лучшее письмо месяца

    Тосканская неделя



    Так получилось, что планировать это путешествие мы начали практически на следующий день после возвращения с Мадейры в прошлом году. В итоге в Тоскану отправились 3 супружеские пары опытных путешественников, прошедших не только просторы бывшего Союза и Европы, но и далекие Северную и Южную Америки, Австралию, Таиланд. Мы дружим много лет, так что во взаимоотношениях никаких проблем нет, наоборот, они только располагают к приятному отпуску. Нет надобности представлять всех поименно, хотя, поверьте, все мы люди незаурядные и интересные. Только для целей изложения я обозначу того, кто за рулем - назовем его Командир, ну, и того, кто рядом с водителем – назовем его Штурман.

    Идею маршрута мы наметили практически сразу и она не менялась, за исключением некоторых деталей. Итак, мы летим в Милан, берем в аэропорту машину на шестерых (миниван или минибус) и едем на базу в Тоскане, там живем неделю и ездим, любуясь просторами Тосканы и ее историческими, архитектурными и художественными достопримечательностями. Затем направляемся в Болонью, там берем еще одну машину на четверых, одна пара на большой машине возвращается в Милан и улетает домой, две другие пары уже на другой машине продолжают путешествие еще на неделю на север Италии в район озера Комо.

    Еще важно отметить, говоря о подготовке, что мы впервые собирались путешествовать с GPS-навигатором. Мы вооружились новеньким MIO DigiWalker P350, зарядили его IGO 2007 и картами 2007 года Италии и Швейцарии.

    Определившись с маршрутом, мы тотчас приступили к его реализации. Первым делом нужно было обзавестись жильем в Тоскане. Как и все последние годы, мы начали поиск жилья на сайте www.holiday-rentals.co.uk. Здесь всегда можно найти множество вариантов, причем с хорошим соотношением цена/качество. Этот сайт снова сработал и после интенсивной переписки по электронной почте с владельцами жилья, включая получение дополнительной информации в виде фотографий, рисунков, схем, описаний, мы остановили свой выбор на апартаментах BelVedere, которые находятся на сельскохозяйственной ферме Montemari. В Италии это называется agriturismo.

    Особенно нас заинтересовало удобное, как нам показалось, и типично тосканское местоположение фермы. Сама ферма расположена на холме в оливковой роще, вокруг лес. Рядом в 5 км скоростная автодорога Флоренция – Пиза – Ливорно (Fi-Pi-Li). В пределах досягаемости (до 100 км) находятся основные города-достопримечательности: Флоренция, Сиена, Пиза, Лукка, Пистойя, Вольтера.

    Теперь надо решать вопрос с авиабилетами. Здесь мы столкнулись с некоторыми ограничениями. Дело в том, что в августе-сентябре, т.е. на пике сезона, минимальный срок съема апартаментов – неделя, а день заезда-выезда – суббота. После консультаций с нашим многолетним турагентом мы остановились на полете в Милан. Тогда же мы окончательно определились с датами нашего отпуска и перевели денежный задаток владельцу наших апартаментов в Тоскане. Заметьте, что все это происходит в феврале, а летим мы в Милан 25 августа.

    Уже ближе к августу решили вопрос с арендой автомашины. Наш выбор пал на миниван Fiat Ulysee. Примерно за туже цену можно было взять минибус, но мы отказались от этой идеи, резонно решив, что у нас могут быть проблемы с парковкой и передвижением по узким старинным улицам. К тому же Fiat Ulysee был фактически знаком нам, так как конструировался на базе той же концептуальной модели, что и Wolkswagen Sharan и Pegeaut 806, которые мы уже опробовали в свое время в Испании и Германии.

    25 августа, суббота

    Итак, утром 25 августа аэробус А-321 итальянской авиакомпании Alitalia доставил нас в миланский аэропорт Malpensa. Полет прошел нормально, за исключением ощутимой болтанки при подлете и еще одной маленькой детали: когда попытались включить нашу цифровую видеокамеру, она почему-то отказалась работать, решили, что это результат каких-то помех в полете и отложили ее. Неторопливо и без проблем прошли паспортный контроль и двинулись к багажному транспортеру, где уже на табло высветился номер нашего рейса. У всех было приподнятое настроение, нормально прилетели, еще несколько минут и нас ждет увлекательное путешествие. Мы собирались получить машину и по дороге на базу в Тоскане заехать в Парму, погулять там, попробовать знаменитую пармскую ветчину прошутто и столь же знаменитый сыр пармезан. У нас, как мы считали, вагон времени, так как на базу мы должны приехать не ранее 16 часов. Кроме того, нам надо было закупить продукты, сегодня ведь суббота, а завтра воскресенье и все закрыто. Так в приятных размышлениях мы расслабились и разбрелись по залу прибытия.

    А багажа тем временем все не было. Прошел час, полтора. Тут мы обратили внимание, что здесь же в зале возле багажного конвейера то сидят, то куда-то бегут еще несколько пассажиров с нашего рейса. То есть проблемы не только у нас. С одной стороны, это хорошо, с другой, от этого не легче – багажа-то все равно нет.

    Из общения с коллегами по несчастью выясняется: наш рейс продолжил полет в Бостон, а багаж тех, кто летел до Милана, по какой-то причине остался в аэропорту Бен-Гурион. Оказывается, уже было объявление, что всем пассажирам с нашего рейса следует обратиться в бюро Lost&Found по поводу багажа.

    Идем туда, а там очередь человек 50. Становимся в очередь, пытаемся анализировать ситуацию и думаем, что делать дальше. Очередь двигается на удивление быстро и вот мы у стойки, заполняем бланки. У нас просят точный адрес нашей базы в Тоскане. Хорошо, что все увесистые папки с проработкой маршрута я положил в рюкзак, который взял с собой в ручную кладь. В одной из интернетовских распечаток был указан подробный адрес. Служащий, который оформлял бумаги, очень оптимистично заверил нас, что весь наш багаж сегодня вечером или завтра утром будет доставлен по указанному адресу.

