Сама не понимаю, как, изъездив почти всю Европу, мы до сих пор не посетили Норвегию. Возможно, пугал пресловутый суровый климат, возможно – что смотреть там, кроме природных красот, особо не на что, в общем, мысль о поездке туда зрела очень долго. Но собрались мы туда молниеносно – по телефону забронировали призовые билеты "Аэрофлота", на букинг ком – отель в Осло на недельку – вот и все наши сборы. Шенгенская многократная виза была получена нами в марте (подробности здесь nat-ka.livejournal.com/157182.html), страховка у нас рабочая (по всему миру), посему для взятия очередной страны препятствий не было. Кроме "Аэрофлота".
Летаем мы им не так чтобы много, но как-то на бонусном счете мили накопились (вероятно, 85-летие компании, когда всем на счета щедро метнули энное количество баллов, тоже сыграло свою роль), и вот звоню я в кассы и узнаю, что билеты-то нифига не бесплатные, а вовсе за деньги – взимаются сборы, примерно 120 долл. с каждого билета. Ну ладно, я темная, не знала, что надо оплачивать сборы, но почему, чтобы получить "призовой" билет, мне нужно
1. забронировать билет по инету или телефону,
2. ждать 1-2 месяца, чтобы списали призовые мили (почитайте форум на сайт аэрофлотбонуса – это просто стена плача какая-то),
3. ехать в офис, чтобы выкупить свои билеты.
Почему нельзя тупо забронировать билеты по инету и тут же их себе распечатать? Это при том, что "Аэрофлот" регулярно рапортует, что е-тикетами пользуется со страшной силой.
О том же, как я выкупала свои забронированные пару месяцев назад билеты в течение трех дней, нужно слагать саги. Вот, к примеру, впечатления от первого посещения касс из моего жж: "Поехала сегодня в кассы Аэрофлота, что на Кузнецком мосту. В полном шоке от того, что они называют "сервисом". Но все по порядку. Во-первых, с удивлением увидела очередь на улице, перед входной дверью - все за билетами. Через несколько минут из дверей выглянул охранник, который сообщил, что касса принимает наличные только до 19.30 (на часах было 19-00), хотя режим работы офиса-до 20-00, он же пускал в помещение по 2-3 человека, командным тоном указывал на аппарат, чтобы получить талон электронной очереди, нажимал на кнопку этого автомата, и указывал, кому куда садиться на диваны вдоль стен. Села, жду.
Прямо передо мной мужчина приехал за билетами, которые забронировал по инету, введя в форму заказа на сайте и номер карты "Аэрофлот-бонус", и ФИО, и данные загранпаспорта, с собой паспорта не привез. Кассир ему сообщает, что для выписки билетов нужен загранпаспорт, иначе она не может его выписать. Мужчина объясняет, что паспорта сданы на визу, и что у него есть данные всех паспортов, да и в конце концов, он же ввел все данные в форму, его же проблемы, если эти данные не совпадут при посадке на самолет, так ведь? Служащая его не слушает и твердит, что без загранпаспортов она ему ничего не выпишет, он начинает нервничать и говорит, что сам не из Москвы, а из Подмосковья, что ему проблематично приехать второй раз в Москву, и что какая разница, есть паспорт или нет. Дама решительно отказывает в выписке билетов. В разговор включается охранник, который кричит через все помещение" "А если бы вы пришли в железнодорожные кассы, с вами бы даже не стали разговаривать, а вы тут всех задерживаете!" Мужчина срывается с места и бросает в сердцах кассиру: "Значит, придется отменить бронь". На что служащая, сидящая рядом (кажется, она обслуживала вип-клиентов, т.к. параллельно общалась с клиентом по-английски), заявляет громко и опять же на все помещение: "А не нравится-летайте другими компаниями, мы без вас проживем!"
