Когда я собирался в Италию, я говорил друзьям и знакомым, что еду в авантюрное путешествие: один, вне организованного тура, без языков (даже английский - если я могу что-то сказать, то уж понять ответ очень сложно). Теперь вместо "Итальянская авантюра" я бы назвал "Итальянская увертюра" и окидываю взглядом г л о б у с - куда дальше?...
Места...
Рим, Тиволи, Римини, Сан Марино, Болонья, Падуя, Венеция, перевал Бренер, Инсбрук, Природа на участке Bolzano - Edolo, Озёра D'Iseo и Lecco, Бергамо, Милан.
Маршрут - длился 10 дней: 11.5.99 - 20.5.99.
Самолетом "Alitalia" из Тель-Авива в Рим. 4 ночи в гостинице Рима. На машине "Rent a car "Avis" в Tivoli. Автострадой А24, А14 в Rimini, заезд в San Marino, автострадой А14 в Bologna, автострадой А13 в Padova, автострадой А4 в Venezia. В Innsbruck по дорогам: ss11 - мимо Padova, ss47 - мимо Trento, A12 - мимо Bolzano и через перевал Brenner. Обратно до Bolzano, по дороге ss38 (3 км), ss42 - мимо Edolo (высота дороги до 1883 м) - в Lovere. Затем вдоль горного озера d'Iseo в Bergamo, по дороге 342 на озеро Lecco и по дороге ss36 в Milano. На центр.ж.д. станции: сдал машину в "Avis",вещи - в багаж, купил билет в аэропорт. Самолетом "Alitalia" из Милана в Тель Авив.
Общие впечатления
Очень сильные:все 4 дня в Риме, в т.ч. его парки, участок автострады А24 Рим - Терамо, Сан Марино, перевал Бренер, Горная дорога ss42. Слабые: как ни странно - Венеция: м.б. от того, что много ожидал, а м.б. от того, что заплатил 16$ за очень дальнюю стоянку, а больше 3-х часов смотреть там, наверное, нечего.
Подготовка
А все началось с того, что мы с женой по ряду причин запланировали именно на это время поехать куда-нибудь на 6 дней в южную Европу. Но никуда я не нашел организованных туров ни на русском языке ни на иврите - не сезон и не праздники! Вот тогда я стал зондировать возможность не только самостоятельно посетить, например, Рим, но и самостоятельно передвигаться по стране. И тут ряд факторов вывел меня на этот выбор: в Италию на рейс "Alitalia" до 6.6.99 были очень льготные цены - 299$ (+24$-портовые), и что можно прилететь в Рим, а вылететь из Милана (и наоборот), а машину у "Avis" можно возвращать в любом городе той же страны без доп.оплаты. Жена на такое "дикое" путешествие не согласилась и я, разогнавшись, удлинил планируемое путешествие до 10 дней, оплатил в Израиле полет, съем автомашины самой маленькой - фиат-Пунто - из Рима в Милан на 3 дня (40$ в день) и п о л е т е л.
С собой взял много печенья, немного консервов, несколько пакетов супов и рулончик плавленного сыра. Из снаряжения: спальный мешок (остался после армии здесь у сына), бензиновый примус (еще из России), часть карт из купленного здесь Атласа шоссейных дорог Европы, хорошую карту Рима из книжки "Рим" серии "Окно в мир", невзрачную книжку "Италия" из серии "Обитаемый остров" с очень обстоятельными описаниями всех интересных городов и мест Италии и, составленный по ней и карте дорог, очень обстоятельный план действий на каждый день с вариантами на ту или иную скорость освоения этого плана.
Процесс
Сразу приятно удивил самолет "Alitalia": просторный салон по 6 мест в ряду позволяет соседу,сидящему у окна, совершенно беспрепятственно выйти со своего места, никого не беспокоя; на каждые 4-5 рядов с каждой стороны с потолка выходит плоский цветной телевизор, при этом звук можешь прослушивать через пневматические наушники, настроя их на 1-й из 10 радиоканалов, но в звуковом сопровождении необходимость не возникала, т.к. шли очень смешные приколы; можно очень хорошо откинуться назад (в физическом смысле этого выражения в отличие от метафизического) на своем кресле.