    Итак, имеем в минусе:
    - багажа нет и когда мы его увидим - неизвестно, сегодня суббота, завтра воскресенье, т.е. сплошные выходные, что резко снижает наши шансы получить багаж сегодня или даже завтра;
    - сущие мелочи в виде сменного белья, обуви, наконец, туалетные принадлежности, как и другие вещи, остались в багаже.

    Кое-что имеем в плюсе:
    - все документы и деньги при нас, включая ваучер на получении машины;
    - GPS-навигатор и автомобильное зарядное устройство к нему предусмотрительно находятся в моем рюкзаке.

    И еще в плюсе наш общий положительный настрой. Мы приехали отдыхать и никто и ничто не может помешать нам, кроме нас самих. После недолгих размышлений, наконец, выходим из зала прибытия и идем получать машину.

    С машиной все нормально. Заказанный миниван Fiat Ulysee темно-синего цвета с двухлитровым дизелем и полным баком ждет нас на стоянке. Быстро грузимся, благо без багажа (шутка!). Налаживаю GPS-навигатор. Приходится держать его в руках, т.к. все крепежная арматура находится … Угадайте с трех раз? Правильно, в багаже.

    С этого момента у нас появился седьмой член экипажа: Вова, он же Вовка, Вовочка, Вован. Дело в том, что при настройке GPS-навигатора требуется выбрать вариант голоса, каждый вариант имеет имя. Так, на русском есть два варианта: Наташа и Владимир. Мы выбрали Владимира.

    Для начала задаю Вовке цель – парковка в центре Пармы. Быстро и уверенно выезжаем с территории аэропорта и уже через несколько минут под диктовку Вовки въезжем на скоростную автодорогу, берем талон на оплату и вот мы уже набираем крейсерскую скорость в140 км/час.

    Через час-полтора решаем в Парму не заезжать, т.к. уже скоро 3 часа дня, а на базу желательно приехать засветло, мы еще не полностью доверяем Вовке. Кроме того, надо искать по дороге супермаркет, закупить продукты, ну, и предметы первой необходимости.

    Задаю Вовке новую цель - ближайший торговый центр. Это возле городка Фиденца (Fidenza). Съезжаем со скоростной дороги, заплатив требуемую сумму.

    Торговый центр оказался шикарным аутлетом Fidenza Village. Наши женщины тут же встрепенулись и забыли об отсутствии багажа. Но общими усилиями быстро вернули всех к действительности. Что характерно для аутлетов, здесь нет продуктового супермаркета. Но мы быстро нашли его недалеко, буквально в нескольких километрах.

    Загрузившись продуктами, уже берем курс на базу. Вовка уверенно диктует Командиру сменить направление движения и мы поворачиваем на юг в сторону моря.

    До сих пор дорога ничем примечательным не отличалась – обычная скоростная автострада с двумя-тремя рядами, а на развязках до пяти полос в каждую сторону, как правило, прямая, бегущая среди бесконечных промышленных зон высоких технологий. Качество дороги на уровне, но все же уступает германским автобанам.

    Теперь же, после поворота, дорога становится все более живописной, петляет среди холмов, покрытых буйной зеленью лесов, а горизонт уже закрыт горными хребтами, все больше виадуков и туннелей. Причем каждый туннель и виадук имеет имя.

    Тут среди прочих дорожных указателей и рекламных щитов увидели характерный указатель Autogril. Это сеть дорожных ресторанов self-service, разбросанных вдоль итальянских автодорог. Вспомнили, что еще не ели толком сегодня и съехали к ближайшему Autogril'ю. Ну, хоть здесь в этот день оправдались наши ожидания: обилие салатов, настоящий свиной стек, который жарится прямо на твоих глазах, спагетти с пармезаном, наконец, отличный кофе. Короче, Autogril нам понравился.

    Вспоминаем о наших проблемах и пытаемся звонить по телефону и узнать судьбу багажа. Тщетно, отвечает автоответчик и только на итальянском. Поехали дальше.

    По старой штурманской привычке все время поглядываю в карту, все еще не доверяю Вовке, но это скоро пройдет, в дороге вообще перестану заглядывать в карту. Тем временем поехали вдоль морского побережья мимо мраморных карьеров Carrara, пляжей Viareggio, обходим Пизу и влетаем на скоростную дорогу Firenze-Pisa-Livorno (Fi-Pi-Li).

    Еще несколько километров и Вовка командует съезд со скоростной дороги, слегка путается на новых круговых развязках (в картах их еще нет), но помогают указатели и общими усилиями находим нужное направление. Вот указатель Palaia, затем Colleoli. Где-то уже должна быть наша база. Пошла узкая проселочная дорога через лес.

    Едем медленно, вокруг ни машин, ни людей. Тосканская глубинка! Боковым зрением вижу, что слева проскочили какие-то ворота, оборачиваюсь и … Ору 'Стоп! Назад!'. Разворачиваемся, подъезжаем к открытым воротам, читаем: Agriturismo Montemari. То, что надо!

    Въезжаем в ворота, дальше по щебеночной дорожке ползем в гору. Добираемся до площадки, что-то похожее на парковку, даже частично крытую тентом. Еще чуть выше сквозь деревья видим два добротных строения. В ближнем дверь открыта, там оказался офис. Здесь мы и познакомились с Марко – молодым хозяином фермы.

    Решили все формальности. Марко провел нас в апартаменты Belvedere и вручил ключи вместе с пультом для управления воротами.

    Жилое здание, построенное на пригорке, представляет собой 4-х-квартирный коттедж: две 3-х-спальневые квартиры на нулевом этаже и два 4-х-спальневых дуплекса на первом этаже. Все квартиры с отдельным входом.

