Маленький камушек с золотыми прожилками, завалявшийся в кармане рюкзака, заставил вспомнить одну замечательную майскую историю.
Я находился в северном Карабахе, недалеко от пограничного с Арменией перевала. Весь день ходил пешком из одной деревни в другую. Усталость не чувствовалась, так как утром следующего дня я должен был встретить своих спутников в аэропорту Еревана, который в 250 км от того места, где я тогда находился. Расстояние не такое уж и большое, но дорога скверна, с бензином большие трудности, плотность потока в среднем - 1.5 машины в час, а после 8 вечера движение прекращается вовсе. Не буду рассказывать почему я оказался в таком месте и в такое время без возможности передвигаться на машине, но выбираться оттуда надо было как-то очень срочно...
Времени оставалось всё меньше и меньше. Главное – это затемно преодолеть пограничный Зодский перевал, откуда 40 км. до ближайшего города, а там уже трасса идёт на Ереван.
17:30 Весь день накрапывает дождь, я иду по грозному ущелью реки Тартар. Ни одной попутной машины уже несколько часов! Остаётся только идти. Иду...
19:04 Вот она удача – белый жигулёнок. Такси! Я уже спокойно еду в компании троих карабахских парней. До перевала остаётся пара десятков километров. Уже представляю как через несколько часов буду мыться под горячим душем… Моросит дождик, но Солнце проглядывает сквозь разорванные тучи, и всё идёт как надо.
20:23 Мы начали подъём. Водитель мастерски лавирует на опасных поворотах. В прошлом году в этих местах с дороги упал грузовик, в кабине которого помимо водителя сидели две женщины. Мы уже достаточно высоко: из окон видны порванные снежные шапки. Останавливаемся рядом со стоящими в кучке несколькими легковыми машинами и двумя грузовиками ЗИЛ. Мужчины возятся в грязевых канавах. Кажется затор, дорогу размыло.
Выйти из машины оказалось достаточно трудным. Особенно для парней с начищенными туфлями. Выползая из салона, они причитают: "мама джан!" Высота слоя грязи - около полуметра. Ужасной, мягкой грязи, которая уплотнялась колёсами и тут же разжижалась ручьями, текущими сверху. У одного из водителей в руках лопата, которой он безнадёжно пытается расчистить колею.
20:40 Наша машинка пытается взять горку штурмом несколько раз. Результат – дымящийся мотор и бессильная злоба. Потом был встречный УАЗик, пытавшийся вытащить нас лебёдкой, но крепёж сорвало. Ловлю себя на том, что хочу понервничать. Застрять на Зодском перевале, когда до встречи в аэропорту меньше 8 часов, как-то не солидно :-)
21:57 Уже час пытаемся делать что-то с дорогой. Мимо проезжает джип, остановившись лишь для того, чтобы сказать ,что ничем помочь не сможет. Я понимаю, что это машина была моим последним шансом уехать в Армению сегодня. Всё! Где-то в глубине включается осознанность. Пошёл дождь. Сели в машину. Курим последнюю сигарету на четверых. Вырабатываем новый русско-карабахский диалект. Становится совсем темно. Ребята начинают готовиться ко сну.
22:35 Решаю идти пешком до базы рабочих с золотодобывающего завода. Ребята пугают меня волками, медведями и прочим. Типа: "До завода ещё 20 км. К утру будешь!" Идти реально не мало, но выбора нет. Впервые в жизни сворачиваю факел. Одеваю фонарик, дождевик, пошёл… Проснувшийся мужик из ЗИЛа желает удачи.
Зодское золото славилось ещё во времена Союза. Сегодня зодский золотодобывающий завод для Армении – это крупное предприятие, дающее в бюджет много денег, а для людей - рабочие места со стабильной зарплатой Северная ветка армянской железной дороги, создана похоже только для обслуживания нужд завода. Золото вперемешку с камнем ссыпают в вагоны и везут в Араратскую долину.
Раньше половиной завода владели индусы, но по слухам, их прогнали и теперь весомым пакетом акций владеет жена Путина. Про Зодский завод можно собрать целый сборник преданий. Кто-то рассказывал, что некто имитировал крушение товарного поезда, дабы списать (отмыть) серьё, кто-то говорил, как в жернова перемолочной машины на заводе попал самородок весом 15 кг... Всё это оставалось в области легенд для меня, так же как и все истории о воровстве золота. Единственное, что я видел своими глазами, так это огромные 120-ти тонные БЕЛАЗы, которые выглядят как гигантские игрушки.
23:17 Идти становится тяжко – постоянный подъём. Вдруг глаз ловит блик света в темноте на очередном повороте. Подхожу ближе - УАЗик с тонированными стёклами. Вот это да! Стучу в окна, из передней двери выходит мужчина в чёрной кожаной куртке и говорящий почти без акцента. Объясняю ситуацию, залезаю в машину. Внутри только 2 передних сиденья, 2 огромных газовых баллона на полу, пустые канистры и 6 человек! Все кроме водителя одеты в грязную рабочую одежду, сапоги, штормовки. Выглядят как солдаты из фильмов про вторую мировую. Знакомимся, расспрашивают меня что и как. Чувствую некую настороженность с их стороны. Ребята явно нервничают. Мне говорят, что через полчаса должен кое-кто подъехать, и после этого мы сразу едем в город. Я рад, ибо то, чего я хотел, получилось…
23:30 По ножу, висящему на рюкзаке, меня узнаёт один парень, с которым мы ехали год назад в одной машине по этому же перевалу. Все смеются, но видно что состояние нервной готовности не покидает их. Как будто перед началом военной операции. Все по очереди нервно курят. Один из парней дарит мне камень с золотыми прожилками и говорит, чтобы никому не показывал. Я отрубаюсь…
00:46 Просыпаюсь от того, что машина прыгает по камням, мы едем на приличной скорости. Все бурно что-то обсуждают. Судя по доминированию слова ... они кем-то не довольны. Пустые канистры пляшут по полу, я держусь за всевозможные части салона. Трясёт жёстко, но я периодически засыпаю. В этом полудрёме ощущения как на войне: мы быстро куда-то сматываемся, все объединены общей целью, дорога - дерьмо, машина - зверь.
02:03 Приехали в город. По дороге развезли всех ребят по домам. Дядюшка водителя соглашается отвезти меня в Ереван. Пересаживаюсь и моментально отрубаюсь на заднем сидении…
04:15 Через мгновенье просыпаюсь от назойливого вопроса: "Посмотри, это место тебе знакомо?" Мы в Ереване. Каждые 40 секунд вопрос повторяется, что сильно раздражает.
04:23 Подъезжаем к дому. Расплачиваюсь, поднимаюсь, моюсь, переодеваюсь - всё на автомате.
05:14 Встречаю ежей.
Опоздание – 15 минут.
Через некоторое время я узнал, кто такие чхджик (летучие мыши – арм.). Так называют ночных старателей с золотодобывающего завода, которые подобно летучим мышам выходят на дело ночью. Дело надо сказать рискованное, ибо есть постоянная угроза быть пойманными властями/охраной завода или быть засыпанным в самодельной шахте. Сразу вспомнил свой камушек и ребят в той машине.
Весёло всё-таки было той ночью!
07/07/2009 04:54
Материалы по теме
- Страны: Армения; Азербайджан
- Регионы: Нагорный Карабах
- Отзыв о поездке: Армения: заметки начинающего автостопщика, ч.2, апрель 2009
- Отзыв о поездке: Армения: заметки начинающего автостопщика, ч.1, апрель 2009
- Отзыв о поездке: Нагорный Карабах, сентябрь-октябрь 2006
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.