И тут я с ужасом понимаю, что у меня тоже нет с собой ни загранпаспорта, ни карты афл-бонус, потому что у нас бонусные билеты, и я бронировала их по телефону, и мне никто не сообщил, что их нужно принести. В общем, меня это все так подкосило и я тихонько оттуда уползла.... *хотя это и не в моем характере, наверное, акклиматизация после отпуска, сил не было ругаться там*
Кстати, про жд билеты - я много лет покупала жд билеты своим родителям, паспортов которых на руках у меня не было - только ксерокопия или выписанные на листочек имена и номера. Пару раз кассирши начинали бубнить, что нужны паспорта, но я поднималась к старшему кассиру (дело было в центральных кассах), и она неизменно давала "добро" на продажу.
А теперь мой вопрос руководству Аэрофлота: при брони я (как и пострадавший мужчина) сообщила кассирше и номера карт, и данные паспортов, более того в их базе эти данные имеются, все данные держателей карт. Зачем им загранпаспорт??? Эти данные никуда в билеты уже давно не вписываются. Покупаю по инету билеты той же Люфтганзы, я давно уже не ввожу данные для покупки. Считают ли они, что подобный сервис-это норма?
Ответ Аэрофлота не заставил себя ждать:
"Здравствуйте,
от имени Аэрофлота мы приносим извинения за полученные разочарования.
Офисы продаж Аэрофлота работают до 20.00, однако, касса, которая работает с наличными деньгами, закрывается в 19.30 для произведения необходимых операций для сдачи выручки. В 20.00 к офису продаж подъезжает инкассация, и согласно банковским инструкциям выручка к этому момента должна быть подсчитана, отчеты о продаже закрыты. С подобными вынужденными неудобствами сталкиваются не только наши кассы, но и любые учреждения, работающие с наличными денежными средствами. Поэтому в этой ситуации мы можем только просить Вас о понимании.
Относительно необходимости предоставления оригиналов документов сообщаем Вам следующее. Во исполнение Федерального закона №20, регламентирующего порядок предоставления персональных данных пассажиров в правоохранительные органы, в авиакомпании были приняты ряд инструкций, в том числе и по обязательному предоставлению оригиналов паспортов, т.к. при продаже авиабилета перевозчик несет ответственность за предоставление корректных персональных данных в правоохранительные органы. Если же пассажир пользуется интернет-продажей, ответственность за правильность внесения лежит на самом пассажире.
Внесение этих данных по телефону либо при создании отложенного бронирования на сайте делается для ускорения обслуживания пассажиров в кассах, потому что в этом случае кассир лишь сверяет данные, а не вносит их заново.
Охранник по необходимости может ограничивать вход посетителей в офис продаж, т.к., как Вы знаете, площадь офиса небольшая, а скопление посетителей в офисе отвлекает кассиров от выполняемой работы, и ошибки, которые могут быть допущены (такие, как даты, рейсы, написание ФИО), могут причинить дополнительные неудобства. Информация о некорректном поведении сотрудников офиса была доведена до сведения ответственного руководителя".
Дальше было еще смешнее: приехав за билетами на следующий день, на этот раз в 18.30, мы тщетно пытались попасть в офис, т.к. тот же самый охранник внутрь никого не пускал уже с 19 ч, закрыв за последним попавшим внутрь тяжелую металлическую дверь. В 20.00 он же высунулся наружу и сообщил, что "касса закрыта, всем расходиться". Очередь, разумеется, стала возмущаться, мол, стоим тут столько времени, могли сказать, чтобы не стояли. На что доблестный воин ответил, что "если бы вы взяли билет электронной очереди до 20.00, вас бы обслужили". В ответ на вопрос из толпы, а как мы могли попасть в помещение, когда вы же туда не пускаете, надо было запускать людей, охранник соизволил ответить: "Мечтать не вредно". Тут пара человек из впереди стоявших, да и мы с мужем, все-таки настояли на том, чтобы войти внутрь и написать жалобу. Вы думаете, нам на нее ответили?. Наивные!