    Нам достался один из дуплексов. По однопролетной лестнице поднимаемся на первый этаж. Там веранда с мраморным столом. С веранды открывается вид на парк и окрестности. Завораживающе красиво! Открываем входную дверь и попадаем в небольшой салон, диван, кресло, журнальный столик, телевизор на тумбочке. Влево салон переходит в просторную столовую с кухней, большим камином, буфетом для посуды, на буфете бутылок 20 вина местного разлива. Кухня оборудована всем необходимым, включая большой холодильник, плиту, духовку, посудомоечную машину. Все сделано добротно, со вкусом, отделка деревом, наверное, дуб. Из окон столовой вид на окрестности тоже шикарный.

    Из салона попадаем в коридор, здесь еще несколько дверей, три спальни, две туалетные комнаты с душевой кабиной и хорошей сантехникой. В углу салона винтовая лестница на второй этаж, там еще одна спальня, причем с кондиционером, и туалетная комната. Все на уровне и вполне соответствует нашим ожиданиям.

    Территория фермы ухоженная, от коттеджа вглубь ведет дорожка, переходящая в живописную лестницу, которая приводит на площадку с плавательным бассейном. Вокруг бассейна шезлонги с зонтами.

    Разместились и вспомнили о наших проблемах, вернулись к Марко и попросили его позвонить по телефону, узнать про наш злосчастный багаж. Он любезно согласился, но все, что ему удается, это дозвониться до транспортной кампании, которая доставляет багаж владельцам, и то с отрицательным результатом: нашего багажа там нет. Все остальные инстанции либо не отвечают, либо у них нет новой информации.

    Понимаем, что сегодня уже багаж не получим, значит нужно хотя бы обзавестись зубными щетками и каким-то сменным бельем и обувью. От Марко узнаем местоположение ближайших торговых точек. Это недалеко, километров 10, в городке Pontedera. Заодно более подробно разведаем подъездные дороги к нашей базе.

    Большинство магазинов уже закрыто, как-никак субботний вечер, но большой торговый центр Panorama еще работает. Особый интерес для нас представлял огромный супермаркет с хорошим выбором товаров. Закупили недостающие продукты, несколько бутылок вина Chianti Classico для первой пробы, местное пиво Moriatti, тоже на пробу, ну и шесть зубных щеток(!), шесть пар белья непонятного фасона, то ли женских, то ли мужских(!), несколько пар тапочек(!).

    На обратном пути нашли более удобную и короткую дорогу от скоростного шоссе до базы, всего 5 км.

    Быстро соорудили ужин и с аппетитом отужинали на нашей веранде и вернулись к нашим баранам, то бишь к багажу.

    Решили подключить резерв главного командования, то есть наших детей. На очередном сеансе связи попросили их из Израиля звонить во все инстанции и хотя бы раздобыть информацию о багаже. В завершение наших бед окончательно выяснилось, что мы остались без видеофильма. Так и не удалось запустить цифровую видеокамеру. На этом, наконец, завершили этот первый и нелегкий день на тосканской земле.

    26 августа, воскресенье

    Утром, не торопясь, позавтракали на веранде. Дождались Марко, снова попросили его позвонить, но опять без результата. От детей тоже пока нет новостей. Что делать? Ждать, сложа руки? Ну, уж нет! На сегодня у нас по плану был ближний выезд в Пизу и Ливорно. Это в радиусе 50-60 км и, в случае необходимости, можем в течение получаса вернуться на базу.

    Собрались, облачились в ставшую уже ненавистной одежду, выезжаем.

    Задаю Вовке цель: ближайшая парковка к Campo dei Miracoli – Полю Чудес, где сосредоточены главные достопримечательности Пизы.

    Вовка точно вывел на цель, но парковка, наверное, по случаю воскресенья, закрыта, однако, рядом много других парковок со свободными местами. Паркуемся, сориентировались по карте Пизы (Pisa), которой мы разжились у Марко, и пошли к Полю Чудес.

    По дороге, вдруг, звонок (было очередное время связи) на один из наших мобильных и … наши дети устраивают разговор-конференцию с дежурным израильского посольства в Риме. Мы очень тронуты такой заботой и попросили по возможности оказать помощь в поиске багажа. Через некоторое время мы получили первую полезную и обнадеживающую информацию о багаже. Оказывается, еще вчера его отправили в Рим, теперь ожидается отправка в Милан, а оттуда – по месту нахождения владельцев.

    Тем временем вышли на Поле Чудес. Видно обнадеживающая информация ощутимо подняла нам настроение, потому что вид на ослепительно-белый архитектурный ансамбль, да еще на фоне изумрудно-зеленой лужайки просто поразил нас своим великолепием. Восхищенные мы долго бродили у Баптистерия, Дуомо, затем у самой Падающей башни.

    Зашли в Дуомо. Было очень жарко, а мы без головных уборов. Внутри прохладно. Поразились богатством и красотой внутреннего оформления. Заодно отдохнули от жары. Вышли. Пришлось здесь же в сувенирных лавках обзавестись шестью шляпами. Сразу полегчало!

    Провели на Поле Чудес почти час. Вернулись к машине и поехали дальше.

    Сначала решили заехать в Marina di Pisa. Но не задержались там. По-прежнему жарко, а здесь на набережной нет даже намека на тень. Двинулись дальше в сторону Ливорно.

    Поехали вдоль побережья. Едем медленно, дорога узкая да еще на всем протяжении утыканная припаркованными автомобилями. Это место называется Tirrenia и славится своими песчаными пляжами. Сегодня воскресенье – итальянский народ отдыхает, наверное, поэтому так много машин.

    Наконец, выехали на скоростную дорогу и повернули на Ливорно (Livorno).

    Вообще Ливорно не является туристским местом. Но хотелось самим посмотреть что-то не засиженное туристами. Кроме того, надеялись увидеть Новую Венецию – район Ливорно.

