муж утверждал, что карпы. Сошлись во мнении, что это либо карповидные сомы, либо сомовидные карпы. Тут любопытные должны поинтересоваться: "А где же вы стоите и смотрите на колонны и рыб в воде?". Ответ - по всему пространству подземного водохранилища проложены длинные узкие деревянные мостики, вернее мост один - но проложенный по определённой траектории по всему залу так, чтобы все посетители имели доступ во все его темные углы. По нему вы гуляете в подсвеченной темноте. Подсветка - прожекторы, установленные у подножия колонн. Вы ходите, дивитесь черно-оранжевому пространству с четкими аркадами белых колонн, которые отражаются в чистой воде, в которой плавают карпо-сомы. Самые главные достопримечательности Цистерны (кроме самой Цистерны) это - "Плачущая колонна" и Медузы.

    На Плачущей колонне изображены перевернутые капли-слезы (хотя где-то читала, что это узоры-глаза из павлиньего хвоста). Она подсвечена зеленым. В ней есть дырочка-углубление. Тоже надо всунуть большой палец и повернуть кисть руки по окружности. А потом кинуть монетку в воду. Сбудется заветный wish.

    Идёте дальше, все время налево. И там - Медузы! Две огромные каменные кудрявые большеглазые головы, которые служат постаментами для двух колонн. Есть несколько легенд. Верьте - не верьте, но в них есть смысл, т.е. объяснение, почему Медузы перевёрнуты, и почему они находятся здесь в водном подземелье.

    По одной легенде - в подземном мире жили три сестры Горгоны, одну из которых звали Медузой. Взгляд её обращал людей в камни. Поэтому считалось, что скульптуры и изображения Медузы Горгоны защищают специальные и важные места от врагов. И поэтому Медуза и находится здесь - в своём царстве, в подземной Цистерне.

    По другой легенде Медуза - это была очень красивая девушка, которая влюбилась в сына Зевса Персея. Но её приревновала богиня Афина, и превратила её чудные волосы в змей, а чарующие глаза наделила силой превращать людей в камни. Медуза случайно посмотрела на себя в зеркало - и тоже окаменела. По этой причине каменные головы Медуз под колоннами повернуты так, чтобы они не встречались взглядом с людьми - одна стоит на голове, вторая - лежит на ухе.

    Вода, для задыхающегося от жары Константинополя с его скалистой сухой обезвоженной почвой - считалась даром Аллаха, разрешившего пользоваться ею всем безвозмездно. Турки всегда выставляли перед дверью плошку с водой для бродячих собак и выдалбливали в камнях лунки - чтобы в них скапливалась вода для птиц. Вода и дождь - священные жидкости! Поэтому в городе строились водопроводные системы - акведуки, и множество резервуаров для хранения воды - цистерн. Цистерны могли быть открытыми и закрытыми, такими как Йеребатан. Цистерн-водохранилищ в Стамбуле было много, но эта - самая древняя, нач.4 века (!). Её называют либо Цистерна Василика, либо цистерна Йербатан-сарай ("Подземный дворец"). Интересно, что в вековых военных и природных катаклизмах про неё, находящуюся в самом центре города, совершенно забыли, и случайно открыли французы-историки уже в 16 веке. Сначала безрезультатно перелопатили кучу старинных манускриптов, а потом узнали про владельца какого-то скромного домика, у которого обрушился отсыревший от непонятной влажности кусок жилища. Не успев расстроиться, хозяин с удивлением увидел в проеме пола - подземелье с колоннами, наполненное водой.

    Голубая мечеть или Мечеть Ахмедие.

    Голубая - потому что отделана узорной изникской плиткой всевозможных оттенков синего и голубого цвета. Ахмедие - в честь султана Ахмеда I, который повелел её построить в нач.17 века.

    Находится ровно напротив Святой Софии. Их разделяет очень красивая площадь с пальмами, цветами, фонтанами. "Ахмедие воздушна, как мираж необозримой пустыни; Она весела, как яркие цветники восточных садов; Светла, как летнее утро Стамбула...".

    Мы ни разу не были в мечети. Поэтому наше первое посещение мусульманского храма было для нас культурным шоком. Во-первых, оказалось, что все мечети - это не единые цельные здания, а у них обязательно есть внутренние дворы-площади, окруженные стенами. В центре площади или по бокам - всегда находится либо большой павильон для омовения ног, либо маленькие краники над мраморными желобами.

    Во-вторых, нужно снимать обувь, складывать её в пакеты, и либо оставлять на улице, либо, заносить с собой и оставлять внутри на специальных полочках. Вход в мечеть - не распахнутые двери, а плотный кожаный ковер-мат, который нужно немного отклонить, чтобы проскользнуть внутрь. Вход - свободный.

    В-третьих, никто не накидывает уже шелковый шнурок-удавку на шеи гяуров, осмелившихся посетить мусульманские святыни. Атмосфера в мечети(-ях) - очень мягкая. Очень лояльная. Ни одного замечания мы, ни разу не услышали. Огромное пространство мечети перегорожено небольшой золотой оградкой на меньшую половину (для туристов и женщин) и большую (для молящихся мужчин). Весь пол - в чистых красных коврах, которые незаметно, ловко и бесшумно пылесосил старичок-турок. На пол можно сесть. Можно спокойно ходить и фотографировать. Детям можно бегать и скакать. Никто - не делает вам замечаний и не провожает укоризненным взглядом. Наоборот, отношение такое - любуйтесь дивными творениями Аллаха, мы гордимся, нам приятно, что вы это видите и цените. Когда начинается служба, то вас могут попросить пересесть налево (как в Голубой мечети), либо попросить погулять минут 20, пока она не закончится. Ещё женщин просят одевать головные уборы, внутри можно взять платки.