На следующее утро мы снова были у злополучных касс на Кузнецком мосту. Охранник, уже другой, бодро раздавал билеты электронной очереди (запомните этот факт!), видимо, не доверяя никому нажимать на кнопки их бесценного аппарата. Задав нам вопрос: "Вы бонус или эконом, или бизнес?", он получил в ответ "Нам нужно выкупить бонусные билеты" и выдал нам талончик соответствующей очереди. Но что-то меня насторожило, и я, пробившись-таки к автомату, взяла талончик еще и очереди для покупки обычных билетов. Я сто раз была права! Потому что когда довольно быстро подошла наша очередь к соответствующему столу, милая девушка сообщила нам, что у нее "только вопросы про аэрофлотбонус и начисление баллов, билеты продают в обычной кассе". А если бы я не взяла второй талончик, пришлось бы снова становиться в очередь…
Мне еще очень удивительно – почему люди, выбравшие свой рейс и забронировавшие билет по инету/телефону, а, следовательно, отнимающие у кассира на порядок меньше времени, чем те, кто сам не знает, когда и куда он хочет лететь, должны стоять в общей очереди с теми самыми, которые "не подготовлены к встрече со звездой". В данном случае – с кассиром "Аэрофлота" В общем, через пару часов свои билеты мы все-таки получили, но какой ценой……
***
Еще парочку практических моментов. Возможно, прочитав про все эти перипетии, мы передумаете лететь "Аэрофлотом" (на жутко трясущейся Ту-154, кстати), и решите забронировать тот же SAS, тогда советую завести вам либо карту самой авиакомпании, либо – что еще лучше – карточку пула Star Alliance, куда входит и Lufthansa – условия там не в пример лучше, чем у отечественного перевозчика. А если вы еще и владелец карточки "IKEA-family", что на перелеты из Москвы и Санкт-Петербурга вам полагается скидка 15% по ряду направлений. Подробности здесь www.flysas.com/ru/ru/Promotions-and-Prices/IKEA-FAMILY/?wt.ac=IKEAFamily.
Что касается погоды и что одевать, когда едете в Норвегию, расскажу шутку, которую перед поездкой рассказали мне самой: мол, если не нравится норвежская погода, подождите 15 минут. Так и оказалось – в течение часа мог налететь ветер и покрапывать дождик, потом прояснялось и становилось жарко (немедленно снимались куртка, еще куртка, и свитер), а через некоторое время небо снова затягивало тучами и становилось зябко. Соответственно и одевайтесь, чтобы быть готовыми к любой погоде.
День 1 – 11 июня 2008 года. Москва - Осло
Днем ранее нашего вылета, как известно, пустили экспресс "Москва-Шереметьево" от Савеловского вокзала. Надежды на то, что наконец-то все станет гламурно, были грубо оборваны еще на Савеловском вокзале: выходишь из метро - и не понимаешь - куда бечь, ну хоть бы в метро указатель повесили! Фигу. Раздвигая плечом бабулек, ставших напротив метро и развернувших торговлю, прошли к зданию вокзала с левой стороны (где ранее продавали билеты на экспресс до ст. Лобня, откуда шли автобусы до обоих "Шереметьево". Стоит толпа, которая мечется от кассы к кассе, не понимая, где брать билеты на Лобню, где - на Шереметьево. Где-то на окошке кассы висит бумажка аж А4, где написано расписание движения поездов до 16.06, большое расписание, которое висит на стене у выхода на перрон, частично заклеено бумажками. Удивительно, но расписания экспресса на сайте аэропорта я не обнаружила, зато за время нашего пребывания в отпуске шереметьевцы не поленились сбацать целый сайт для расписания
www.aero-express.ru/schedule.html
Билет стоит 250 руб., причем требуют строго без сдачи. Широко анонсированного по центральному тв wi-fi нет и в помине - проверяли в течение всего времени движения поезда. Без 10 минут отправление открывают двери вокзала, что ведут на перрон, и растерянная толпа мечется между двумя только подошедшими серыми поездами - который же тот, заветный, до Шереметьево, если в новостях показывали красный? На табло при этом – ноль информации.
Терминал в Шереметьево-2 отгрохали внушительный, с запасом, фото и небольшой репортаж с открытия можно увидеть здесь fishki.net/comment.php?id=36646.