    Уже при подъезде к городу появились сомнения: долго ехали вдоль мрачной промзоны. Наконец, въехали в город и довольно быстро нашли стоянку в центре города на Via Fiume. Вышли на одну из центральных улиц Via Grande и дальше двинулись к Piazza Mikeli, где находится самый известный памятник в Ливорно с интригующим именем – Monumento Quatro Mori - Монумент Четыре мавра.

    Памятник включает бронзовую статую герцога Фердинанда I и также отлитые в бронзе четырех чернокожих рабов, прикованных цепями. Фигуры рабов должны напоминать о том, что Ливорно являлся центром работорговли. Мрачноватый памятник.

    От памятника вернулись на Via Grande и пошли вверх по направлению к каналам. По дороге прошли Piazza Grande с Дуомо и вышли к каналам на Piazza della Repubblica. Прошли немного вдоль каналов, огляделись и ничего, напоминающего венецианские каналы, как ни старались, не увидели. Дальше пошли влево, где виднелись крепостные стены, частью вдоль каналов. Это крепость Fortezza Nuova. Там внутри должен быть парк. Чтобы попасть туда, приходится идти через туннель, стены которого разрисованы не очень презентабельным граффити. Наконец, попадаем в парк. Ничего привлекательного, разве что посидели немного на лавке в тени. Кстати, везде в городе очень мало народу, а туристы, наверное, мы одни. Короче, обошли Ливорно туристские тропы. Проверено!

    Вернулись к машине и покинули неприветливый Ливорно.

    По дороге решаем перекусить. Как раз проезжали мимо Autogril'а. Но в этот раз вышла осечка. Выбор блюд оказался мизерным. Но все-таки перекусили.

    Вернулись на базу и принялись осваивать зону барбекю. Она оборудована как пристройка к офисному коттеджу. Сделано все по-хозяйски, основательно. Оборудовано место для костра с вытяжной трубой, заготовлены дрова, есть разделочный стол, вода. Соответствующие продукты в виде аппетитных колбасок и стеков у нас были уже припасены. Так что пикник удался на славу.

    Поздно вечером получили очередное известие от детей: наш багаж уже в аэропорту Пизы. Принимаем решение брать багаж самим.

    27 августа, понедельник

    Рано утром группа спецназа в составе всей мужской половины нашего экипажа, вооруженная только GPS-навигатором (как же без Вовки!) и документами, выдвинулась в район аэропорта Пизы с твердым намерением отбить багаж.

    Через полчаса мы парковали наш миниван в аэропорту Пизы и бросаемся на поиски бюро Lost&Found. С трудом нашли его в самом дальнем углу немаленького здания аэропорта. Подошли к маленькому окошку, там никого, но видны кучи чемоданов, баулов. Стучим, кричим. Минут через 15 что-то зашевелилось среди кучи вещей и к окошку подходит служительница бюро и говорит, что еще рано. Объясняем наши проблемы. К счастью, служительница понимает английский. Нехотя, но все же берет документы и идет к компьютеру. После долгих манипуляций возвращается к нам и говорит, что в компьютере наш багаж не числится. Мы говорим, что багаж доставили сюда вчера поздно вечером и, может быть, поэтому его нет в компьютере. Женщина снова надолго исчезает в дебрях бюро. Наконец, снова появляется и просит только одного из нас пройти во внутрь, но с другой стороны.

    И вот – о-о-о, счастье! – из дверей один за другим выкатываются шесть единиц нашего многострадального багажа, целые и невредимые.

    Еще через полчаса уже весь экипаж, переоблачившись в слегка примятую, но свежую одежду, воодушевленно обсуждал наши дальнейшие планы.

    В заключение 48-часовой эпопеи с багажом:
    - надо отдать должное нашим детям, если б надо было, они и папу римского подняли бы. Огромное им родительское спасибо! Только их стараниями мы получили багаж в относительно короткое время;
    - видно, не все так плохо в итальянской бюрократической машине. Ведь что-то сработало там и багаж попал именно в Пизу.

    Итак, жизнь вернулась в обычное русло.

    Выезжаем в Сан-Джиминьяно (San Gimignano) – один из самых раскрученных городов Тосканы.

    Уже привычно задаю Вовке цель – ближайшая парковка к центру Сан- Джиминьяно. В этот раз поехали в другую сторону от базы. Дорога оказалась довольно сложной: извилистая с подъемами, спусками, крутыми поворотами. Но Командир под диктовку Вовки уверенно держит приличную скорость на сложной дороге.

    При подъезде к Сан-Джиминьяно мы остановились, чтобы запечатлеть потрясающий вид города со стороны. Как большинство городов в Тоскане, Сан- Джиминьяно возвышается на холме на высоте 334 м над уровнем моря. Но не это главное, а то, что этот единственный в свое роде город славится своими башнями. В средние века их насчитывалось более 70, а до наших дней сохранилось 15. Так вот, при подъезде этот город средневековых небоскребов смотрится просто фантастически.

    Поехали на парковку, которая находится у городских ворот. С трудом находим свободное место.

    Входим в город через ворота San Giovanni и по одноименной улице via San Giovanni двигаемся к центру города. Чувство нереальности вокруг просто завораживает, несмотря на толпы туристов. Вот уже видна самая высокая башня Torre Grossa (54 m). Заглядываем на боковые очень живописные улочки и выходим на Piazza della Cisterna. Вокруг дворцы 13-14 вв. Слева на возвышении видим колодец с датой сооружения 1237 г.

    Дальше площадь переходит в другую Piazza del Duomo. Здесь находится довольно скромный Duomo, он же Collegiata. Здесь же стоит Palazzo Vecchio del Podesta, над которым высится башня Torre Rognosa высотой 51 м.