Вторая приятность - великолепные двухэтажные пригородные поезда, проходящие через аэровокзал, с бегущей строкой внутри каждого вагона - информацией о пути следования поезда.
Прибыв на центр.ж.д. вокзал, я сразу пошел по адресам гостиниц, указанным в той же книжке "Италия", как дешевые. Но в принципе не надо никаких адресов - настолько много гостиниц, что в течение часа - двух все равно что-нибудь подходящее найдешь. Только очень желательно говорить на итальянском, в чем очень помог разговорник в той же книжке "Италия",а также 12-ти языковый израильский электронный словарь "Космос" (с набором 15 фраз по каждой из 10 тем). На счет цен вполне можно торговаться - я в конечном итоге жил в центре, один в хорошем двухместном номере, с душем, телевизором и телефоном за 85000 лир(47$), заплатил сначала за 2 ночи вперед, потом еще за две.
Если опустить впечатления художественные, то Рим это: море мотоциклистов как в рабочее время,так и в тусовках; очень много маленьких и просто крохотных 2-х и 4-х местных старых автомашин; очень много полицейских-карабинеров на улицах и у входов в разные здания; бросается в глаза некоторое количество оригинальных и небольших электро-автобусов; но больше всего меня восхитили городские парки, особенно villa Sciarra (на юго-западе) - кусочек дремучего леса!
За 4 дня я обошел Рим вдоль и поперек и этот срок оказался для меня оптимальным. В полдень я взял машину, уточнив на карте Милана место возврата ее и условия доплаты в случае задержки возврата (на двое суток насчитали 108$, а реально я заплатил 66$ - что для меня осталось загадкой, правда я вернул машину за 5 часов до истечения 2-х доп.суток).
Первым пунктом был Tivoli в 40 км от Рима - Villa Andriana, но развалины этого старинного дворца оказались блеклыми на фоне того, что я видел в Риме - грандиозные развалины Terme di Caracalla.
После этого я выбрался на автостраду и здесь меня ждало настоящее потрясение: трасса проходила поперек Италии и шоссе шло или в тоннелях (от сотни метров до 10 км), или на эстакадах высотой, я думаю, до десятков метров. Было ощущение п о л е т а над Италией: ты едешь-летишь со скоростью 120-140 км/час, а где-то далеко внизу крошечные домики, ползают букашки-автомобили! Такого ощущения на других автострадах Италии я больше нигде не испытывал, т.к. почти все они идут на равнинах, хоть и едут на них уже со скоростью 140-200. Надо сказать, что я понятия не имел какие ограничения по скорости существуют в Италии и узнал только при обратном въезде из Австрии: 130 км/час максимум! Для информации: стоимость пользования автострадой (теми, что имеют индекс А в ее номере) примерно 1000 лир на 10 км. Остальные дороги и автострады - бесплатны.
Долетев таким образом до восточного побережья Италии, я попал в Rimini - это итальянская Ривьера: насыпан длинный мол в сторону моря, слева небольшой порт, в центре бесконечные оттели, справа песчанный берег с бесконечными аттракционами, барами, и др. пляжным сервисом.
Заночевав в машине на подъеме в Сан-Марино, въехал рано утром в эту чудеснейшую (и древнейшую, как написано в той же книжке) республику. Истратил пол пленки на отрывшиеся виды с двух замков, при том, что виды эти я отхватывал в разрыве облаков, несущихся под замками.
В 11 я уже въезжал в Болонью - город с хорошо сохранившимся средневековым обликом и ...море велосипедов на тротуарах, ж.д. вокзале (сегодня воскресенье), площадях - в центре запрещены стоянки автомашин. С наклонной 97-метровой башни (подъем пешком) - вид на черепичные крыши и кривые улочки. И в каждом городе Италии, где я был, грандиозные богатые церкви, сравнимые с самой большой из них - Святого Петра в Риме (сказывается раздробленность Италии на мелкие княжества в средние века - наверное хотели перещеголять друг друга?).