Под навесиком вдоль стройки перебежали в аэропорт. На удивление быстро прошли регистрацию и паспортный контроль. Пугающей толпе корейцев оказалось с нами по пути, и в итоге мы вылетели с опозданием на час. Стюардессы по дороге и туда, и обратно были приветливы, но какие-то пенсионного возраста и с легким налетом совка – даже не могу сказать, в чем конкретно это выражалось, но почувствовали это не только мы с мужем, но и некоторые пассажиры, затем оказавшиеся с нами в одной очереди на паспортном контроле в Осло. Не то чтобы я против женщин в возрасте в роли стюардессы, но ярко-морковная помада и голубые тени стюардессы на обратном пути добили меня окончательно.
К тому же, свои обязанности они выполняли довольно вольно: у моей соседки всю дорогу были не пристегнуты ремни и закрыта шторка иллюминатора, а сидящие впереди очень нетрезвые дамы развлекались в полете съемкой со вспышкой. Как часто летающий пассажир, чрезвычайно ценящий свое здоровье, и требующий неукоснительного соблюдения всех правил в полете, я не могла оставить сие без внимания. А как вам лететь на ТУ-154? Тряска при взлете, тряска в полете, и очень сильная тряска при посадке - вот удел тех, кто опрометчиво полетит в Осло с "Аэрофлотом".
Забегая вперед, расскажу, что по прилете обратно мы опрометчиво обрадовались, не увидев в зале встречающих привычной толпы бомбил-таксистов и гнусно фыркнули в ответ на предложение "такси, недорого". Попутно высказали замечание, что пассажирам, прибывшим в аэропорт в первый раз, неочевидно, откуда поезд-экспресс все-таки отправляется. Не все поймут, что для этого нужно подняться на второй этаж - хоть бы указатели повесили что ли... На втором этаже и коридорчике до терминала, откуда отправляются поезда, насторожило полное безлюдье. Ага, вот и расписание. Каково же было наше удивление, когда мы увидели, что поезд только что ушел - в 13.20, а следующий только в 15.50! А можно было повесить расписание прямо в здании аэропорта, чтобы мы сюда не тащились?? В общем, неясно, как при таком расписании они намереваются "догнать и перегнать" "Домодедово"?
По прилете в Осло мы довольно быстро прошли паспортный контроль, по указателям "Train" вышли к поездам, где приобрели билеты в автомате. Добраться до Осло из аэропорта можно двумя путями:
1. на экспресс Flytoget, который стоит 160 крон на одного - для этих поездов имеется спецкасса. Поезд идет 25 минут;
2. на обычном поезде, который движется от 26 до 40 минут и стоит 86 крон на одного (1 крона=5 рублей).
Оба поезда приходят на центральный железнодорожный вокзал Осло. Есть еще пара автобусов, про них я напишу, когда буду описывать Осло. А сейчас скажу пару слов о нашем отеле.
Clarion Collection Hotel Bastion Oslo, 4*
Сайты отеля
www.choicehotels.no/hotel/hotel?hotel=NO096
и www.hotelbastion.no
Отзывы на трипэдвайзоре
www.tripadvisor.com/Hotel_Review-g190479-d574418-Reviews-Bastion_Hotel-Oslo.html
Бронировали на букинг ком, цена меняется в зависимости от дней недели и дат, но в среднем получилось 165 евро в сутки с завтраком за номер.
Просторный номер с маленькой ванной и душем (см. фото). Нам достался № 502, с окнами на улицу, но было нешумно. Есть запасные подушки для желающих. Очень удобные кровати. В номере имеются тв, мини-бар, чайник, кладут ежедневно заварку, сахар, молоко, кофе. Сейф на ресепшен, бесплатно. Бесплатный же инет, для чего на ресепшен нужно каждый день получать карточку, действующую 8 часов. В стенном шкафу прячутся утюг, гладильная доска и пресс для брюк. В ванной - настенные емкости с гелем для душа и мылом, в номер кладут блокнот и ручку. Среди буклетов над письменным столом обнаружили клиентскую карту сети отелей, которую предъявили при выезде, и нам туда начислили баллы на проживание (эти же буклеты с карточками есть на ресепшен, слева).