    Через Piazza Nomi решаем подняться в западную часть города. Здесь расположена бывшая крепость XIV века Rocca. В крепости расположился музей вина, где вам поведают историю виноделия и проведут дегустацию. Но мы все время здесь провели на смотровой площадке, откуда открывается потрясающий(!) вид на окрестности: бесконечные холмы, покрытые зеленым бархатом лесов, оливковые рощи, геометрически правильные линии виноградников, силуэты домов, утопающих в зелени садов и разноцветии цветов.

    Возвращаясь, мы не отказали себе в удовольствии еще раз пройтись по древним узким улочкам Сан-Джиминьяно. Словом, это был как раз тот случай, когда увиденное превзошло наши ожидания.

    Вернулись к стоянке и двинулись дальше. Нас ждала Вольтера (Volterra) – еще одна жемчужина в ожерелье Тосканы.

    Вовка вывел нас к одной из стоянок у стен города. Пройдя еще немного вдоль стены и поднявшись по крутой лестнице, мы вошли в город через небольшие пешеходные ворота, переходящие в короткий туннель, который вывел нас на улицу via San Lino. По этой улице мы поднялись на центральную площадь города Piazza dei Priori. Площадь окружена величественными дворцами, в их числе один из старейших дворцов Тосканы, Palazzo dei Priori, датируемый 1208 годом. Затем вышли на Piazza San Giovanni, где находится Duomo с Баптистерием.

    И снова мы не отказали себе в удовольствии побродить по древним улицам, где каждый камень дышит историей. Но если Сан-Джиминьяно поразил нас своей легкостью, устремлением ввысь, то Вольтера вместе с тоже своеобразным колоритом, произвела более тяжелое впечатление, как бы соответствующее не самым светлым временам средневековья.

    От Вольтеры мы двинулись в сторону побережья. Здесь мы хотели побывать еще в одном месте, не отмеченном в туристских путеводителях – замок Bolgheri.

    Замок известен еще с 8-го столетия. За свою историю несколько раз разрушался до основания, но возрождался снова. То, что мы видим сегодня, результат реконструкции после прибытия в Bolgheri армии Императора Максимилиана в 1496 г.

    Первой достопримечательностью, с которой, собственно, начинается замок, является красивейшая кипарисовая аллея, которая начинается от прибрежного шоссе и прямой 5-километровой стрелой заканчивается у ворот замка.

    Небольшая территория замка со своими улочками изобилует очаровательными укромными уголками, а с панорамной террасы открывается редкой красоты вид на окрестности.

    На такой красивой ноте мы закончили этот день.

    28 августа, вторник

    В этот день мы решили выехать пораньше. Нам предстояло путешествие в Сиену и по винной дороге Chianti Classico.

    Сначала поехали по уже знакомому пути в сторону Сан-Джиминьяно, затем решили заехать в Poggibonsi. Этого города нет в туристических маршрутах, но он довольно часто упоминается в рассказах туристов.

    Вовка свое дело знает и привычно точно вывел к городскому вокзалу, где мы собирались припарковать машину. Но, сделав несколько кругов по площади и близлежащим улицам, свободного места так и не нашли. К тому же сам городок как-то не показался. Поэтому решили не терять время и поехали в Cиену(Siena).

    Спустя короткое время парковали наш миниван на viale Curtatone, недалеко от исторической части Сиены, а еще через несколько минут мы влились в нескончаемый поток туристов, несущийся к сердцу Сиены – Piazza del Campo. По дороге мы заглядывали в боковые улочки, сохранившие до наших дней дух средневековья. Нас все время как бы сопровождало ощущение, что вот сейчас из-за поворота на полном скаку выскочит средневековый рыцарь.

    И вот мы на площади – Il Campo - так ее называют сами сиенцы. Действительно, единственная и неповторимая, где неровности рельефа были превращены в шедевр архитектуры. Излишне описывать детали площади, она достойна того, чтобы видеть это самому. И увидев, согласиться, что она – одна из красивейших в мире.

    Площадь окружена элегантными дворцами, среди которых выделяется Palazzo Pubblico с колокольней высотой 102 метра (второй по высоте средневековой башней Италии), а ее центральной точкой является Fonte Gaia – прямоугольный мраморный фонтан, декорированный статуями. Погуляв по площади и запечатлев ее в разных ракурсах, пошли к Piazza del Duomo.

    Выходя на площадь, сначала увидели башню – Кампанилу. Она построена в том же самом черно-белом 'полосатом' стиле, что и сам Duomo.

    А вот и фасад Duomo. Мы на несколько минут застыли и заворожено смотрели на это чудо готической архитектуры из черно-белого мрамора. Столь же впечатляюще и внутреннее убранство собора. И это все при том, что собор недостроен. Если бы было завершено строительство южного нефа, это был бы, наверное, самый большой собор в Европе.

    Мы еще немного, но с наслаждением погуляли по улочкам Сиены, и вернулись к машине.

    Теперь нам предстояло упоительное – в прямом смысле – путешествие по знаменитому винодельческому району Chianti Classico.

    Сначала поехали из Сиены в направлении Gaiole in Chianti.

    Километров через 15, увидев нужный указатель, повернули направо и поехали в Castello di Brolgo. Небольшая деревенька, ее даже на карте навигатора не было. Но нас интересовала не сама деревенька, а энотека в ней. Здесь мы сделали первую дегустацию местного вина, помеченного всеми атрибутами Сhianti Classico: черный петушок (Gallo Nero) и что-то вроде знака качества – буквы DOCG. Общими усилиями проверили с десяток бутылок и в результате две бутылки с рубиновым содержимым бережно легли в багажник минивана.

    Дорога очень живописная, кругом природа, радующая глаз. Километров через 10 снова повернули направо в направлении Meleto. Здесь, кроме энотеки, нас ждал замок. Сначала решили подняться в замок.

    Подъехали к стоянке, дальше вроде бы надо пешком, но некоторые машины продолжают подыматься выше. Мы за ними, проехали еще пяток километров, снова стоянка, теперь уж точно дальше пешком.