    Фотографировать службу - можно, но без вспышки.

    Мы остались, чтобы посмотреть. Сели на красном ковре, скрестив ноги по-турецки.

    Мужчины выстроились впереди в ряд. Во время молитвы все смотрят в сторону Мекки, где находится священный для всех мусульман камень Кааба. Муэдзин поёт мелодично, красиво, но гортанно и резко для русского уха. Удивило, что кроме протяжного "Аллаа экбаа" мы слышим слово "Аминь".

    Ещё удивило то - что мы не сильно впечатлились внутренним убранством Голубой мечети, а именно - знаменитой расписной изникской плиткой. То есть, я думала, что мы упадем от восторга, а этого не произошло. Оказалось - всё дело в погоде. Мы были в серый пасмурный дождливый день. А для того, чтобы оценить неповторимо прекрасную голубую красоту Голубой мечети - нужно солнце! Солнечный свет, льющийся из 260 окон, заполняет золотистым сиянием все внутреннее пространство и отражается голубыми плитками. Те, кто видел - говорят, что никогда не видели такого великолепия. Причем мечеть внутри - не полностью голубая, а скорее сливочного цвета. Голубые узоры есть, их много, но они не превалируют. Внутри много люстр - это огромные по d золотые обручи, свисающие сверху на длинных тонких нитях. На них горят стеклянные фонарики-лампады (символизируют небесные звезды) их украшают темные редкие страусиные яйца ("космические спутники") и золотые пучки листьев ("кометы"). Мечеть строил архитектор Мехмед-ага по прозвищу Ювелир - ученик великого мусульманского зодчего Мимара Синана, о котором расскажу ниже.

    Тонкие длинные круглые башенки-карандаши у каждой мечети - это минареты, по-арабски "маяки", которые указывают путь истинной веры или "руки, возносящие молитвы к Богу на небо". У Голубой мечети 6 минаретов, из-за чего пришлось достраивать один к Заповедной мечети Мекки. Здесь вроде бы, как гласит легенда, произошла ошибка. Султан просил возвести Алтын минаре - Золотые минареты, а зодчий, не расслышав, построил Алты минаре - Шесть минаретов. Поэтому этих тоненьких высоких башен-копий по три с каждой стороны. Они окружены резными балкончиками. Это шерефе - раньше муэдзин ходил по ним, останавливался в 4х местах и пел призыв на молитву: "Один Аллах, и Магомет - Пророк его!..." 5 раз в день. Теперь его голос транслируют установленные там рупоры. До 19 века из этой мечети отправлялись паломники в Хадж.

    Ипподром и Колонны.

    Это было колоссальное сооружение. Не забываем про Римскую Империю - здесь не любили скромных размеров. В Древнем Риме - был Большой Цирк (Колизей). В Константинополе - Ипподром. Его построили - в 203 году! Византийская поговорка: "Бог имеет Святую Софию, император - дворец, а народ - ипподром".

    Сейчас здесь большая мирная площадь (справа от Голубой мечети, если стоять к ней лицом). Лавочки, зеленые кусты, бублики. Уже нет никаких колесниц, рева толпы, боёв и зрелищ.

    Здесь возвышаются три очень древние колонны.

    Египетская колонна - розовый мрамор. Она из 15в. до нашей эры (!). Принадлежала фараону Тутмосу, он же иероглифически изображен на её высоченных отполированных боках. Считается - "талисманом владычества турок над Стамбулом". Змеиная колонна - из металла. Она из Дельфийского Храма Апполона в Греции. Три металлических змеи раньше сплетались в одну и на своих головах держали огромный золотой треножник (d-3м), в котором древние дельфийские оракулы разводили огонь и читали будущее по волшебному дыму... Сейчас - от колонны остался сильно укороченный обломок. Змеиные головы отрубили, потому что им приписывалась магическая сила (не в пользу Турции-Порте). Поэтому одна обезвреженная голова сейчас находится в Археологическом музее в Стамбуле, вторая - в Британском Историческом музее в Лондоне, а третья - пропала. Колонна вдобавок ещё установлена в глубокой яме, вернее, с веками накопился культурный слой и она оказалась "вкопанной". Колонна Константина или Золотая. Выглядит как-то ободрано. Император скромно воздвигнул её в 10 веке в честь себя Багрянородного и своего дедушки-полководца Македонянина. Облицевал бронзовыми плитами и увенчал огромным шаром. Красивая получилась колонна. Ободрали всё это богатство алчные крестоносцы и начеканили себе монет. А мы теперь смотрим на выбоины и дыры от бронзовых креплений в неприглядном коричневом песчанике.

    Продолжение следует.

    Источник: www.pamsik.ru

    Nat_A
    23/03/2010 17:14


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Турции

    17.04.24 Uzbekistan Airways будет выполнять полеты из Нукуса в Стамбул
    12.04.24 "Уральские авиалинии" начали летать в Стамбул из аэропорта Домодедово
    03.04.24 Uzbekistan Airways снизила цены на избранные направления
    01.04.24 В Стамбуле для посещения открыли Булгур Палас
    "Победа" проводит однодневную распродажу
    Utair начала продавать билеты на рейсы из Сургута в Анталью
    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    Калининградцам запретили летать авиакомпанией Southwind Airlines над Европой
    29.03.24 Utair полетит из Тюмени в Анталью
    "Россия" начнет совершать рейсы из Минеральных Вод в Анталью