Минусы:
1. небольшая ванная, маловато места для баночек-склянок и полки для них не предусмотрены.
2. маловат стенной шкаф, в него, конечно, спокойно влез наш дорожный саквояж, но как туда становится большой чемодан - представляю с трудом.
Главный плюс отеля - питание. Для заехавших поздно полагается спецкоробка с двумя сэндвичами, кистью винограда, клубникой и парой конфет. Для выезжающих рано завтрак сервируют с 5 утра, там то же, что и на завтраке с 7 утра, но без горячего. Завтрак в будни 7-10, выходные 8-11. В обед (15-18) в зале для завтраков ставят вафельницу, клубничный джем, взбитые сливки, сметану и тесто, и вы можете порадовать себя свежеиспеченными вафлями. А вечером с 18 до 21 накрывают легкий ужин, который включает в себя то же, что и на завтраке, плюс пару горячих блюд. Круглосуточно у зала для завтраков - бойлеры с горячей водой, заварки, работают автоматы с кофе, шоколадом, молоком, соками, напротив ресепшен стоит ваза с фруктами. Все это входит в стоимость номера. Продукты стараются разнообразить, даже нарезанные фрукты.
Примерный перечень того, что было на завтраке следующий. Салат, нарезка помидоров, огурцов, сладкого перца, соленья, в т.ч. маринованные огурцы (сладкие!), сладкая, но не противная селедка, какие-то соусы, Яйца вареные и печеные, в судке для горячего - бекон, яичница, фасоль в подливке, печеный картофель, сосиски (тут тоже чередовали, из постоянных продуктов бекон и яичница). Паштет домашний, сыры, ветчина (3-4 сорта), салями, пара салатов (картофельный и какой-то творожный, иногда с капустой), все продукты экологически чистые (стоят спецтаблички). Много сортов хлеба, а вот выпечки 1-2 виза и ее немного. В нарезке киви, апельсины, грейпфруты, арбузы, ананасы, виноград. Соки яблочный и апельсиновый, молоко - круглосуточно в автоматах. Хлопья, мюсли, семечки очищенные, вода в кувшинах с клубникой, киви, арбузами. Вечером ставили еще пару больших мисок с овощными салатами, плюс горячих пару блюд (плов из морепродуктов, креветки, форель, макароны с подливкой, курица печеная).
Заметили, что здесь принято уносить за собой посуду и ставить ее на столик у служебного входа. Если не уберете, никто, конечно, вас не убьет, но если уберете, будете вознаграждены улыбкой и "спасибом" от девушки, которая это убирает.
На фото - ранний завтрак в 5 утра, перед нашим вылетом. Фото отеля talusha.3bb.ru/viewtopic.php?pid=22918#p22918.
Чтобы вас немножко помучить, скажу лишь, что Осло очень приятный город. И что я очень давно не получала такого удовольствия от посещения музеев, как от пяти музеев полуострова Бюгдой норвежской столицы. Но об этом - в свое время...
"Сюда надо приехать, чтобы своими глазами увидеть мунковский фирменный знак — волнистые линии береговых обводов, параллельные, насколько параллельны могут быть кривые. Во всех двух тысячах картин и пяти тысячах рисунков у Мунка нет ни одной прямой линии. Сюда надо приехать, чтобы почувствовать, в какой великолепной пропорции смешиваются в твоем сознании и фантазии лекала мунковских картин, норвежских фьордов, викинговских кораблей в здешнем музее".
/Петр Вайль, "Гений места"/
24/06/2008 08:05
Материалы по теме
- Страны: Норвегия
- Отзыв о поездке: Норвегия: Осло и Берген, август 2006
- Статья: Осло - уникальная зимняя столица, 17.11.2006
- Фоторепортаж: Осло в августе, 13.11.2006
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.