    Дорожка довольно крутая. Решили сократить путь и поползли по горной тропе. С трудом, но мы сделали это!

    Вокруг замка глубокий ров с водой и мощные крепостные стены. Подходим к воротам, они закрыты. Наверное, уже сиеста. На всякий случай стучим. Через некоторое время с той стороны лениво подходит девица, открывает калитку, но за вход требует 5 евро с человека. Спрашиваем: за что? Только за вход во внутренний двор, сам замок для посещения закрыт. Решаем: нам такой хоккей не нужен, гуляем по аллее вдоль стен и спускаемся вниз к энотеке.

    Здесь тоже платишь, но знаешь за что. После дегустации еще пара бутылок с черным петушком легла в багажник минивана.

    Мы наметили еще два винных городка: Radda in Chianti и Castellina in Chianti. В одном из них мы намеривались отужинать с тосканской кухней. Но, ох уж эта сиеста! Ни в энотеки, ни тем более в ресторан там не попали. Просто погуляли, наслаждаясь окрестной природой.

    В поисках тосканского ужина уже поехали в сторону базы и тут увидели очередной указатель на ресторан. Свернули с дороги, проехали по красивой аллее, припарковали машину на пустой просторной стоянке. Пока весь экипаж выбирался из минивана, Командир увидел официантку и побежал выяснять работает ли ресторан, или все еще продолжается сиеста. Мы подошли … и стали свидетелями анекдота из жизни.

    Командир подошел к официантке и спросил для начала: "Speak English?". В ответ получил: "No, solo italiano". На что Командир, человек весьма эмоциональный, в сердцах выругался вслух по-русски, употребив ненормативную лексику, которая, как известно, не переводится. Но, услышав эту эскападу, официантка, вдруг, расплылась в радостной улыбке и … сказала на чистом русском: "Ну, так бы и сказал! А то инглиш, инглиш!". Оказывается, русская женщина Валя вышла замуж за итальянца и уже пять лет живет в Poggibonsi. Кстати, подтвердила, что там смотреть нечего.

    Поужинали на славу. Вино местного разлива так хорошо пошло, что еще пара бутылок пополнила винную добычу в багажнике минивана.

    29 августа, среда

    В среду (середина недели, апогей путешествия!) у нас по плану был всего один город, но зато какой! Мы собирались весь день посвятить столице Тосканы – Флоренции (Firenze).

    С дорогой пока проблем нет. Даже без Вовки сами выскакиваем на Fi-Pi-Li. Но на подъезде к Флоренции попадаем в пробку. На протяжении 6 км одна полоса закрыта на ремонт. Включаем Вовку и в качестве цели задаем большую подземную автостоянку Parterre в северной части Флоренции. Эту стоянку мы разведали еще при подготовке маршрута в Интернете.

    Вовка невозмутимо точно вывел к стоянке. Без проблем припарковали машину. Решили идти пешком, до Piazza del Duomo километра два, не более.

    Пересекли Piazza della Liberta, немного прошли по Viale Giacomo Matteotti и повернули на Via Alfonso la Marmora. Дальше Via Giorgio la Pira, затем Via Ricasoli, вот мы уже на Piazza del Duomo и сходу становимся в очередь в кафедральный собор Santa Maria del Fiore.

    Пока двигаемся в очереди, поражаемся грандиозностью сооружения, уникальностью Купола Брунеллески, совершенством линий Кампанилы Джотто. Уже внутри собора восхищаемся фресками Вазари и Дзуккари.

    Выйдя из собора, не забыли запечатлеться на фоне восточных ворот Баптистерия 'Врат Рая', но так и не сумели дождаться 'чистого фона': нескончаемые толпы туристов не давали даже шанса остаться наедине с одним из первых шедевров эпохи Ренессанса.

    По Via dei Calzaioli мимо Orsanmichele пошли на Piazza della Signoria, отдали должное Palazzo Vecchio, Fonte del Nettuno, Loggia dei Lanzi и, конечно, Давиду Микеланжело (пусть и копии).

    Прошли к Галерее Уффици и, увидев нескончаемую очередь, окончательно расстались с еще теплившимися надеждами попасть туда.

    Дальше двинулись к Piazza di Santa Croce, отдать должное бренным останкам знаменитых флорентийцев, покоящихся в прекрасной готической церкви Santa Croce: Микеланжело, Галилей, Макиавелли, творец 'Врат Рая' Лоренцо Гиберти, …

    Вышли к набережной Арно, направились к Ponte Vecchio, прошли по знаменитому мосту, перейдя на другой берег, в район Флоренции, называемый Ольтрарно.

    Было очень жарко и душно, с трудом добрели до Palazzo Pitti. Здесь много разных экспозиций, мы взяли билеты на 5-6 из них. Но сначала мы решили пойти в сады Боболи. Это один из парковых ансамблей, был когда-то частным владением Медичи. Хотелось немного отдохнуть в тени деревьев, а затем, набравшись сил, идти смотреть дворцовые экспозиции. Но все оказалось наоборот. Парк имеет огромную площадь, к тому же расположен на возвышенности, т.е. сначала довольно долго нужно подыматься вверх, а уже потом вниз. Особой тени нет, да и все кусочки тени давно заняты толпами туристов, развалившихся на траве под деревьями. Короче, мы истратили остатки сил, бродя по парку. Уже ни на какие экспозиции не пошли, а побрели обратно к паркингу к машине.

    На обратной дороге опять попали в пробку на Fi-Pi-Li, ремонтировалась уже другая полоса.

    День Флоренции получился у нас не очень удачным. Наверное, правы те, кто считает, что во Флоренцию надо ехать дня на три, не меньше.

    30 августа, четверг

    На следующий день мы снова поехали в Северную Тоскану. Сначала наш путь лежал в Лукку (Lucca). В отличие от большинства городов Тосканы, Лукка лежит на равнине. Вовка точно вывел нас к парковке у одних из городских ворот – Porta San Pietro.