1 час автострады - и я в Падуе. Здесь все условия для воскресного народного гуляния: громадная старинная площадь, окруженная водным каналом и множеством статуй, а рядом большой луна-парк. Случайно попал в церковный клуб(?), где послушал хор, меццо-сопрано и баритон. Город запомнился гармоничностью древних и новых зданий, свободной (не тесной) планировкой. Поздно вечером выехал в сторону Венеции и заночевал на сервисной станции автострады.
Про Венецию я уже упоминал - красиво, оригинально как нигде, стоило бы покататься на гондоле да не с кем да и некогда, некогда - впереди Альпы, горные дороги, горные озера...
Ночевка была на смотровой площадке над Инсбруком. Но прежде надо попытаться описать вечернее великолепие перевала Brenner - это граница (совершенно условная) между Италией и Австрией. На подъеме я останавливался, наверное, каждые 3-4 км, чтоб восхититься и попробовать передать э т о на фотопленку...На самом перевале ехал в плотном тумане. Трасса была непривычно загружена большегрузными фургонами. Почти вся правая полоса как попутно, так и навстречу была занята ими.
Инсбрук - город как город, куда ни посмотришь - над тем, что видишь - горы, покрытые снегом. Прямо из города фуникулер, переходящий в канатную подвесную дорогу на высоту что-то более 2300 м. Принимают к оплате любую валюту окружающих стран.
На обратном пути, выйдя у Bolzano с автострады, поехал по горным районам северной Италии. Этот участок от Bolzano до Edolo по своему живописен тем, что он проходит местами на высоте до 1880 м, относительно малонаселен, имеет множество крутых поворотов. Чтобы не сбиться с направления нужно было следовать указателю "PASSO TONALI" (воспользовавшись своим словарем я перевел как "сумеречная походка"), т.к. номер дороги следовал уже после сотен метров после развилки. Это мне объяснила милая итальяночка, когда на развилке я не нашел нужного мне направления...
Озёра меня разочаровали тем, что я не смог в них поплавать и вовсе не из-за низкой температуры воздуха и воды. Было видно, что в них никто не купается, т.к. я не обнаружил мест, приспособленных для в х о д а в воду, а я ехал вдоль всей кромки берега озера d'Iseo.
Утром моего предпоследнего дня я въехал в Bergamo. Этот город был известен мне, что здесь жил некий Труфальдино из Бергамо и мне очень хотелось посетить этот самый Бергамо, хотя он и значился у меня как вариант для посещения. По описанию в нем на верхнем этаже Академии Carra находится "одна из самых знаменитых картинных галерей Италии". Кроме нее я побродил под слабым дождем по Верхнему Городу - это средневековый город, обнесенный крепостной стеной. В старинных дворцах его сейчас расположен Университет. Выезд из города впервые доставил мне много хлопот: указатели на необходимое мне направление на развилках были нерегулярны и приходилось ориентироваться по карте города (ее мне подарили в кассе галереи). Кстати, в какой бы город я ни приезжал я обязательно находил карту этого города - без нее невозможно рационально ориентироваться!
Озеро di Lecco вообще не представило никакого интереса - сколько охватывал глаз - все берега были населены и застроены.
Заночевав не очень удачно в 10 км от Milano, утром в 7 часов я въехал в него в густом потоке машин (4 полосы в одном направлении!), сдал машину и пошел гулять по городу. В отличие от Рима многие досторпимечательности были свободны (бесплатны) для посещения: огромная крепость Castello Sforza с музеями внутри, действующая церковь-собор Diomo, напоминающая Собор Парижской Богоматери в Париже, но более изящная и ажурная (в Риме для осмотра фресок в церквях нужно бросать в автомат 500 лир для включения ее освещения на 1 минуту).
Сим писанием я не ставил целью делиться впечатлениями о "достопримечательностях" каждого города или о виденных скульптурах и картинах прославленных художников, а лишь хотел поделиться опытом "дикого" путешествия. Буду рад, если преуспел в этом.
31/05/1999 00:01
Материалы по теме
- Страны: Италия
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.