    Самое главное достоинство Лукки – это городские стены. Возведенные в 16-17 веках, они кольцом окружают город, общая протяженность – около 4 км. По верху стен проходит прогулочная дорога Viale delle Mura Urbane, засаженная деревьями, очень живописная и красивая. Гуляя по городскому валу, можно вволю наслаждаться великолепными видами Лукки, что мы с удовольствием сделали.

    Один раз спустились со стен и углубились в город. Это мы сделали, чтобы приблизиться к кафедральному собору San-Martino c его асимметричным фасадом и примыкающей пятиярусной Кампанилой.

    Вернулись на стену, еще немного с удовольствием прошлись по тенистой дорожке, вернулись к машине и поехали дальше. Нас ждала Пистойя (Pistoia).

    Как обычно, припарковали машину у въезда в историческую часть города. Как-то быстро прошлись по улочкам и вышли к главной площади Piazza del Duomo. Здесь на площадь выходят фасадами несколько больших дворцов, но главное украшение - все же собор Cattedrale di San Zeno и Battistero di San Giovanni in Corte.

    Восьмиугольный Баптистерий не столь пышно украшен, как, например, пизанский, но впечатляет не меньше.

    Напротив Баптистерия – Duomo с кампанилой. Башня построена в романском стиле и устремляется на высоту 67 метров.

    Еще прошлись по улочкам и вернулись к машине. Прогулки по Пистойе весьма приятны: живописные домики, тихие переулки, словом, маленький городок меж средневековых стен, сохранивший свою провинциальную прелесть.

    Дальше двинулись строго на юг в городок Винчи (Vinci) - родину Леонардо да Винчи. Проехали километров 40 по сложной горной дороге.

    И вот, конечно, благодаря Вовке, мы у цели – Музей Леонардо, точнее он называется Музей Идей Леонардо да Винчи (Museo Ideale Leonardo da Vinci). Над входом в музей – фрагмент легендарной Джоконды (только глаза).

    Мы провели достаточно много времени в музее и оно стоит того. Среди экспонатов музея – деревянные модели изобретенных Леонардо машин, построенных по чертежам из его записной книжки. В их число входит автомобиль, бронированный танк, пулемет. Действительно, поражаешься гениальности и в то же время универсальности знаний и умений Леонардо, а, самое главное, тому, на сколько веков он опережал свое время!

    При выходе из музея попадаем на обзорную площадку, в центре которой сооружен памятник, выполненный по известному рисунку Леонардо, отображающему идеальные пропорции человеческого тела. Все три пары из нашего экипажа сфотографировалась на фоне памятника, попытавшись воспроизвести рисунок(:)).

    Хотели поужинать в районе Винчи, но опять попали в капкан сиесты. Поехали домой, по дороге заскочили в Panorama, прикупили шесть великолепных рыбин (форель!), гору морепродуктов. Рыбу запекли в фольге и снова устроили праздник живота на нашей веранде под звон бокалов, наполненных Chianti Classico. Лучше всякого ресторана!

    31 августа, пятница

    Последний полный день в Тоскане был очень насыщенным. Сначала по уже опробованной дороге поехали к Вольтере, оставили ее в стороне и через некоторое время парковались в Колле-ди-Валь-д'Эльза (Colle di Val d'Elsa).

    Этот городок состоит из верхнего города и нижнего. Мы оставили машину на парковке в нижнем городе и начали подыматься в верхний, старый город.

    Прошли по мосту и через Palazzo Campana, служащего городскими воротами, прошли в старый город. Город нам показался вытянутым вдоль одной улицы. Мы прогулялись сначала в одну сторону, потом вернулись обратно к машине и поехали дальше.

    Проехали Монтериджиони (Monteriggioni). В сам город не стали заезжать, но эта кольцеобразная цитадель с дороги смотрится очень внушительно и красиво.

    Оставили в стороне Сиену и, проехав еще километров 40, парковали машину в Монтальчино (Montalcino).

    Город, угнездившийся на вершине холма, словно остановился во времени на узких, крутых, извилистых улочках. Над городом подымаются впечатляющие бастионы Фортеццы (Fotezza), возведенной Козимо 1.

    Под стенами Фортеццы располагается знаменитая энотека, где продаются знаменитые красные вина Brunello di Montalcino. Здесь у нас было вполне понятное намерение пополнить наш винный запас. Но, как ни странно, дегустация здешнего вина не впечатлила, и мы отложили свои намерения до следующего винного города - Монтепульчиано.

    Но по дороге прежде заехали в маленький городок Пьенца(Pienza). На первый взгляд – это тихий, провинциальный городок. Но, оказывается, здесь была попытка построить идеальный город. В 1405 году в этой деревеньке, которая тогда называлась Корсиньяно, родился Энеа Сильвио Пикколомини, один из образованнейших людей раннего Возрождения. В 1458 году он стал папой Пием II, а уже в следующем году поручил архитектору Бернардо Росселино превратить родную деревню в идеальный город. Но его грандиозный план не продвинулся дальше десятка зданий, окружающих Пьяццу Пия II.

    А городок очень приятный, тихие чистенькие улочки, уютные закоулочки.

    Дальше наш путь лежал в знаменитый винный город Монтепульчиано (Montepulciano), растянувшийся вдоль узкой гряды на высоте 605 м над уровнем моря. Его улицы просто заставлены палаццо и церквями, но городок прежде всего известен своими сортами Vino Nobile di Montepulciano.

    Но и здесь нас ждало разочарование. Пройдя несколько энотек, распробовав больше десятка сортов, мы не смогли выбрать что-то, достойное пополнить наш винный запас. Во-первых, на вкус и цвет … Ну, дальше все знают!

    Во-вторых, Монтепульчано не повезло с нами. И городок приятный, но нас здесь преследовало чувство, что мы уже это видели. Все-таки, уже неделю в Тоскане и, наверное, наступило какое-то пресыщение.

    И с вином, наверное, также. Ну, не понравилось нам Vino Nobile после Chianti.

    И еще один прокол. Хотели попробовать пиццу, упали в ресторанчик на туристской тропе. А там пицца … Нет, это все, что угодно, но только не пицца.

    Короче, не повезло нам в Монтепульчано.

    Поехали на базу и устроили прощальный ужин на веранде, допив до конца все запасы Chianti.

    1 сентября, суббота

    Сегодня мы прощаемся с Тосканой.

    Последний раз позавтракали на нашей веранде, тепло попрощались с Марко, погрузились в миниван и под неусыпным оком(экраном?) Вовки взяли курс на Болонью.

    По хорошо знакомой Fi-Pi-Li, в этот раз практически без пробок, доехали до пригородов Флоренции, повернули на север и выскочили на скоростную автостраду А1. Примерно через час, пролетев еще километров 80, мы уже ехали по улицам Болоньи (Bologna(.

    Агентство, где мы должны были получать вторую машину, оказалось на севере центральной части Болоньи. С помощью Вовки, имея точный адрес, мы без труда нашли это место.

    Вскоре мы парковали серый Wolkswagen Passat Station рядом с миниваном, перегрузили вещи, затем снова все сели в миниван и поехали в центр Болоньи.

    В центре удивительно быстро нашли парковку и пошли гулять пешком.

    Город произвел на нас очень благоприятное впечатление. Для архитектуры Болоньи характерны арочные галереи первого этажа. Что-то похожее запомнилось нам в швейцарском Берне. Но в центре Болоньи эти галереи повсюду. Говорят, что их общая протяженность превышает 35 км. Кроме того, была даже установлена минимальная высота портиков – 2.66 м – именно столько нужно, чтобы проехал всадник.

    Особенно нам понравилась Piazza Maggiore c собором Святого Петрония, ну, и, конечно, две знаменитые падающие башни – Due Torre, высотой соответственно 98 и 48 м. Первая башня покосилась на 1 м в сторону, а вторая – на целых 3.22 м.

    Как ни приятно гулять по Болонье, надо двигаться дальше.

    Вернулись к машине, включаем Вовку и пытаемся выехать из центра, но движение по этой улице одностороннее, приходится снова двигаться к центру. Начинаем крутиться по узким улочкам и … тут Вовка сплоховал: мы попадаем в западню. Дело в том, что для ограничения движения в старой части города въезд на многие улицы перегорожен невысокими столбиками с дистанционным управлением: для проезда столбик опускается, затем снова подымается, перегораживая проезд. Естественно, никакой информации об этом в навигаторе нет. Каким-то образом мы проскочили на одну из таких улиц и теперь со всех сторон дорога перегорожена столбиками. Мы в замешательстве.

    Обращаемся в ближайшую гостиницу, но там помочь то ли не могут, то ли не хотят. Наконец, какой-то водитель увидел наши мучения и сделал знак ехать за ним, придержал опущенным столбик и мы выскочили из западни. Но что делать дальше? Вовка в такой ситуации не только не помогает, но, наоборот, вреден. Крутиться на узких улочках на нашем миниване, ой, как не просто.

    Тут Командир буквально хватает за руку девушку, проезжавшую мимо на мотороллере, и пытается объяснить нашу ситуацию. Наконец, девушка говорит "Ok!", делает знак следовать за ней и срывается с места. Командир выдыхает "Приcтегнуть ремни!" и сдабривает это уже известной эскападой, чуть ли не привстает, имитирую езду то ли на лошади, то ли на мотороллере, и дает полный газ, бросаясь в погоню за исчезнувшей за поворотом, очень резвой девушкой на мотороллере.

    Это была езда, достойная съемки супербоевика. Наш миниван, ведомый Командиром, немыслимо вписывался в повороты на узких улочках, буквально в миллиметрах разминался со встречными машинами.

    Я снова включил навигатор, чтобы хоть как-то контролировать дорогу. Но, кроме монотонного "Изменение маршрута!" на каждом повороте, Вовка ни чем не помогал.

    Наконец, когда мы в очередной раз догнали мотороллер, девушка махнула рукой в сторону выезда на широкую улицу. Мы облегченно вздохнули. Вовка тоже ожил и уверенно скомандовал направление движения.

    Уже через несколько минут мы рассаживались в две машины, согласно купленным билетам. Вовка со всем своим хозяйством перекочевал в Passat.

    Мы покидали Болонью, договорившись остановиться где-нибудь в придорожном кафе.

    На двух машинах мы проехали каких-нибудь 150 км, но даже на этом, относительно коротком расстоянии, мы убедились, насколько мы были правы, что путешествовали на одной большой машине.

    Мы остановились в придорожном кафе в нескольких десятках километров от Милана. Здесь нам предстояло разделиться. Командир со своей прекрасной половиной на миниване следовали в аэропорт Malpensa, там должны сдать машину и покидали Италию. Оставшиеся четыре члена экипажа, уже на Passate, продолжали путешествие по Италии на север в район озера Комо, но это уже другая история.

    kleo1951
    21/11/2007 19:55


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    31.03.24 Европа переходит на летнее время
    19.02.24 Визовые центры европейских стран изменяют график работы в феврале и марте
    14.02.24 Uzbekistan Airways полетит из Ташкента в Рим
    01.02.24 В Венеции начался ежегодный карнавал
    13.12.23 Цифровая шенгенская виза появится только через 7 лет
    01.12.23 Известный итальянский горнолыжный курорт сменил название
    28.11.23 Итальянский визовый центр в Петербурге предлагает "выездной прием"
    27.11.23 Стали известны подробности о налоге для туристов в Венеции
    30.10.23 Визовые центры опубликовали график работы в ноябрьские праздники
    26.10.23 Италия, Словения и Хорватия временно вводят контроль на границах